Хиджра

Хиджра

Материал был собран с различных источников, однако, стержень работы,фетва видного салафитского учёного Мухаммада ибн Салиха аль-Мунаджида.Также были включены ответы Постоянного совета по фетвам во главе сшейхом ибн Базом, фетва Абдуллы Джибрина и других учёных современности.

Не для кого не секрет насколько важна эта тема. Как же может бытьиначе, в то время как “хиджра” является одной из ответвлений “дружбы инепричастности” в Исламе, скажу более, она одна из самых видныхобязанностей этого столпа вероубеждения. А иначе, зачем же надо былообщине мусульман переезжать из обжитых мест, терпя трудности и лишения,если бы это не было божественным повелением тем, кто не в состоянииисповедовать истинное единобожие перед Творцом? И поистине Всевышнийобещает своим рабам “мухаджирам”[1] блага, как этого мира, так иследующего. Всевышний сказал:

"Тех, которые переселились радиАллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекраснымжилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет ещебольше. Если бы они только знали! Это – те, которые проявляют терпениеи уповают только на своего Господа". (Пчёлы 16:41-42)

До того как мы углубимся в суть темы, было бы важно обозначить некоторые термины касающиеся этого важного вопроса.

Терминпервый "Хиджра". Образовалось от “мухаджара”, означающее в арабскомязыке отдаление, оставление. В исламской же терминологии: переезд изстраны неверия и многобожия в страну Ислама. (См. Фатхуль-Бари 1\16)

Терминвторой. "Страна Ислама". Это страна, в которой правят мусульмане и импринадлежит влияние, исполняются исламские постановления, даже еслибольшая часть проживающих там неверные. (См. “Фатауа ас-Саадия", шейхАбду-Ррахман Са’ади 1\92, изд. "аль-Хаят", Дамаск)

Терминтретий. "Страна неверия". Это та страна, в которой правят неверные и импринадлежит влияние, приводятся в исполнение постановления неверных.Такие страны подразделяются на:

А) Страны воюющих неверных.

Б) Страны неверных, между которыми с мусульманами заключен договор, перемирие.

Такиестраны становятся странами неверия, если ее законы были законыневерных, даже если в них будет много мусульман. ( См. там же)

Вопрос:

Внашей стране запрещен салафитский призыв, запрещено придерживатьсяшариатских постановлений, таких как отпускание бороды, укорачиваниебрюк, молитва в мечети, особенно утренняя. Так же запрещено говоритьто, что противоречит действующему здесь мазхабу, и многое другое.Исходя из этого, хотелось бы спросить о хиджре, о её условиях и когдаона становится обязательной? А так же о местах, в которые можнопереселяться, а в какие нет? И разрешается ли хиджра в Европу иАмерику, т.к. исламские - арабские страны не позволяют переселение насвои территории?

Ответ:

Хвала Аллаху. Вначале следует отметить, что ученые упомянули из разновидностей хиджры:Переселение из страны неверия в страну Ислама, из страны, гдераспространено нововведение в страну Сунны, с земли на которойпреобладает греховное, и переселение с целью бегства от вреда здоровью,имуществу или семье. Так ибн аль-’Араби аль-Малики, да смилуется надним Аллах, говорил: " Хиджра подразделяется на 6 видов.

Первый- Выход из страны войны в страну Ислама. Это было обязательным во времяПророка, да благословит его Аллах и приветствует, как и другие ее виды.И этот вид хиджры останется обязательным вплоть до Судного дня. То же,что прекратилось посредством открытия Мекки, так это было стремление кПророку, да благословит его Аллах и приветствует, где бы он ни был.

Второй- это выход с земли, на которой распространены нововведения. Сказал ибнКасим: Я слышал Малика, который говорил: Никому не разрешаетсяпребывание в стране, в которой ругают саляфов. Так оно и ест, ведьпоистине, если нет сил для изменения порицаемого, это местооставляется. Всевышний Аллах сказал: "Когда ты увидишь тех, которыеразглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они неувлекутся другим разговором. Если же сатана заставит тебя забыть обэтом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь".(Скот 6:68) И действительно, я как-то сказал нашему шейху Имаму ЗахируАбу Бакру аль-Фахри: Поезжай с Египетской земли к своей земле. На чтоон ответил: Я не желаю въезда в страну, в которой преобладает умножениеневежества и уменьшение разума.

Третий - Это выезд с земли, на которой преобладает запретное. Ведь поистине поиск дозволенного обязателен для каждого мусульманина.

Четвертый- Бегство от вреда здоровью (телу), и это из милости Аллаха, которыйдозволил это. Таким образом, если человек опасался за свою жизнь вкаком-то месте, то поистине Аллах разрешил ему выезд и бегство оттудаспасая душу, избавления ее от опасности. И первый кого мы запомнили вэтом, любимец Аллаха Ибрагим, мир ему, когда он, опасаясь своегонарода, сказал: «Я собираюсь совершить переселение ради своего Господа.Воистину, Он – Могущественный, Мудрейший". (Паук 29:26) Также онсказал: "Я ухожу к моему Господу, Который поведет меня прямым путем".(Стоящие в ряд 37:99) И Муса, о котором сказал Всевышний: “Муса покинулгород, оглядываясь со страхом, и сказал: "Господи! Спаси меня отнесправедливых людей!" (Рассказ 28:21)

Пятый - Выездиз-за боязни за свое здоровье в страну с благоприятными условиями. Ипоистине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешилнашедшим эпидемичность Медины пастухам отдалиться к своим стадам, покаони не выздоровят. Исключением является выезд (из города) в которомчума, т.к. это запретил Аллах, Свят Он и Велик, в достоверном хадисе отПророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Шестой -Бегство, опасаясь вреда имуществу. Поистине неприкосновенностьимущества мусульманина подобна неприкосновенности его крови. Семья жеподобна этому или даже более того. (“Ахкамуль Куран” 611\1 с небольшимисокращениями).

И нет сомнения, что все эти различные цели в“хукме”[2] зависят от положения человека, что, быть может, обязательнымили желательным.

Так, слова ученых указывают на то, что “хиджра”обязательна тому, кто не может, открыто исповедовать свою религию, иимеет возможность на переселение. Тот же, кто в силе открытоисповедовать религию, то ему она не обязательна. Такое же положение итого, кто не может открытое вероисповедание, однако не можетпереселиться, Аллах прощает их.

Так ибн Кудама, разъясняя категории людей и их статус в “хукме” хиджры говорит: Люди в переселении делятся на 3 категории:

Первыете, для кого она обязательна. Это те, кто имеют на нее возможность,будучи не в силах открыто исповедовать свою религию, не имеявозможности придерживаться обязательного в религии, в то время как оннаходится среди неверных. Этим переселение, обязательно исходя из словВсевышнего: “Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость поотношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Онискажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земляАллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Ихобителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!" (Женщины4:97) И это суровое предостережение указывает на обязательность(хиджры). Потому как выполнение обязательного в религии, являетсяобязательным для того, кто имеет на это силу. И переселение изнеобходимости обязательного и его полноценности. И все без чего незавершается “уаджиб” [обязательность] кроме как с ним, становится“уаджибом” [обязательным].

Второй вид это те, на ком нетобязательности “хиджры”, это те, кто не способен на нее либо из-заболезни, или по принуждению или по слабости; женщин и детей и имподобным. На этих нет обязанности “хиджры” исходя из слов Всевышнего:"Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям,которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллахможет простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий". (Женщины4:98) Более того, она даже не охарактеризовывается как желательная,т.к. на нее нет сил.

Третьи - Те, для кого онажелательна, но не обязательна. Это те, кто имеет возможность напереселение, но в то же время может, открыто исповедовать свою религию,находясь среди неверных. Таким желательно переселится, дабы могли вестиджихад с неверными, увеличивать численность мусульман, помогать им,избавиться оттого, что увеличивает численность “кафиров”, избавится отсвязей с ними и лицезрения их порицаемого. Однако переселение таких неявляется обязательным, т.к. они способны придерживаться обязательностейсвоей религии без “хиджры”, и поистине дядя Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, Аббас жил в Мекке мусульманином. (Мугни 9\236)

Второе:

Извышеприведенного становится ясно, что если мусульманин не может,открыто исповедовать свою религию, то он обязан, переселится, если унего есть силы. Если же он не может этого из-за слабости, или болезниили отсутствия стороны, которая позволила бы переезд к ней, то онзаслуживает оправдания. И его обязанность бояться Аллаха как он может иусердствовать в исполнении того, на что он способен из дел его религии.Всевышний сказал: “Аллах не возлагает на человека сверх еговозможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будетто, что он приобрел". Также сказал: "Мы не возлагаем на человека сверхего возможностей." (Скот 6:152) И если нету страны, в которой возможноисповедовать религию открыто полностью - из тех стран что дозволяют“хиджру” к себе- то следует искать наиболее подходящую, и это избогобоязненности по отношению к Всевышнему Аллаху, и это из подчиненияЕго велениям и выполнения того, что посильно.

Третье:

Еслинет исламской страны, в которую можно переселиться, а проживание вЕвропе или Америке, позволяет мусульманину открытое вероисповедание,или он спасается там от ожидаемого вреда для своего здоровья, семьи илиимущества, т.е. проживание там будет для него безопасней, чемпроживание в родной стране, то в этом случае нет в этом ничегострашного, если он довольствуется лишь проживанием без приобретениягражданства. Потому как в его приобретении скрываются великиеопасности. Так постоянный совет по фетвам был спрошен: Многиемусульмане пребывающие в эти страны имеют намерение проживания, а также приобретения американского гражданства. Разрешается ли это, еслиучесть что эти страны неверия, многобожия и разложения? Как же ониотдают предпочтение их правительствам тем самым, отрекаясь отгражданства своих исламских стран и принятием гражданства этихгосударств? И какого суждение Ислама по этому поводу, если учесть чтоони оправдываются распространением Ислама?

Ответ: Неразрешается мусульманину становится гражданином той страны, чьеправительство неверные, т.к. это приводит к приверженности к ним, атакже согласию с той несправедливостью, на которой они зиждутся. А чтокасается проживания без принятия гражданства, то основа в этом запрет,из слов Всевышнего: “Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливостьпо отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?»Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Развеземля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней».Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!" (Женщины4:97) А также исходя из слов Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, "Я не причастен к любому мусульманину, живущему средимногобожников" и др. хадисов по этой теме. А также единогласного мненияученых (иджма’) на то, что хиджра из страны неверия в страну Исламаявляется обязательной при имении возможности. И нет ничего страшного,если остались проживать среди многобожников ученые и сведущие, если неопасаются за свою религии. (Фатауа ал-Ляжна ад-Даима 2\69, Шейх ибнБаз, шейх абду-Рразак Афифи, шейх Абдулла Ку’уд).

Некоторыеученые дозволили принятие гражданства (стран неверия) при остройнеобходимости. Как например преследуемый, не находящий убежища кромекак в этих странах. Шейх Абдулла Джибрин, да хранит его Аллах, сказал:Тот же, у кого возникла острая необходимость в поиске гражданствастраны неверия, как-то преследуемый в своей стране и не имеющийубежища, то ему дозволяется это, при условии, что он будет открытоисповедовать свою религию, будучи способным, в исполнении религиозныхобрядов. Что же касается принятия гражданства по мирским соображениям,я не вижу разрешения этого. А Аллах знает лучше. (Фатауа, вопрос 13363)

Взаключение просим Великого Аллаха о победе Его религии, о возвышенииЕго слова, и об оберегании нас с вами Его обереганием. А Аллах знаетлучше.

[1] Переселившимся на пути Аллаха.

[2] Определенное правовое решение в Шариате.

http://www.islamhouse.com/p/76610

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика