Пророк(САС) о халяль и харам

Пророк(САС) о халяль и харам

Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволенАллах ими обоими, сказал:"Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху‘алейхи уа саллям), сказал:
"Поистине, дозволенное очевидно изапретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительнокоторого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийсясомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии исвоей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершениюзапретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного местасвоё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательноимеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то,что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плотикоторый, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным,приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком являетсясердце" (Аль-Бухари и Муслим)


ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Этотхадис занимает весьма важное место и заключает в себе много пользы. Онотносится к числу тех хадисрв, которые лежат в основе ислама. Многиеговорили, что он составляет собой треть ислама, а Абу Дауд сказал:"Четверть ". Однако тот кто вникнет в его смысл, увидит, что онохватывает весь ислам в целом, поскольку включает в себя объяснениедозволенного, запретного и сомнительного. Кроме того, в нёмобъясняется, что приводит сердце в порядок и что его развращает, а всёвышеупомянутое требует познания установлений шариата, его основ иответвлений. Это и является основой благочестия и подразумевает отказот сомнительного.

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЕН
1. Дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между одним и другим находятся сомнительные дела.
Ан-Навави, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
"Это значит, что все дела подразделяются на три категории.
Кпервой относится явно дозволенное, дозволенность которого не остаётсяскрытым от человека. Примером могут служить такие действия какупотребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т.д.
Ко второй имеет отношение явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и тому подобные действия.
Чтоже касается сомнительного, то имеются виду такие действия,дозволенность или запретность которых остаются неясными, в силу чегомногие люди не имеют о них представления, тогда как улемы судят одействиях такого рода на основании либо определённых аятов Корана, либохадисов пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), приходят к определённымвыводам на основании суждeния по аналогии (кыйас).
Если жечто-либо занимает промежуточное положение между дозволенным изапретным, и отноительно этого нет чётких указаний в Коране и сунне иединодушное мнение улемов по данному вопросу не выработано, тогдамуджтахид ищет самостоятельное решение и делает вывод о довзволенностиили запретности этого на основании соответствующих указаний шариата ".
Отказот сомнительного является признаком благочестия. Примером может служитьотказ от поддержания деловых контактов с таким человеком, происхождениебогатства которого либо внушает какие-то сомнения, либо имеет отношениек ростовщичеству, или с человеком, часто совершающим такие дозволенныедействия, от которых предпочтительнее было бы воздержаться. Если жеговорить о запрещении чего-нибудь маловероятного и не имеющегоотношения к сомнительным вещам, от которых действительно необходимоотказываться, например, об отказе от заключения браков с женщинами избольшого города из опасений перед тем, что кто-то из них можетоказаться близкой родственницей, или отказе от использования воды впустыне из-за допущения возможности осквернения, то это уже непроявление благочестия, а результат наущений шайтана.

• 2. Существуют разные виды сомнительного
Ибн аль - Мунзир подразделяет сомнительное на три вида:
-а - То, что первоначально было известно человеку как запретное и в чёмвпоследствии он начинает сомневаться, задумываясь о том, дозволеннымэто является или нет. Совершать действия такого рода допустимо толькообладая полной уверенностью. Примером могут служить сомненияотносительно дозволенности употребления в пищу мяса таких двух овец,одна из которых была заколота идолопоклонником.
- б -Противоположностью этого является что-нибудь дозволенное, относительнонеобходимости запрещения чего возникают какие-либо сомнения, например,возникновение сомнения относительно запретности развода с женой или жесомнения совершившего омовение человека относительно того, имело лиместо осквернение, которое можно не принимать во внимание.
- в -Что-нибудь такое, дозволенность чего внушает такие же сомнения, как иего запретность, и от чего предпочтително воздержаться. Именно такпоступал посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), с падавшимфиником, о чём говорится в хадисе, приводимом аль - Бухари и Муслимом,где сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Поистине,бывает так, что я возвращаюсь к себе домой, обнаруживаю, что на моюпостель упал финик, и (сначала) поднимаю его, чтобы съесть, но потомначинаю опасаться, что он является частью садаки, и отказываюсь отнего".

• 3. Высказывания наших праведных предшественников o необходимости отказа от сомнительного
Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Совершеннойявляется такая богобоязненность, когда раб боится Аллаха, испытываястрах даже относительно того, что (по размерам своим не больше)пылинки, и когда он отказывается от части того, что считаетдозволенным, опасаясь, что это может оказаться запретным, и тем самымограждая себя запретного ".
Аль-Хасан аль-Басри сказал:
"Богобоязненныене утратят своей богобоязненности до пор, пока будут отказываться отмногого дозволенного из опасений перед запретным ".
Суфйан ас-Саури сказал:
"Поистине,их стали называть богобоязненными (муттакуна) по той причине, что онибоялись (иттакау) того, чего (люди обычно) не опасаются".
Собщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"Поистине, хотел бы я отделить себя от запретного такой преградой из дозволенного, которую я не сумею разрушить!"
Суфйан бин Уйайна сказал:
"Непостичь рабу истинной сути веры до тех пор, пока он не отделит себя отзапретного преградой из дозволенного и пока не откажется он и отгреховного, и от того, что с ним сходно ".
Известно, что однажды АбуБакр, да будет доволен им Аллах, съел что-то сомнительное, не зная обэтом, а когда узнал, то сунул себе в рот руку и изверг съеденное.
Дабудет доволен Аллах сподвижниками посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхиуа саллям), и да помилует Аллах наших праведных предшественников,последовавших за ними с чистыми сердцами, ибо они удалялись отсомнительного и стремились к полному избавлению от него ради своейрелигии.

• 4. У каждого владыки есть своё заповедное место
Заповеднымместом Аллаха на Его земле является то, на что Он наложил Свой запрет.Цель приведения такого примера состоит в указании на сокрытое иотвлечённое посредством очевидного и доступного чувственномувосприятию. Как правило, арабские правители действительно охранялипастбища, предназначенные для своего скота, угрожая всевозможнымикарами тем, кто осмелится к ним приблизиться. Тот, кто боялся наказанияправителя, угонял свой скот подальше от этого места из опасений передтем, что он может оказаться там, а тот, кто этого не боялся,приближался к заповеднику и пас свой скот поблизости от него, врезультате чего уже скоро нарушал его границы помимо собственной воли иподвергался за это наказанию.
Точно также на земле Аллаха, славаЕму, есть свой заповедник и у Него. Этим заповедником являются грехи ивсё запретное. Совершающий что-либо из этого заслуживает наказанияАллаха в земной жизни и в мире вечном, а тот, кто приближается кподобному, совершая сомнительное, близок и к совершению запретного.

• 5. Праведность сердца
Праведностьтела зависит от праведности сердца, так как с точки зрения анатомии имедицины именно оно, бесспорно, является важнейшим органомчеловеческого тела. Вполне возможно также, что сердце являетсяисточником внешних проявлений жизни человека, так как до тех пор, покасердце остаётся здоровым, оно продолжает регулярно снабжать кровью всеорганы тела, что обеспечивает здоровье человек в целом.
Используяэтот хадис в качестве аргумента, шафииты утверждали, что основа разуманаходится в сердце, от которого исходит и то, что есть у человека вголове. При этом они ссылаются также и на слова Аллаха Всевышнего,который сказал:
"У них - сердца, которыми они не разумеют..."
Чтоже касается последователей Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, тоони считали, что местом обитания разума является мозг. Такого же мненияпридерживаются и врачи, которые в качестве аргумента ссылаются на то,что расстройство работы мозга приводит и к расстройству разума. Данныесовременной анатомии и медицины указывают на то, что непосредственнымисточником мышления является только мозг, поскольку чувства приходят вдействие только под воздействием команд исходящих от мозга.
Вместе стем сердце остаётся основным источником жизни всех органов тела, в томчисле и мозга, но поскольку данный хадис связывает праведность тела имышления с сердцем, это значит, что речь идёт об основном источнике, ав цитированном выше аяте о связи разума с сердцем упоминается в томсмысле, что сердце является его далёким источником, тогда как мозг естьблизкий и непосредственный источник мышления.
В этом хадисе речьидёт о праведности сердца. Под этим имеется в виду праведность души. очём известно только Аллаху Всевышнему, так как речь идёт о самых еёглубинах.
В своём сочинении под названием "Аль-му'ин 'аля тафаххум -аль-арба' ин" шафиит Ибн аль-Муляккин пишет:
"Поистине, праведность сердца проявляется в пяти вещах:
чтении Корана, сопровождаемом размышлениями,
пустом животе,
совершении ночных молитв,
обращениях с мольбами к Аллаху незадолго до рассвета,
общении с праведными.
Яскажу: а также в употреблении в пищу дозволенного, что стоит во главевсего вышеупомянутого. А как прекрасны слова сказавшего:"Пища являетсясеменем действий: если она поглощается, будучий дозволенной, тодозволенное и получается, если она поглощается, будучи запретной, тозапретное и получается, если же она поглощается, будучи сомнительной,то сомнительное и получится"."
Здоровое сердце является признакомтого, что человек относится к числу преуспевающих в глазах АллахаВсемогущего и Великого, так как Всевышний сказал:
"...в тот День,когда не принесёт пользы ни богатство, ни сыновья, а (преуспеет) лишьтот, кто явится к Аллаху со здравым сердцем, (Поэты, 88-89.)
Сообщается,что, обращаясь к Аллаху со своими мольбами, пророк, салляллаху ‘алейхиуа саллям). часто говорил: "О Аллах, поистине, я молю Тебя (сделатьмоё) сердце здравым!"
/Аллахумма, инни ас'алю-кя кальбан салиман!/
Ан-Навави сказал:
"Праведностьсердца достигается только путём его освобождения от таких скрытыхнедугов как ненависть, злоба, завистливость, жадность, скупость,высокомерие, склонность к высмеиванию других, стремление к показному,желание прославиться, хитрость, алчность и неудовлетворённостьпредопределённым... "
Ибн Раджаб сказал:
"Здоровым сердцемявляется сердце, свободное от недугов и всего порицаемого. В такомсердце нет ничего, кроме любви к Аллаху, страха перед Ним и страхаперед тем, что удаляет от Него.
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал одному человеку:
"Займись лечением своего сердца, ибо Аллаху нужно от раба лишь то, чтобы сердца их были праведными".
Ибн Раджаб также сказал:
"Праведностьдел сердца неизбежно приводит и к тому, дела, совершаемые различнымичастями тела, также становятся праведными. Если сердце являетсяправедным и в нём не остаётся ничего, кроме воли Аллаха и желанияделать то, чего желает Он, то и другие части тела будут заниматься лишьугодным Аллаху, спеша ко всему угодному Ему и прекращая совершавугодное и внушающее опасения, что Аллах этого не одобрит, если человеки не убеждён в этом ".

• 6. Этот хадис указывает нанеобходимость побуждения к совершению дозволенного, отстранению отзапретного, отказу от сомнительного, сохранению религии и чести ивоздержанию от всего того, что может вызывать у людей дурные мысли иприводить к тому, чего следует остерегаться.

• 7. Призыв ксовершенствованию силы разума и внутреннему самосовершенствованию, чтои представляет собой совершенствование сердца.

• 8. Перекрывание путей, ведущих к запретному, и запрещение средств осуществления запретного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика