О необходимости беречь язык от грехов

О необходимости беречь язык от грехов

         Хвала Аллаху, Милостивому,Милосердному, Властелину дня воздаяния! Мир и благословение последнемуиз пророков и посланников, лучшему из сынов человеческих Мухаммаду(caв), его семье и всем праведным сподвижникам!
         Изучая Священный Коран и сунну нашего Пророка(сав),невольно приходишь к выводу, что благочестие и благополучие человека вомногом зависят от его умения совладать собственным языком. Уста и язык— одни из врат нашей души. Через них одни наполняют свои сердцаполезными знаниями, поминанием Аллаха и добром, а другие ложью исомнениями. Посредством языка одни произносят свидетельство единобожияи оказываются под покровительством Всемогущего Господа, а другиепроизносят слова, которые делают тщетным всё, что они совершили.
         Ахмад и ат-Тирмизи передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что Посланник (сав) сказал: «Когдараб просыпается, все его органы выражают свою покорность языку иговорят: "Побойся Аллаха ради нас, ведь мы зависим от тебя. Если ты напрямом пути, то и мы на прямом пути, но если ты отклонишься, то и мыотклонимся”».
         Однако многие люди не осознают своей зависимости от языкаи даже не обращают внимания на свои слова. Среди них есть такие,которые распространяют великую ложь и сбивают других с пути Аллаха.Есть и такие, которые сквернословят и грубят, и такие, которыепостоянно сетуют на судьбу и жалуются. Одни лгут, чтобы посмешитьдрузей, а другие разносят сплетни и клевещут на своих знакомых. Квеликому сожалению, даже среди мусульман есть немало тех, кто позволяетсебе говорить ложь и вести бесполезные беседы, не стыдясь своегоСоздателя и ангелов, которые нас окружают. А ведь Всевышний Аллах всуре «Каф» сказал: «Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда готовый наблюдатель» (Каф, 18).
         Что бы ни говорил человек, его слова записываютсяблагородными писцами, и очень скоро ему придётся отчитаться за всё, чтоон совершил и произнёс. И как же мучителен будет этот расчёт, еслиодного слова, вызвавшего гнев Аллаха, достаточно, чтобы человек попал вПреисподнюю на семьдесят лет!
         Имам ат-Тирмизи передал со слов Билала ибн ал-Хариса, что Пророк (сав) сказал: «Поистине,вы произносите слово, которым Аллах доволен, не предполагая, какихпределов оно достигает, а Аллах записывает, что из-за него Он останетсядоволен вами до дня встречи с Ним. И, поистине, вы произносите слово,которое гневит Аллаха, не предполагая, каких пределов оно достигает, аАллах записывает, что из-за него Он будет гневаться на вас до днявстречи с Ним». Известный богослов ‘Алкама говорил: «От скольких слов меня удержал хадис Билала ибн ал-Хариса!»
         Обратите внимание, в этом хадисе сказано о словах, которымчеловек даже не придаёт значения. Он не предполагает, что подобные речимогут сыграть роковую или счастливую роль в его судьбе. А сколькострашных слов он произносит, заведомо зная о том, что они навлекают нанего Божий гнев?! Неужели он рассчитывает на то, что его минует судьбаостальных грешников?!
         Поистине, своими устами раб Божий совершает богопротивныепоступки, лишающие его возможности попасть в райские сады. Эти грехиупомянуты в аятах Корана и хадисах Посланника (сав), и самым тяжким изних является ложь.
         Ложь несовместима с правой верой, потому что онапротиворечит принципам, на которых держатся Вселенная и шариат. Аллахсотворил этот мир с истиной и ради истины. Он установил законы природы,шариата и справедливого воздания тоже ради истины. Аллах Сам естьИстина, и ложь не имеет к Нему никакого отношения. В 30-м аяте суры«ал-Хаджж» сказано: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей».
Аллах поместил ложь в один ряд с идолопоклонством — самойотвратительной формой многобожия. Более того, идолопоклонство — этосамая ужасная форма лжи, ибо нет большей лжи и несправедливости, чемприобщение сотоварищей к Аллаху. И нет большей лжи, чем равнениебеспомощных и жалких творений с Тем, Кто без чьей-либо помощи творит иповелевает, одаряет и лишает, возвышает и унижает. Аллах один воленоказать человеку милость или подвергнуть его испытанию. Он одинобладает самыми совершенными именами и атрибутами, и поэтому только Онзаслуживает поклонения и обращения к Нему с мольбой. Если же человеквзывает с мольбами или питает великую любовь к кому-либо, кроме Аллаха,если он испытывает благоговейный трепет перед кем-либо другим илиуповает на кого-либо другого, то он измышляет великую ложь. Поэтому в105-м аяте суры «ан-Нахл» говорится: «Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы».
         Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Бакры, что как-то раз Пророк (сав) спросил: «Не сообщить ли вам о самых тяжких из грехов?» Люди сказали: «Конечно, сообщи, Посланник (сав) Аллаха!» Тогда он сказал: «Это — приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность по отношению к родителям». Он лежал, опершись на руку, а потом сел и добавил: «И, поистине, это — лживое слово и лживое свидетельство! Это — лживое слово и лживое свидетельство». Абу Бакра сказал: «Он продолжал повторять это, пока я не подумал: "Он никогда не смолкнет!”»
         К тяжким грехам, совершаемым устами и лишающим человекаБожьей милости, относится попрёк. В «Сунане» ан-Насаи сообщается, чтоПосланник (сав) Аллаха сказал: «Кто попрекает людей в оказанной им милости, ослушается родителей и имеет пристрастие к спиртному, тот не войдет в Рай».
         Среди благочестивых праведников нет места тому, ктоклевещет на людей и разносит сплетни. В «Сахихе» Муслима приводитсярассказ Хузайфы ибн ал-Йамана о том, что Посланник (сав) Аллаха сказал:«Сплетник не войдет в Рай».
         Тяжкое бремя взваливает на себя и тот, кто рассказываетанекдоты и лживые истории для того, чтобы рассмешить людей. Имам Ахмад,Абу Давуд и ат-Тирмизи передали со слов Му‘авийи ибн Хайды, что Пророк(сав) сказал: «Горе тому, кто лжет для того, чтобы посмешить людей! Горе ему! Горе ему!» Шейх ал-Албани назвал этот хадис хорошим .
         Преданий о том, как важно следить за своей речью, оченьмного. Но даже тех из них, которые мы перечислили, достаточно, чтобыблагоразумный человек схватил себя за язык. Один из наших праведныхпредшественников говорил: «Слова — твои пленники, но если они вылетаютиз твоего рта, ты становишься их пленником». Помни же, что сподвижникии их последователи готовились к ответу даже за такие слова, как«сегодня жаркий день» или «сегодня холодный день».
         Ибн ал-Каййим в книге «Болезнь и излечение» рассказал,что одного из учёных увидели во сне. Его спросили о его состоянии, и онответил: «Я задержан из-за одного произнесённого мной слова. Как-то разя сказал: "Как же сильно люди нуждаются в дожде?” И мне было сказано:"Откуда тебе знать? Я лучше знаю о том, что в интересах Моих рабов”» .
         Пречист Аллах! Как же далеки мы от правильного пониманияислама! И как велика разница между нами и первыми мусульманами, которыесоблюдали установления Аллаха и прославляли Его религию! И как частосегодня можно встретить тех, кто называет себя верующим, но беззазрения совести предается празднословию и обсуждению чужихнедостатков, пустым мечтаниям и бесполезным разговорам о политике!
         Собираясь вместе, мусульмане часто обсуждаютполитические события и высказывания государственных деятелей. Проблемыпрезидентов, королей и муфтиев их волнуют больше, чем их собственноеположение перед Аллахом. Не случайно самыми популярными среди исламскихсайтов являются новостные ресурсы и форумы. На первых люди узнают то,что потом обсуждают на вторых, делясь с другими своим некомпетентныммнением. Что же касается увещеваний и полезных наставлений, то лишьнемногие интересуются ими. И ещё меньше тех, кто прислушивается к ним иочищает душу. Люди позабыли о себе, и произошло это потому, что онизабыли об Аллахе и своих обязанностях перед Ним. Их сердцаожесточились, и это неизбежное следствие беспечности и пустословия.
         Ат-Тирмизи передал со слов Ибн ‘Умара, что Посланник (сав) Аллаха сказал: «Непредавайтесь многословию, если дело не касается поминания Аллаха, ибо,поистине, многословие без поминания Всевышнего Аллаха свидетельствуетоб ожесточённости сердца, жестокосердный же, поистине, находится дальшевсех людей от Аллаха».
         Празднословие занимает человека и не позволяет емунаполнять сердце словами поминания и добрыми наставлениями. А ложь,клевета и обсуждение чужих недостатков оскверняют душу, после чего онаначинает издавать зловонный запах. Ибн Абу ад-Дунйа привёл следующийрассказ Мухаммада ибн Сирина: «Один из ансаров проходил мимо несколькихсидящих людей и сказал им: "Совершите омовение, потому что некоторые изваших слов хуже, чем осквернение”» .
         Верующим не подобает говорить то, что не приносит импользы и не приближает их к Аллаху. Разговоры о политике не положатконец неверию и социальным проблемам, ибо только Аллах исправляетобщество. Он сделает это тогда, когда люди станут достойны этого. И чембольше будет тех, кто установил царство ислама в своей душе, тем меньшепроблем будет в обществе. И заблуждается тот, кто надеется приблизитьпомощь Аллаха разговорами о чужих грехах и ошибках. Ат-Тирмизи передали назвал хорошим хадис Абу Хурайры о том, что Пророк (сав) сказал: «Человек исповедует ислам правильно, если не вмешивается в то, что не касается его».
         Если же человек не уверовал правильно, то язык выдаёт его.Йахйа ибн Му‘аз сказал: «Сердце кипит вместе с тем, что внутри него, аего черпак — это язык». Когда говорит праведник, язык черпает из егосердца добрые и полезные слова. А из сердца лицемера язык достаёт слованенависти и злобы. Поэтому в суре «Мухаммад» Всевышний Аллах сказал олицемерах: «Если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам» (Мухаммад, 30).
         Таким образом, если человек желает уберечь свою душу отразложения и сохранить свои добрые деяния, он должен обуздать свой языки следить за своей речью. Для того чтобы справиться с этим, одногодоброго намерения недостаточно. Нужно проявлять терпение и твёрдость,быть бдительным и остерегаться шайтана, который не упускает возможностивытянуть верующего на разговор о многочисленных проблемах инеприятностях. Лишь тот, кому удаётся уберечь свой язык от праздного игреховного, заслуживает близости к Аллаху. И поэтому Пророк Мухаммад(сав) сказал: «Я гарантирую Рай тому, кто ручается за то, что у него между челюстями и между ногами». Этот хадис передал Муслим со слов Сахла ибн Са‘да. Помочь же в этом может только наш Всевышний Покровитель!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика