О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику


О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику

       В"ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис А'иши о том, что УммСалама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела вЭфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: "Когда у нихумирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают наего могиле храм и рисуют в нём его изображения. Это наихудшие изтворений Аллаха"[134]. Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений[135].

       Аль-Бухари и Муслим передали также следующий её рассказ: "Когдапосланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицосвою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял её. И он сказалименно так: "Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которыепревратили могилы своих пророков в храмы!" Он предостерегал нас отопасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то егопохоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, посколькусуществовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть"[136].

       Муслим передал слова Джундаба ибн Абдуллаха, которыйрассказывал: "Я слышал, как пророк сказал за пять дней до своей смерти:"Я чист перед Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного средивас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, также, как Он сделал Своимвозлюбленным Ибрахима[137].Если же мне пришлось бы выбрать возлюбленного из моей общины, то явыбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилысвоих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо язапрещаю вам это"[138].

       Пророк запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех,кто делал это, о чём свидетельствует приведённый выше хадис.

       К запрещённым действиям относится и совершение молитвы (намаза.- Ред.) на могилах, даже если храм не был возведён. В этом заключаетсясмысл слов А'иши о том, что "существовала опасность того, что егомогилу превратят в мечеть". Конечно же, сподвижники посланника Аллахабыли далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том,что любое место, предназначенное для совершения молитв, являетсямечетью, так как пророк сказал: "...была сделана мне земля мечетью ичистой"[139].

       Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Мас'уда отпророка: "Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, икоторые превращают могилы в мечети". Этот хадис привёл также Абу Хатимв "ас-Сахихе"[140].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Слова посланника Аллаха по поводу тех, кто строит храмы дляпоклонения Аллаху на могилах праведников, даже если это делается издобрых побуждений.
       2. Запрещение скульптур и изображений (живых существ. - Ред.) исерьёзное предупреждение тем, кто занимается созданием подобныхпредметов.
       3. Полезный урок в наставлении пророка по этому поводу, которыйсначала разъяснил это своим сподвижникам, затем за пять дней до смертисказал то, что было изложено выше, и даже, будучи при смерти, недовольствовался тем, что сделал ранее.
       4. Его запрещение делать что-либо подобное на его могиле, когда её ещё не было.
       5. Подобные действия, то есть возведение храмов на могилах пророков, являются обычаями иудеев и христиан.
       6. Пророк проклял их за это.
       7. Тем самым он хотел предупредить нас в отношении своей могилы.
       8. Причина захоронения пророка в закрытом месте.
       9. Причина этого заключается в опасности превращения его могилы в мечеть.
       10. Он упомянул превращающих могилы в храмы для поклонениянаряду с теми, кто совершает ширк и будет застигнут Концом мира, будучиживым. Он указал на путь, ведущий к ширку, ещё до его появления, атакже показал его конечный исход.
       11. В своей проповеди за пять дней до смерти пророк опровергвзгляды двух общин, члены которых являются злейшими еретиками.Некоторые учёные даже исключили их из 72 мусульманских общин (имеется ввиду хадис пророка о 73 группах в Исламе. Одна группа - стоящая на том,на чём стоял пророк и его сподвижники, другие 72 группы - отклонившиесяот этого. - Ред.). Речь идёт о джахмитах и рафидитах. Именно из-зарафидитов среди мусульман возродился ширк и поклонение могилам, накоторых они первыми начали возводить мечети.
       12. Предсмертные муки (агония) пророка.
       13. Оказанная ему высокая честь быть возлюбленным Аллаха.
       14. Разъяснение того, что это больше, чем просто любовь.
       15. Указание на то, что Абу Бакр ас-Сиддик является наилучшим из сподвижников пророка.
       16. Указание на то, что он будет преемником власти - халифом посланника Аллаха.



[134]  

Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим (528), ан-Наса'и от Умм Саламы.

[135]  

Этослова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи. Он сказал: "Причина, по которойЗаконодатель запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том,что именно из-за этого многие общины погрязли в великом и ином ширке.Души людей впадают в ширк из-за изображений праведников, изображений,которые они считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллахумогилу человека, будучи убеждённым в его праведности, ближе для душ,чем приобщать к Нему кусок дерева или камня. Поэтому вы можете увидеть,как мушрики унижаются у них (могил. - Ред.) боятся, смиряются,поклоняются от чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха.Среди них есть и такие, которые совершают им земные поклоны.Большинство же их надеется на благословение молитвы и мольбы у могил,которое они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков пророк иотрезал дорогу к этому. Он категорически запретил совершать молитву накладбище, даже если молящийся не намеревается получить от этого местаблагословения, как намереваются получить благословение в мечети. Ондаже запретил совершать молитву во время восхода и захода солнца,поскольку в это время мушрики молятся Солнцу. Это - закрытие дверей дляпрегрешения. Если же человек, совершая молитву у могил, намереваетсяполучить благословение от этого места, то это является отклонением отдороги Аллаха и Его посланника, противоречит Его религии и являетсяересью, которую запретил Аллах".

[136]  

Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим (531) от А'иши и Ибн Аббаса.

[137]  

Необходимоотметить, что слово "любовь" в арабском языке выражается, по крайнеймере, двумя словами: "махабба" и "хилля". Ибн аль-Каййим по поводуэтого хадиса сказал: "Некоторые ошибочно предполагают, что махаббасовершеннее, чем хилля и что Ибрахим - возлюбленный Аллаха(Халилуллах), а Мухаммад - любимец Аллаха (Хабибуллах). Это - следствиеих невежества, так как махабба - общее понятие, а хилля - частное, чтоявляется высшей степенью махабба. Пророк сообщил, что Аллах избрал егоСвоим возлюбленным и заявил о том, что у него нет возлюбленных, кромеГоспода. Однако, вместе с тем, он сообщил о своей любви к А'ише, к еёотцу, к Умару ибн аль-Хаттабу, к Му'азу ибн Джабалю и другим, да будетдоволен ими Аллах. Сам Аллах же любит кающихся, очищающихся,терпеливых, однако высшая любовь (хилля) обращена лишь к двум Еговозлюбленным".

[138]  

Муслим (532).

[139]  

Аль-Бухари 1/(369, 370, 444), Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллаха.

Абу Са'ид аль-Худри передал слова пророка: "Вся земля является мечетью,кроме кладбищ и бань" (Ахмад 3/(83 и 96), Абу Дауд (492), ат-Тирмизи(318), Ибн Маджа (745); достоверный хадис). Пророк запретил совершатьмолитву на кладбище не из-за его осквернённости, а из-за скверны ширка,путь к которому лежит через поклонение у могил.

[140]  

Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным.

"Разъяснения к "Книге Единобожия"" глава 20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика