О шевелении пальца в молитве во время ташаххуда

О шевелении пальца в молитве во время ташаххуда

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

ХвалаАллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи ипрощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. КогоАллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мысвидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме ОдногоАллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Всвязи с тем, что существуют многочисленные споры по вопросу шевеленияпальца в молитве, относительно данной темы часто поступают вопросы: «Акак следует поднимать палец?», «А поднимать ли его вообще?», «Шевелитьли пальцем или достаточно просто держать его приподнятым?» и т.д.

Ученыеотносительно этого вопроса высказывали различные мнения. Например, одниученые считали, что поднимать указательный палец следует припроизнесении слов шахады (Ля иляха илля-Ллах) на слове «Ля», и этомнение ханафитов и шафиитов, только шафииты считают, что следуетподнимать палец при произнесении слов: «илля-Ллах». Другие же считали,что следует шевелить палец на протяжении всего ташаххуда, и этопередается от имама Малика и имама Ахмада. Третьи считали, что палецследует держать поднятым, не шевеля им. Четвертые вообще заявили, чтопалец во время ташаххуда не следует поднимать и порицали это действие,и это было мнением более поздних ханафитов, которые пошли наперекорвсем предыдущим имамам, а также и своему мазхабу.

Были и другие мнения по поводу того, как поднимать палец и как двигать им в ташаххуде.

Новсе это не столь серьезно, как заявление некоторых проповедников,говорящих о том, что шевеление пальца в молитве нарушает ее! Воистину,это слова неграмотных людей!

Чтобыузнать об этой теме подробно, следует изучить все хадисы на эту тему,после чего на основании выводов имамов нашей общины определить, чтосоответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), а что ивовсе не имеет никакой основы.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, он (указательный палец в молитве) действует на шайтана сильнее, чем железо».Ахмад 5964, ат-Табарани в «ад-Ду‘а» 73/1, ‘Абдуль-Гъанни аль-Макъдиси в«ас-Сунан» 2/12. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса достоверным.

Ибн ‘Умар рассказывал:“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда усаживалсядля чтения ташаххуда, клал кисть левой руки на левое колено, а кистьправой руки – на правое. Он сжимал в кулак все пальцы (правой руки) иподнимал указательный”. Муслим 1/162.

Ибн аз-Зубайр рассказывал: “Когда посланник Аллаха r усаживался в молитве (ташаххуд), он клал правую руку на правое бедро, а левую руку – на левое, и указывал пальцем”. Муслим 579.

Также сообщается, что “сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) напоминали друг другу поднимать палец при взывании с мольбами к Аллаху”. Ибн Абу Шайба 9732. Иснад хороший.

Такимобразом, на основании достоверных хадисов мы видим, что поднятие пальцав ташаххуде имеет достоверную основу и является деянием, узаконеннымпророком (мир ему и благословение Аллаха), как словами, так и делами.Исходя из этого, мнение поздних ханафитов, отрицающих поднятие пальца вмолитве, отвергается. Известный ханафит шейх Абуль-Хасан ас-Синдисказал: “Большинство наших имамов и других ученых опирались нахадис о поднятии пальца во время ташаххуда, а что касается некоторыхнаших сторонников, кто это порицал, то этому нет основания”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 2/236.

Однако теперь следует знать, что означают слова, упомянутые в приведенных хадисах: «указывал пальцем».Некоторые ученые, среди которых и имам аль-Байхакъи, считали, что вхадисах речь идет только о поднятии пальца и его удерживании безшевеления. При этом они опирались на одну из версий хадиса, которыйпередавал Ибн аз-Зубайр, в котором говорилось: “И пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал палец, когда взывал к Аллаху и не шевелил его”. Абу Дауд 989, ан-Насаи 1270.

Другиеученые считали, что под словами «указывал», «поднимал», что на арабскомзвучит как «ишара», подразумевается шевеление пальца, что поясняетсядругими хадисами. При этом они также опирались на хадис от Уаиля ибнХуджры, который сказал: “… затем пророк (мир ему и благословениеАллаха) поднимал свой правый указательный палец, и я видел как оншевелил его, взывая им к Аллаху”. ан-Насаи 889, Ибн Хузайма 1/86, Ибн Хиббан 485 и др.

Исходяиз этих доводов следует, что основу имеют только два мнения, а этомнение тех, кто считает, что палец следует держать, не шевеля им, имнение тех, кто считает, что им следует двигать весь ташаххуд.

Чтоже касается остальных мнений и конкретизации того, при каких именнословах поднимать и опускать палец, то они не имеют никакой основы вСунне, даже слабой. Все это только понимание того или иного имама. Шейхаль-Альбани говорил: “Что же касается опускания пальца после егоподнятия, либо ограничения его движения при произнесении определенныхслов, то все это не имеет никакой основы”. См. “Сыфату-ссаля” 159, “Тамамуль-минна” 223.

Теперьс дозволения Аллаха разберем подробнее оба хадиса, в которых сообщаетсяв одном о шевелении, а в другом, что пророк (мир ему и благословениеАллаха) не шевелил палец.

Рассмотрим хадис от Уаиля ибн Худжры, который говорил: “Я видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) шевелил палец, взывая им к Аллаху”.

Некоторыеученые посчитали этот хадис отклоненным (шазз) по причине того, что этислова Уаиля не передал никто из передатчиков, кроме Заида ибн Къудамы.

Однакоздесь необходимо разъяснить, что такое хадис «шазз». Условием того,чтобы хадис был отнесен к категории шазз, является противоречивостьслов одного передатчика словам других, более сильных передатчиков вупоминании чего-либо. Имам аш-Шафи’и сказал: “Отклоненный хадис(шазз) – это не тот, который передает надежный передатчик, и что непередавал никто другой. Шазз – это когда надежный передатчик передаетто, что противоречит тому, что передавали множество надежныхпередатчиков”. См. “Такъйид уаль-идах” 83, “Шарх альфия” 85.

Еслиесть достоверная добавка, которая не противоречит другим хадисам, то еенеобходимо принять, и такая добавка не считается недостатком хадиса(‘илля). Имам Ибн ас-Салях говорил: “Если бы по этой причине[1] нам пришлось отвергать хадисы, то пришлось бы отвергнуть множество хадисов!” См. “аль-Баис аль-хасис” 48.

Также дело обстоит и с рассматриваемым нами хадисом. Эта версия, что Уаильвидел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) шевелил палец вмолитве, не противоречит версии данного хадиса, ибо Заида передает лишьто, что не упомянули другие передатчики. Для того, чтобы было понятно,что значит достоверная добавка (зиядату-сикъа) и отклоненная (шазз),следует привести пример. Допустим, что десять достойных и правдивыхчеловек были в гостях и ели курицу. Затем один из них говорит, что ониели пирог, а девять из них говорят, что они ели курицу. Так вотсообщение этого передатчика, говорящего о пироге является отклоненным(шазз), ибо противоречит сообщению девятерых надежных передатчиков.Однако если тот скажет, что курица была с яблоками, то это уже являетсядостоверной добавкой, ибо он всего лишь упомянул то, что не сказалидругие девять.

Так же дело обстоити с нашим хадисом. Заида передал то, о чем не передали другиепередатчики. Что же касается самого Заиды ибн Къудамы, то он был однимиз самых известных и надежных передатчиков хадисов своего времени. ИмамАхмад сказал: “Утвердившихся (надежных) передатчиков в хадисах – четверо: Суфьян ас-Саури, Шу’ба, Зухайр и Заида”. См. “аль-‘Иляль” 2/601.

Абу Хатим сказал: “Заидаибн Къудама надежный передатчик из приверженцев Сунны, и он для меняпредпочтительней, чем Абу ‘Ауана, и лучше памятью, чем Шурайк и АбуБакр ибн ‘Ийяш”. См. “аль-Джарх уа-ттадиль” 3/613.

Имам ад-Даракъутни сказал о нем: “Из числа великих имамов”. См. “ат-Тахзиб” 3/265.

Никто из имамов не обвинял Заиду в плохой памяти, неточности и тем более в подтасовке хадисов (тадлис).

Еслив тексте хадиса есть добавка, которую передает достойный доверияпередатчик, и при этом он не противоречит другим передатчикам, то онеобходимости принятия подобного хадиса говорили многие имамы, средикоторых Ибн Хузайма, Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-Хатыб аль-Багъдади и др. См.“аль-Баян аль-мукаммаль фи тахкиъ аш-шаз уаль-муалляль” 36.

Таким образом, для того, чтобы добавка в какой-либо версии хадиса принималась, она должна соответствовать двум условиям:

1. Чтобы эта добавка не противоречила тому, что передали другие надежные передатчики.

2.Чтобы передатчик, передавший эту добавку, был правдивым и обладалхорошей памятью. См. “Мукъаддима фатх аль-Бари” 365, “ат-Та’ликъаталь-асария ‘аля аль-Байкъуния” 53, “Шарх альфия” 85-86, “Насбу-ррая”1/330.

А как мы видим, обсуждаемая добавка хадиса соответствует обоим этим условиям.

Несомненно,что данный хадис является достоверным, и неизвестно, чтобы кто-либо изпредшествующих имамов считал его слабым, кроме Абу Бакра ибналь-‘Араби. Что же касается современников, то многие из них высказывалимнение о том, что данная версия является отклоненной (шазз). Однакоошибочность этого заявления очевидна, ибо не имеет под собой вескойосновы. И среди имамов, подтвердивших достоверность этой версии хадиса,были Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Байхакъи, Ибн ‘Абдуль-Бар, ан-Науауи,Ибн аль-Муляккъин, Ибн аль-Къайим, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадираль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/453, “Задуль-ма’ад” 1/237,“Тамамуль-минна” 214, “Тахкъикъ Джами’ аль-усуль” 5/404.

Наосновании сказанного, становится очевидным заблуждение тех, ктосчитает, что шевеление пальца в молитве нарушает молитву или жеявляется нововведением. Более того, весьма распространенное мнениенекоторых мазхабов, что три любые лишние движения в молитве нарушаютее, не имеет никакой основы. Во-первых, это движение не лишнее, аузаконенное, а во-вторых, нет никаких доказательств ни в Коране, ни вСунне на то, что три лишних движения в молитве, нарушают ее. Имаман-Науауи сказал: “Что касается того, что передается от Абу ‘Алиибн Абу Хурайры, что шевеление пальца делает недействительным молитву,то это недостоверно! Наоборот, желательно шевелить палец, о чемговорили шейх Абу Хамид, аль-Банданиджи, Къады Абу Тайиб и другие,которые опирались на хадис Уаиля ибн Худжры с достоверным иснадом!” См. «аль-Маджму’» 3/454.

Шейх Ибн Баз говорил: “Чтокасается того, что лишние движения нарушают молитву, то это не являетсяхадисом пророка (мир ему и благословение Аллаха), это слова некоторыхученых, на которые нет никакого доказательства”. См. “аль-Фатауа” 1/78.

Теперь с дозволения Аллаха перейдем к подробному рассмотрению версии хадиса: “И пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал палец, когда взывал к Аллаху и не шевелил его.

Данный хадис приводится у всех передатчиков без добавки «и не шевелил его». Эта версия передается через Мухаммада ибн ‘Аджляна, а относительно него имамы говорили: “Обладал средней памятью”,как это упомянул хафиз аз-Захаби. На основании этого некоторые имамыназвали эту добавку отклоненной (шазз). И достаточно для слабости этойверсии того, что имам Муслим упомянул весь хадис без добавки:«и не шевелил палец». Ибн аль-Къайим говорил: “Чтокасается хадиса Абу Дауда от ‘Абдуллаха ибн Зубайра, что пророк (мирему и благословение Аллаха) не шевелил палец, то в его достоверностиесть сомнение, ибо имам Муслим упомянул весь хадис без этой добавки. Нодаже если этот хадис и достоверный, он является отрицающим (нафий), ахадис Уаиля ибн Худжры утверждающим (мусбит), и ему отдаетсяпредпочтение, ибо это достоверный хадис, который привел Абу Хатим всвоем «Сахихе»”. См. “Задуль-ма’ад” 1/238.

Шейх аль-Альбани сказал: “Хадисо том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не шевелил палец, неявляется достоверным, как я разъяснил это в книге «Да‘иф Аби Дауд» 175.Но если даже предположить, что этот хадис достоверный, в нем содержитсяотрицание, тогда как в вышеприведенном хадисе – утверждение, аправоведам (факъихам) хорошо известен принцип, согласно которомуутверждающему (мусбит) отдается предпочтение перед отрицающим (нафий)”. См. “Сыфату-ссаля” 159.

Исходяиз сказанного, необходимо опираться на версию Заиды о шевелении пальца,ибо Заида сильнее как передатчик, чем Мухаммад ибн ‘Аджлян. Но дажеесли версия Мухаммада ибн ‘Аджляна и была бы достоверной, то все равнонеобходимо было бы следовать хадису о шевелении, поскольку«утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим», как гласитважное правило, ибо утверждение указывает на знание, тогда какотрицание указывает на отсутствие знания!

Далее,даже если оставить оба этих хадиса и вернутся к тем, относительнодостоверности которых среди имамов не было разногласий, а это хадисыимама Муслима, приведенные выше, в которых сообщается, что пророк (мирему и благословение Аллаха) указывал или делал знак указательнымпальцем, то упомянутое в хадисах слово «ишара» не несет в себе смысла«держать, не шевелить» или «поднять и опустить при произнесениекаких-то определенных слов».

Слово«ишара» (указывать, подать знак) имеет также и значение двигать,шевелить, как например, помахать рукой тому, кто вдали от тебя. См.“аль-Мисбах аль-мунир” 326, “Тамамуль-минна” 219.

Указаниена то, что слово «ишара» имеет значение «шевелить, двигать», приходитво многих достоверных хадисах. Так, например, в хадисе от Сахля ибнСа‘да сообщается, что “однажды, когда Абу Бакр проводил молитву,пришел пророк (мир ему и благословение Аллаха), и когда он,повернувшись, увидел его, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал знак рукой (ашара), чтобы Абу Бакр оставался на своем месте”. аль-Бухари 684.

Развекто-то может подумать, что пророк (мир ему и благословение Аллаха),подавая знак Абу Бакру оставаться на своем месте, просто вытянул руку ине двигал ею?!

Также ‘Аиша рассказывала: “Однаждыпосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который страдал отболи, начал совершать у себя дома молитву сидя, в то время как люди,находившиеся позади него, молились стоя. И он подал им знак сесть (ашара)”. аль-Бухари 688.

ТакжеАсма рассказывала, что когда она во время затмения солнца зашла к‘Аише, она, так же как и все, совершала молитву, и Асма спросила ее: “Что случилось с людьми?!” И ‘Аиша указала (ашарат) головой на небо. аль-Бухари 86, 184.

Иподобных хадисов множество, где под словом «ишара» подразумеваетсяшевеление и движение. Ведь невозможно подумать, что в приведенных вышехадисах под словом «ишара» речь идет о неподвижном указании!

Ковсему сказанному добавим, что о шевелении пальца в молитве такжедостоверно передается и от сподвижников и их учеников (таби’ун). Так,например, Ирбада ат-Тимими рассказывал: “Спросили Ибн ‘Аббаса о шевелении пальца в молитве, и он сказал: «Это искренность!»” ‘Абдур-Раззакъ 3244, Ибн Абу Шайба 2/484, аль-Байхакъи 2/133.

Иснадэтого сообщения абсолютно достоверный и его передатчики, а это Суфьянас-Саури, Абу Исхакъ ас-Саби’и и Ирбада, были известными и достойнымиимамами.

Также известный последователь (таби‘ий) имам Муджахид говорил: Шевеление пальца человека в молитве – это молот для шайтана!” ‘Абдур-Раззакъ 3245, Ибн Абу Шайба 2/485, аль-Байхакъи 2/132.

Иснадэтого сообщения также достоверен, ибо все его передатчики заслуживаютдоверия и на них опирались имамы аль-Бухари и Муслим.

Узаконенностьшевеления пальца в молитве было мнением многих известных имамов. Имамаль-Баджи говорил, что от имама Малика передается шевеление пальца вмолитве. См. “Шарх аль-Мууатта” 1/361. Также о том, что это быломнением имама Малика, сообщается в книге маликитов «ар-Рисаля» 1/27, икниге “аль-Фикъх ‘аля мазахиб аль-арба’а” № 97.

Также это мнение имама ахлю-Сунна Ахмада ибн Ханбаля. См. «Масаиль Ибн Хани» 1/80.

Имам аш-Ширбини говорил: “Былосказано (имамами) о шевелении пальца, ибо Уаиль ибн Худжар передает отпророка (мир ему и благословение Аллаха), что он поступал такимобразом, как это пришло в хадисе Абу Дауда”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 1/173.

Такжеэтому мнению отдали предпочтение шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и шейхИбн ‘Усаймин. См. “Сыфату-ссаля” 159, “аль-Фатауа Ибн Баз” 11/75, «Шархаль-мумти’» 3/202.

Шейх аль-Альбани говорил: “Пустьпобоятся Аллаха те, кто заявляет, что это действие (движение пальца)бессмысленно, неуместно и не имеет никакого отношения к молитве. Поэтой причине они не совершают движений пальцем, хотя и знают, что этоявляется установленной Сунной. Кроме того, они изо всех сил пытаютсяприписать этому такое толкование, которое несовместимо со способамивыражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопросаимамами”. См. “Сыфату-ссаля” 159.

Шейх аль-Мунаджид в своей известной работе о путях, ведущих к смирению в молитве, под одиннадцатым пунктом писал: “Среди деяний ведущих к смирению в молитве – это шевеление пальца во время ташаххуда”.И он сказал, что многие молящиеся делают упущение относительно этогодеяния по причине отсутствия знания! См. “33 Сабабан ли хушу’ фиас-саля” 25.

Среди ученых были итакие, кто опирался на оба сообщения. Они не считали что в хадисе, вкотором сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не шевелилпалец, речь шла о том, что он не делал этого никогда. Поэтому ониопирались на оба мнения и считали, что пророк (мир ему и благословениеАллаха) поступал и тем и другим образом, иногда шевеля палец, а иногдапросто держа его. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ученые разошлисьв вопросах движения пальца в намазе. Одни из них сказали, что надошевелить, а другие сказали, что не надо. Однако все это достовернопередается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), поэтому можнопоступать и тем и другим образом”. См. “аль-Истизкар” 4/361.

Тоже самое сказали и имам аль-Къуртуби, имам ас-Сан’ани и шейхаль-Мубаракфури. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 1/361, “Субулю-Ссалям”1/187, “Тухфатуль-ахуази” 1/241.

Этомнение очень сильное и аргументированное, поэтому не следует порицатьтех, кто держит палец без движений во время ташаххуда, как тем более итех, кто шевелит им. Эти два мнения являются единственно обоснованнымиотносительно указания пальца в молитве.

Заключительное слово относительно шевеления пальца в молитве

Извсего сказанного выше следует, что лучше всего шевелить палец,поскольку на это указывает достоверный хадис Уаиля, а также значениеслова «ишара», которое имеет смысл шевеления. Также на это указывают ислова праведных предшественников (саляф), таких как Ибн ‘Аббас иМуджахид, что немаловажно, поскольку понимание религиозных вопросахсаляфами играет большую роль. И, наконец, на преимущество этогопоступка указывает и важное шариатское правило, гласящее: «Утверждающему (мусбит) отдается предпочтение перед отрицающим (нафий)!»

О том, как следует держать руку и шевелить палец

1.   Исходя из достоверных хадисов, следует, что “пророк (мир ему и благословение Аллаха)во время ташаххуда сжимал мизинец и безымянный пальцы правой руки вкулак, а большой палец возлагал на средний, а иногда он образовывалэтими двумя пальцами кольцо”. Об этом сообщается в достоверныххадисах, которые приводят имамы Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ИбнХузайма, Ибн ‘Адий и др. См. “Сыфату-ссаля” 159.

2.  Следует смотреть на палец, как совершал это пророк (мир ему иблагословение Аллаха), который во время ташаххуда не сводил взгляд сэтого пальца. Абу Дауд 989. Достоверность хадиса подтвердили имаман-Науауи и шейх аль-Альбани.

3.  Направить палец в сторону Каабы. Это передается от Ибн ‘Умара, которыйобучал этому, ссылаясь на пророка (мир ему и благословение Аллаха).ан-Насаи 1160, Ибн Хузайма 1/355. Достоверность хадиса подтвердил шейхаль-Альбани.

4.   Шевелить следуеттолько указательный палец правой руки, а не обеих рук, как это делаютнекоторые. Са’д ибн Абу Уаккъас рассказывал: “Однажды мимо меняпроходил пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда я совершалмолитву. Я двигал два пальца, взывая к Аллаху, и он сказал: «Один палец, один». ан-Насаи 1/273, Ибн Абу Шайба 12/40. Имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

5.   Шевелить следует палец во время обоих ташаххудов. ан-Насаи, аль-Байхакъи. Иснад достоверный. См. “Сыфату-ссаля” 157.

Шевелитьпалец следует от начала и до конца ташаххуда, как первого, так ипоследнего. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади в комментарии к хадису Уаилясказал: “В этом хадисе указание на шевеление пальца все время”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/374.

Подобное также сказал и имам ат-Тахауи. См. “Шарх аль-ма’ани аль-асар” 1/153.

Шейх аль-Альбани говорил: “Хадис Уаиля явно указывает на шевеление пальца, начиная с начала ташаххуда и до конца молитвы, без каких-либо ограничений и конкретизаций. См. “Тамамуль-минна” 223.

Кто-то может сказать: “Ведь в хадисе сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) шевелил палец, обращаясь им с мольбой»,разве это не указывает на то, что шевелить следует именно припроизнесении мольбы, а не все время?” Ответ таков: Известно, что мольба(ад-ду’а) бывает двух видов: мольба–восхваление (ду’а сана) имольба–просьба (ду’а масаля). А ташаххуд содержит в себе оба вида ду’а,ибо начало его восхваление, а конец - просьба. Далее, предшествующиеимамы единогласны в том, что поднятие пальца при произнесении шахадыявляется желательным, а как известно шахада – это не мольба–просьба, амольба–восхваление!

6.  Указательный палец следует шевелить, а не поднимать и опускать, какпоступают многие мусульмане. Это ошибка, ибо в хадисе упоминается слово«тахрик», что означает шевеление. А что касается поднятия и опусканияпальца, то это не именуется как «тахрик», а именуется «раф’» и «хафд».Также к этому относится и постукивание пальцем по колену, что тоже неимеет никакой основы. Что же касается хадиса: «Он (палец) сильнее для шайтана, чем железо», то в нем речь идет о самом пальце, а не о постукивании им по колену.

7.  Что же касается быстроты шевеления пальца, как это делают многие, то наэто нет никаких указаний от самого пророка (мир ему и благословениеАллаха).

8.   Шевеление пальцамежду двумя земными поклонами является ошибкой, ибо никто изпередатчиков не упоминал о том, что шевеление происходило между земнымипоклонами. Что касается версии имама ‘Абдур-Раззакъа, который передает,что после движения пальца пророк (мир ему и благословение Аллаха) сновасовершал земной поклон, то эта версия противоречит остальным и являетсяотклоненной (шазз), ибо из смысла хадисов на эту тему видно, что речьидет именно о ташаххуде. См. “Тамамуль-минна” 215-216.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

Подготовлено редакцией сайта

«www.ToIslam.com»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика