Краткое слово о дороге праведных предков

Краткое слово о дороге праведных предков

Абдул-Кадир аль-Арна'ут

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Предисловие

ХвалаАллаху! Мы восхваляем Его, к Нему обращаемся за помощью, у Него просимпрощения и к Нему прибегаем от зла наших душ и зла наших дел. КогоАллах наставил на прямой путь, никто не сможет ввести в заблуждение, атого, кого Он вводит в заблуждение, никто не поведет прямо. Ясвидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у которого нетсотоварищей. Я свидетельствую, что Мухаммед- Его раб и Его Посланник.

Написатьэту статью, в которой дается разъяснение о дороге праведных предков-салафов, меня побудило множество вопросов на эту тему, которые задаютмне люди в связи с разногласиями между их направлениями и течениями.Многим людям трудно понять сущность праведного мусульманскоговероубеждения, т.к. они находятся под влиянием тех, кто много говоритна данную тему и не раскрывает ее в истинном свете. А сами люди несчитают себя обязанными самим обращаться к трудам ученых- обладателейСунны, ахль ас-Сунна ва аль-джаммаах, которые объективно рассмотрелиэтот вопрос. Они всесторонне раскрыли этот вопрос и не оставиливозможности для каких-либо добавлений. Поэтому каждый, кто обсуждаетвопросы, касающиеся вероубеждения, обязан обращаться к известнымтрудам, написанным на эту тему ее приверженцами. Он должен обстоятельноизучить их и быть справедливым. Поэтому я обратился к Всевышнему Аллахус просьбой указать мне верный путь в подготовке этой небольшой статьи.В ней я опирался на труды нескольких ученых о вероубеждении праведныхпредков, которые были признанны как ранними, так и позднимимусульманскими учеными. Я не добавил от себя ничего, кроме того, чтосчел необходимым для разъяснения некоторых скрытых вопросов, вытекающихиз приведенных мною цитат.

Источники, на которые я опирался при подготовке этой статьи, я перечислил на последних страницах.

Япрошу у Аллаха сделать эту статью полезной для всех мусульман и обращаюсвой труд к Его благородному Лику. И, в заключении,- хвала Аллаху,Господу миров!

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Всевышний Аллах сказал: «Всякому из вас Мы устроили Шариат и путь». Это значит закон и ясную дорогу.

ВсевышнийАллах для каждой общины устроил свой Шариат, т.е. закон и дорогу -манхадж. Он даровал Шариат обладателям Библии и обладателям Евангелия.От также даровал его людям Корана.

Хотя они (Шариаты) и различаются в своих законах, все они сходятся в единобожии и поклонении одному Аллаху, Велик Он и Могуч.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Яближе всех людей к Исе бин Марьям как в этом мире, так и мире ином. ВсеПророки являются братьями: их матери разные, а религия одна. Между мнойи Исой не было Пророков». Этот хадис приводится у аль-Бухари и Муслима.

Смыслданного хадиса в том, что они были едины в вопросах единобожия ипоклонения Одному лишь Аллаху, однако в вопросах законоведения междуними была разница.

Всевышний Аллах в Коране сказал: «Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»

Он также сказал: «Мы отправили к каждому народу Посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!»

Это является единобожием Аллаха, хотя Шариаты Пророков и Посланников отличались в поселениях и запретах.

ПосланникАллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи являютсяправедными предками, салафами, нашей общины. Каждый, кто призывает ктому, что совершал Посланник Аллаха, его сподвижники и их благочестивыепоследователи, следуют по дороге праведных предков.

Каждыймусульманин обязан следовать Благородному Корану и очищенной Сунне,обращаясь к тому, как их понимали праведные предки, да будет Аллахдоволен всеми ими. Они заслуживают следования по их дороге, потому чтобыли верными в своей вере, стойкими в вероубеждениях и искренними впоклонении.

Имамом праведных предков является ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняться которомунам повелел Аллах. Он сказал: «Что дал вам Посланник, то берите, а отчего удержал вас, от того удержитесь».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является хорошим и праведным примером для мусульман.

Всевышний сказал: «Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха, желает Последнего Дня и много поминает Аллаха».

Он говорил только то, что было откровением с небес.

Всевышний сказал: «Он не говорит по пристрастию. Это- только ниспосылаемое откровение».

Всевышний повелел нам сделать его судьей во всех делах, сказав: «Нонет- клянусь твоим Господом- не уверуют они, пока не поставят тебясудьей в том, что запутано между ними, и потом не найдут в самих себезатруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью!»

Он, хвала Ему, запретил нам также противиться ему, сказав: «Тогдапусть берегутся те, которые противятся повелению его, дабы не постиглаих смута или не постигло бы их наказание мучительное!»
Когдаправедные предки препирались о чем-либо, они обращались к КнигеВсемогущего и Великого Аллаха, а также Сунне Его Посланника, даблагословит его Аллах и приветствует.

Всевышний сказал: «Еслиже вы препираетесь о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и ЕгоПосланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний День. Это- лучше ипрекраснее по исходу!»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передал людям послание своего Господа и разъяснил его им.

Аллах сказал: «Мы послали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано».

В одном хадисе сказано: «Придерживайтесьмоей Сунны и Сунны моих праведных халифов. Хватайтесь за нее зубами иостерегайтесь нововведений, ибо каждое нововведение являетсязаблуждением». Приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд и ибн Маджа. Достоверный хадис.

Самымилучшими людьми после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, являются его сподвижники, которые с правдивостью, сидк,искренней преданностью, ихлас, переняли от него свою религию.

Всевышний Аллах так охарактеризовал их в своей Книге: «Средиверующих есть люди, которые правдивы в том, в чем заключили с Аллахомзавет, и такие, которые уже кончили поприще своей жизни, и такие, чтоеще пережидают и еще не переменили ничего».

Они творилиблагие дела, о которых Аллах упомянул в Своей Книге: «А благочестивыте, кто уверовал в Аллаха, в Последний День, ангелов, в Писание иПророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему близким,сиротам, беднякам, путникам, просящим и на рабов, и выстаивал молитву,платил закат и исполнял свои заветы, когда их заключит, и был терпеливв несчастии, бедствии и во время беды. Это те, которые были правдивы, иони- богобоязненные!»

Этот аят называется аятом искреннегоисповедания. Этими качествами Аллах охарактеризовал сподвижниковПророка, да будет Аллах доволен всеми ими. Их законом и уставом былиКнига Аллаха и Сунна Его Пророка. Сунна- самое благословенное, самоелучшее, самое полезное знание как в вопросах религии, так и в мирскихделах после Корана- Книги Великого и Всемогущего Аллаха. Это- цветущийсад, в котором ты можешь найти наипрекраснейшие блага и добродетель.После Сунны следует придерживаться единогласного мнения праведныхпредков и великих ученых из общины Пророка.

Праведные предки- это лучшее поколение людей, о котором Посланник Аллаха сказал: «Лучшиелюди в моей общине- это мое поклонение, а затем следующее за ним, азатем следующее за ним. А после них появятся люди, которые будутсвидетельствовать и не приводить свидетелей, будут совершатьпредательства из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и невыполнять их. Они будут полными». Приводят Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и др.

Основарелигии, которой придерживались и к которой призывали первые поколениямусульман, мусульманские ученые и праведные предки, состоит в том, чтокаждый человек обязан челиком и полностью верить в Книгу Аллаха иСунну, свидетельствовать о единстве Аллаха и о пророческой миссииМухаммеда, познавать Аллаха через Его атрибуты, которые описаны вниспосланном Им Откровении или которые назвал Посланник Аллаха вдостоверных хадисах, переданными справедливыми и правдивымимусульманами. Необходимо верить во все имена и атрибуты Аллаха,которыми Он охарактеризовал Себя в Коране Сам, либо в Суне языкомСвоего Посланника без всякого уподобления их качествам творений, безописания, без отрицания и без изменения их смысла.

Всевышний сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он- Слышащий, Видящий».

Имам аз-Зухри сказал: «От Аллаха- разъяснение, на Посланнике- извещение, а на нас- подчинение».
ИмамСуфьян ибн Уйейна сказал: «Раскрыть смысл всего, чем охарактеризовалСебя Аллах в Его Книге можно только прочитав его и умолчав отолковании».

Имам аш-Шафии сказал: «Я уверовал в Аллаха иво все сообщения об Аллахе с их истинным смыслом, изложенным Аллахом, ия уверовал в Посланника Аллаха и во все сообщения о Посланнике Аллаха сих истинным смыслом, изложенным Посланником Аллаха».

Наэтом знании выросли праведные предки, салафы, и ученые- имамымусульманской общины. Все они единодушно признавали и утверждалиатрибуты Аллаха Всевышнего, которыми Он охарактеризован в Его Книге иСунне Его Посланника, и не пытались искать их толкования. Нам же веленоследовать за их путем и руководствоваться светом их знания.

Посланник Аллаха предостерег нас от нововведений в религии и сообщил, что они являются заблуждением, сказав: «Придерживайтесьмоей Сунны и сунны моих праведных халифов. Хватайтесь за нее зубами иостерегайтесь нововведений, ибо всякая ересь- это заблуждение».

Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Следуйте по дороге Посланника Аллаха и не вводите новшества, ибо того, с чем он пришел достаточно».

Умар ибн Абдуль-Азиз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Остановисьна том, на чем остановились сподвижники Пророка, ибо они остановилисьблагодаря своему знанию и довольствовались благодаря своемупроницательному взгляду».

Имам аль-Авзаи, да смилуется над ним Аллах, сказал:«Следуй по стопам праведных предков, даже если люди откажутся от тебя,и остерегайся их мнения, даже если они приукрасят их своими словами».
Квероубеждениям праведных предков относится то, что вера состоит изпризнания воззрений в речи, совершении необходимых деяний, убежденностив сердце. Вера усиливается при подчинении Аллаху и ослабевает приослушании Его.

К их вероубеждению относится также то, чтодобро и зло постигают человека по предопределению Аллаха. Однако Аллахне повелел нам творить злые дела, на что ссылаются некоторые, говоря: «Все происходит по воле Аллаха». ВсевышнийАллах повелел творить только благие дела и запретил совершать мерзости.Но человек не принужден совершать что-либо, он сам выбирает своипоступки, как и свои воззрения. Поэтому в зависимости от своего выбораон заслуживает либо наказания, либо вознаграждения. Каждый человекимеет право подчиниться или отказаться.

Всевышний сказал: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».

Квероубеждениям праведных предков относится также то, что они не считаютневерующими ни одного из мусульман за их грехи, даже если он совершилодин из величайших грехов. Они считают неверующим только того, ктоотрицает какое-либо из обязательных положений религии, которое известнокаждому, утверждено в Коране и Сунне и признано всеми ученымимусульманской общины.

К вероубеждениям праведных предковотносится также и то, что они поклоняются только Аллаху Всевышнему и неприобщают к Нему сотоварища. Они обращаются с мольбой только к одномуЕму, взывают, молят о помощи и уповают только на Него. Они ищутприближения к Аллаху через повиновение, поклонение, совершениеправедных деяний, потому что Всевышний сказал: «О те, которыеуверовали! Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему!»

Это обозначает приближаться к Нему через подчинение и поклонение.

Ких вероубеждениям относится то, что разрешено стоять на молитве позадикак благочестивого мусульманина, так и грешника, если внешне он непроявляется неверия.

Мы не убеждены, что кто-либо из людейпопадет в Рай или Ад, кроме тех, о которых засвидетельствовал ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Мысвидетельствуем о тех десяти, которые были обрадованы вестью о Рае и окоторых засвидетельствовал Пророк. Мы свидетельствуем только о тех, оком засвидетельствовал Посланник из-за того, потому что он не говорилпо пристрастию, а говорил только то, что открывал ему Аллах.

Мылюбим сподвижников Посланника Аллаха, не обсуждаем их ошибок иразногласий, которые возникли между ними. Мы не ругаем ни одного изних, потому что Пророк сказал: «Не поносите моих сподвижников!Клянусь тем, в чьих руках находится моя душа, что если один из васпожертвует золото величиною с гору Ухуд, то это не сравнится и спригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной». Приводят аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Однакосподвижники Пророка не были непогрешимыми, ибо непорочен толькоВсевышний Аллах, а безгрешен в своей миссии только Его Посланник, даблагословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах уберегмусульманскую общину от заблуждения целиком, а не каждого мусульманинав отдельности, о чем сказал Пророк: «Аллах не ввергнет мою общину в заблуждение целиком, и рука Аллаха- над мусульманами, которые едины». Приводит ат-Тирмизи. Достоверный хадис.

Мы довольны женами Посланника Аллаха- матерями правоверных- и убеждены, что они очищены от любого зла.

Квероубеждениям мусульман относится также и то, что ни один мусульманинне обязан ограничиваться каким-либо одним мазхабом. Он долженрассматривать мнения различных ученых на основании их доказательств ипринимать самое достоверное.

Неученый мусульманин не обязанследовать какому-либо мазхабу. Он должен руководствоваться дорогойкакого-нибудь ученого, муфтия, к которому он обращается для разъяснениявопросов. Однако ученый мусульманин, если у него есть возможность и онможет изучить доказательства ученых- имамов, должен руководствоватьсяими в делах и следовать имамам разных мазхабов, опираясь надоказательства, которые сильнее и достовернее. Такой мусульманинназывается последователем и он не является муджтахидом. Иджтихадомназывается внесение шариатских постановлений на основании Корана иСунны, право на который были удостоены четыре имама мусульманскойобщины и другие правоведы и знатоки хадиса.

К вероубеждениямправедных предков относится то, что четыре сподвижника- Абу Бакр, Умар,Усман и Али ибн Абу Талиб- являются праведными халифами. Их правление,а также правление Хасана составляет тридцать лет, о чем сказал Пророк: «В моей общине халифат просуществует тридцать лет, после чего наступит царствование». Приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Хиббан, аль-Хаким. Достоверный хадис.

Квероубеждениям праведных предков относится также и то, что каждыймусульманин обязан верить во все, что ниспослано в Коране и что повелелнам Всевышний Аллах, а также отказаться от всего, что Он запретил. Мыверим во все, что сообщил Пророк и достоверность чего доказана,независимо от того, постигаем мы это своим разумом или не ведаем обистинном смысле этого. Мы подчиняемся повелениям Аллаха Всевышнего иЕго Посланника и сторонимся от всего того, что они запретили нам. Мы неприступаем законы, которые Аллах предписал нам в Коране, либо о нихсообщил на Его Пророк. Мы следуем по пути Посланника Аллаха ввероубеждениях, деяниях и высказываниях. Только тот, кто совершает это,следует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иправедных халифов.

Умар ибн Абдуль-Азиз, да смилуется над ним Аллах, сказал:«Посланник Аллаха и преемники власти после него оставили нам дорогу,следуя которой мы будем крепко держаться Книги Аллаха и утвердимся вЕго религии. Никто не смеет сменить ее или обратиться к тому, чтопротиворечит ей. Каждый, кто следует ей, идет по прямому пути, и ктоопирается на нее, тот получит поддержку. «А тот, кто отказывается отнее и не следует дороге верующих, того Аллах направит туда, куда он самповернулся, и введет в геену. Как же скверно это пристанище!»

Это является подтверждением слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «…остерегайтеськаждого заблуждения, ведь, поистине, каждое нововведение- это ересь, акаждая ересь- это заблуждение». Этот хадис является одной из величайшихоснов религии. Он схож с другим высказыванием Пророка: «Если кто-нибудьсовершит в нашем деле что-то, что к нему не относится, то оно будетотвергнуто». Приводится у обоих Имамов.

В этомвысказывании находится предостережение тем, кто придумывает новшества врелигии и поклонении. Под ересью, бида, подразумевается все то, что неимеет основания в Шариате, а то, что утверждается в Шариате не можетбыть ересью, даже если это можно назвать новшеством на арабском языке.То, что добавлено к религии и не имеет доказательств, свидетельствующихо нем, является заблуждением.

Истинная религия очищена от всякой ереси, независимо от того, касается ли это вопросов вероубеждения, деяний или высказываний.

Авысказывания некоторых праведных предков относительно определенных«хороших новшеств» являются оборотом арабского языка и не относятся кнововведениям в Шариате.

Когда Умар ибн аль-Хаттаб, да будетдоволен им Аллах, собрал людей на групповую молитву таравих в месяцеРамадан за одним имамом в мечети, он вышел и увидел, как мусульманесовершают молитву. Тогда он сказал: «Это новшество прекрасно».Однако подобное имеет убедительное основание в Шариате, потому чтоПосланник Аллаха совершал эту молитву в мечети вместе со своимисподвижниками. Затем он перестал совершать ее из опасения, что Аллахобязует все мусульман совершать ее, и они будут не в состояниивыполнить приказ. После смерти Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, этого опасения не было, и Умар оживил эту суннуПосланника Аллаха. Если же какой-либо обряд поклонения уже утвержден вШариате, то вносить в него добавления недопустимо.
Поэтомупризыв на молитву, азан, следует произносить именно так, как этоустановлено в Шариате, без добавлений и уменьшений. Это же относится кмолитве, т.к. Посланник Аллаха сказал: «Совершайте молитву так, как это делал я». Хадисприводится у аль-Бухари. Это же относится и к большему паломничеству,Хаджу, т.к. Пророк сказал: «Учитесь у меня своим обрядам» (Муслим, АбуДауд, ан-Насаи).

Однако мусульмане совершали и такие деяния,которые они не делали при жизни Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, но которые были необходимы для сохранения Ислама. Ученыеразрешили их и не считали это ересью.

Например, Усман ибнАффан, утвердил один экземпляр Корана для всех мусульман, опасаясьразногласий между ними. Сподвижники одобрили это, и польза этого былаочевидна, как и польза собирания хадисов Пророка из опасения, что онимогут быть утеряны со смертью ученых- знатоков хадисов, а также записейтолкования Корана и объяснения хадисов, создания науки о грамматике длясохранения арабского языка, который является средством для познанияИслама, изобретения методологии науки о хадисах и т.п.

Эторазрешается для сохранения Исламского Шариата, и ответственность за егосохранение взял на себя Аллах Всевышний. Он сказал: «Поистине, Мыниспослали тебе напоминание, и Мы его охраняем».

Посланник Аллаха сказал: «Вкаждом поколении будут справедливые люди, которые будут нести в себеэти знания. Они будут отвергать от них изменения заблудших,необоснованные утверждения лгунов и толкования невежд». Хороший хадис.

Вэтом состоят вероубеждения мусульман первых поколений. Этивероубеждения чисты как пресная вода, сильны как горы и тверды какнадежная опора. Это - здоровые убеждения и прямой путь, основанный наКоране и Сунне, а также на высказываниях праведных предков и имамовмусульман.

Это- свет, который оживил сердца первых мусульман.

Это вероубеждение людей Сунны, ахль ас-сунна ва аль-джаммах.

Этовероубеждения четырех Имамов мусульман, на учениях которых основанысамые распространенные мазхабы, и воззрения ученых- правоведов изнатоков хадиса, которые верно претворяли в жизнь свои знания, и тех,кто следовал по их дороге по сегодняшний день и кто будет следовать поней до Судного Дня. А изменили подобные воззрения только некоторыеученые, которые относили себя к какому-либо мазхабу.

Мыобязаны черпать свои вероубеждения из источника, из которого пилилучшие из праведных предков, умалчивать о том, о чем умолчали они,совершать поклонение так, как поклонялись они, придерживаться Корана иСунны, а также единого мнения праведных Имамов и предков, проводитьправильную аналогию в отношении всего нового с чем мы сталкиваемся.

Имаман-Наваи в книге «аль-Азкар» сказал: «Правильный путь состоит в том,что совершали праведные предки, да будет доволен ими Аллах. Это истинаи ты не должен обольщаться большинством тех, кто противится ей. Абу Алиаль-Фадль ибн Ийад сказал: « Следуй по пути ясного наставления, и тебене повредит малочисленность тех, кто придерживается его. Остерегайсяпутей заблуждения, и не будь ослеплен многочисленностью погибших».

Это является единственным путем, который способен исправит всю мусульманскую общину.

Истиннымибыли слова имама Малика, ученого города Медины- города Пророка, которыйсказал: «Последние поколения этой общины исправит только то, чтоисправило первых мусульман».

Однако благо в общине неисчезнет, т.к. Посланник Аллаха сказал: «Не перестанет существовать вмоей общине группа людей, которые будут следовать истине. Им неповредят те, кто оставит их без поддержки, пока не наступит повелениеАллаха». Приводят этот хадис Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Пророк также сказал: «Моя община подобно дождю: никогда не знаешь начало его лучше или конец».

Вероубеждения праведных предков были изложены большей группой мусульманских ученых.

Однимиз них является Абу Джафар ат-Тахави. К его труду было написано многокомментариев. Их авторами были ибн Абу аль-Изз аль-Ханафий, ибн Касирад-Дамашки, Абу аль-Хасан аль-Ашари. В этом труду аль-Ашари изложилсуть своих последних воззрений и сказал: "Слова, которые мы говорим, ирелигия, которую мы исповедуем- это руководство Книгой Всемогущего иВеликого Аллаха и Сунной Его Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, а также сообщениями, которые переданы от сподвижников, ихпоследователей и ученых- знатоков хадисов. Мы крепко придерживаемсяэтого и говорим то, что говорил Абу Абдулла Ахмад ибн Ханбаль, исторонимся тех, кто противится этому».

Авторами книг овероубеждении праведных предков также были ас-Сабуни («Акида Салаф»),Маукиф ад-Дин ибн Кудама аль-Макдаси аль-Ханбали («Лума аль-Итикад») идругие ученые, которые наставлял людей на прямой путь. Да вознаградитих Аллах за это!

Я прошу у Аллаха даровать нам незапятнанныевероубеждения, очистить душу и улучшить мораль! Я прошу у Него также,чтобы мы были мусульманами при нашей жизни и следовали Пророку досмерти!

О Аллах! Упокой нас мусульманами и приобщи нас кправедникам, а не к тем, кто был посрамлен и искушен! Прости нас, нашихродителей и всех верующих в День, когда наступит отчет! Я прошу Аллаха,чтобы Он вдохновил нас на благочестие в словах и делах, ведь Он-Всемогущий и Слышащий! И в заключение- хвала Аллаху, Господу миров! Приводят Ахмад и ат-Тирмизи. Достоверный хадис.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика