Об обтирании руками лица после мольбы

Об обтирании руками лица после мольбы


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

ХвалаАллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи ипрощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. КогоАллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мысвидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме ОдногоАллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Преждечем приступить к непосредственному изложению материала по данной теме,мы сочли важным затронуть некоторые базовые положения наукхадисоведения и фикъха, имеющих непосредственное отношение к этомувопросу. Освоение этого, с помощью Всевышнего Аллаха, поможет не тольков правильном понимании данной темы, но также и любого другогорелигиозного вопроса.

1 – Любоедействие или высказывание являющееся поклонением, посредством которогочеловек хочет приблизиться к Аллаху и снискать Его благословение,обязательно должны иметь шариатское основание либо в Священном Коране,либо в достоверной Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение иАллаха) говорил: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Этотхадис занимает великое место в Исламе и является одной из его основ! Онподобен мерилу, по которому оценивается внешняя сторона деяний, в товремя как хадис: «Дела оцениваются по намерениям» -является мерилом, по которому оценивается их внутренняя сторона. Так жекак любое дело, совершаемое не ради Аллаха, не принесет никакой наградыдля совершающего его, так и всякое деяние, на которое не было указанияот Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение и Аллаха), будетотвергнуто и возвращено тому, кто его совершал. Любое деяние,привнесенное в религию, на которое Аллах и Его посланник (мир ему иблагословение и Аллаха) не дали дозволения, не имеет к ней никакогоотношения. Слова пророка (мир ему и благословение и Аллаха): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания» указывают на то, что все религиозные деяния, совершаемые человеком должны соответствовать положениям шариата!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 1/176.

Исходяиз этого хадиса, ученые вывели важное правило о том, что любоедействие, совершаемое как обряд поклонения, в своей основе запрещено(харам). И только после удостоверения того, что какое-то дело узаконеношариатом и имеет достоверную основу в нем, оно становится обрядовымпоклонением. Что же касается дел, связанных с повседневным бытом людейи не относящихся к религии, то в своей основе они дозволены, если нетдостоверных шариатских текстов, запрещающих их.

Такимобразом, обязательным условием законности и правильности любогопоклонения является наличие текста Корана или достоверной Сунны,подтверждающего его.

2 –Общеизвестно, что одной из главных причин появления нововведений внашей общине стало использование мусульманами слабых и выдуманныххадисов. В связи с этим хотелось бы разъяснить позицию ученых наукихадисоведения в отношении таких сообщений. Все ученые единогласны втом, что выдуманный (мауду’) хадис не является шариатскимдоказательством, и опираться на такое сообщение нельзя в каком бы то нибыло вопросе. Однако в отношении дозволенности использования слабых(да’иф) хадисов между учеными существует разногласие. Некоторые ученыедозволяли это, но при соблюдении определенных условий, а именно:

-чтобы слабый хадис применялся только в качестве устрашения и удержанияот совершения греха (ат-тархиб) или как побуждение к благому(ат-таргъиб), но не для выведения самостоятельного шариатскогозаконоположения (хукм).

- чтобы содержание такого хадиса имело достоверную основу в Коране или в Сунне;

-обязательность упоминания того, что этот хадис является слабым иотсутствие убежденности в том, что пророк (мир ему и благословение иАллаха) произносил его.

Другая же группа ученых[1]считала, что слабые хадисы недопустимо использовать ни при какихобстоятельствах, будь это в вопросе побуждения или устрашения,поскольку пророк (мир ему и благословение и Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.

Хафиз Ибн Хаджар о словах пророка (мир ему и благословение и Аллаха): «Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов», говорил: “Еслидаже рассказывать от имени пророка (мир ему и благословение и Аллаха)то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать осовершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при совершениидеяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) илидостоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!” См. “Табйин аль-‘аджаб” 3-4.

Имам аш-Шаукани говорил: “Нетразницы между хадисами о законоположениях (ахкам) и хадисами одостоинствах (фадаиль), ибо все это шариат. А тот, кто делает различиемежду законоположениями и достоинствами за благодеяния, пустьпредоставит довод!” См. “аль-Фауаид аль-маджму’а” 283.

Шейх Ахмад Шакир сказал: “Указаниена слабость передаваемого хадиса является обязательным, чтобы никто непосчитал такой хадис достоверным. И не существует никакой разницы втом, будет ли человек опираться на слабый хадис относительнозаконоположений или же в вопросах достоинства того или иногоблагодеяния. Ибо ничего не может являться доводом, кроме того, чтодостоверно передается от посланника Аллаха (мир ему и благословение иАллаха) в достоверных (сахих) и хороших (хасан) хадисах!” См. “аль-Баисуль-хасис” 101.

Эточто касается применения слабых хадисов в вопросах побуждения к благому(ат-таргъиб) и устрашения (ат-тархиб). Что же касается запрета наиспользование слабых хадисов в вопросах вероубеждения (‘акыда),установления того, что является дозволенным, а что запретным (халяль,харам), а также в вопросах поклонения (‘ибадат), то в этом среди ученыхне было разногласий. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Никто изимамов не говорил о том, что можно, опираясь на слабые хадисы, считатьчто-либо обязательным или же желательным. А если кто-либо скажетобратное, тот противоречит единогласному мнению (иджма‘)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/251.

Доводы стороны, считающей желательным обтирание лица после мольбы

Указанием на это являются два хадиса, однако оба они являются недостоверными, о чем мы с соизволения Аллаха поговорим подробнее.

Основнымдоводом этой стороны является следующий хадис, который передается от‘Умара: “Пророк (мир ему и благословение и Аллаха), поднимая свои рукипри обращении к Аллаху с мольбой (ду‘а), не опускал их, пока не обтиралими свое лицо”. ат-Тирмизи 2/244, Ибн ‘Асакир 7/12/2.

Приведя данный хадис, имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Это достоверный, но странный (гариб)[2]хадис. О нем мы знаем лишь со слов Хаммада ибн ‘Исы, поскольку онединственный, от кого сообщается данный хадис. Он передал мало хадисов,однако люди передавали их от него”.

Несмотря на слова ат-Тирмизи, этот передатчик является весьма слабым, очем сообщили многие имамы. Так, например Абу Хатим сказал о нем: “Слаб в хадисах”. Абу Дауд сказал: “Он слабый передатчик, который передавал отвергаемые хадисы”. То же самое говорили о нем аль-Хаким, ад-Даракъутни, Ибн Хиббан и др. Ибн Макуля сказал: “Они (мухаддисы) считают его слабым”. Об этом сообщил хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тахзиб».

Дажеимам аль-Хаким, известный своими нестрогими условиями для признанияхадиса достоверным, назвал его слабым, и это уже говорит о многом, иего мнение также одобрил имам аз-Захаби. См. “аль-Мустадрак” 1/536.Также этот хадис назвал слабым и хафиз аль-‘Иракъи, а шейх аль-Альбанисказал: “Этот передатчик является слишком слабым для того, чтобы его сообщения достигали степени хорошего хадиса”. См. “Ируауль-гъалиль” 2/180.

Этотхадис также имеет и другую версию: “Когда пророк (мир ему иблагословение и Аллаха) обращался к Аллаху с мольбой и поднимал своируки, то он обычно проводил руками по лицу”. Абу Дауд 1492.

Однакоэта версия хадиса тоже является слабой по причине наличия в цепи еепередатчиков Хафса ибн Хишама, который и вовсе является неизвестнымрассказчиком, а также Ибн Ляхи’а, которого имамы назвали слабым.

Такжесторонники этого мнения в качестве подтверждения своих слов приводятдругой хадис, который передают от Ибн ‘Аббаса, о том, что пророк (мирему и благословение и Аллаха) сказал: «Когда вы заканчиваете мольбу,проводите руками по лицу». Ибн Маджах 1181, Ибн Наср 137, ат-Табарани3/98 и др.

И этот хадис являетсяслабым, поскольку среди его передатчиков Салих ибн Хасан, чьи хадисыявляются неприемлемыми, как об этом сообщил имам аль-Бухари. Имаман-Насаи сказал, что его хадисы отвергаются по причине уличения его волжи. Ибн Хиббан говорил: “Он слушал музыку и держал певиц, а также передавал ложные хадисы, приписывая их надежным передатчикам”. Также Ибн Абу Хатим сказал: “Я спросил своего отца (Абу Хатима) об этом хадисе, на что он ответил: “Отвергаемый (мункар)”. См. “аль-‘Иляль” 2/351. Имам Ибн аль-Джаузи также назвал этот хадис недостоверным, а хафиз аль-Бусайри в «аз-Зауаид» сказал: “Этот хадис является слабым по причине единогласного признания имамов слабости Салиха ибн Хасана”.

Такжеэтот хадис от Ибн ‘Аббаса имеет другие версии, которые приводят АбуДауд 1485, аль-Байхакъи 2/212 и аль-Хаким 4/270. Однако эти версиитакже являются слабыми. В числе их передатчиков ‘Иса ибн Маймун,который являлся ненадежным передатчиком, о чем сказал имам ан-Насаи, аИбн Хиббан сказал о нем: “Он передает хадисы, каждый из которых является выдуманным”.

Также среди передатчиков этого хадиса ‘Абдуль-Малик ибн Мухаммад, которого имам Абу Дауд назвал слабым.

Цепочка этого хадиса содержит и некого ‘Абдуллаха ибн Йа‘куба, который является неизвестным передатчиком.

Такжев той версии хадиса, которую приводит аль-Хаким, содержится Мухаммадибн Му‘ауия, которого имам ад-Даракъутни назвал лжецом.

Имам Абу Дауд сказал: “Этот хадис передается более чем через одну цепочку от Мухаммада ибн Ка‘ба, каждая из которых является слабой”. Также этот хадис назвал слабым и имам аль-Байхакъи.

Средитех, кто назвал оба хадиса слабыми также были и имам Ибн Наср,ан-Науауи и шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Азкар” 399,«аль-Маджму’» 3/480 и “Маджму’уль-фатауа” 1/188.

На основании сказанного ясно, что слабость этих хадисов не вызывает никаких сомнений.

Такжесторонники мнения законности обтирания лица после мольбы подкрепляютэто сообщениями о действиях некоторых сподвижников. От Абу Ну’айма, онже Уахб сообщается: “Я видел как Ибн ‘Умар и Ибн аз-Зубайр после того,как обращались с мольбой, обтирали руками лица”. аль-Бухари в“аль-Адабуль-муфрад”.

В цепиданного сообщения Мухаммад ибн Фулейх ибн Сулейман аль-Аслями,относительно которого имамы разошлись во мнении. Одни считали егонадежным, а другие нет. Так например имам аль-‘Укъайли сказал: “Не следует принимать его хадисы”. Также его считал слабым Яхъя ибн Ма’ин. Однако строгость Ибн Ма’ина к передатчикам среди мухаддисов известна.[3]

Такжев цепи передатчиков этого сообщения его отец – Фулейх ибн Сулейманаль-Аслями. К нему ученые отнеслись строже, ибо он был более слабымпередатчиком, чем его сын. Мухаммад Абу Шайба рассказывал: “Я спросил о нем Ибн Мадини и он сказал: «Он и его брат - оба являются слабыми передатчиками»”.Имамы аль-‘Укъайли и ад-Джурджани упомянули его в книге слабыхпередатчиков. Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» 5443 о нем говорил: “Он правдивый, однако много ошибался”. Известно, что такая оценка Ибн Хаджара о передатчике указывала на то, что он считал его слабым.

Чтоже касается того, что имам аль-Бухари опирался на этого рассказчика, тоизвестно, что он и имам Муслим опирались на некоторых передатчиков, чьяслабость не была серьезной, однако при условии, чтобы эти сообщенияподкреплялись другими надежными передатчиками.

Далее, маловероятно, что Фулейх мог слышать это сообщение от Уахба, ибо Уахб умер в 128 г. по хиджре, а Фулейх в 168 г.

Наосновании всего сказанного это предание не может быть отнесено ккатегории достоверных сообщений, и шейх аль-Альбани назвал его слабым.См. “Даиф аль-Адабуль-муфрад” 609.

Чтокасается обтирания лица в намазе после мольбы къунут, будь то в молитвеуитр или в одной из пяти обязательных молитв, то это бесспорно являетсянововведением, которое не имеет под собой даже слабого аргумента.Достоверно известно, что “Посланник Аллаха (мир ему иблагословение и Аллаха) поднимал руки во время мольбы кунут, обращаяськ Аллаху с мольбой покарать язычников, вероломно убивших 70 чтецовКорана”. Ахмад 3/137, ат-Табарани в «ас-Сагъир» 1/111. Иснаддостоверный. Также достоверно передается от ‘Умара, что во время мольбыкунута, которую он читал в Рамадане, он поднимал руки. Однако, ни водном из этих сообщений не сказано о том, что кто-либо из них протираллицо руками. Об этом ничего не передается ни от пророка (мир ему иблагословение и Аллаха), ни от кого-либо из его сподвижников, и этодействие, несомненно, является нововведением (бид‘а). Имам аль-Байхакъисказал: “Что касается обтирания лица после мольбы къунут, то отсаляфов об этом не передается ничего. Если от них что-либо об этом исообщается, то только во время мольбы вне намаза. Это передается отпророка (мир ему и благословение и Аллаха) в слабом хадисе, и такпоступали некоторые вне молитвы. Что же касается совершения этогодействия в молитве, то об этом нет ничего достоверного ни от пророка(мир ему и благословение и Аллаха), ни от сподвижников, ни какого-либомнения, основанного на аналогии (из Корана и Сунны). И будет правильноне делать этого, следуя примеру саляфов, поднимая руки, но, не обтираяими лицо в молитве”. См. “Сунан аль-Байхакъи” 2/212.

Многиеимамы порицали обтирание лица после мольбы, как в намазе, так и вненего. Имам Ибн Наср в «Къиям аль-ляйль» писал, что когда имама Маликаспросили про обтирание лица после мольбы, он не одобрил это и сказал: “Об этом ничего неизвестно”.

Также когда имама Ибн аль-Мубарака спросили про обтирание лица после мольбы, он сказал: “Суфьян ас-Саури это порицал!”

Имам Ибн аль-Джаузи в «аль-‘Иляль» сказал: “Ахмад ибн Ханбаль не знал, что бы кто-либо протирал лицо после мольбы, кроме Хасана аль-Басри”.

Имам ан-Науауи в «аль-Маджму’» писал: “ Лучше так не поступать”.

А имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Никто не протирает лица после мольбы, кроме невежды (джахиля)”. См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/47.

Опровержение сомнительных доводов

Сторонникимнения желательности обтирания лица после мольбы согласны с тем, чтоданные хадисы являются слабыми, в чем нет никаких сомнений, однако ониговорят, что эти хадисы усиливают друг друга, в связи с чем достигаютуровня хорошего сообщения. В этом они опирались на хафиза Ибн Хаджара иимама аль-Мунауи.

Однако ученыевозразили им, и всем тем, кто усилил достоверность данных хадисов, ибоне всегда наличие множества слабых хадисов по одной теме становитсяпричиной их усиления и достижения уровня достоверного сообщения. ХафизИбн ас-Салях сказал: “Не каждый слабый хадис из-за наличия другихподобных ему слабых сообщений достигает степени достоверности. Срединих есть усиливающие друг друга, а есть так и остающиеся слабыми”. См. “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 36-37.

Длятого, чтобы слабые хадисы усиливали друг друга необходимо, чтобыслабость хадисов заключалась в плохой памяти или ошибках передатчиков,но ни в коем случае не в лживости, нечестии или фальсификации имихадисов. И это положение хорошо известно всем мухаддисам, в том числе ихафизу Ибн Хаджару и аль-Мунауи. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шархан-нухба” 25. Однако нет никого из людей, не допускающего ошибку.

Чтоже касается вышеприведенных двух хадисов, а также и других их версий,то мы видим, что причиной их слабости были также передатчики,обвиняемые в лживости и фальсификации. Это подобно хадису: «Тот, ктозаписал для моей общины сорок хадисов, тот в Судный день будет средиученых». Данный хадис имеет целых двадцать путей передач, как сказалхафиз Ибн аль-Муляккъин, однако никто из имамов не сказал, что ониусиливают друг друга и достигают степени достоверного. Имам ан-Науауисказал: “Ученые единодушны в том, что этот хадис является слабым, несмотря на множество путей его передачи”. См. “Муккъаддима аль-арба’ина ан-Науауия” 7.

Так же дело обстоит и с обсуждаемыми нами хадисами. Шейх аль-Альбани говорил: “Неверно будет считать, что эти два хадиса усиливают друг друга, как об этом сказал аль-Мунауи, ибо их слабость серьезна!” См. “Ируауль-гъалиль” 2/182.

Сторонникимнения о законности обтирания лица после мольбы в качестве оправданиязаявили о том, что имамы порицали обтирание лица только в намазе, а невне него. Однако это является ошибкой и искажением слов имамов.Спросили шейхуль-Ислама Ибн Таймию: «То, что делают многие люди после намаза, является ли это Сунной?», среди прочего упомянув поднятие рук и обтирание лица после мольбы. Он ответил: “Чтоже касается поднятия рук пророком (мир ему и благословение и Аллаха) вовремя мольбы, то на это есть множество достоверных хадисов. А чтокасается обтирания лица после мольбы, то нет на это никакого указаниякроме одного или двух хадисов, которые как довод неприемлемы”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/519.

Нетникаких сомнений в том, что шейхуль-Ислам говорит про обтирание лицавне молитвы, также как и процитированные нами выше имамы.

Заключение

Исходяиз вышеизложенного, следует, что обтирание лица руками после мольбы,будь-то в намазе или нет, достоверно не установлено ни словами, нидействиями пророка (мир ему и благословение и Аллаха). Также на это нетни одного достоверного указания от кого-либо из сподвижников, как обэтом сказал также шейх Бакр Абу Зайд, после тщательного изучения даннойтемы. Поэтому лучше этого не делать, ибо если даже принять во вниманието, что эти хадисы усиливаются до уровня хорошего, то все равно этобудет противоречием (шазз) достоверным сообщениям, в которыхсообщается, что пророк (мир ему и благословение и Аллаха) поднимал рукиво время мольбы, и не упоминается о том, чтобы он протирал лицо. Нетникаких сомнений в том, что сподвижники, которые упоминали о поднятиирук пророком (мир ему и благословение и Аллаха) в мольбе, обязательносообщили бы и о том, что он протирал лицо после этого, если бы ондействительно так поступал.

Однакоесли кто-либо из мусульман, следуя за имамами аш-Шаукани, ас-Сан’ани идругими, кто дозволял так поступать, будет протирать лицо после мольбы(но не в намазе, ибо в намазе совершение этого однозначно являетсянововведением), то порицать его или обвинять в нововведении не следует.

Спросилиученых «Постоянного комитета» во главе с шейхом Ибн Базом о законностиобтирания лица руками после мольбы, и они ответили: “ Обращение к Аллаху с мольбой узаконено и является весьма важным деянием,[4]и поднятие рук также является установленным. Однако обтирание лицаруками после мольбы не установлено. На эту тему есть хадисы, но онислабые”. После чего они, упомянув вышеприведенные хадисы и разъяснив их слабость, сказали: “Мольба(ду’а) является узаконенным поклонением, однако обтирание лица неузаконено ни словами, ни делами пророка (мир ему и благословение иАллаха), а все, что сообщается по этому поводу, является слабым. Лучшеоставить эти слабые хадисы и опираться на достоверные, в которых несказано, что пророк (мир ему и благословение и Аллаха) протирал лицо!” См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” № 2396.

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили про обтирание лица после мольбы он ответил: “Обтираниелица после мольбы ближе к тому, чтобы считать его неустановленным, ахадисы, указывающие на это недостоверные. Шейхуль-Ислам говорил об этиххадисах: «Как довод они неприемлемы». Таким образом, если мы не увереныточно или же не близки к уверенности, что это деяние являетсяузаконенным, то лучше отказаться от этого, ибо шариатские положения неутверждаются на основании сомнений, без наличия уверенности. И ясчитаю, что обтирание лица после мольбы не является Сунной, ибоизвестно, что однажды пророк (мир ему и благословение и Аллаха),испрашивая о ниспослании дождя, поднял руки, однако не указано, что онпротер лицо после этого. Также существует множество достоверных хадисово поднятии рук во время мольбы, но ни в одном из них не сказано, чтобыон протирал лицо!” См. “Фатауа Ибн ‘Усамин” 14, вопрос 781.

Шейх аль-Альбани сказал: “Такженеправомочность обтирания лица после мольбы усиливает тот факт, чтосуществует множество хадисов о поднятии рук во время мольбы, но ни водном из них не упоминается об обтирании лица. И это с дозволенияАллаха указывает на неприемлемость и отсутствие законности этогопоступка!” См. “Ируауль-гъалиль” 2/182.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

Подготовлено редакцией сайта
«www.ToIslam.com»



[1]Среди ученых, запрещавших опираться на слабый хадис в любом случае,такие великие имамы, как Яхъя ибн Ма’ин, Абу Хатим, Ибн Абу Хатим, АбуЗур’а, аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, ИбнТаймия, Ибн Раджаб, Абу Шама аль-Макъдиси, аш-Шатыби, имам Ибналь-Муляккъин, аш-Шаукани, Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, Мукъбиль идр. См. “Даифу-ттаргъиби уа-ттархиб” 11/23-25 и “Фахту-Ллятыф фихукмиль-‘амали би хадиси-дда’иф” 46-52.

[2]«Гъариб» - странный, одинокий хадис. Так именуется хадис, который передается только со слов одного передатчика.

[3] Если имам Яхъя ибн Ма‘ин был единственным, ктоположительно высказывался о передатчике хадиса, тогда как остальныеученые считали его слабым, то утверждение Ибн Ма‘ина не принималосьиз-за того, что он был известен своей строгостью и суровостью в критике. И поэтому слабые передатчики хадисов предпринимали все меры предосторожности, дабы не раскрыть причину своей слабости перед ним.

[4] От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах гневается на того, кто не взывает к Нему!»Ахмад 2/442, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 658, ат-Тирмизи 3770,Ибн Маджах 3827. Шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаутназвали хадис хорошим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика