ДРУЖБА И НЕПРИЧАСТНОСТЬ В ИСЛАМЕ.

 

ДРУЖБА И НЕПРИЧАСТНОСТЬ В ИСЛАМЕ.
(Доказательство из Куръана и Сунны)
Салех бин Фаузан аль-Фаузан

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Введение.

ХвалаАллаху, благословение и мир нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,его сподвижникам и всем тем, кто последовал его пути.
А затем:Поистине, прежде всего человеку необходимо любить Аллаха и Егопосланников, а затем он должен любить друзей Аллаха и испытыватьчувство вражды по отношению к Его врагам.
Поистине, одна из основвероучения Ислама состоит в том, что каждый мусульманин, исповедующийэту религию. должен испытывать дружеские чувства по отношению к другиммусульманам и враждовать с врагами этой религии, иначе говоря, ондолжен любить приверженцев единобожия и очищения религия перед АллахомВсевышним, ненавидя многобожников и враждуя с ними. Это унаследованонами от религии Ибрахима и тех, кто был с ним, и с кого нам былоповелено брать пример, ибо Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:
“Былвам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто 6ыл с ним. Вот сказали онисвоему народу: Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесьпомимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненавистьи вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого...”1
Это соответствует также и традициям религии Мухаммада, да пребудут над ним благословения и мир, так как Аллах Всевышний сказал:
“Овы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе: они -друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и самиз них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!”2
Это касаетсязапрета на дружбу только с обладателями Писания, что же касаетсязапрета на дружбу с неверными вообще, то Аллах Всевышний сказал:
“О вы, которые уверовали! Не берите друзьями Моего и вашего врага”.3
Болеетого, Аллах Всевышний запретил верующему дружить с неверными, даже еслиони относятся к числу самых близких его родственников. Аллах Всевышнийсказал:
“О вы, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьевдрузьями, если они полюбили неверие больше веры. А кто из вас берет ихв друзья, те - несправедливы”.4
Аллах Всевышний также сказал:
“Тыне найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы ониполюбили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они былиих отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родственниками”.5
Многиелюди ничего не знают об этой важнейшей основе, и я даже слышалвыступления по радио некоторых знающих и занятых исламским призывомлюдей, которые заявляли, что христиане являются нашими братьями, нослова эти крайне опасны!
Ведь Аллах Всевышний, слава Ему, запретилдружить с неверными, которые являются врагами исламского вероучения,также как вменил Он в обязанность дружить с мусульманами и любить их.Аллах Всевышний сказал:
“Ваш покровитель - только Аллах и Егопосланник и те, которые уверовали, которые совершают молитву, очищаютсяи поклоняются. И кто берет покровителей, у Аллаха и Его посланника итех, которые уверовали... ведь приверженцы Аллаха - они победят”.6
Аллах Всевышний также сказал:
“Мухаммад - посланник Аллаха, а те, которые с ним, - яростны против неверных и милостивы между собой”.7
Аллах Всевышний также сказал:
“Верующие ведь братья”.8
Этозначит, что правоверные являются братьями по религии и вере, даже еслиони не состоят в родстве друг с другом, живут, в разных странах илидаже в разное время, ведь Аллах Всевышний сказал:
“Те, которыепришли после них, говорят: “Господи, прости нам и нашим братьям,которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тел,которые уверовали. Господь наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!”9
Такимобразом, от самого начала творения и до самого его конца правоверныеявляются братьями независимо от того, где и когда они жили или живут, иони любят друг друга, те из них, кто пришел позже, берут пример сосвоих предшественников, и они желают блага друг другу и просят у Аллахапрощения друг для друга.
Что же касается дружбы и непричастности, тодля них характерны определенные внешние проявления, которые могутслужить указаниями, как на первое, так и на второе.

I - Что относится к внешним проявлениям дружбы с неверными.

А - Уподобление им в одежде, словах и прочем:
Потому,что уподобление им в одежде, словах и прочем указывает на любовь ктому, кому человек уподобляется, и именно поэтому пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Уподобляющийся каким-нибудь людям и сам относится к их числу”.
Запретнымявляется уподобление неверным в том, что, свойственно им из обычаев испособов поклонения, также как запрещается перенимать такие ихособенности и нравы, каковыми являются манера подстригать бороду, формаусов, использование из языка без особой необходимости, ношение такой жеодежды, какую носят они, употребление в пищу блюд и их напитков, и такдалее.

Б - Проживание в странах неверных и отказ от переезда в какую-нибудь из стран Ислама ради сохранения своей религии.
Потому,что само слово “хиджра” (переселение) приобрело в Исламе именно такоезначение, в силу чего переселение с целью сохранения своей религии иявляется обязательным для мусульманина. Если же мусульманин продолжаетжить в стране неверных, то это является указанием на его дружескиесвязи с ними, и поэтому Аллах запретил мусульманам жить среди неверных,если они в состоянии уехать оттуда.
Аллах Всевышний сказал:
“Тем,кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, онискажут; “В каком положении вы были?” И скажут они: “Мы были слабыми наземле”. Они скажут: “Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вампереселиться в ней?” У этих убежище - геенна, и скверно это пристанище/- кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и ненаходят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах; ведь Аллах -извиняет и прощает!”10
И Аллах простит только мусульманам,проживающим в странах неверных и не переселяющимся в страны Ислама,которые не в состоянии этого сделать, а также тем, кто поступает так винтересах религии, например, призывая людей к Аллаху и распространяяИслам в странах неверных.


В - Совершение поездок в страны неверных для развлечений и наслаждений.

Совершениепоездок в страны неверных является запретным, если только это невызвано необходимостью лечения, торговыми делами или желанием научитьсячему-то полезному, чего иначе узнать нельзя. Иначе говоря, посещать этистраны можно только если это является необходимым, а когда такойнеобходимости уже нет, то мусульманин должен вернуться в мусульманскуюстрану.
Одним из условий допустимости подобных поездок являетсятакже желание мусульманина познакомить неверных со своей религией, аесли только он будет продолжать дорожить Исламом, держаться вдали отвсего дурного и остерегаться происков и козней врагов мусульман. Крометого, допускается и даже является обязательным совершение поездок встраны неверных с целью призыва людей к Аллаху и распространениярелигии Ислама.

Г - Оказание им помощи и содействия против мусульман, а также их восхваление и защита.
Совершениеподобных действий свидетельствует о недостатках совершающего их в том,что касается его приверженности Исламу, и становится одной из причинвероотступничества, и мы прибегаем к помощи Аллаха от этого.

Д- Обращение к ним за помощью, оказание им доверия, назначение их на тепосты, пребывание на которых позволит им узнавать тайны мусульман, иизбрание их в качестве приспешников и советников.
Аллах Всевышний сказал:
“Овы, которые уверовали! Не берите себе близких друзей, кроме как из вассамих. Они не преминут вам повредить, ибо они хотели того, чтобы выпопали в беду. Обнаружилась ненависть из их уст, а то, что скрывают онив сердцах своих, больше. Мы разъяснили вам знамения, если вы разумны!Вот вы - те которые любят их, а они вас не любят. Вы веруете в Писаниецеликом, и когда она встречают вас, то говорят: “Мы уверовали”, нокогда остаются наедине, то кусают от злобы к вам пальцы. Скажи:“Умирайте от вашего гнева! Поистине Аллах знает про то, что в сердце”.Если вас коснется хорошее, это их огорчает, а если вас постигнетдурное, они радуются этому. А если вы будете терпеливы и богобоязненныне повредят вам их козни ни в чем. Поистине, Аллах объемлет то, что онитворят!”11
Эти священные аяты поясняют, что скрыто в душах неверных,какую ненависть они таят против мусульман, какие уловки вероломноприменяют против них и как хотят любыми средствами причинить им вред иподвергнуть мучениям. При этом они пользуются тем, что мусульманедоверяют им, для нанесения ущерба и достижения победы над ними.
ИмамАхмад передал, что Абу Муса аль-Аш'ари. да будет доволен им Аллах,сказал: “Однажды я сказал Умару. да будет доволен им Аллах: “У меняесть писец-христианин”. В ответ он воскликнул: “Кого же это ты держишьу себя, разрази тебя Аллах?! Неужели не слышал ты слов Всевышнего: “Овы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан в друзья: они -друзья один другим”.12 Неужели ты не мог подобрать себе того, ктоверует в единого Аллаха?” Я возразил ему: “О повелитель правоверных,мне он нужен только как писец, а вера его остается с ним!” Тогда онсказал:
“Я не стал бы оказывать им почет, если Аллах отозвался о нихс презрением, и не стал бы чтить их, если Аллах их унизил, и не стал быприближать этих людей, если Аллах удалил их!”
Кроме того, имам Ахмади Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что когда пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, выступил из Медины по направлениюк Бадру13, за ним последовал один из многобожников, которыйприсоединился к нему неподалеку от аль-Харры, сказав: “Поистине, язахотел последовать за тобой и добиться успеха вместе с собой”. Услышавего слова, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,спросил: “Веруешь ли ты в Аллаха и в Его посланника?” Тот ответил:“Нет”. Он сказал: “Тогда возвращайся, ибо я никогда не призову напомощь никого из многобожников!”
Цитированные выше аяты и сообщенияясно указывают на то, что нам запрещено поручать неверным распоряжатьсяделами мусульман, поскольку благодаря этому они могут узнать об ихположении и их тайнах и, применив хитрости, нанести им вред,
Однакоподобное наблюдается в наше время в связи с привлечением неверных встраны Ислама, в том числе и в ту страну, где находятся обе святыниИслама, и использование их в качестве рабочих, водителей, служащих ивоспитателей в частных домах, что неизбежно приводит к их общению сдомочадцами и с мусульманами вообще.

Е - Использование их летоисчисления, особенно если речь идет об их обрядах и праздниках наподобие рождества.
Здесьречь идет о привычке отмечать рождество Исы, мир ему, что христианепридумали сами, поскольку это не имело отношения к его религии, мирему. Использование же этой даты как некой точки отсчета свидетельствуетоб участии в возрождении их символов и проведения их праздников.
Иименно для того, чтобы избежать этою, сподвижники пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, пожелавший установить своелетоисчисление для мусульман во время правления халифа Умара, да будетдоволен им Аллах, отказались от летоисчисления неверных и стали вестиотсчет от времени переселения (хиджры) посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину, что и являетсяуказанием на необходимость отличия от неверных в этом и во всемостальном, а к Аллаху Всевышнему следует обращаться за помощью.

Ж - Участие в проведении их праздников, оказание им помощи в их организации и поздравление их в связи с этим.
Водном из толкований слов Аллаха Всевышнего:“И те, которые не посещаютложного...”14, говорится, что здесь речь идет о качествах рабовМилосердного, которые не посещают праздников неверных.

3- Их восхваление за достижения их культуры и цивилизации и выражениявосхищения их нравами и мастерством без учета порочности их воззрений иложности их религии.
Аллах Всевышний сказал:
“Ине взирай на то, чем Мы наделили некоторые пары их - расцветом, жизниэтой, чтобы испытать их этим. Удел Господа твоего лучше идолговечнее!”15
Это не означает, что мусульмане не должны перениматьтого, что может их усилить, обучаясь методам промышленногопроизводства, дозволенным способом ведения хозяйства или военномуискусству, наоборот, все это является необходимым, так как АллахВсевышний сказал:
“И приготовьте против них, сколько можете, силы...”16
Все эти блага и тайны бытия первоначально были предназначены для мусульман, так как Аллах Всевышний сказал:
“Скажи:“Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, ипрелести из удела?” Скажи: “Это - только для тех, которые уверовали вближайшей жизни в день Воскресения”.17
Аллах Всевышний сказал:“И он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него”.18
Аллах Всевышний также сказал:“Он - тот, который сотворил вам все, что находится на земле...”19
Такимобразом, мусульманам, а не неверным, надлежит пользоваться этимиблагами и возможностями в первую очередь, и они должны владеть заводамии современной техникой.

И - Использование их имен.
Потому,что некоторые мусульмане называют своих сыновей и дочерей иностраннымиименами, отказываясь от имен своих отцов и матерей, дедушек и бабушек,иначе говоря, от имен, принятых в мусульманском обществе, а между темизвестно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Наилучшими именами являются имена Аб-даллах и Абд ар-Рахман”.
И врезультате изменения имен появилось целое поколение людей, носящихзападные имена, что привело к нарушению связей между этим и предыдущимипоколениями.

К - Испрашивание для них прощения и обращение к Аллаху с молитвами о ниспослании им милости.
АллахВсевышний запретил делать подобные вещи, сказав:“Не следует пророку итем, которые уверовали просить прощения для многобожников, хотя бы онии были их родственниками, после того как стало ясно для них, что ониобитатели огня”.20
И это было сказано в связи с тем, что подобное подразумевает собой любовь к ним и попытку улучшить их положение.

II - Что относится к внешним проявлениям дружбы с верующими.

А - Переселение в мусульманские страны и оставление стран неверных.
Переселение (хиджра) есть переезд из страны неверных в мусульманскую страну с целью сохранения своей религии.
Вэтом смысле и с этой целью хиджра является обязательной и останетсятаковой до тех самых пор, пока солнце не взойдет с запада, то есть донаступления дня Воскресения. Что же касается пророка, да благословитего Аллах и приветствует, то он отрекался от каждого мусульманина,живущего среди многобожников, и поэтому проживание мусульманина встране неверных является запретным за исключением тех случаев, когда онне может уехать оттуда, или же когда он живет там, в интересах религии,осуществляя призыв людей к Аллаху и способствуя распространению Ислама.Аллах Всевышний сказал:“Тем, кого успокоят ангелы причинившиминесправедливость самим себе, они скажут: “В каком положении вы были?” Искажут они: “Мы были слабыми на земле”. Они скажут: “Разве не былаАллаха, обширной, чтобы вам переселиться в ней?” У этих убежище -геенна, и скверно это пристанище! - кроме слабых мужчин, женщин идетей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим,может быть, простит Аллах; ведь Аллах - извиняет и прощает!”21

Б - Оказание помощи мусульманам в делах их религии и в мирских делах с помощью собственных усилий, своих средств и слов.
Аллах Всевышний сказал:“А верующие мужчины и верующие женщины — они - друзья одни другим...”22 А
ллахВсевышний также сказал:“А если они попросят у вас помощи в религии, товам нужно будет оказать помощь, если только не против того народа, скоторым у вас есть договор. Ведь Аллах видит все это, что вы делаете!”23

В - Сопереживание им в горе и в радости.
Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В своей любви друг кдругу и взаимных проявлениях симпатии и милосердия мусульмане подобныединому телу, если один из органов этого тела заболевает, то у всеготела начинается жар”. С
ообщается также, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: “По отношению друг кдругу правоверные подобны разным частям одного строения, каждая изкоторых укрепляет собой другую”, и, сказав это, о, да благословит егоАллах и приветствует, переплел между собой пальцы своих рук.

Г - Сердечное отношение к ним, желание им блага и отказ от обмана их.
ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не уверуетникто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же,чего желает самому себе”.
Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, также сказал: “Один мусульманин - брат другому, и поэтомуон не должен презирать его, оставлять без помощи и предавать, а есличеловек станет презирать своего брата в Исламе, это будет означать, чтоон творит зло. И каждый мусульманин должен помнить о том, что кровь,имущество и честь другого мусульманина являются для негонеприкосновенными”.
Он, да пребудут над ним благословения и мир,также сказал: “Не следует вам ненавидеть друг друга, враждовать междусобой и набивать цену, перебивая друг другу торговые сделки. Будьте жерабами Аллаха и братьями друг другу”.

Д - Проявление уважения к ним и отказ от унижения и поношения их.
АллахВсевышний сказал:“О вы, которые уверовали! Пусть одни люди неиздеваются над другими; может быть, они лучше их! И женщины - надженщинами; может быть, они лучше их! Не позорьте самих себя и необменивайтесь прозвищами. Мерзко слово “беспутство” после веры! А ктоне обратится, те - несправедливые. О те, которые уверовали! Берегитесьмногих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех; и не выслеживайте, и пустьодни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь извас есть мясо своего брата, когда он умрет? Вы ведь почувствовалиотвращение! Бойтесь же Аллаха, ведь Аллах принимает раскаяние ипроявляет милосердие!”24

Е - Пребывание с ними в дни испытаний и в благоденствии.

Вэтом, помимо всего прочего, должно состоять их отличие от лицемеров,которые остаются с мусульманами в благоденствии и покидают их в днииспытаний. Аллах Всевышний сказал:“Поистине, Аллах соберет лицемеров иневерный всех в геенне! Тех, которые выжидают, что будет с вами, - есливам будет победа от Аллаха, они скажут: “Разве мы не были с вами?” Аесли будет удел неверным, они скажут: “Разве мы не старались помочь вами не защищали вас от верующих?”25

Ж - Их посещение и любовь к встречам и общению с ними.
Водном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует, сказал: “Аллах Всевышний сказал: “Я сделал длясебя обязательной любовь к тем, кто посещает друг друга ради Меня”.
Вдругом же хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: “Как-то раз один человек захотел навестить братасвоего в Аллахе, Аллах же поставил на пути его ангела, который спросил:“Куда ты идешь?” Тот ответил: “Я хочу навестить брата своего в Аллахе”.Ангел спросил: “Не надеешься ли ты, что он скажет тебе какое-нибудьблагодеяние?” Этот человек ответил: “Нет, я просто полюбил его вАллахе”. Тогда ангел сказал: “А я, поистине, послан Аллахом к тебе,чтобы сообщить, что и Он полюбил тебя подобно тому, как ты полюбилбрата своего!”

З - Соблюдение их прав.
Этоозначает, что не следует пытаться перебивать им торговлю, предлагатьсвою цену после того, как она уже была назначена, свататься после ихсватовства и вообще каким-либо образом мешать тому, в чем кто-либо изних опередил кого-нибудь из вас.
Сообщается, что пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал; “Не следует человекуперебивать торговлю своему брату, не пытаться вмешаться в егосватовство”.
В другом же хадисе говорится, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует. также сказал: “... и непредлагать свою цену после того, как она уже была оговорена другими доэтого”.

И - Проявление доброты к слабым из их числа.
Проявлятьдоброту следует, помня о том, что, пророк, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: “Не относится к нам тот, кто не почитает старых ине проявляет милосердия к малым среди вас”.
О, да пребудут над нимблагословения и мир, также сказал: “Вам будет оказываться помощь ипосылаться удел ваш лишь в том случае, если вы станете заботиться ослабых среди вас”.
А Аллах Всевышний сказал:“Проявляй терпение стеми. которые взывают к их Господу утром и вечером, стремясь к ликуЕго, и да не отвращаются от них глаза твои, устремляясь к красоте этойжизни...”26

К - Обращения к Аллаху с мольбами за них и просьбами о прощении для них.
Аллах Всевышний сказал:“…и проси прощения твоему греху и для верующих - мужчин и женщин”.27
АллахВсевышний, слава Ему, также сказал:“Те, которые пришли после них,говорят: “Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас ввере!”28
Аллах Всевышний также сказал:“Не запрещает вам Аллахоказывать благодеяния и быть справедливыми к тем, которые не сражалисьс вами из-за религии, и не изгоняли вас из ваших долгов, ведь Аллахлюбит справедливых!”29
Это означает, что если кто-нибудь из неверныхотказался от причинения мусульманам вреда, не сражался с ними и неизгонял их из их жилищ, то мусульманам следует воздавать за это такимлюдям благодеяниями и проявлять справедливость по отношению к такимлюдям, но это не означает, что мусульмане должны любить их своимисердцами, так как Аллах Всевышний сказал: “... оказывать благодеяния ибыть справедливыми...”30 , но не сказал: “... дружить с ними и любитьих...”
Близки к этому по смыслу и слова Аллаха Всевышнего оневерующих родителях человека. Аллах Всевышний, слава Ему,сказал:“Благодари меня и твоих родителей; ко Мне возвращение. А еслиони будут усердствовать, желая, чтобы ты начал придавать Мне всотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им.Сопровождай их в мире этом по доброму и следуй по пути тех, ктообратился ко Мне”.31
Сообщается, что однажды мать Асмы, которая быланеверной, пришла к ней, да будет доволен ею Аллах, чтобы поговорить сосвоей дочерью, Асма же спросила разрешения на это у посланника Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поговори сосвоей матерью”.
Аллах Всевышний сказал:“Ты не найдешь людей, которыеверуют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, ктопротивится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или ихсыновьями...”32
Поддержание каких-то связей и соблюдениесправедливости в мирских делах одно, а любовь это совсем другое.Поистине, поддержание связей и хороших взаимоотношений может привестиневерного к Исламу, и это относится к числу средств осуществленияисламского призыва. Иное дело любовь и дружба, ибо подобное можеттолько утвердить неверного в его положении и заставить егодовольствоваться им, тем самым, исключив возможность успешного призывачеловека к Исламу.
Точно также можно сказать, что запрет на дружбу сневерными не означает запрета на поддержание с ними взаимоотношений всфере дозволенной торговли, импорта их товаров и промышленных изделий ииспользования их опыта и различных изобретений.
Так, например,известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своевремя нанял Ибн Урикита, являющегося неверным, в качестве проводника ичто он, да благословит его Аллах и приветствует, занимал деньги унекоторых иудеев.
Мусульмане и сейчас импортируют товары ипромышленную продукцию неверных, но они платят за это деньги, а этозначит, что, поставляя все это мусульманам, неверные не оказывают имникаких благодеяний или милостей.
Таким образом, это никак несвязано с проявлением по отношению к ним любви или дружбы, ибо АллахВсевышний вменил мусульманам в обязанность любить верующих и дружить сними, точно также как Он обязал их ненавидеть неверных и враждовать сними.
Аллах Всевышний сказал:“Поистине, те, которые уверовали ивыселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те,которые дали убежище и помогли - эти близки друг другу”.33
АллахВсевышний также сказал:“А те, которые не уверовали, одни из них -близки другим. Если вы этого не сделаете то будет смута на земле ивеликая порча”.34
Аль-Хафиз Ибн Кясир оказал: - Его слова: “Если выэтого не сделаете, то будет смута на земле и великая порча”35, означаютследующее: если вы не будете избегать неверных и не будете дружить сверующими, то среди людей произойдет смута, которая будет выражаться внеясности положения и смешении верующих с неверными, и среди людейповсеместно и надолго воцарится падение нравов.
Я же добавлю от себя следующее: как раз это и наблюдается в наше время, а за помощью следует обращаться к Аллаху Всевышнему.

Классификация людей в зависимости от того, с кем из них следует дружить, а от кого отстраняться.
В зависимости от этого всех людей можно подразделять на три группы:

ПЕРВАЯ ГРУППА: те, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой враждебности.

Вэту группу входят настоящие правоверные, к которым относятся пророки,правдивейшие, павшие на пути Аллаха за веру и праведники.
И во главевсех лих людей находится посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, которого каждому мусульманину следует любить больше, чемон любит самого себя, своих детей, своих родителей и всех остальныхлюдей.
За ним следуют его жены, матери правоверных, члены его семьии благородные сподвижники, среди которых следует особо выделитьчетверых праведных халифов и остальных шестерых из тех десяти, кому былобещан рай, мухаджиров и ансаров, участников битвы при Бадре и тех, ктопринес присягу верности, угодную Аллаху.36 За ними следуют всеостальные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, их последователи,наши праведные предшественники, жившие в течении первых трех вековхиджры, и имамы мусульманской общины, например, четыре имама-основателячетырех мазхабов Ислама.37
Аллах Всевышний сказал:“Те, которыепришли после них, говорят: “Господи, прости нам и нашим братьям,которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем,которые уверовали. Господь наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!”38
Такимобразом, те люди, сердца которых хранят веру, никогда не испытываютненависти к сподвижникам посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, и своим праведным предшественникам, а ненавидеть их могутлишь сбившиеся с пути, лицемеры и враги Ислама наподобие рафидитов39 ихариджитов40 , мы же просим у Аллаха благополучия.

ВТОРАЯ ГРУППА: те, кого следует только ненавидеть и только враждовать с ними,не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств.
Речьидет о неверных в чистом виде, к числу которых относятся абсолютноневерующие, многобожники, лицемеры, вероотступники и безбожники со всемразнообразием проявлений их неверия, о которых Аллах Всевышний сказалследующее:“Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последнийдень, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику,хотя бы они были их отцами, или их сыновьями, или их братьями или ихродственниками”.41
А порицая израильтян, Аллах Всевышний, слава Ему,сказал:“Ты видишь, как многие из них берут в друзья тех, которые неверовали. Как скверно то, что им раньше уготовали их души, чторазгневался на них Аллах, и в наказании они пребывают вечно! А если быони веровали в Аллаха, и пророка и то, что было ниспослано ему, они небрали бы их в друзья, но многие из них распутны!”42

ТРЕТЬЯ ГРУППА: те, кто с одной стороны заслуживает любви, а с другой стороны - ненависти.
Этоте люди, отношение к которым объединяет в себе любовь с враждебностью,и ими являются правоверные, совершающие разного рода прегрешения. Такихследует любить за ту веру, которую они в себе сохраняют, и ненавидетьза их прегрешения, если они не являются столь великими грехами какгрехи неверия и многобожия.
Любовь по отношению к таким людямтребует обращений к ним с добрыми советами и выражениями порицания.Нельзя замалчивать их грехи, им необходимо выражать за это порицание,повелевать им творить одобряемое и запрещать совершать отвергаемое,выдвигать против них обвинения в соответствии с шариатом и продолжатьосуждать их до тех пор, пока они не перестанут грешить и не раскаются всвоих дурных поступках.
Однако это не означает, что их необходимотолько ненавидеть и полностью отрекаться от них, как того требовалихариджиты по отношению к людям, даже не совершающим столь тяжкихгрехов, как грехи неверия и многобожия, а совершившим какие-нибудь иныетяжкие прегрешения.
Вместе с тем не заслуживают они и одних толькочувств любви и дружбы, о чем толковали мурджииты43,а отношение к такимлюдям должно быть средним между тем и этим, как мы уже упоминали обэтом. Именно так относятся к ним люди сунны и согласия.
Именнолюбовь в Аллахе и ненависть в Аллахе крепче всего связывает с веройчеловека, который в день воскресения окажется с теми, кого он любит,как говорится об этом в одном из хадисов.
Однако сейчас положениеизменилось, и люди стали любить и ненавидеть не ради Аллаха, а радимирских благ, и они дружат с теми, кто располагает такими благами, дажеесли их обладатели являются врагами Аллаха, Его посланника, даблагословит его Аллах и приветствует, и религии мусульман.
Если жечеловек этими благами не располагает, то они начинают враждовать с нимпо малейшему поводу, притеснять его и презирать его, даже если онявляется другом Аллаха и Его посланника.
Сообщается, что Абдаллахбин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Тот, кто будетлюбить в Аллахе и ненавидеть в Аллахе, дружить в Аллахе и враждовать вАллахе, получит в награду дружбу Аллаха. Однако сейчас люди сталиподдерживать братские отношения в основном ради мирских благ, хотя этоничего и не принесет им!”44
В одном из хадисов сообщается, что АбуХурайра. да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах Всевышний сказал:“Я объявлю войну всякому, кто станет враждовать с кем бы то ни было изМоих друзей!”45
И самыми ярыми врагами Аллаха являлись те, ктовраждовал со сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллахи приветствует, поносил их и осмеливался умалять их достоинство.
Сообщается,что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Не нападайте на моих сподвижников, ибо тот, кто станет обижать их,обидит и меня, обидевший меня, обидит и Аллаха Всевышнего, а тому, ктообидит Аллаха, Он не замедлит отомстить!”46
Но несмотря на все это,вражда со сподвижниками посланника Аллаха, Да благословит его Аллах иприветствует, и их поношение стали в буквальном смысле слова религией ивероучением для последователей некоторых сбившихся с пути религиозныхобщин.
Мы же прибегаем к защите Аллаха Всевышнего от Его гнева и Егомучительного наказания, просим Его о прощении и благополучии и говорим:да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, а такжевсех членов его семьи и его сподвижников.

Примечание.
1 – “Испытуемая”, 4.
2 - “Трапеза”, 56.
3 – “Испытуемая”,
4 - “Покаяние", 23.
5 - “Препирательство”, 22.
6 – “Трапеза”, 60-61.
7 - “Победа”, 29.
8 - “Комнаты”, 10.
9 – “Собрание”, 10.
10 - “Женщины”, 99-100.
11 – “Семейство Имрана”, 114-116.
12 – “Трапеза”, 56.
13- Так называется группа колодцев, расположенных в 150 километрах кюго-западу от Медины, где пророк Мухаммад, да благословит его Аллах иприветствует, вместе со своими сподвижниками одержал первую крупнуюпобеду над язычниками - мекканцами. Эта битва произошла 15 или 17 марта624 года.
14 – “Различение”, 72.
15 – “Та ха”, 131.
16 – “Добыча”, 62.
17 – “Преграды”, 30.
18 – “Коленопреклонения”, 12.
19 – “Корова”, 27.
20 – “Покаяние”, 114.
21 – “Женщины”, 99-100.
22– “Покаяние”, 72.
23 – “Добыча”, 73.
24 - “Комнаты”, 11-12.
25 – “Женщины”, 139-140.
26 - “Пещера”, 27.
27 - “Мухаммад”, 21.
28 - “Собрание”, 10.
29 – “Испытуемая”, 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика