КАК ПРИУЧИТЬ ДЕТЕЙ К МОЛИТВЕ — 2 часть

IV. Период после достижения десятилетнего возраста

Это период наступления шариатской ответственности, в конце которого, когда мальчик или девочка достигают совершеннолетия, молитва становится обязательной для мусульманина. В этот период следует предпринимать следующее.

1. Мальчику или девочке приказывается исполнять обязательные молитвы, которые они не исполнили вовремя.

2. Им также велят исполнять обычные дополнительные молитвы (нафиль) и молитву витр, причем с той же неукоснительностью, которая применяется к обязательным молитвам.

3. Дети запоминают поминания и славословия, входящие в молитву, обучаются отдельным правилам ее исполнения: например, паданию ниц при окончании молитвы в случае, если они по рассеянности пропустили какой-то ее элемент.

4. Отец заботится о том, чтобы регулярно брать сына на общую молитву, и приказывает ему посещать ее. Участвуя в общей молитве, мальчик, помимо привыкания к исполнению самой молитвы, приучается находится среди массы мусульман, знакомится с выдающимися улемами, обучается правилам поведения во время выслушивания проповедей и напитывается духовной пищей.

В позднем детском возрасте ребенок в силу своей природы склонен участвовать в богослужениях вместе со взрослыми и любит бывать с ними в храмах. Отец должен использовать эту склонность и развивать ее, применяя разнообразные педагогические приемы.

5. Об одном из средств, помогающих привить мальчику или девочке усердие к молитве, рассказал журнал «Валяди» за январь 1999 г. Приведем выдержки из рассказа одного мусульманина, помещенного в журнале:

 «Я всегда помню теплую руку, в которой лежала моя рука, когда мы выходили из мечети. Ее тепло до сих пор разливается по моему телу. Это рука моего отца, с которым я всегда ходил в мечеть…

Всякий раз, вспоминая об этом, я чувствую, насколько важно, чтобы мой сын с младенческих лет привыкал к молитве… Я много работал над ним, но сложность с ним состоит в том, что он слишком любит играть и очень забывчив. Ему уже девять лет, но он до сих пор не исполняет обязательных молитв, если ему об этом не напомнят. Особенно часто это случается, когда он находится вне дома, среди своих двоюродных братьев и сестер. Мне пришла в голову мысль поручить ему, чтобы он обучил свою младшую сестру молитве и следил за ней, когда она исполняет все молитвы. И результат был замечательным для них обоих! Приготовясь к молитве и надев специальное платье для этого, сестра всегда звала его, чтобы помолиться вместе. Признаюсь, что такого результата я и не ожидал».

6. Купите книги или кассеты, в которых говорится о значении молитвы, и читайте или прослушивайте их всей семьей, а затем обсуждайте их. Во время таких обсуждений сыну надо предоставить больше возможностей для разъяснения значимости молитвы.

7. Родителям следует позаботиться о том, чтобы у детей в этом возрасте были благочестивые друзья, вместе с которыми они приучались бы молиться и неукоснительно придерживались распорядка молитв: ведь, как говорится, с кем поведешься, у того и наберешься.

8. Если сын, достигший десятилетнего возраста, не исполняет обязательной молитвы, отец должен указать ему на это и дать соответствующее наставление, ссылаясь на повеление Великого и Всемогущего Аллаха и Его пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Если этого окажется недостаточно, следует перейти на более жесткий тон, отчитать сына, перестать шутить и общаться с ним, лишить его некоторых излюбленных вещей. Такое психологическое наказание возымеет безусловный эффект и для большинства детей окажется достаточным, избавив родителей от необходимости прибегать к физическому воздействию.

Здесь нужно сказать несколько слов о наказании в педагогических целях.

Вопреки распространенному мнению, воспитание не предполагает обязательного битья, суровости, унижения ребенка. Оно лишь предполагает оказание ему помощи с тем, чтобы он достиг максимума совершенства. Наша религия избавила маленьких детей от религиозных обязанностей и рассматривает наказание как средство, помогающее воситателю справиться с детьми, которых может исправить только физическое наказание, причем только по достижении совершеннолетия. Об этом свидетельствуется в хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорит: «Требуйте от своих сыновей молитвы, когда им семь лет, и бейте их за нее, когда им десять лет» (передали Ахмад и Абу Дауд). Из этого хадиса явствует, что нельзя бить ребенка с целью приучить его к молитве до тех пор, пока ему не исполнится десять лет; предпочтительно, чтобы воспитатель обходился при этом без физического воздействия.

А. Из других наставлений Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) – дать ребенку почувствовать авторитет семьи, ее готовность наказать совершающего проступки. В достоверном хадисе говорится: «Повесьте плеть так, чтобы видели ее обитатели дома, ведь в ней – их воспитание» (см. Полное собрание достоверных хадисов), так что один вид плети избавляет от необходимости применять ее.

Б. Наказание отнюдь не всегда предполагает причинение боли. Легкое порицание или ужесточение тона в разговоре с благовоспитанным ребенком, которого редко наказывают, дают такой же эффект, какой дает сильное физическое наказание в случае с ребенком, который привык к такому воздействию. Чем сильнее наказание, тем слабее оно действует на ребенка, а порой даже приводит к появлению у него чувства протеста и нарастающего душевного смятения.

В. Наказание должно соответствовать возрасту и следовать непосредственно после проступка.

Г. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы наказание принимало форму издевки, очернения, давания оскорбительных прозвищ. Сказано Всевышним: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их! И женщины – над женщинами: может быть, они – лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя «распутство» после веры! А кто не обратится, те – несправедливые» (49 : 11). Как далеки от этого божественного наставления те, которые называют своих детей «слепыми» и «безногими», оскорбляя их достоинство, или позорят их, несправедливо обзывая «лгунами», «ворами» и т.п.

Д. Нашими правоведами установлены пределы, которые нельзя переходить воспитателям, применяющим физические наказания. Необходимо избегать ударов по лицу и таких ударов, которые могут оказаться смертельными. По сообщению Муслима, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал «Если бьет кто-нибудь из вас, пусть избегает лица», ведь цель состоит в том, чтобы образумить, а не убить. Кроме того, не следует бить по одному и тому же месту.

Ж. Во всех случаях следует соблюдать последовательность и принцип равного, справедливого отношения к детям, избегать предвзятости, которая ожесточает сердца. Несправедливое наказание может принести только вред.

З. Наказание за проступок, совершенный впервые, должно быть мягким, за исключением тех случаев, когда воспитатель сочтет, что проступок слишком серьезен и нужно строжайшим образом предотвратить его повторение. В таком случае не возбраняется применить суровое наказание, чтобы вина не показалась небольшой. Если ребенка наказывает один из родителей, необходимо, чтобы второй родитель был с ним солидарен, ибо иначе пользы от наказания не будет. При этом надо дать ребенку почувствовать, что наказание преследует целью не выместить на нем зло, а помочь ему, что оно применяется в его же собственных интересах. В противном случае у ребенка может случиться определенное отклонение: он специально будет провоцировать родителей, чтобы получать удовольствие, глядя, как они сердятся и злятся на него. При этом он будет чувствовать удовлетворение от того, что ему, маленькому, удалось вызвать возмущение у взрослых.

Поэтому разумный отец обязан соблюдать определенную последовательность при наказании ребенка. Вначале он должен, например, воздержаться от поощрения, затем отвернуться и дать понять, что он недоволен ребенком, затем строго поговорить или прикрикнуть на него, затем оставить его и перестать с ним общаться, затем лишить его каких-нибудь любимых занятий или предметов и так далее, и лишь в самом конце прибегать к физическому воздействию, и здесь последовательно переходя от слабых ударов к более сильным. Эти последние и являются самым строгим видом наказания.

В данном вопросе следует по возможности пытаться избегать физического воздействия на ребенка вообще, вне зависимости от его возраста. Однако если уж такое воздействие становится необходимым, то необходимо применять его в такое время, когда ребенок понимает смысл наказания, его причину, осознает, что он заслужил его, причем только после того, как ему пригрозили таким наказанием. Придерживаясь вышеприведенной последовательности, отец должен заботиться о том, чтобы ребенок не почувствовал, что на нем вымещают зло или мстят ему; нужно, чтобы он связывал проступок с наказанием, давал себе ясный отчет в том, почему его наказывают. Если отец начал наказывать сына и тот воззвал за помощью к Аллаху, отцу не следует длить наказание; полезнее прекратить его, чтобы в душе ребенка укрепилась мысль о величии Аллаха. Ведь шариат порицает битье раба, помянувшего Аллаха, и тем более это правило распространяется на сына.

Нельзя бить ребенка при других людях, особенно при его сверстниках, так как это может причинить серьезную душевную травму.

V. Как быть с сыном, если мы увидим, что он один раз не помолился?

Это последний момент, на котором нужно остановить внимание. Здесь стоит вопрос о том, можно ли следить за ребенком, шпионить за ним, публично обличать его за ошибку, обнаруживать его тайны. По этому поводу имам аль-Газали, упомянув о важности поощрения и вознаграждения ребенка за благие дела, говорит следующее: «…Если же единожды он поступил не так, то следует пренебречь этим, не врываться в его секреты, особенно если это секрет мальчика и если он старался скрыть его. Быть может, если тайна останется нераскрытой, это принесет ему большую пользу. В этом случае, если он повторит проступок, его следует наказать втайне, показав ему, как велика его ошибка». Здесь мы видим сочувствие и сострадание к мальчику. Ведь не каждый проступок требует наказания и крика. Это справедливо даже для домашней скотины, что уж говорить о человеке, обладающем достоинством. Упоминалось, что госпожа Айша (да будет доволен ею Аллах!) ехала верхом на верблюде; тот заартачился, «и она стала бить и понукать его. Тогда сказал ей Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Ты должна иметь снисхождение» (передал Муслим). Если мусульманину повелевается быть снисходительным к верблюду, то что же говорить о собственном сыне?!

И заключительные наши слова:

Хвала Аллаху, Господу миров!

Приложение. Таблица ежедневных молитв на месяц для ребенка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика