Откладывание молитвы

Откладывание молитвы

Вопрос:

Мойвопрос касается времени молитв: ее время начинается, когда дается азан,а когда же оно заканчивается? Существует ли различие между отложениеммолитвы и упущением времени её? Каково наказание за них обоих?
Ответ:

Хвала Аллаху!

Чтобы узнать о временах молитв, т.е. когда они начинаются и когда заканчиваются см. вопрос № 9940

Относительно же различия между откладыванием молитвы и упущением времени её ответим следующее:

Упущениевремени молитвы означает отложение её до тех пор, пока время её невыйдет и человек, при этом, не совершит молитвы. Это является большимгрехом, если отсутствует какое-либо оправдание по этому случаю, вродепросыпания молитвы и забывания о ней.

В «Аль-Мавсуахаль-фигхиййах» (10,8) говорится: "Знатоки мусульманского праваединогласны в том, что запрещается откладывать молитву до истечениявремени её, без законного на то основания".

Шейх Абдуль-Азизибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Что же касаетсячеловека, преднамеренно откладывающего молитву до того момента, когдавремя её выйдет или ставящего на будильнике время на более позднее,дабы проспать молитву, то он, согласно всем ученым, преднамереннооставляет молитву, тем самым, совершая огромное зло. Но является ли этокуфром (неверием) или нет?

Существует разногласия средиученых. Если человек не отрицает обязательность молитвы, то большинствоученых единогласны, что в этом случае он не совершает большой куфр.Некоторые же из них придерживаются мнения, что подобный поступокявляется куфром, который выводит человека за пределы Ислама».

Сообщается,что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, отмногобожия и неверия человека отделяет молитвa »». (Муслим, 82).

Такжепередают со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах), что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал: «(В основе) договорамежду нами и ими (лежит) молитва, а тот, кто откажется от неё, впадет вневерие». Хадис приведен имамом Ахмадом и четырьмя авторами «Сунана» сдостоверным иснадом.

Cуществует ещё одно доказательство,подтверждающее это мнение. Великий Табиин (последователь) Абдуллах ибнШагиг аль-Агили говорил: «Сподвижники Посланникa Аллаха (да благословитего Аллах и приветствует) не считали (проявлением) неверия отказ ни откакого дела, кроме молитвы».

Откладывание молитвы носит два характера:

1. Отложение молитвы до истечения её времени. Мы разъяснили постановления Шариата по этому вопросу;

2. Отложение молитвы на конец исхода её времени.
См. «Аль-Мавсуах аль-фигхиййах» (10/6)

Разрешаетсяоткладывать молитву на конец истечения её времени. Согласно хадису,приведенному Муслимом (614) от Абу Мусы аль-Аш’ари: «(Однажды) одинчеловек пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) и спросил его о времени молитвы… Пророк (да благословитего Аллах и приветствует) разъяснил ему время начала и конца каждоймолитвы и сказал ему: «Время (каждой) молитвы (находится) между этимидвумя»».

Однако, если отсрочка молитвы имеет целью оставлениясовместной молитвы, ради совершения её в одиночку к концу исхода еёвремени, то это является харамом, и нет этому какого-либо оправдания.Лучше совершать молитвы в начале её времени, за исключением «Ишы» и«Зухра», когда слишком жарко. В этом случае предпочтительнее совершатьих в конце предназначенного для них времени.

Шейх Ибн Усеймин(да будет доволен им Аллах) говорил: «Лучше совершать молитву вустановленное Шариатом для неё время, ибо Пророк (да благословит егоАллах и приветствует) в ответ на вопрос о том, какое дело являетсянаиболее любезным Аллаху, ответил: «Вовремя совершенная молитва»».(Бухари, 527 и Муслим, 85).

Он не сказал «молитва в начале еёвремени, ибо Сунной является как совершение одних молитв в начале еёвремени, так и совершение других на исходе этого времени. Так,например, совершать молитву «Иша» после прохождения одной трети ночиявляется Сунной. Следовательно, если женщина, которая находится дома,спрашивает о том, что же является лучшим для неё – совершать «Ишу»сразу вслед за тем, как она услышит азан или же отложить её допрохождения одной трети ночи, мы ответим, что лучше отложить молитву,ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) однажды отложилсовершение её, пока ему не сказали: «О посланник Аллаха, женщины и детиуже заснули: Тогда он вышел к (ним), совершил с ними молитву и сказал:" Это – время данной молитвы, если не слишком трудным является оно длямоей общины»».

Таким образом, если женщина находится дома, толучше ей отложить совершение этой молитвы. Также, если несколькочеловек, собирающиеся отправиться в путешествие, спрашивают нас,следует ли им совершать «Иша» в начале её времени или попозже, мыответим, что является лучшим для них отложение этой молитвы.

Подобнымже образом, если группа людей отправляется в путешествие и наступаетвремя «Ишы», то предпочтительнее отложить её, если это не вызоветкакие-либо неудобства. Относительно же остальных молитв, то лучшесовершать их раньше. Так, молитвы «Фаджр», «Зухр», «Аср» и «Магриб»следует совершать в начале времени их наступления, если нет причин.

Кэтим причинам относится сильная жара, когда предпочтительнее оставитьмолитву «Зухр» до тех пор, пока жара не спадет, т.е. почти донаступления времени «Асра», ибо лишь в это время становитсяотносительно прохладнее.

Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) сказал: «Когда слишком жарко, подождите пока не станетпрохладнее, ибо сильная жара является дуновением Ада». (Бухари, 537 иМуслим, 613).

«(Однажды) когда Пророк (да благословит егоАллах и приветствует) находился в пути, Биляль встал, чтобы произнестипризыв на молитву. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) жесказал ему: «Подожди, пока не станет прохладнее». (Через некотороевремя) он вновь поднялся для призыва на молитву, но Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) (вновь) сказал ему: «Подожди,пока не станет прохладнее». Затем Биляль (вновь) поднялся и Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) позволил ему произнести призыв намолитву». (Бухари, 629; Муслим, 616).

Другая причина,заключается в том, что если имеется возможность совершить молитвусовместно с другими людьми на исходе её времени, то в этом случае,отложение молитвы предпочтительнее. Например, если человек во времянаступления молитвы находится за пределами города и знает наверняка,что достигнув города застанет людей, совершающих молитву на исходе еёвремени, то лучше отложить молитву, пока он не присоединится костальным.

Мы даже утверждаем, что в этом случае для негоявляется обязательным отложение молитвы до тех пор, пока он недостигнет группы людей.
«Фатава аркан аль-Ислам», стр. 287

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика