Суджуд ас- сахв (О ЗЕМНЫХ ПОКЛОНАХ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ДОПУЩЕННЫХ В НАМАЗЕ ОШИБОК )

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О ЗЕМНЫХ ПОКЛОНАХ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ДОПУЩЕННЫХ В НАМАЗЕ ОШИБОК


ХвалаАллаху, Господу миров! Мир и благословения господину всех посланников,нашему Про-року Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Многиемусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазедопущена ошибка. По-добных ошибок не может избежать ни один человек,поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина.Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывалиразлич-ные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос,в первую очередь, необходимо уз-нать, что говорится об этом в священнойСунне, т.е. хадисах Пророка Мухаммада.

1. Абдуллах ибн Бухейнарассказывал, что Пророк, совершая с ними полуденный намаз зухр, по-слепервых двух рак'атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вследза ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия(т.е. слов "ас-саламу алейкум ва рахматуллах"), он, сидя, возвеличилАллаха (т.е. сказал: "аллаху акбар"), совершил два земных поклона, азатем произ-нес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передалиаль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)

2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, совершая с ними один издневных намазов (т.е. полу-денный намаз зухр или послеполуденный намаз'аср), совершил всего два рак'ата. Затем он встал и подошел к доске,находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Средимолящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо.Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: "Развенамаз стал короче?" Мужчина, которого Пророк называл Зу-ль-йадейн(из-за того, что у него были длинные руки,) сказал ему: "О ПосланникАллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?"Пророк ответил: "Я ничего не забыл, и намаз не стал короче". НоЗу-ль-йадейн сказал: "Нет, ты действительно забыл". Тогда Пророксовершил еще два рак'ата, произнес слова приветствия, затем возвеличилАллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немногодольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем ещераз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон,как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновьвозвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим,Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.)Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили:"Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправленияошибки?" Он ответил: "Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, ноИмран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк произнес их и после того, каксовершил поклоны для исправления ошибки". Эта добавка приводится уаль-Бухари, Муслима и др.

3. Абу Са'ид аль-Худри рассказывал,что Посланник Аллаха сказал: "Если один из вас засомне-вался в намазе,не зная, сколько рак'атов он совершил: три или четыре, то он долженотбросить со-мнения и опираться на то число рак'атов, в которых онуверен (т.е. на минимальное. В данном случае - три рак'ата.). Затем емуследует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия.Если он совершит в результате этого пять рак'атов, то два поклонадоведут его намаз до четного числа рак'атов. Если же он совершит намазправильно, то эти поклоны будут унижением для сата-ны". (Этотдостоверный хадис передал Муслим).

4. Ибн Мас'уд рассказывал, что Пророк как-то совершил с ними намаз, акогда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: "О ПосланникАллаха, неужели намаз изменен?" Он спросил: "А в чем дело?" Онисказали: "Ты совершил то-то и то-то". Тогда он обратился лицом к киблеи совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия.Затем он повернулся к нам лицом и сказал: "Если намаз будет изменен, тоя непременно сообщу вам. Я - всего лишь человек, такой же как и вы. Язабываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайтемне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пустьопирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затемсовершит два земных поклона". (Этот достоверный хадис передалиаль-Бухари и Муслим). В этом хадисе не сообщается, когда следуетсовершать земные поклоны: до произнесения слов привет-ствия или послеэтого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и которыйпередали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу ТалибаАбдуллаха ибн Джа'фара, говорит-ся, что Пророк сказал: "Кто станетсомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, какпроизнесет слова приветствия".
5. Абдуллах ибн Мас'уд рассказывал,что Пророк, совершая полуденный намаз, совершил пять рак'атов. Егоспросили: "Намаз стал длиннее?" Он сказал: "Нет, а в чем дело?" Людисказали: "Ты совершил пять рак'атов". Тогда он совершил два земныхпоклона после слов приветствия. (Этот дос-товерный хадис передалиаль-Бухари и Муслим.)

6. Имран ибн Хусайн рассказывал, чтоПророк, совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона.Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадиспередали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш'аса ибн Абд аль-Маликааль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабыот Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколькохадисов о земных поклонах для исправления ошибки. Имам Ахмад сказал,что известно, что Пророк ошибался в намазе в пяти случаях: он завершилнамаз, состоящий из четы-рех рак'атов, однажды после двух, а такжепосле трех рак'атов, однажды он удлинил намаз, а однаж-ды укоротил его,а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак'ата.Существует так-же много слабых и недостоверных хадисов на эту тему,например, хадис Саубана о том, что Пророк сказал: "При каждой ошибкенадо совершать два земных поклона после произнесения словприветст-вия". Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкойпередатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма'илибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых,изу-чающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзяиспользовать в качестве аргумента.

--------------------------------------------------------------------------------
«А те, кто не принимает решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, они – неверные». (Аль-Маида 5: 44).
[ 213.178.255.6 ]

Из этих хадисов видно, что Пророк иногда допускал ошибки в намазе,после чего совершал зем-ные поклоны либо до произнесения словприветствия, либо после этого. Все мусульманские ученые единодушны втом, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазеобязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшиеразногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право самвыбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветст-вия. ИмамМалик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершитьземные по-клоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следуетсовершать после слов приветствия, а после них - читать ташаххуд. Имамаш-Шафи'и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать дослов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисыПророка и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имамаш-Шафи'и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершатьпосле слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудамаписал, что имам аз-Захри сказал, что при своей последней ошибке внамазе Пророк совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако этоне достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя,ибо Пророк и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядовученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, тоэтот хадис слабый, т.е. даиф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге"Ирва аль-Галиль" (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики(иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадиспротиворечит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз.Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззытолько один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халидупоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида -Ши'ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибнЗари' и др. - не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этотхадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал егослабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком после словпри-ветствия не установлено.
В перечисленных нами хадисах есть ещеодно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас'уда (под номером 4) иАбдуллаха ибн Джа'фара говорится, что Пророк велел при сомнениях внамазе со-вершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе АбуСа'ида - до них. Имам ас-Сан'ани говорил, что и то, и другое разрешено.Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др.приверженцы хадисов Пророка считают, что между хадисами нетпротиворечий. В слу-чае, когда молящийся сомневается и совершенно неможет вспомнить, в каком же рак'ате он нахо-дится, он должен опиратьсяна меньшее число рак'атов и совершить земные поклоны до словпривет-ствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са'ида. Если же молящийсяпомнит, какой рак'ат он соверша-ет, но в его душу закралось легкоесомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз исовершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще разповторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас'уда иАбдуллаха.

Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос имнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мыдо сих пор умалчивали. Это - мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказало рассматриваемых нами земных поклонах: "Иногда их следует совершать дослов приветствия, иногда - после, как это делал Пророк". Он такжесказал: "Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк, то я посчиталбы, что эти поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что ониотносятся непосредственно к намазу и завершать их надо до словприветствия. Но я считаю, что когда Пророк совершал их после словприветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях -до слов приветствия". Это - позиция объективного верующего, которыйруководствуется учением Пророка и ставит его решение превыше своихсуждений и своей логики.

Из всего сказанного видно, как сложноученым найти правильное решение и разобраться в большом количестведостоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться нате мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такоемнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещалсохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мысами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаныприслушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, атем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мыизложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае ибудем основываться на всех имеющихся хадисах.

1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны,
- есличеловек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если онпрежде времени встал для чтения "Фатихи", или сел для чтения ташаххуда,или прежде времени произнес слова приветствия;
- если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
-если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза,например, ташаххуд после двух первых рак'атов или слова "аллаху акбар"(эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз непринимается) и т.п.;- если он, находясь в намазе, засомневался в числесовершенных рак'атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.

3.Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправленияошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этомсказал имам Ибн Кудама в "аль-Мугни".

4. В земных поклонах дляисправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что ив обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахводинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так ив дополнительных намазах.

5. Если молящийся встал на лишний,например, пятый, рак'ат, то он должен прервать его и вернуться внеобходимое положение без слов "аллаху акбар", затем довести намаз доконца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджудас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.

6. Еслион завершил намаз, не сделав одного или более рак'атов, а затем емунапомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное числорак'атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затемсовершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.

7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, ивспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он долженсовершить эти земные поклоны, независимо то того, говорил после намазаили нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел измечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальнуючистоту, т.е. дастамаз), то земных поклонов совершать не надо, и егонамаз считается законченным.

8. Если ошибку совершил имам, тоземной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибсякто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильнымидействиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв несовершаются.

9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневаетсяв числе совершенных рак'атов, то он опирается на меньшее их число, вкотором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения словприветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то наних не следует обращать никакого внимания.

10. Если он поошибке добавил лишний фарз намаза, а это - слова "аллаху акбар" в самомначале намаза, стояние для чтения "Фатихи" по мере возможности, чтение"Фатихи", поясной поклон, вы-прямление после него, земные поклоны,сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда,чтение заключительного ташаххуда, слова "ас-саламу алейкум варахматуллах" и др. - то должен совершить суджуд ас-сахв после словприветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнестислова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно,то его намаз неверен.

11. Если он пропустил фарз намаза ивспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак'ате(например, пропустил поясной поклон руку' в первом рак'ате и вспомнилоб этом до того, как совершил руку' второго рак'ата), то необходимовернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершивсуджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когдауже совершил этот же фарз следующего рак'ата, то рак'ат, в котором былпропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершитьсуджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правилораспространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно неотносится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза.В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя.Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин долженхорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам ит.д.

12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первыхрак'атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть ипрочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же онуже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следуетсовершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв дослов приветствия совершается, если молящийся пропустил один изваджибатов намаза, например, не сказал слов "аллаху акбар" во времядвижений или слов "сами'аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд"после поясного поклона руку', не прочел зикров при поясных или земныхпоклонах и т.д.

13. Если молящийся совершил ошибки, которыетребуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, таки после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.

14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним недолжны следовать его ошибке и обязаны сказать "субханаллах", чтобы имамисправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак'атов и ужевыпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Еслимолящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничегострашного в этом нет, потому что Пророк велел нам совершать и то, идругое.

Разногласия в этом и других вопросах, касающиесямусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия иконфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют насглубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожимина нашего Пророка. Те, кто искал истину, получат за это вознаграждениеАллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительноотноситься друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великиеученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когданадо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этомведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду заприверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир иблагословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!

4 ноября 1998 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аль-Мугни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма'ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан'ани
4. Булуг аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ирва аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дарари аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-'Аббир
8. Аль-Фатава аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам ва аль-Иман, шейх Мухаммад Зину

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика