Доказательства запретности коммерческой страховки

ИзображениеВопрос: Каковы доказательства того, что коммерческая страховка является харам?
Ответ: Хвала Аллаху... Коммерческая страховка, которая предлагается большинством страховыхкомпаний, является одним из видов недозволенного (харам) контракта,является ли это страховым покрытием жизни, имущества или чего-нибудьеще. Факт, что это - харам, обозначен многими текстами и принципамишариата, такими как:
 1. Страховка - сделка, которая подразумеваетнеопределенность, и сделки, которые вовлекают в неопределенность,запрещены шариатом. Муслим (1513) передал от Абу хурайры, что Пророк, мир ему иблагословения Аллаха, запретил торговые сделки, связанные с неопределенностью(г’араг).
 Г’арар на арабском языке означает неопределенность - это можетслучиться, а может нет, - такие как продажа рыбы в воде или птиц ввоздухе, потому что покупатель может получить это, а может и неполучить.
  Аль-Азхари сказал: Сделки г’арар включают в себя любые сделки, в которых что-то неизвестно. Му’джам Макайис аль-Люга (4/380-381); Лисан аль-'Араб (6/317).
  Аль-Хаттаби сказал: Кореньслова г’арар означает - то, что окутано и скрыто от вас. Любая сделка,которая основана на неопределенности или на невозможности добитьсячего-то, является г’арар. Есть много видов опасности, которые подразумевают не знание точно того, во что вовлекает сделка. Конец цитаты.
  Ан-Навави сказал: Запретна неоднозначные сделки - это очень важный принцип, касающийсякоммерческих сделок, который включает в себя много вопросов, такие какпродажа вещей, которые осутствуют или неизвестны, и так далее. Все это- недействительные сделки, потому что есть неопределенность, безпричины для этого.
  Некоторые виды неясностей могут бытьдопущены, участвуя в сделке, если была причина для нее, такая как,например, не знание о фундаменте дома; эта сделка действительна, потомучто существование фундамента очевидно, даже если его не видно. Так жеесть причина для этого, поскольку невозможно видеть фундамент. Конец цитаты.
 Ученые единогласны в том, что если неопределенность составляет большуючасть, то это не допустимо, но незначительная опасность может бытьдопущена. Они разошлись относительно того, определения незначительнойили значительной части. Бидайа аль-Муджтахид, 2/187; ан-Навави сказал нечто подобное в Шарх Муслим.
  Страховые полисы относятся к видам контрактов, которые имеют высокую степень неопределенности (г’арар);даже сами законодатели подтвердили, что страховые контракты основаны навероятностях, что означает неоднозначность, потому что ни страховщик,ни застрахованный не могут знать во время заключения контракта, чт? онбудет отдавать или чт? получит взамен. Человек, который страхуется,может заплатить один взнос, затем может произойти риск1, истраховщик обязан будет отдать то, что он согласился дать ему, иливозможно вообще ничего не случится, таким образом застрахованныйзаплатит все взносы и не получит ничего.


2. Страховые контракты - вид азартной игры.


  Азартная игра - харм, поскольку была запрещена Аллахом, когда Он сказал: "Воистину,опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) игадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее,– быть может, вы преуспеете.”(аль-Ма'ида 5:90 - интерпретация смысла).
 Азартная игра  - это, когда человек платит из своих денег и берет насебя риск: или он получит больше чем это, или потеряет деньги, которыеон заплатил.
  Страховка - это сделка, которая связана с риском, стем, что может или не может произойти, таким образом она, вдействительности, является азартной игрой, потому что человек, которыйстрахуется, рискует, платя взнос. Или он возьмет больше чем это, или онпотеряет это, если случай (риск), против которого он застрахован, неслучится. Человек, который застрахован, может заплатить двадцать, ивзять одну тысячу, или он может заплатить одну тысячу, и взять однутысячу, или он может заплатить одну тысячу, и не взять ничего, еслислучай, против которого он был застрахован, не произойдет. Разве это нериск и не азартная игра?


3. Страховка включает в себя риба ан-наси'а и риба аль-фадль в случае, если компенсация выплачена.


  Муслим (1587) передал, что ‘Убада ибн ас-Самит сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Золотоза золото, серебро за серебро, пшеница за пшеницу, ячмень за ячмень,финики за финики, соль за соль, подобное за подобное, одинаковое заодинаковое, из рук в руки. Но если эти предметы потребления отличаются,то продавайте как вам угодно, с условием, что это - из рук в руки.”
 Этот хадис указывает на то, что если человек продает золото за золото,это должно быть равное количество, и обмен должен быть завершен наместе. Таким образом, это должна быть продажа грамма за грамм, бездобавки, и обмен должен быть закончен на той же самой встрече. Недопустимо для этих двух сторон разойтись без того, чтобы каждый из нихвзявл то, что принадлежит ему.
  Если человек продает золото за золото с разницой в количестве, то они впали в риба аль-фадл2. Если обмен не закончен на месте, они впали в риба аль-наси'а3, то есть, долговое обязательство, когда обмен из рук в руки отсрочен.
 Если золото продано за серебро, тогда обмен должен быть закончен на томже самом месте, и в этом случае допустима разница в количестве. Такимобразом, грамм золота, например, может быть продан за 10 г серебра, ноне допустимо для них расстаться без завершения обмена.
  Денежноеобращение проходит согласно тому же самому правилу, как золото исеребро в этом отношении. Не допустимо обменять одну валюту на другую,если обмен не закончен на том же самом месте. Если валюта являетсяодинаковой, то она должна быть в равном количестве, и обмен должен бытьзакончен так же, как если бы золото обменивалось на золото.

  Страховка включает оба вида риба: риба аль-фадль и риба аль-наси'а.Это означает, что человеку, который страхуется, или его наследникам,если риск, определенный в контракте, случается, страховка дает одну изтрех вещей: или меньше того, что он заплатил, или больше чем это, илиравнозначно этому. Во всех этих случаях, выплата страховки происходитпосле того, как он платит страховые взносы в течение периода, конецкоторго фактически неизвестен.
  Таким образом действительность сделки состоит в том, что выплачиваются деньги за те деньги, которые будут даны позднее.
Если количество равно, то это - риба ан-наси'а; если больше [или меньше] заплаченного, то это - риба аль-фадль и ан-наси'а, оба из которых по отдельности являются харам. Так как насчет того, когда они объединены?!


4. Страховка используетет собственность людей незаконно.

 

  Незаконное использование собственности людей является харам. Аллах сказал: "Оте, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собойнезаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию.”[ан-Ниса’ 4:29 - интерпретация смысла].
 Всё, что не соответствует Шариату - запрещено. Это включает  кражу,предательство, грабеж, азартную игру, сделки, основанные на риба икоррумпированные сделки. Это было сформулировано Абу Хаййан в егокомментарии к данному аяту.
  Что имеется ввиду под использованиемсобственности людей незаконно: если количество денег, выплаченныхзастрахованному, больше, чем он заплатил - в случае, если рискпроисходит после вплаты всего лишь одного взноса - тогда на какомосновании застрахованный имеет право на эти деньги? И если риск непроисходит, то по какому праву страховая компания претендует на взносы,сделанные застрахованным, который ничего не получил взамен?
 Статистические данные немецких экспертов показали, что коэффициенткомпенсаций, выплаченных страховыми компаниями людям, составляет небольше, чем 2.9 % от общей суммы взносов. По какому праву страховаякомпания претендует на эти деньги, и взамен чего?


5. Страховые контракты обязывают тому, что не является обязательным согласно Шариату.


 Страховые контракты обязывают страховую компанию платить компенсацию,если риск, против которого была взята страховка, случается. На чёмосновывается это обязательство? Страховая компания не явилась причинойопасности и не спровоцировала инцидент; она не совершала агрессию илидефект имущества, тогда почему она должна платить компенсацию за то, зачто она не несет ответственности по Шариату?


6. Страховка вредит обоим - людям и компании.


 В дополнение к тому, что упомянуто выше, страховка не свободна отдругих вредных последствий, самые важные из которых следующие:
 Небрежность, по отношению к имуществу: страховка делает застрахованныхлюдей небрежными к защите их собственности от бедствия; они могут дажепойти дальше чем это и спровоцировать или усугубить несчастные случаи.Это наносит большой ущерб людям. Например, некоторые водители, жизни иавтомобили которых застрахованы, могут стать небрежными и не соблюдатьправила дорожного движения, что наносит людям вред, вызванныйнесчастными случаями и автокатастрофами.

  Каждая из этихпричин достаточна, чтобы показать, что коммерческая страховка - харам ичто страховые контракты - недействительные контракты, которые запрещеныШариатом, и что это входит в раздел потребления собственности людейнезаконно. Так как насчет того, когда все эти причины объединены?
  Поэтому, большинство современных ученых постановило, что всеформы коммерческой страховки - харам. Решения были вынесены Советомулемов на Земле Двух Святынь и Советм Исламской академии (фикха) вДжедде и Мекке, что коммерческая страховка - харам согласно консенсусу,и не один член Совета не был против.

А Аллах знает лучше.

_________________________

  1 В страховых операциях "риск" означает: возможная опасность или застрахованный интерес. (Здесь и далее - примичания Саваб.)
  2 Риба фадль, при которой торговцы обмениваютсяодинаковыми товарами разного качества с надбавкой. Все формы лихоимствастрого запрещены шариатом.
  Муслим передал со слов Абу Саида аль-Худри, что Билял пришел в ПосланникуАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и принес некое количество фиников высокого качества, иПророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил, откуда они. Билял объяснил, что он обменялдве части фиников низкого качества на одну часть фиников высокогокачества. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это и есть риба! Не делайтак. Вместо этого продай финики одного качества, и на вырученные деньгикупи другие».
  3 Риба насиа, при которой деньги одалживаются под проценты, асумма долга может увеличиваться по мере отсрочки его выплаты.
 Риба насиа – это то, на чем основана современная финансовая система. Всовременной западной системе финансовое посредничество производитсячерез долговые обязательства, или кредитование, где временная ценностьденег отражается в процентной ставке. Это и является чистым риба,требование которого подпадает под действие аята, в котором требующийрост предостерегается о войне от Аллаха и Его посланника, даблагословит его Аллах и приветствует!


Мухаммад Салих аль-Мунаджид, фатва № 130761
Источник: www.islam-qa.com, перевод: Саваб.

URL статьи: http://sawab.info/content/view/853/1/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика