Развод в гневном состоянии

Развод в гневном состоянии
Мужмусульманки развелся с ней, повторив несколько раз слово «талак»(развод), будучи сильно разгневанным. Какое предписание имеется вшариате на этот счет, особенно, если у них есть дети?
Хвала Аллаху!
ШейхаИбн Бааза спросили о человеке, которого оскорбила и обругала жена,после чего он в гневе развелся с ней. Он ответил: «Если упомянутыйразвод был объявлен тобой в состоянии сильного гнева или аффекта, когдаты не понимал, что делал, и не контролировал свое поведение, из-за ееоскорбительных слов и ругательств в твой адрес, одним словом, если тыобъявил развод в состоянии аффекта, что подтверждает жена илисправедливые свидетели, которые видели это, то в таком случае разводнедействителен. Согласно достоверным доводам, развод в состояниисильного гнева или аффекта считается недействительным. Одним из этихдоказательств является хадис, переданный Ахмадом, Абу Давудом и ИбнМаджой со слов Аиши, в котором Пророк r сказал: «Ни развод, ниосвобождение из рабства не засчитываются при гневе (или подпринуждением)». Именно так упомянутое в данном хадисе слово «иглак»было истолковано группой ученых. Гнев мешает человеку сделать то, чтоон хочет, и в таком состоянии человек подобен сумасшедшему, безумномуили пьяному, и поэтому его развод недействителен. Если к этомудобавится вызванное гневом состояние аффекта, когда человек неконтролирует свои поступки, то развод также считается недействительным.Состояние разгневанного человека можно оценить по-разному:
1.Состояние аффекта. В этом состоянии человека можно сравнить ссумасшедшим. По единодушному мнению всех ученых, в этом состоянииразвод считается недействительным.
2. Сильный гнев, при которомчеловек не теряет рассудка полностью и отчасти сохраняет здравый смысл.Если в таком состоянии гнев подтолкнет человека к разводу, то такойразвод тоже считается недействительным, согласно наиболее правильномумнению.
3. Обычный и не очень сильный гнев, который часто охватываетлюдей. Он не способен подтолкнуть человека к такому поступку, ипоэтому, согласно единому мнению всех ученых, развод в таком состояниисчитается действительным». См.: Ат-Тайяр А., Аль-Муса М. Фатаваат-талак. С. 19-21.
Упомянутые шейхом второе положение являетсямнением Ибн Теймийи и его ученика Ибн Каййима. Ибн Каййим написал наэту тему книгу «Игасат аль-лахфан фи хукм талак аль-гадбан». В этойкниге говорится: «Существует три вида гнева:
1. Если человекначинает гневаться, не теряя сознания и разума и понимая, что онговорит и намеревается сделать, то совершенно ясно, что в этомсостоянии объявленные им развод или освобождение раба, а такжезаключенные им договоры являются действительными.
2. Если гневзатмевает его разум и волю, и он не понимает, что говорит и чего хочет,то в этом случае нет разногласий относительно недействительности такогоразвода. И если гнев усиливается настолько, что человек не понимает,что он говорит, то, несомненно, в таком состоянии его слова непринимаются к сведению. Слова человека, несущего ответственность засвои действия, принимаются к сведению лишь тогда, когда он осознает,что он действительно произнес их, вложил в них тот смысл и намеревалсясделать это.
3. Если человек находится в состоянии гнева, но недостиг крайности и стал похожим на безумного, то относительно негосуществуют разногласия. Священные тексты указывают на то, что в такомсостоянии ни развод, ни освобождение раба, ни заключенные договоры,условием которых являются добрая воля и согласие человека, не считаютсядействительными. Согласно комментариям ученых, это разновидность того,что называют «иглак».
См.: Маталиб ули-н-нуха (5/323). См. также: Зад аль-ма‘ад (5/215).
Мужобязан бояться Всевышнего Аллаха и воздерживаться от употребления слова«талак» (развод), чтобы это не привело к разрушению его дома и потересемьи. Мы также рекомендуем супругам бояться Аллаха, соблюдать Егопредписания и беспристрастно оценивать слова, сказанные мужем его жене:сказаны ли они в состоянии обычного гнева, которое характерно для всехразводов? Это третья разновидность гнева, когда развод, по мнению всехученых, считается действительным. И если это так, то наличие детей недолжно послужить причиной для того, чтобы они преувеличивали гневноесостояние мужа перед муфтием в надежде сохранить брак, хотя имизвестно, что все было не так. Следовательно, если супруги имеют детей,то это должно удерживать их от использования различных формулировокразвода и опрометчивых заявлений на этот счет, а не подталкивать их квыискиванию лазеек в шариате или облегченных решений некоторыхправоведов после того, как развод уже объявлен. И мы просим Аллахаодарить всех нас проницательностью в Его религии, помочь нам уважатьЕго обряды и законы! А лучше всего об этом известно Аллаху.

Развод в гневном состоянии: 2 комментария

  • 11.09.2020 в 18:23
    Permalink

    Добрый день,если жену взял за руку и толкнул в дверь несколько раз и сказал пошла вон считаеться это разводом?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика