Какая хула (гиба) является дозволенной

Какая хула (гиба) является дозволенной

"Рийад-ас-Салихин (Сады праведных)"

Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави

Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша

--------------------------------------------------------------------------------

Глава 256: "О том, какая хула является дозволенной"

Знай,что хула дозволяется только ради достижения правильной и непротиворечащей Шариату цели в том случае, когда иным путем её достичьневозможно, чему (может быть) шесть причин:

ПЕРВАЯ: подачажалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье идругим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливостирассудить его с обидчиком, и при этом (притесняемый может) сказать:"Такой-то обидел меня в том-то".

ВТОРАЯ: просьба о помощи сцелью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путьистинный. (В этом случае человек может) говорить тому, на силу кого оннадеется в деле устранения порицаемого, (следующее): "Такой-топоступает так-то, удержи его от этого", - и тому подобные вещи встремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому,тогда (произносить такие слова) будет запретно.

ТРЕТЬЯ:обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либорелигиозно-правовому вопросу (фетва), когда (человек может) сказатьмуфтию (такие слова): "Меня обидел в том-то мой отец (или: ...мой брат;или: ...мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавитьсяот этого, добиться того, что положено мне по праву, и защититься отпритеснений?", - или нечто подобное. Это разрешается в силунеобходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: "Что ты скажешь очеловеке (или: ...муже), который поступает так-то?" Благодаря этомуможно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с темразрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний,мы ещё вернёмся, приведя хадис, переданный Хинд.

ЧЕТВЁРТАЯ:предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет, что(допускается в целом) ряде случаев(, в том числе):
- (когда нужнодать) отвод передатчикам (хадисов) и свидетелям, (в словах которых естьоснования сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман,является не только дозволенным, но и обязательным в случаенеобходимости;
- (когда необходимо) спросить совета относительнотого, (стоит ли) вступать с кем-либо в родственные отношения путёмзаключения брака [1], или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либона хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или жить с нимпо соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничегоутаивать (о том, про кого его спрашивают), но, напротив, упомянуть обовсех его недостатках, желая дать добрый совет;
- если кто-нибудьувидит, что изучающий фикх посещает приверженца нововведений илинечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредитизучающему фикх; в подобном случае он должен дать ему добрый совет,объяснив тому его положение, при условии, что он действительностремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легкодопустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждаетзависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это - добрыйсовет, так пусть же это будет ему понятно;
- может быть и так, чточеловек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либопотому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцемили глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае обэтом необходимо рассказать правителю, чтобы он сместил такого иназначил вместо него подходящего человека или (хотя бы) узнал об этом,чтобы поступить с ним сообразно его положению, не оказаться введённымим в заблуждение и постараться побудить его придерживаться прямоты илизаменить его (другим).

ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предаётсяпороку или придерживается нововведений, например, если дело касаетсяоткрытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям,(незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имуществаили (иных) неправильных дел; в таких случаях разрешается сказать о том,что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих(его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу однойиз вышеупомянутых нами причин.

ШЕСТАЯ: представление; есличеловек известен под каким-нибудь прозвищем, например, Подслеповатый,Хромой, Глухой, Слепой, Косой или под каким-нибудь ещё, разрешаетсяназывать его так, но запрещается поступать подобным образом в томслучае, когда целью (обращения по прозвищу) является только умалениедостоинства человека, а поэтому если можно назвать его как-нибудьиначе, будет лучше.
Эти шесть причин упоминались улемами, иотносительно большинства их мнение их было единодушным, что же касаетсядостоверных хадисов, в которых имеются указания на это, то ониизвестны. К числу их относятся (следующие хадисы):

1531Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (как-то раз) одинчеловек попросил у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,разрешения войти, и он сказал:
Впустите его, но сколь плох он как соплеменник! (Аль-Бухари; Муслим)
Аль-Бухари использовал этот хадис как аргумент в пользу того, что отзываться плохо о порочных и сомнительных допустимо.

1532Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды)посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии. (Аль-Бухари)
Аль-Ляйс бин Са'д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал:
Эти двое были из числа лицемеров.

1533 Сообщается, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Всвоё время) я пришла к Пророку, да благословит его Аллах и даприветствует, и сказала: "Ко мне посватались Абу-ль-Джахм и Му'авийа",- (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, сказал: "Что касается Му'авийи, то он - бедняк, укоторого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то онне убирает палку со своего плеча". (Аль-Бухари; Муслим)
В тойверсии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что Пророк,да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "...что жекасается Абу-ль-Джахма, то он избивает женщин", - что являетсяобъяснением той версии(, где сообщается, что Пророк, да благословит егоАллах и да приветствует, сказал): "...то он не убирает палку со своегоплеча".
Говорят также, что (эти слова) означают: он много путешествует.

1534 Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Всвоё время) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах ида приветствует, выступили в поход [2], в котором людям пришлосьиспытать (немало) тягот, и (я услышал, как) Абдуллах бин Убайй [3]сказал: "Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе спосланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!" И ещё он сказал:"Поистине, если мы вернёмся в Медину, могущественные обязательновыгонят (оттуда) презренных!" [4] После этого я пришёл к посланникуАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал ему обэтом, и он послал за Абдуллахом Ибн Убаййем, который стал горячоклясться, что не делал этого. Тогда (люди) сказали: "Зайд обманулпосланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!" И(из-за) этого меня охватила печаль, в которой я пребывал до тех пор,пока Аллах Всевышний не ниспослал (суру, начинающуюся с того аята, гдесказано): "Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: "Мысвидетельствуем, что ты - действительно посланник Аллаха", - и Аллахзнает, что ты действительно являешься Его посланником, и Аллахсвидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами", [5] - (иэто) подтвердило мою правоту. А потом Пророк, да благословит его Аллахл да приветствует, призвал их, [6] чтобы испросить для них прощения уАллаха, однако они отвернулись. [7] (Аль-Бухари; Муслим)

1535 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды)Хиид, жена Абу Суфйана, [8] сказала Пророку, да благословит его Аллах ида приветствует: "Поистине, Абу Суфйан - человек скупой, и он не даётмне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру унего без его ведома", - (на что) он сказал: "Бери достаточно для себя идля твоего ребёнка (согласно обычаю). [9] (Аль-Бухари; Муслим)

--------------------------------------------------------------------------------

[1] То есть: выдавая за такого человека замуж родственницу или вольноотпущенницу.
[2]Имеется в виду поход на племя бану аль-муста'лик, известный также какпоход на аль-Мурайси' (название колодца племени бану аль-муста'лик),состоявшийся в 626 году.

[3] Этого человека называли главой лицемеров Медины.

[4]Абдуллах бин Убайй имел в виду, что коренные жители Медины (ансары)выгонят оттуда мухаджиров, переселившихся туда вместе с Пророком, даблагословит его Аллах и да приветствует.

[5] Сура "Лицемеры", 1.

[6] Имеются в виду лицемеры во главе с Абдуллахом бин Убаййем.

[7] Иначе говоря, они отказались от этого.

[8]Мать первого халифа из династии омеййадов Му'авийи Ибн Абу Суфйана, дабудет доволен ими всеми Аллах, принявшая Ислам в 630 году, когда Меккабыла завоёвана мусульманами.

[9] То есть: не бери ни слишком много, ни слишком мало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика