Заявление высшего совета ученых постоянного комитета

Заявление высшего совета ученых постоянного комитета
(ал-ляджнату-ддаима)

Хвала Аллаху, благословения и мир посланнику Аллаха, его семейству, всем его сподвижникам и тем, кто шел его путем.


На49-й сессии Комитета выдающихся богословов, проходившей в г. Таиф с26.07.1998 г. (02.04.1419 г.х.), Совет этой организации рассмотрелвопрос об обвинениях в неверии и взрывах, имевших место во многихмусульманских и немусульманских странах, что привело к кровопролитию иразрушениям.
Ввиду серьезности подобных инцидентов, влекущих засобой гибель невинных людей, уничтожение имущества, устрашение мирныхжителей и нарушение общественной безопасности. Совет считаетнеобходимым опубликовать заявление с разъяснением решения по данномувопросу. Цель этого заявления состоит в том, чтобы дать доброенаставление рабам Аллаха, выполнить свой долг и устранить путаницу впонятиях у тех, для кого это остается неясным.
Обращаясь за помощью к Аллаху, мы заявляем следующее:

1.Обвинение в неверии представляет собой шариатское решение, котороеследует принимать на основании Корана и сунны, как и решения одозволенности, запретности или обязательности тех или иных дел.
Невсякое слово или дело, которое квалифицируется как проявление неверия,следует считать проявлением большого неверия, ставящего человека внерамок религии.
Поскольку обвинение в неверии должно основываться наясных указаниях Корана или сунны, мы можем считать человека невернымлишь в том случае, если такое указание имеется, тогда как ничтосомнительное или предполагаемое основанием для этого служить не может,ибо последствия подобных обвинений слишком серьезны.
В сомнительныхслучаях, установленные шариатом наказания, не применяются, хотя ихприменение повлекло бы менее серьезные последствия, чем обвинение вневерии, а это значит, что, если дело внушает сомнения, от обвинений вневерии тем более следует воздерживаться.
Вот почему пророк, мир емуи благословение Аллаха, предостерегал от вынесения решения о невериитого, кто неверным не является. Сообщается, что пророк сказал:
-Если человек скажет своему брату (в исламе): «О неверный!» - этовернется к одному из них[1], и если он[2] таков, как о нем былосказано, (значит, он заслуживает этого,) в противном же случае(сказанное) вернется к (тому, кто это сказал).[3]
Иногда встречаютсятакие аяты Корана и хадисы, из содержания которых можно понять, что тоили иное слово, действие или убеждение является проявлением неверия, новместе с тем того, кто произносит такие слова, совершает такие действияили придерживается таких убеждений, нельзя обвинять в неверии в силуналичия определенных препятствий.
Для вынесения подобного решениянеобходимо наличие известных причин и условий и отсутствиесоответствующих препятствий, что касается и других случаев. Так, еслиродственник умершего мусульманина исповедует другую религию, этоявляется препятствием для получения им наследства. Если же говорить онекоторых проявлениях неверия, то за это верующий достоин порицания, нона основании этого обвинять его в неверии не следует.

Подвоздействием сильной радости, гнева или иного чувства мусульманин можетневольно произнести слова, формально свидетельствующие о неверии, каксообщается об этом в одном из хадисов, где сказано: «...и онвоскликнул: "О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!" - допустивошибку по причине сильной радости (, которая охватила его)»[4], однаков подобных случаях обвинять его в неверии не следует.
Поспешностьздесь недопустима, поскольку человек, которого обвинили в неверии,может подвергнуться такому же наказанию, как и вероотступник[5], такразве можно обвинять в этом верующего по малейшему подозрению?!
Ещеболее осторожно следует подходить к этому вопросу в том случае, когдаречь идет о правителях, поскольку обвинение в неверии правителя можетпривести к вооруженному восстанию, распространению анархии,кровопролитию и прочим бедствиям.
Именно поэтому пророк и егосподвижники запрещали выступать против правителей, а пророк, мир ему иблагословение Аллаха, сказал: «Если только не увидите, (что он впал в)явное неверие, относительно чего будут у вас доказательства отАллаха».[6]
Слова «Если только не увидите» означают, что однихтолько подозрений и слухов недостаточно; упоминание о неверии означает,что, даже если правитель является нечестивцем, который проявляетнесправедливость, пьет вино, играет в азартные игры и присваивает то,на что он не имеет права, этого еще недостаточно для обвинения его вневерии; слово «явное» указывает на то, что подразумевается откровенноеи ничем неприкрытое неверие; слова «относительно чего будут у васдоказательства от Аллаха» означают, что необходимо ясное указаниеабсолютно достоверного источника, тогда как не вполне ясного указаниябудет недостаточно; слова «от Аллаха» означают, что мнение толькоодного из богословов, сколь бы знающим он ни являлся и каким быдоверием ни пользовался, не может быть принято в расчет, если оно неподкреплено ясным и достоверным указанием Корана или сунны.
Все вышеперечисленные условия указывают на то, сколь серьезно следует подходить к подобным вещам.
Поспешность в обвинениях в неверии весьма опасна, ибо Аллах Всевышний сказал:
«Скажи:«Поистине, запретил Господь мой только непристойные дела, явные итайные, и (все) греховное, и притеснение без права, и чтобы поклонялисьвы наряду с Аллахом тому, о чем Он не ниспосылал никаких доводов, ичтобы говорили вы об Аллахе то, чего не знаете!» (аль-Араф, 33).
2.Следствием ошибочных воззрений, связанных с обвинениями в неверии,является то, что некоторые люди начинают считать, что им позволеноубивать и бесчестить других, захватывать частное и общественноеимущество, взрывать дома и транспортные средства и разрушать различныепредприятия и учреждения. Согласно единодушному мнению богословов,такие и подобные им действия запрещаются шариатом, поскольку являютсяпосягательством на неприкосновенность личности и имущества и создаютугрозу общественной безопасности и жизни ни в чем неповинных людей.
Исламстрого запрещает посягательства на неприкосновенность имущества, честии личности мусульман, и это было последним, что пророк, мир ему иблагословение Аллаха, довел до сведения членов своей общины во времяпрощального паломничества. Сообщается, что пророк, мир ему иблагословение Аллаха, сказал: «Поистине, ваша жизнь, ваше имущество иваша честь (должны) быть для вас столь же священными, как и этот вашдень в этом вашем городе в этом вашем месяце. Довел ли я (это до вас)?»На это сподвижники сказали: «Свидетельствуем, что ты довел, и выполнил(то, что тебе было поручено), и дал доброе наставление (твоей общине)»,после чего (пророк, мир ему и благословение Аллаха,) стал указыватьпальцем то на небо, то на землю, повторяя: «О Аллах, засвидетельствуй,о Аллах, засвидетельствуй!»[7]

Сообщается также, что пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для каждого мусульманина(должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другогомусульманина...»[8]
Сообщается также, что пророк, мир ему иблагословение Аллаха, сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине,в День воскресения несправедливость (обернется густым) мраком
[9]…»[10]
АллахВсевышний обратился с самыми страшным угрозами к тем, кто незаконнолишает человека жизни, сказав о преднамеренном убийстве верующегоследующее:
«А тому, кто убьет верующего намеренно, возмездиемпослужит ад, где он пребудет вечно. Разгневается на него Аллах,проклянет его и уготовит ему великое наказание!» (ан-Ниса, 93). Что жекасается совершенного по ошибке убийства неверного, который находитсяпод защитой мусульман, то об этом в Коране сказано так:
«…а еслион[11] относился к числу тех людей, с которыми у вас есть договор[12],(то убившему следует) выплатить (членам) семьи (убитого) выкуп за кровьи дать свободу верующему рабу» (ан-Ниса, 92). Но если даже засовершенное по ошибке убийство неверного следует уплатить выкуп исовершить искупительные действия, что же тогда сказать о преднамеренномубийстве? Такое преступление является еще более тяжким преступлением.
Водном из достоверных хадисов сообщается, что посланник Аллаха, мир емуи благословение Аллаха, сказал: «Убивший муаhада[13] не почувствуетблагоухания рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока летпути (от него)».[14]
3. Совет разъясняет суть решения по вопросу обездоказательном обвинении людей и опасности подобных обвинений в силусерьезных отрицательных последствий, которые они за собой влекут, изаявляет миру следующее: ислам не имеет ничего общего с подобнымиошибочными воззрениями. Если же говорить об имеющих место в некоторыхстранах убийствах невинных людей, взрывах жилых домов, транспортныхсредств, государственных и частных учреждений, то эти действия являютсяпреступными, а ислам не имеет с ними ничего общего.
Точно так же сэтим не имеет ничего общего и любой мусульманин, верующий в Аллаха и вПоследний день, а совершают подобные действия люди, приверженныеошибочным идеям и убеждениям, которые будут нести бремя своих грехов ипреступлений. Действия таких людей не следует связывать ни с исламом,ни с мусульманами, руководствующимися установлениями ислама и неуклонноследующими указаниям Корана и сунны, поскольку их действия являютсяпроявлением нечестия в чистом виде и преступлениями, отвергаемыми ишариатом, и самой человеческой природой. Вот почему подобные действиязапрещаются Кораном и сунной, предостерегающими мусульман от общения стеми людьми, которые их совершают.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Средилюдей есть такой, речи которого о земной жизни тебе нравятся, и онпризывает Аллаха в свидетели, что в сердце у него (вера, однако) оннепримирим в спорах. Когда же он покидает (тебя), то направляет своиусилия на то, чтобы творить нечестие на земле, губить посевы и приплодживотных, а Аллах не любит нечестия» (аль-Бакара, 204 - 206).
Всеммусульманам, где бы они ни жили, следует придерживаться истины, даватьдруг другу добрые наставления, помогать в делах благочестия ибогобоязненности, побуждать людей к одобряемому и удерживать отпорицаемого с помощью мудрости и добрых уве-щеваний, а также веси спорыс помощью наилучшего, о чем Аллах Всевышний сказал так: «Помогайте другдругу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но непомо-гайте друг другу в грехе и вражде, и бойтесь Аллаха - поистинеАллах суров в наказании» (аль-Маида, 2).

Аллах Всевышний также сказал:
«Верующиемужчины и женщины - покровители[15] друг для друга: они побуждают кодобряемому и удерживают от порицаемого (шариатом), и совершаютмолитвы, и выплачивают закят, и повинуются Аллаху и Его посланнику.Таких помилует Аллах, ведь Аллах - Всемогущий, Мудрый».183
Аллах Всевышний также сказал:
182
183 "Покаяние", 71.
«Клянусьвременем послеполуденным, поистине, (окажется) человек в убытке, крометех, которые уверовали, и совершали праведные дела, и побуждали другдруга (держаться) истины, и побуждали друг друга проявлять терпение».
Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:
-(Однажды) пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Религия естьпроявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Онответил: «По отношению к Аллаху[16], и к Его Книге[17], и к Егопосланнику[18], и к руководителям мусульман[19], и ко всеммусульманам[20] вообще».[21]
Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всвоей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующиеподобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь,все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».[22]
Известно также много других аятов и хадисов, в которых говорится об этом.
МолимАллаха Всевышнего отвести зло от всех мусульман и помочь всеммусульманским правителям делать то, что пойдет на пользу людям истранам, и подавлять нечестие и тех, кто его распространяет. И мы молимАллаха Всевышнего, чтобы через них Он оказал помощь Своей религии,возвысил Свое слово, улучшил положение мусульман, где бы они ни жили иподдержал истину, ибо это зависит от Него и Он может сделать это. Даблагословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, егосемейство и всех его сподвижников.Постоянный комитет

[1] То есть либо к сказавшему, либо к тому, кому это было сказано.
[2] Имеется в виду тот, кому это было сказано.
[3] "Сахих" аль-Бухари, хадис №6104; "Сахих" Муслима, хадис № 60.
[4] "Сахих" Муслима, хадис №2747.
[5]Согласно шариату, вероотступник заслуживает казни, имущество его можетбыть конфисковано, он не имеет право на наследствородственника-мусульманина и т.д.
[6] "Сахих" аль-Бухари, хадис №7056; "Сахих" Муслима, хадис№1709.
[7] "Сахих" аль-Бухари, №1741; "Сахих" Муслима, №1679.
[8] "Сахих" Муслима, №2564.
[9]В комментариях указывается, что здесь имеется в виду либо кромешнаятьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания.
[10] "Сахих" Муслима, № 2578.
[11] Имеется в виду убитый.
[12] Речь идет о договоре о союзных отношениях.
[13]Муаhад - человек, не принявший ислама, но живущий на мусульманскойтерритории на договорных основаниях и выплачивающий подушную подать.
[14] "Сахих" аль-Бухари, № 3166.
[15] То есть помощники друг для друга в делах поклонения.
[16] Это должно выражаться в вере в Аллаха, подчинении
Его велениям, отказу от всего запрещенного Им, отказу от
любых форм многобожия и так далее.
[17] Это подразумевает искреннюю веру в то, что Коран является словом Аллаха.
[18]Выражением искреннего отношения к посланнику Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, является вера в подлинность того послания,которое он принес с собой, повиновение всем его велениям и егопочитание.
[19] Это должно выражаться в оказании правителямсодействия во всем благом, подчинении им в том, что не противоречитшариату, и попытках удерживать их от всего дурного в случаенеобходимости.
[20] Искреннее отношение к мусульманам должновыражаться в стремлении поддерживать с ними братские отношения,оказывать им помощь, давать добрые советы и так далее.
[21] "Сахих" Муслима, хадис №55.
[22] "Сахих" аль-Бухари, хадис №6011; "Сахих" Муслима, хадис №2586.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика