О необходимости совершать земной поклон в молитве, опираясь на руки прежде колен


О необходимости совершать земной поклон в молитве, опираясь на руки прежде колен

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

ХвалаАллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи ипрощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. КогоАллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мысвидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме ОдногоАллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Многиемусульмане желают знать, каким образом следует совершать земной поклонв молитве, ставить ли сначала руки, или же колени? И задающие подобныйвопрос хотят знать доводы обеих сторон. С соизволения Аллаха мыпостараемся разобрать данный вопрос подробно и беспристрастно.

Начнемс того, что разногласия среди ученых по этому вопросу существовали ещес давних пор. Некоторые из них отдавали предпочтение тому, что следуетсовершать земной поклон (саджда), опираясь на колени прежде рук, другиеже утверждали обратное. Среди них были и такие, кто так и не смоготдать предпочтение какому-либо из двух мнений, как например имаман-Науауи. Однако это вовсе не означает, что в данном вопросе нетистины и правильного мнения. Истина есть всегда и она одна, амногочисленные разногласия не имеют к ней никакого отношения и ни коимобразом не могут ее скрыть.

Болеетого, каждый мусульманин обязан совершенствовать свою молитву, котораябесспорно является величайшим поклонением тела, и должен стремитьсясделать ее максимально соответствующей молитве пророка (мир ему иблагословение Аллаха), который велел: «Молитесь так, как вы видели молящимся меня!» аль-Бухари 1/155, Муслим 1/295.

Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на руки прежде колен

Самымглавным доводом этих ученых является хадис, переданный от Абу Хурайры,что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когдакто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он неопускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, азатем колени». аль-Бухари в “ат-Тарих” 1/139, Абу Дауд 840, ан-Насаи в «ат-Татбикъ» 1090, Ахмад 2/381, ад-Дарими 1321 и др.

Этотхадис является самым главным аргументом по данному вопросу, посколькусам пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет, как следуетсовершать земной поклон и что следует сначала опираться на руки.

Данныйхадис является достоверным, различные же попытки перевести его вкатегорию слабых и недостоверных сообщений не выдерживают никакойкритики. Так, например, сторонники обратного мнения приводят словаимама аль-Бухари, который сказал: “Мне не известно, слышал ли Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Хасан (передатчик этого хадиса) хадисы от Абу аз-Зинада или нет”.

Насамом же деле в этих словах не содержится абсолютно никакого указанияна то, что этот хадис является слабым, поскольку условия длядостоверности хадиса, которые выдвигал имам аль-Бухари, ученымизвестны, ибо он относил прямой контакт двух передатчиков к условиюдостоверности хадиса. Большинство же ученых-хадисоведов считало, чтодостаточно того, что передатчики могли встречаться друг с другом и жилив одно время, если не была установлена фальсификация хадиса. Что жекасается Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана, то никто из имамов необвинял его в фальсификации хадисов (тадлис). См. “Ируауль-гъалиль”2/79.

Имам Ибн ат-Таркуманиговорил, что имам ан-Насаи называл Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасананадежным передатчиком, и слова аль-Бухари никак не опровергаютсвидетельство имама ан-Насаи в отношении этого рассказчика. Такженадежным его назвал и имам Ибн Хиббан. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Слова имама аль-Бухари никак не вредят Мухаммаду, ибо он надежный передатчик”. См. “Тухфатуль-ахуази” 1/135. То же самое говорил и имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-аутар” 2/284.

Итак, с помощью Аллаха мы разобрали, что эти слова имама аль-Бухари никак не указывают на недостаток данного хадиса.

Следующая критика в адрес данного хадиса – это слова имама ад-Даракъутни, сказавшего: “От Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана этот хадис не рассказывал никто, кроме ад-Дараурди”.

Этотакже не является недостатком хадиса, во-первых, потому, чтоад-Дараурди является надежным передатчиком, чьи хадисы принималиаль-Бухари и Муслим. А во-вторых, потому, что имам ад-Даракъутнидопустил ошибку, сказав, что данный хадис от Мухаммада ибн ‘Абдуллахаибн Хасана рассказывал только ад-Дараурди. Поскольку установлено, чтоэтот хадис с его слов также передавал и ‘Абдуллах ибн Нафи’, как обэтом упомянул хафиз аль-Мунзири. См. “Найлюль-аутар” 2/286 и “Рисалянахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба” 45.

Такимобразом мы видим, что данный хадис не имеет каких-либо действительных иаргументированных недостатков, влияющих на степень его достоверности, всвязи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, средикоторых хафиз Ибн Сайид ан-Нас, аль-Хазими, имам ан-Науауи,аз-Зуркъани, хафиз Ибн Хаджар, имам ‘Абдуль-Хаккъ, хафиз ас-Суюты, шейхАхмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх аль-Мубаракфури, шейх‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/421,«Булюгъуль-марам» 97, «аль-Джами’ ас-сагъир» 2/239, «Шарх Сунанат-Тирмизи» 2/58, «Тухфатуль-ахуази» 1/135, «Тамамуль-минна» 194,«Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221.

Дальнейшаякритика в адрес этого хадиса заключалась в его содержании (матн).Противники мнения о том, что при совершении земного поклона необходимоопускаться на руки и только затем на колени, во главе которых был шейхИбн аль-Къайим сказали, что данный хадис является перевернутым (макълюб)[1], т.е. запутанным по причине ошибки передатчика, ибо слова «пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени»не сопоставимы друг с другом, так как в начале хадиса приказано неуподобляться верблюду, а затем сказано совершать земной поклон,опираясь на руки, и тем самым поступать как верблюд, который сначалаопускает на землю свою переднюю часть. Однако многие ученые возразилиим. Так, например шейх ‘Али аль-Къари сказал: “Что же касаетсяслов Ибн аль-Къайима о том, что хадис от Абу Хурайры макълюб, то этоошибка, так как если мы откроем дверь подобным заявлениям, тогда небудет доверия ни оному хадису, даже если он будет достоверным”. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/552.

Делов том, что для заявления о том, что данный хадис является макълюб, нетникаких приемлемых оснований с точки зрения науки хадисоведения.

Сторонникимнения о необходимости опускаться в земной поклон, опираясь на коленипрежде рук заявили, что колени у верблюда находятся не на переднихногах, и что под руками подразумеваются передние ноги, а под коленями –задние, о чем также говорил и Ибн аль-Къайим. Также он, говоря о хадисеот Абу Хурайры: «Когда кто-либо из вас будет совершатьземной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, исначала поставит свои руки, а затем колени», сказал: “Эти слова непостижимы знатокам арабского языка”.См. «Задуль-ма’ад» 1/218.

Однаков этом ошибся и Ибн аль-Къайим и те, кто так же как и он считали, чтознатокам арабского языка подобное неизвестно. Великие знатоки арабскогоязыка и многие имамы утверждали, что колени верблюда на его переднихногах. Так большой специалист арабского языка Ибн Манзур сказал: “Колени верблюда на его передних ногах”. См. “Лисануль-‘араб” 14/236.

Ибн Сайда сказал: “У всех четвероногих колени находятся на передних ногах”. См. “аль-Мухкам” 7/16.

Так же сказали и Аль-Азхари, Файруз Абади и имам Ибн Хазм: “Колени верблюда – это то, что на передних ногах” .См. “Тахзиб аль-люгъа” 10/216, “аль-Мухалля” 4/129.

Такоепонимание также подтверждается и достоверным хадисом. В известнойистории, когда Суракъа ибн Малик преследовал совершавших переселение(хиджру) пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его спутника АбуБакра сообщается, что каждый раз, как только Суракъа настигал их,передние ноги его коня проваливались в песок. И Суракъа говорил: “И каждый раз ноги моего коня проваливались в песок по самые колени. аль-Бухари 1/155.

То, что колени верблюда находятся на его передних ногах, также считал и Абу Хурайра, который сказал: “Пусть никто из вас не падает на колени, как это делает беглый верблюд”. Имам Абу аль-Къасим ас-Саракъусти, передавший это сообщение от Абу Хурайры с достоверным иснадом,[2] сказал: “Речь идет о земном поклоне (в молитве)”. См. «Гъарибуль-Хадис» 1/70.

Такимобразом, мы видим, что колени верблюда находятся именно на переднихногах, о чем передается от сподвижников пророка (мир ему иблагословение Аллаха), знатоков арабского языка и больших имамов. Имамат-Тахауи в объяснении рассматриваемого хадиса от Абу Хурайры сказал: “Некоторыеутверждают: “Невозможно, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха)сначала запретил при совершении земного поклона опускаться на землю,подобно верблюду, а верблюд опускается на передние ноги, а затемзавершил свои слова, сказав: «Однако пусть ставит руки прежде колен».Поскольку в этом хадисе содержится повеление совершать то, что былозапрещено в начале”. Однако мы находим то, что передается от пророка (мирему и благословение Аллаха), ясным и не содержащим в себе ничегоневозможного, поскольку колени верблюда на его передних ногах, как и упрочих четвероногих животных. А колени человека на ногах, в отличие отживотных. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил в этомхадисе опускаться в земной поклон так, как это делает верблюд, повелевопускать на землю руки прежде колен. И по милости Аллаха нет в этомхадисе ничего неясного и противоречивого!” См. “Мушкилюль-асар” и “Шарху ма’аниль-асар” 1/254.

Болетого, эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) подтверждаютсятакже и его действиями, ибо, совершая земной поклон, он сначала опускална землю свои руки, а затем колени. Со слов Нафи’а сообщается, что Ибн‘Умар, совершая земной поклон опускался на руки прежде колен,[3] и он говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поступал таким же образом”. аль-Хаким 1/226, аль-Байхакъи 2/100, Ибн Хузайма 627, ад-Даракъутни 131.

Достоверностьэтого хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби,шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадираль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/71,«Тамамуль-Минна» 194, «Тахкъикъ Зад аль-ма’ад» 1/216-221.

Имам аль-Байхакъи сказал: “Этотхадис является доказательством того, что во время земного поклонапророк (мир ему и благословение Аллаха) опускался на руки прежде колен”. См. «Сунануль-кубра» 2/100.

Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Ата рассказывал: “Я слышал, как Абу Хумайд ас-Са’иди находясь среди десяти сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), среди которых также был и Абу Къатада, сказал: «Я лучше, чем кто-либо из вас знаю о молитве пророка (мир ему и благословение Аллаха)». И он, описывая, как совершал молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха), в числе прочего сказал: «Затемон, совершая земной поклон, падал на землю, оттянув руки от тела». Ивсе десять сподвижников сказали: «Ты сказал истину, именно так молилсяпророк (мир ему и благословение Аллаха)»”. Ибн Хузайма 1/317, Ибн аль-Джаруд 1/192. шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Шейх аль-Альбани сказал: “Существуетодна забытая Сунна, на которую мне хотелось бы обратить внимание из-заважности ее применения. Речь идет о хадисе Абу Хумайда ас-Са’иди, вкотором передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха), совершая земной поклон, падал на землю, оттянув руки от тела.И если вы, узнав об этом, обратите внимание на слово «аль-хауи», чтоозначает падение на землю с оттянутыми от тела руками, то вам станетясно, что это действие невозможно совершить, кроме как опускаясь наземлю сначала руками, а не коленями”. См. “Тамамуль-минна” 195.

Иесли бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал земной поклон,опираясь на колени, то для чего ему нужно было вытягивать руки вперед,готовясь тем самым опереться на них?!

Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на колени прежде рук

Самымглавным доводом сторонников того, что совершать земной поклон следует,опускаясь на колени, является хадис Уаиля ибн Худжры, который сказал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук”.[4] Абу Дауд 2/68, ат-Тирмизи 268, Ибн Маджах 882.

На этот хадис опираются многие ученые, среди которых ханафиты, шафииты, Ибн аль-Къайим, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др.

Однако необходимо выяснить, насколько достоверен данный хадис. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, который привел этот хадис, сказал: “Хадис хороший, но странный, ибо помимо Шурайка[5] неизвестно, чтобы кто-либо его передавал”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/156. Имам ад-Даракъутни сказал: “Хадисы Шурайка, которые кроме него никто не передавал, не считаются достоверными”.И если то, что передавал только один Шурайк, не считалось достоверным,то что же можно сказать, если он передает сообщение, противоречащеедостоверным хадисам?!

Ибрахим ибн Са’д аль-Джаухари сказал: “Шурайк ошибся в 400 хадисах”. Имам Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан также назвал его очень слабым передатчиком. Шейх аль-Альбани сказал: “Большинство ученых отнесли Шурайка к числу передатчиков, обладавших слабой памятью”. См. “аль-Ируа” 2/76.

Поэтой причине данный хадис подвергли критике и назвали слабым многиеимамы, среди которых имам ад-Даракъутни, ан-Насаи, аль-Байхакъи, имамАбу Бакр Ибн аль-‘Араби, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадираль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «’Аридатуль-ахуази» 2/68, в«Ируауль-гъалиль» 2/78, «Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221.

Такжесторонники второго мнения, среди которых и имам аль-Хаттаби, считаютчто веление опираться на руки во время земного поклона было отменено, иприводят в качестве доказательства хадис Мус’аба ибн Са’да, передавшегосо слов своего отца: “Сначала мы совершали земной поклон, опираясь на руки прежде колен, а потом нам было велено опираться на колени прежде рук”. Ибн Хузайма 628, аль-Байхакъи 1/100.

Однакоэтот хадис является еще более слабым, чем первый. Так каким же образомслабый хадис может отменять достоверные сообщения? Хафиз Ибн Хаджарсказал, что имам Ибн Хузайма заявлял, что этот хадис являетсяотменяющим. Это было бы так, если бы он был достоверным, однако в цепиэтого хадиса Ибрахим ибн Исма’иль и его отец Исма’иль ибн Яхъя, которыеявляются слабыми передатчиками. См. “Фатхуль-Бари” 2/291.

Такжев цепи этого хадиса есть другая проблема, а это Яхъя ибн Саляма,которого имамы ан-Насаи, Абу Хатим, Ибн Ма’ин, аль-Хазими и др. считалислабым передатчиком. Поэтому данный хадис назвали слабым имаман-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадираль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/422, «аль-Мишкат»1/282.

Есть и другие сообщения, поддерживающие эту точку зрения, однако они настолько слабы, что нет смысла их затрагивать.

Также сторонники этого мнения опирались на хадис: «Пусть никто из вас не совершает земной поклон как верблюд».Однако мы рассмотрели выше, что в другой версии данного хадиса сампосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, какследует совершать земной поклон и на что следует опираться в первуюочередь.

Ответы на сомнительные аргументы

Некоторые говорят, что даже если в хадисе Уаиля ибн Худжры[6]есть слабость, то он все же усиливается другими хадисами о том, чтопосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал земнойпоклон, опираясь на колени.

Такоеможно было бы допустить, но только в том случае, если бы слабость этиххадисов не была столь велика, и если бы эти хадисы не противоречилидругим достоверным хадисам, указывающим на обратное. Но даже, если исогласиться с тем, что хадис Уаиля достоверный, то все равно следовалобы поступать в соответствии с повелением пророка (мир ему иблагословение Аллаха), который сказал: «пусть сначала поставит свои руки, а затем колени». Имам аш-Шаукани сказал: “Этомухадису от Абу Хурайры следует отдать предпочтение по той причине, чтоон содержит в себе слова пророка (мир ему и благословение Аллаха),тогда как хадис Уаиля содержит в себе действия пророка (мир ему иблагословение Аллаха). А, как известно, словам пророка r (варгументации) отдается предпочтение перед его делами”. См. “Найлюль-аутар” 2/283.

На это указал также и шейх Ахмад Шакир в комментарии к этому хадису. См. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” 2/59.

Ошибкойже других стало то, что они попытались совместить оба хадиса, призываясовершать земной поклон, одновременно опираясь на колени и руки. Имамаш-Шаукани сказал: “Исследователь аль-Мукъбили попыталсясовместить оба хадиса и отклонился от истины в этом, ибо никто изимамов не говорил подобного прежде”. См. “Найлюль-аутар” 2/284.

Такжеошиблись и те, кто посчитал, что можно поступать в соответствии собоими мнениями, т.е. совершать земной поклон опираясь и на руки и наколени, как это сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Если молящийсяжелает, то он может опуститься на колени прежде рук, а если желает томожет опуститься на руки, прежде колен. В любом случае по единогласномумнению ученых его молитва действительна”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/449.

Втом, что молитва действительна, нет сомнений, однако дозволенностьсовершения и того и другого вызывает сомнение. Ошибочность этого мнениясостоит в том, что одно из двух действий является неверным, и запрещенопророком (мир ему и благословение Аллаха), ибо это уподоблениеверблюду, которое он запретил. Боле того пророк (мир ему иблагословение Аллаха), запретив, совершать земной поклон как верблюд,повелел совершать его, опираясь на руки. Поэтому имам Ибн Хазм сказал: “Обязательно (фард) для каждого молящегося опускаться на руки во время совершения земного поклона. Это обязательно!” См. “аль-Мухалля” 4/128.

Также сказал и шейх аль-Альбани. См. “Тамамуль-минна” 195.

Заключение

Всевышний Аллах сказал: «Есливы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху ипосланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучшеи прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).

Маймун ибн Михран в отношении этого аята сказал: “Обратитьсяк Аллаху – это значит вернуться к Корану, а обратиться к посланнику(мир ему и благословение Аллаха) – значит вернуться к Сунне”. См. “аль-Ибана” 1/74.

Такимобразом, оставив пристрастия и слепое подражание и обратившись к Корануи Сунне, как это велит Аллах, мы найдем указание на то, что совершатьземной поклон следует, опираясь на руки, что подтверждается каксловами, так и действиями пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Иэтого мнения придерживался имам Малик, и это одно из известных мненийимама Ахмада, а также большинства мухаддисов. Имам Ибн Абу Дауд сказал:“Это мнение знатоков хадисов”. См. “Субулю-Ссалям” 1/263.

Имам аль-Ауза’и говорил: “Я застал людей[7], которые, совершая земной поклон, ставили руки прежде колен”. аль-Маруази в “аль-Масаиль” 1/147, иснад достоверный.

Следуеттакже отметить, что порицать тех, кто совершает земной поклон, опираясьна колени прежде рук, и называть это нововведением (аль-бид’а), неследует, ибо у этого мнения есть основание, хоть и слабое, но все жеесть. Следует мудро объяснять и доносить данный вопрос, не вступая вконфликт и спор. Главное, чтобы мусульманин следовал доказательствам, ане своим страстям!

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

Подготовлено редакцией сайта
«www.ToIslam.com»

 Литература

  1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
  2. «Задуль-ма’ад» би тахкъикъ ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут уа Шу’айб аль-Арнаут.
  3. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъ аль-ахъбар» Мухаммад аш-Шаукани.
  4. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Мухаммад ибн Амир ас-Сан’ани.
  5. «Сунану ат-Тирмизи» би тахкъикъ Ахмад Шакир.
  6. «Тухфатуль-ахуази, шарх Джами’ ат-Тирмизи» ‘Абдур-Рахман аль-Мубаракфури.
  7. «Тамимуль-минна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
  8. «Сыфату-ссаля ан-набий» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
  9. «Ируауль-гъалиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
  10. «Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба» Абу Исхакъ аль-Хууайни.

[1]Макълюб - хадис, в содержании (матн) или в цепочке передатчиков (иснад)которого что-то заменяется другим. Например, когда начало иснада илисодержание самого хадиса переставлено в конец, или когда конец иснадаили содержание хадиса переставлено в начало и т.п. Примером хадисумакълюба в содержании служит хадис передаваемый со слов Абу Ху­райры,который приводит Муслим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Семерых ук­роет Аллах в Своей тени в тот День,когда не будет иной тени, кроме Его тени: …того, кто подает милостынютайно так, что его правая рука не ведает, сколько дает левая». На самом же деле этот хадис правильно звучит так: «…что его левая рука не ведает, сколько расходует правая». См. “Мусталяхуль-хадис” 67.

[2] Достоверность слов Абу Хурайры подтвердили шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.

[3]Что же касается версии этого сообщения, что наоборот Ибн ‘Умаропускался на колени раньше рук, то она неприемлема по причине Мухаммадаибн Абу Ляйли, который имел слабую память и который пошел впротиворечие ‘Убайдуллаху ибн ‘Умару, который надежней и сильней него икоторый передал, что Ибн ‘Умар опускался на руки прежде колен.

[4] Хафизы Ибн Хаджар и ‘Абдуль-Хаккъ говорили: “Хадис от Абу Хурайры: «Когдакто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он неопускается на землю как верблюд, и сначала поставит свои руки, а затемколени» сильнее, чем хадис Уаиля ибн Худжры”. См. “Булюгъуль-марам” 97 и “аль-Ахкамуль-кубра” 1/54.

[5] Речь идет о передатчике этого хадиса.

[6] Т.е. хадис: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук”.

[7]Имам аль-Ауза’и говорит о последователях сподвижников (таби’ун), ибо онбыл таби-таби’ином (тем, кто застал последователей сподвижниковпророка (мир ему и благословение Аллаха).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика