— Некоторые люди из тех, с кем я общаюсь, называют выдающихся богословов неверными

Ответ шейха Салиха Али ш-Шейха
Вопрос:
-
Некоторыелюди из тех, с кем я общаюсь, называют выдающихся богословов невернымиза то, что те якобы поддерживают многобожников и оказывают имсодействие. Они учат этому свои малолетних детей и воспитывают их втаком духе, особенно после публикации фетв о запретности организациивзрывов в немусульманских странах. Что вы можете сказать об этом?
Ответ:

-Каждый из тех, кто верует во Всемогущего и Великого Аллаха, надеясь навстречу с Ним и страшась ее, обязан всеми силами остерегаться говоритьчто-либо, если он не имеет об этом знания, и делать то, в пользу чего унего нет никаких доводов. В особой мере это касается вопросов,связанных с вероучением, верой, обвинениями в неверии, дозволенным изапретным. Так, о дозволенном и запретном Аллах Всевышний сказал:
«Ине говорите о лжи, слетающей с языков ваших: "Это дозволено, а этозапретно",[1] чтобы не возводить ложь на Аллаха. Поистине, не преуспеютте, кто возводит ложь на Аллаха! Пользоваться (этим они будут) недолгои им (уготовано) мучительное наказание» (ан-Нахль, 116-117). Данный аятимеет отношение к людям, которые объявляют что-либо дозволенным илизапретным, не приводя никаких явных доказательств. То же самое касаетсяи всех прочих случаев, когда люди приписывают Аллаху то, о чем у нихнет знания, независимо от того, касается ли это практических вопросов,каких-то аспектов фикха или, что еще более важно, вероучения. Вотпочему Аллах Всевышний запретил человеку следовать тому, чего он незнает, и говорить то, чего он не знает. Аллах Всевышний сказал:
«Скажи: "Поистине, запретил Господь..., чтобы говорили вы об Аллахе то, чего не знаете!"» (аль-Араф, 33).
Аллах Всевышний также сказал:
«Ине следуй за тем, о чем у тебя нет знания: поистине, слух, зрение исердце, все они будут об этом спрошены!» (аль-Исра, 36). А в одном изхадисов сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если человеку дадут фатуа[2], не подкрепленный доказательством, грехего понесет тот, кто дал этот совет[3].[4]
Наиболее серьезныеотклонения от истины и обвинения в неверии мусульман без необходимоговыяснения имели место еще при жизни сподвижников, но пророк, мир ему иблагословение Аллаха, научил нас, как поступать при первых признакахподобных отклонений.
В одном из хадисов сообщается, что передзавоеванием Мекки по велению пророка, мир ему и благословение Аллаха,было перехвачено письмо, которое один из его сподвижников по имениХатиб бин Абу Бальтаа послал мекканцам. В хадисе сказано:
- (В этомписьме Хатиб) извещал находившихся в Мекке людей из числамногобожни-ков о некоторых делах пророка, мир ему и благословениеАллаха.[5] (Ознакомившись с содержанием письма,) пророк воскликнул:«Что же это, о Хатиб?!» (В ответ ему Хатиб) сказал: «Не спеши(осуждать) меня, о посланник Аллаха! (Дело в том, что) я жил средикурайшитов[6], но к числу их не относился[7]. У мухаджиров[8], которыенаходятся с тобой, есть в Мекке родственники, и они защитят их семьи иимущество[9], а поскольку у меня среди (курайшитов) родственников нет,я захотел сделать для них что-то, чтобы защитить своих близких, и я неделал этого ни от неверия, ни потому, что решил отступиться от своейрелигии!» (Выслушав его,) пророк сказал: «Он действительно сказал вамправду», что же касается 'Умара, то он воскликнул: «О посланник Аллаха,позволь мне отрубить ему голову!» (На это пророк) сказал: «Он ведьучаствовал (в битве при) Бадре[10], а откуда тебе знать, может быть,Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) исказал: "Делайте, что хотите, Я уже простил вам!"?»[11]
В другомхадисе сообщается, что после того, как Усама бин Зайд, да будет доволеним Аллах, в бою убил человека, сказавшего: «Нет бога, кромеАллаха»[12], пророк, мир ему и благословение Аллаха, воскликнул: «Какже ты мог убить его после того, как он сказал: "Нет бога, кромеАллаха"?!» Усама ответил: «Он ведь сказал это только для того, чтобыспастись!» Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, воскликнул:«Но что же ты будешь делать со (словами): "Нет бога, кроме Аллаха",когда настанет День воскресения?![13]»[14] Таким образом, пророк, мирему и благословение Аллаха, осудил Усаму за то, что он не признал исламчеловека, который произнес эти слова.
В другом хадисе сообщается,что однажды во время раздела военной добычи после одного из военныхпоходов пророку, мир ему и благословение Аллаха, стал возражатькакой-то человек, который сказал: «Будь справедлив, о посланникАллаха!» Посланник Аллаха воскликнул: «А кто же придерживаетсясправедливости, если не я?!» - и щедро оделил его, а потом сказал:«Отделятся от этого корня[15] люди, и любой из вас посчитает своимолитвы и посты ничтожными по сравнению с их молитвами и постами,однако эти люди отойдут от религии...»[16]
Такими людьми сталихариджиты, которые появились во время правления Усмана[17], да будетдоволен им Аллах. К отклонению этих людей привело их мнение о том, чтоправитель не выполняет обязанностей, возложенных на него Аллахом.Вследствие этого некоторые из них стали обвинять его в неверии, анекоторые другие посчитали, что такого правителя следует убить, и егодействительно убили, выдвинув против него обвинение в самоуправстве. Втот же период они обвинили в неверии целую группу мусульман, чтопобудило выступить против них Али, которого они впоследствии тожеобвинили в неверии. К этим людям, численность которых достигала 120тысяч человек, отправился Ибн Аббас[18]. Он стал увещевать их и споритьс ними, пытаясь преодолеть расхождения по двум вопросам: по вопросу отом, что люди должны судить по Книге Аллаха, и по вопросу об обвинениив неверии тех, кто совершил грех.
После дискуссии с Ибн Аббасомнекоторые люди вернулись к ним, а некоторые отказались вернуться, и стех пор подобные споры в мусульманской общине не прекращались. Вневерии были обвинены Усман и Али, да будет доволен Аллах ими обоими, итакие же обвинения по разным причинам выдвигали против другихправителей их противники.Обвинение в неверии подразумеваетвынесение решения о вероотступничестве. Однако выносить решение овероотступничестве мусульманина, принятие ислама которым былоустановлено, можно только при наличии достоверного указания шариата,что позволило бы увериться в вероотступничестве человека, настолько же,насколько прежде люди были уверены в его исламе. Основанием для этогослужат слова Аллаха Все-вышнего, Который сказал:«...и впали в невериепосле того, как приняли ислам» (ат-Тауба, 74), и другие Его слова:
«Вы стали неверными после того, как уверовали[19]...» (ат-Тауба, 66).
Аллах Всевышний также сказал:
«Поистине,никогда не будет принято покаяние тех, кто впал в неверие после того,как уверовал, а потом проявил неверие в еще большей степени» (АльИмран, 90).
Есть и другие аяты, указывающие на то, что человек,который принял ислам или же уверовал, может отойти от веры. Однакоприверженцы сунны и согласия связывают обвинение в вероотступничестве смногочисленными известными условиями. Кроме того, они делают различиямежду указаниями на то, что какое-нибудь слово или действиесвидетельствует о неверии, и совершением этого мусульманином, которыйобязан выполнять веления шариата, выясняя, ставит ли это его вне рамокрелигии. Дело в том, что человек может и не знать о некоторых вопросах,он может заслуживать или не заслуживать оправдания и так далее, и всеэто требует соблюдения определенных условий и отсутствиясоответствующих препятствий.
В подобных вопросах приверженцы суннызанимают позицию между хариджитами и мурджиитами[20]. Хариджитыобвиняли людей в неверии за совершение грехов, за поддержаниедружественных отношений с неверными и тому подобные вещи. Что жекасается мурджиитов, то они не считали возможным обвинять ввероотступничестве тех, кто уверовал, за их дела, слова или убеждения.
Приверженцысунны занимают промежуточное положение между хариджитами и мурджиитами,утверждая, что обвинять в вероотступничестве того, кто определенноуверовал, можно лишь в том случае, когда имеются соответствующиедоводы, соблюдаются необходимые условия и отсутствуют известныепрепятствия.
Но это значит, что человек, который выдвигаетнеобходимые доводы, учитывая необходимость соблюдения всех условий иотсутствия препятствий, обладает необходимой квалификацией с точкизрения шариата. Такими людьми являются шариатские судьи, которые знают,как следует подходить к толкованию закона, и могут оценить
всенеобходимые обстоятельства. С другой стороны, люди, которые еще незавершили свое шариатское образование, могут не справиться с такойзадачей из-за недостатка знания о способах доказательств и всем, чтоимеет к этому отношение. Здесь необходимо решение шариатского судьи,который способен аргументировано обосновать утверждение о том, чтокто-либо впал в неверие. Это влечет за собой обвинение ввероотступничестве и может иметь многочисленные последствия. Если этоясно, то более всего следует остерегаться порочить веру и правильностьислама и убеждений богословов из числа приверженцев сунны и согласия. Вцелом мусульманские богословы занимаются всем, что имеет отношение крелигии. У них учатся религии, и они учат отличать истинное от ложного.Вот почему слова пророка: «Если человек скажет своему брату (в исламе):"О неверный!" - это вернется к одному из них[21]...»[22], в первуюочередь касаются тех, кто обвиняет их в неверии, и такие словаобязательно должны вернуться либо к тому, кто их сказал, либо к тому,кому они были сказаны. Это представляет собой великую опасность длятого, кто их произносит, поскольку если другой человек таковым неявляется, значит, неверным следует считать выдвинувшего подобноеобвинение. Вот почему к заявлениям такого рода следует относитьсякрайне осторожно.
Нет сомнений в том, что богословы обладаютпониманием шариата, Корана и сунны и знают указания шариата, чтопозволяет им рассматривать вопросы всесторонне.
Решение вопросовфикха[23] основывается на двух предпосылках. Первой является наличиесоответствующего указания, что дает возможность использовать его вкачестве доказательства. Имеется в виду указание Корана или сунны поспорному вопросу, которое следует сначала найти, а потом понять, врезультате чего богословам становится ясно, что смысл данного аята илихадиса заключается в том-то.
Суть второй предпосылки заключается вустановлении отношения данного указания к тому или иному решению, иначеговоря, в установлении того, что данный вопрос мож-но связать скаким-либо указанием для вынесения соответствующего решения.
Установлениетакого отношения связано с иджтихадом[24]. Богословы отличаются от техлюдей, которые еще не достигли вершин знания, поскольку многие такиелюди могут иметь представление о первой предпосылке, но ничего не знатьо второй, то есть о том, как следует связывать тот или иной вопрос ссоответствующим указанием шариата для вынесения необходимого решения.
Всеэто требует от искателя знания проявления осторожности, а для того,чтобы совесть его была чиста, он должен помнить, что не следуетзаниматься рассмотрением того, чего он не знает. И если человек увидит,что хоть один из тех, кто знает больше, чем он, придерживается иногомнения, это, возможно, внушит ему сомнения в правильности избранногонаправления, не говоря уже о тех случаях, когда иного мненияпридерживаются многие богословы.
Вот почему обвинять выдающихсябогословов в том, что они якобы поддерживают многобожников, крайнеопасно в силу нескольких ниже перечисленных причин.
1. Выдающихсябогословы разъясняют истину, как делали это сподвижники во времявыступлений хариджитов, и если по этой причине кто-то обвиняет их вневерии, это еще не значит, что он прав. Такой человек совершаетпреступление против самого себя, а шариатскому судье необходимо пресечьподобные действия и подвергнуть виновного примерному назидательномунаказанию, что позволит удержать его от совершения их в дальнейшем.Если же никто не будет подвергаться установленному шариатомназидательному наказанию в подобных случаях, такие разговоры будутвестись чаще. Прежде судьи подвергали мусульманина назидательномунаказанию, если он называл своего брата собакой или говорил что-топодобное, поскольку это умаляло достоинство человека. Но тем болеенеобходимо применять такие наказания, когда депо касается подобныхсерьезных обвинений, выдвигать которые мусульманин не должен, если онбоится Аллаха.
Теперь что касается поддержки многобожников иневерных. Мы уже занимались изучением этого вопроса на целом рядевстреч и давали соответствующие разъяснения, указывая, что обладатьверой значит стремиться к ней и отстраняться от неверия, посколькуАллах Всевышний сказал:
«Покровителем вашим является только Аллах, иЕго посланник и уверовавшие, которые совершают молитвы, дают занят исовершают поясные поклоны. А те, кто ищет близости к Аллаху и Егопосланнику, и те, кто уверовал, они и есть приверженцы Аллаха, которыеодержат победу» (аль-Маида, 55-56). И обладать верой значитотстраняться от различных божеств и поклонения им, ибо Аллах Всевышнийсказал:
«И (вспомните, как) сказал Ибрахим своему отцу и своемународу: "Поистине, непричастен я к тому, чему поклоняетесь вы;(поклоняюсь я) лишь Тому, Кто создал меня. Поистине, Он выведет меня направильный путь". И заповедал он своим потомкам (не отступать от этого)слова[25] никогда, чтобы они возвращались[26]» (аз-Зухруф, 26-28).
Такимобразом, основой веры является близость к ней и непричастность кневерию и поклонению кому бы то ни было, кроме Аллаха, чтоподразумевает дружественное отношение к верующим и непричастность кневерным.

Дружественное отношение можно проявлять как вмирских, так и в религиозных де-лах. Если речь идет о мирском, это неставит мусульманина вне рамок религии. Примером могут служить оказаниеуважения, проявление радушия, обращение с призывом или общение. Такмусульманин может вести себя со своей женой-христианкой или со своимотцом, который не является мусульманином.
2. Дружественныеотношения, поддерживаемые не с целью сближения, а только радикаких-либо общих мирских интересов, даже если это приводит к некоторымупущениям в том, что касается религии. Такие отношения не приводятмусульманина к неверию, поскольку поддерживаются ради достижениямирских целей. На это указывает тот аят, в котором сказано:
«Оте, кто уверовал! Не берите врага Моего и врага вашего в друзья. Выпроявляете к ним любовь, а ведь они не уверовали в истину, котораяявилась к вам» (аль-Мумтахина, 1). Здесь указывается, что онипроявляли любовь к тем, кто не уверовал, однако Аллах называет ихверующими. Многие богословы говорили, что слова Аллаха указывают на то,что действия таких людей признаком неверия не являются.
Бот почему,как сообщается в известном хадисе, пророк, мир ему и благословениеАллаха, спросил у Хатиба: «О Хатиб, что заставило тебя сделать это?» -имея в виду разглашение своей тайны. В ответ Хатиб, да будет доволен имАллах, объяснил, что сделал это, преследуя мирские, а не религиозныецели.
Поддержание дружественных отношений с неверным из-за егорелигии, когда причиной проявления любви и оказания поддержки являетсямногобожие, иначе говоря, любовь к неверному из-за его религии. Вподобных случаях поддержание дружественных отношений делаетмусульманина неверным, поскольку это несовместимо с той совершеннойверой, которую велел хранить Аллах, сказавший:
«Ты не найдешьлюдей, верующих в Аллаха и в Последний день (и в то же время)проявляющих дружелюбие по отношению к тебе, кто противится Аллаху и Егопосланнику...» (аль-Муджадила, 22).Что же касается поддержкимногобожников и оказания им помощи против мусульман, то подобныедействия ставят человека вне рамок ислама, на что указывается в трудахханбалитов[27] по фикху. Богословы, в том числе и шейх-уль-исламМухаммад бин Абд аль-Ваххаб, отмечали, что это относится к числу десятивещей, которые делают ислам человека недействительным, и основываетсяна двух вещах: оказании поддержки и помощи.
Шейх сказал: «Поддержка многобожников и оказание им помощи против мусульман».
Здесьподразумевается оказание поддержки любыми методами, когда кто-либо измусульман защищает многобожников, выступая на их стороне, и сражается смусульманами ради защиты многобожников.
Что же касается помощи, торечь идет о стремлении к тому, чтобы неверие одержало верх над исламом,поскольку само по себе оказание помощи многобожнику еще несвидетельствует о неверии мусульманина. Так, Хатиб своим поступкомоказал многобожникам помощь против посланника Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, выразилось же это в том, что он написал имписьмо, в котором сообщал, что посланник Аллаха собирается выступить наних в поход. Узнав об этом, пророк стал расспрашивать его оподробностях, и это является указанием на то, что в случае оказаниямусульманином помощи многобожникам необходимо выяснять всеобстоятельства дела. О действиях такого рода Аллах Всевышний сказал:
«Атот из вас, кто поступает так, сошел с пути истинного» (аль-Мумтахина,1), однако указанием на неверие подобный поступок может служить лишь втом случае, когда совершается с определенной целью. Хатиб сказал: «Опосланник Аллаха, я сделал это не потому, что стремился к неверию послеислама. Дело в том, что у любого из твоих

сподвижников вМекке есть родственники, которые защитят их семьи и имущество, а у меняникого там нет, я и хотел, чтобы это защитило их». (Выслушав его,)пророк сказал: «Аллах посмотрел на участников битвы при Бадре и сказал:"Делайте, что хотите, Я уже простил вам!"».[28]
Можно указать на двааспекта того, что совершил Хатиб. Первым является то, о деталях чегоего спрашивали. Необходимо было выяснить, не совершил ли он это, желая,чтобы неверие одержало верх над исламом. В подобном случае он,несомненно, заслуживал бы обвинения в неверии и не мог бы рассчитыватьна прощение, несмотря на участие в битве при Бадре, поскольку такоедело равносильно вероотступничеству.
Вторым следует считать то, чтов известном смысле он мог оказать многобожникам помощь, что стало бызаблуждением и грехом, ибо Аллах Всевышний сказал:
«О те, ктоуверовал! Не берите врага Моего и врага вашего в друзья. Вы проявляетек ним любовь, а ведь они не уверовали в истину, которая явилась к вам»(аль-Мумтахина, 1). Аллах Всевышний также сказал:
«А тот из вас, кто поступает так, сошел с пути истинного» (аль-Мумтахина, 1).
Всеэто указывает на то, что необходимость выяснения деталей в подобныхделах очевидна. Если же говорить о поддержке многобожников с цепью ихзащиты и совместном выступлении с ними против мусульман, то подобныедействия, как разъясняли богословы, делают ислам человеканедействительным.
Подобные вопросы требуют пространных ответов. Ксожалению, несмотря на то, что многие соответствующие исследования ужедавно проводятся шейхом Абд аль-Азизом Ибн Базом и шейхом Мухаммадомбин Усаймином, такие вопросы все чаще задаются снова, и мы опасаемся,что обыкновение обвинять других в неверии так и не будет изжито средилюдей.
Хариджиты и хариджитские воззрения не исчезнут никогда, иесли люди сами не будут исправлять себя и не станут проявлятьосторожность, в чем-то они постоянно будут пребывать в заблуждении.
Всемнам следует проявлять осторожность, стараться понять истину, побуждатьдруг друга держаться ее и не позволять себе порочить наследниковпророков, которыми являются богословы. Хорошо сказал Ибн Асакир вначале своей книги "Указание на ложь клеветника", где он пишет: «Мясобогословов отравлено[29] и известно, как поступает Аллах с теми, кточернит их». Все это очевидно и подтверждается опытом.
Да упасетАллах нас и вас от ошибочных слов и дел и дурных воззрений, да выведетОн на путь истинный заблудших мусульман и да разъяснит нам и вам истину.
Намнеобходимо понять, как следует отвечать людям, которые придерживаетсяиных взглядов по вопросам, касающимся обвинений в неверии изаблуждениях, и пытаются представлять вещи не такими, какими ониявляются на самом деле.
Во-первых, не следует отвечать ложью наложь, ибо лжи следует противопоставлять истину. Если какой-нибудьчеловек обвинит нас в неверии, из-за этого мы не должны обвинять вневерии его, и если какой-нибудь человек обвинит нас в приверженности кнововведениям[30], из-за этого нам не следует выдвигать такие жеобвинения против него. В подобных случаях лжи необходимопротивопоставлять только истину, и так поступали наши праведныепредшественники, являвшиеся имамами приверженцев сунны и согласия.
Во-вторых,необходимо стараться наставлять таких людей на путь истинный и думать отом, какие методы могут оказаться для них подходящими. Если онинуждаются в добром наставлении, необходимо дать им такое наставление, аесли нужно разъяснить то, что внушает сомнения, следует дать имнеобходимые разъяснения, благодаря чему Всемогущий и Великий Аллах,возможно, выведет некоторых из них на путь истинный, как вывел Онхариджитов через Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.

Крометого, во время всех кризисов, смут и бедствий, от которых человек можетнайти защиту только у своего Великого Господа, следует обращаться кНему с мольбами. Тот, кто разорвет связь со своим Господом и перестанетобращаться с мольбами и просьбами о помощи, погибнет. Если даже нашпророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха,
которыйпользовался поддержкой Аллаха и направлялся к истине посредствомоткрове-ний, говорил: «О Аллах, с соизволения Твоего направь меня кистине, относительно ко-торой (среди людей) возникли расхождения!Поистине, выводишь Ты на прямой путь, кого пожелаешь», что же сказать онас и нам подобных? Мы, конечно же, нуждаемся в просьбах и мольбах вбольшей мере. Нам необходимо обращаться с мольбами за самих себя и затех, о ком нам известно, что в подобных вопросах они идут противистины. Однако даже если кто-либо поступает неправильно, обвиняя вневерии других, заблуждаясь, проявляя враждебность к людям и пороча их,это не значит, что мы должны отвечать тем же. Нет, здесь необходимопроявлять терпение и обращаться с мольбами за такого человека,поскольку цель ищущего знания состоит в исправлении людей. Они могутприслушаться или не прислушаться к твоим словам, но обязанностьвыведения их на путь истинный возложена не на тебя, ибо это Аллахуказывает его, кому пожелает.

[1] То есть не разрешайте и не запрещайте ничего такого, что выдумано вами самими и не имеет под собой никакой твердой основы.
[2] Здесь имеется в виду решение по какому-либо религиозно-юридическому вопросу.
[3] Имеется в виду тот случай, когда совет был неверным и человек, последовавший ему, совершил грех.
[4] "Сунан" Абу Дауда, хадис №3657; "Сунан" Ибн Маджи, хадис №53.
[5] Хатиб хотел предупредить курайшитов о том, что пророк занят подготовкой похода на Мекку.
[6] Курайшиты - арабское племя, проживавшее в Мекке, родом из которого был Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.
[7] Раньше Хатиб был союзником курайшитов и жил вместе с ними, но курайшитом по происхождению не являлся.
[8] Мухаджиры - сподвижники пророка, переселившиеся вместе с ним из Мекки в Медину.
[9]Таким образом, Хатиб опасался, что, когда курайшитам станет известно опоходе мусульман на Мекку, они подвер гнут преследованиям семьи техсподвижников пророка, которые все еще оставались среди них.
[10] Вэтой битве, состоявшейся в 624 г., мусульмане одержали первую крупнуюпобеду над курайшитами. Ее участники пользовались особым уважением вмусульманской среде.
[11] "Сахих" аль-Бухари, хадис № 4890; "Сахих"Муслима, хадис №2494. Б другой версии этого хадиса, приводимойаль-Бухари (хадис №3007), сообщается, что Умар, да будет доволен имАллах, воскликнул: «О посланник Аллаха, позволь мне отрубить головуэтому лицемеру!» На это пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Оставь его, о Умар», а потом повернулся к Хатибу и спросил: «О Хатиб,что побудило тебя сделать это?»
[12] То есть заявившего о том, что он принимает ислам.
[13] То есть как ты оправдаешься перед Аллахом за то, что убил человека, который произнес эти слова?
[14] "Сахих" аль-Бухари, хадис №4269.
[15] Здесь имеются в виду сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха.
[16] "Сахих" аль-Бухари, хадис №3610.
[17] Третий праведный халиф Усман бин Аффан правил с 644 по 656 г.
[18]Ибн Аббас - двоюродный брат пророка, мир ему и благословение Аллаха, иодин из первых толкователей Корана, пользовавшийся большим уважениемсреди мусульман.
[19] То есть вы обнаружили свое неверие после того,как в течение определенного времени своим поведением старались показатьдругим, что являетесь верующими.
[20] Мурджииты (от "ирджа" -"откладывание") - общее название последователей разных догматическихшкол, ставивших веру выше дел и "откладывавших" суждение о состояниичеловека в этом мире.
[21] То есть либо к сказавшему, либо к тому, кому это было
сказано.
[22] "Сахих" аль-Бухари, хадис № 6104; "Сахих" Муслима, хадис №60.
[23] Фикх - мусульманское право в широком смысле; доктрина о правилах поведения мусульманина.
[24]Иджтихад- деятельность авторитетного знатока религии, имеющего правосамостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, накоторые не имеется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматьсяиджтихадом могут только лица, в совершенстве владеющие арабским языком,наизусть знающие Коран и его толкования, хорошо знакомые с сунной икомментариями к ней и отвечающие целому ряду других требований.
[25] Имеется в виду свидетельство об исповедании единобожия.
[26]То есть надеясь на то, что те из них, кто впадет в многобожие, будутвозвращаться на путь истинный, прислушиваясь к призыву тех, кто будеттвердо придерживаться единобожия.
[27] Имеется в виду один изчетырех основных богословско-правовых толков (мазхабов) в исламе,которыми являются ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитскиймазхабы, названные по именам их основателей - Абу Ханифы (702-767 гг.),Малика ибн Анаса (71 1- 792 гг.), Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии(767-820 гг.) и Ахмада ибн Ханбаля (780-855 гг.). Каждыймусульманин-суннит является последователем одной из этих четырех школ,которые одинаково верны, несмотря на известные различия между ними впрактике отправления мусульманского культа.
[28] "Сахих" аль-Бухари, хадис №4890; "Сахих" Муслима, хадис №2494.
[29] Иносказание, указывающее на то, что человек, который порочит богословов, может навлечь на себя суровое наказание Аллаха.
[30] Имеются в виду нововведения в сфере религии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика