Уверен ли в себе Ваш ребёнок?

Уверен ли в себе Ваш ребёнок? PDF Печать E-mail

Автор Ханан Атия аль-Тури аль-Джухани   

 Вопрос: Когда я была маленькой, мои родители обращались со мной очень плохо. Я потеряла уверенность в себе:  стала неуверенной и запуганной,  всёделала неправильно и не умела принимать решений. Сейчас я замужем и уменя самой растёт дочь. Я не хочу повторять ошибки моих родителей ипытаюсь воспитывать своего ребёнка по-другому. Что Вы посоветуете мнеделать?

Ответ: Хвала Аллаху. 

Уребёнка в возрасте двух лет начинает формироваться отношение к миру илюдям. Некоторые известные психологи считают, что уверенность в себе -одно из первых проявлений  отношения малыша к окружающемумиру. Формирование этого качества зависит от того, насколько родителипонимают своего ребёнка и заботятся о нём. На этом этапе основнымпризнаком нормального развития ребенка является его желание бытьнезависимым, то есть ребёнок хочет самостоятельно говорить, гулять ииграть. 

Мы должны уважать индивидуальность ребенка и позволять ему развиваться естественно.
Некоторыедевочки чувствуют себя неуверенно: они не могут положиться на свои силыни в каком деле, редко берут инициативу в свои руки и всегда ожидают,что кто-то покажет им, как и что надо сделать.

Неуверенныев себе девочки, сталкиваясь с какой-либо проблемой, избегают братьответственность за её решение на себя и в сложных ситуациях первымделом начинают плакать.

Самые распространённые ошибки родителей:

  • Слишком сильная опека ребёнка («делай это, не делай то»)  вовсех сферах жизни приводит к тому, что девочка теряет непринужденностьи уверенность в действиях, а вместо этого всегда ждет, что кто-тоисправит её или скажет, что она делает все правильно.
  • Обвинение и критика всех действий,выискивание ошибок. Ребёнок слышит упреки за допущенную ошибку гораздочаще, чем заслуживает этого. В то же время его почти никогда не хвалятза успехи. Это убивает всякое желание действовать самостоятельно, иребёнок перестаёт соревноваться с другими детьми в совершении хорошихдел. Такие дети часто боятся высказывать свои мысли или говорят толькото, что другие ожидают услышать от них.
  • Слишком частые предостережения об опасности обычно приводят  к депрессии. Ребёнок находится в постоянном ожидании несчастья и начинает думать, что мир враждебен ему.
  • Подавление личности или сравнение его с другими детьми заставляет  ребёнка думать, что сам по себе он не представляет интереса для других.
  • Высмеивание или поддразнивание.
  • Невнимание к детским вопросам.
  • Чрезмерное внимание и постоянное беспокойство родителей о здоровье или будущем их ребёнка.

Недостаток уверенности в себе отрицательно сказывается на развитии девочки:

  • Она теряет способность делать что-либо самостоятельно. Если её попросят принести  илинайти что-то, она будет колебаться и сомневаться, пока ей не дадутточные инструкции. Если она столкнется с проблемой, то оказываетсянеспособной принять решение.
  • Она становится пассивной и утрачивает способность к творческой работе.
  • Онаначинает жаловаться и чувствовать себя несчастной всякий раз, когда еепросят что-нибудь сделать. Это происходит из-за боязни быть обвинённойв том, что она делает что-то не так.
  • Она становится слабовольной и нерешительной,  испытывает безразличие в ситуациях, где этого нельзя допускать, становится небрежной и неорганизованной.
  • Она  страдает от беспокойства и расстройств, из-за которых часто развивается враждебное отношение к миру и человек «уходит в себя».

Чтобы не допустить расстройств в психике,  родители должны всеми силами стараться развить у своего ребёнка уверенность в себе.

Несколько способов развития уверенности в себе:

  • Родителидолжны обозначить общие принципы допустимого и недопустимого поведенияс точки зрения Ислама, объяснив девочке, что Аллах сделал разрешенным,и что Он запретил. Они должны научить её хорошим манерам и благочестию,привить неприязнь к  плохому, недостойному поведению, поступкам, словам и желаниям. После этого они должны предоставить ей свободу действий.
  • Матьдолжна ставить перед девочкой задачи, которые та способна выполнить.Если ребёнок допустил ошибку, мать должна похвалить его за инициативу,а затем сообщить, как нужно было сделать. Иногда она должна простопохвалить дочку за усилия (даже если результат плох), а затем деликатнозакончить работу сама, без указаний, как нужно было сделать. Еслипоставленная задача оказывается слишком сложной для ребёнка, тогда мамадолжна выполнить её вместе с ним, спрашивая при этом: «что ты думаешьоб этом?», «хорошо это или плохо?» и т.д. При таком подходе ребёнокпонимает, что никто не застрахован от ошибок, даже взрослые. Этоукрепит его решительность.
  • Родителидолжны иногда хвалить девочку перед родственниками и друзьями.Родительское поощрение должно быть пропорционально её усилиям. Онидолжны хвалить ее за религиозное поклонение: молитву, заучиваниеКорана, хорошую учебу, доброе отношение к людям и животным и т.д.
  • Онимогут дать ей домашние прозвище - ласковое второе имя, которое отличитее от других, но в то же время родители ни в коем случае не должныпозволять кому-либо обзываться на девочку. Если она рассердитродителей, то они должны называть ее настоящим именем: так, чтобыдевочка поняла, что она не выполняет своих обязанностей по отношению кодному или обоим родителям, или что она обидела кого-то и т.п.

 

Силу воли можно укрепить следующими способами:

  • Хранение тайн. Умение держать тайну развивает силу воли.
  • Приучение к посту.Если девочка умеет переносить голод и жажду во время поста, она будетиспытывать радость победы над нафсом, и это разовьёт в ней силу воли.Такой ребёнок при столкновении с трудностями только увеличивает своюспособность противостоять жизненным испытаниям.


Родителям также следует:

  • Приучать девочек к доверию в общении с другими людьми.Это может быть достигнуто посредством поручения ей работы по дому,поощрением хорошего поведения, предоставлением возможности приниматьучастие в беседах со взрослыми и собираться со сверстниками.
  • Укреплять полученные знания,преподавая ей Коран и Сунну, жизнеописание Посланника (мир ему). Такимобразом ребёнок приобретает достоверные знания с самого детства и скаждым годом в нём возрастает уверенность в том, что он усваиваетосновные принципы истинного знания.

Сдругой стороны, родители должны  делать всё возможное, чтобы уберечьребенка от неадекватного поведения. К такому поведению могут привестипубличное унижение, к которому относятся не только оскорбления, но и«обычное» поддразнивание -  например, когда родителиназывают ребёнка обидными именами в присутсвии родных братьев и сестёр,или даже в присутствии  друзей или незнакомых людей. Все это можетпривести к развитию всевозможных комплексов. 

Родители не имеют права использоватьоскорбительные слова, даже с целью воспитания ребенка, поскольку эторазлагает его душу и самых отрицательным образом влияет на егоповедение, а также приучает к языку осуждения и оскорбления. Всё это непременно будет  угнетать психику и нравственность ребёнка. 

Следуетвсегда помнить о том, что любую проблему можно решить, спокойноразъяснив ребенку его ошибку. Попробуйте также поговорить  о том, как нужно вести себя в следующий раз, чтобы  избежать повторения неприятной ситуации. 

Родителине должны ругать девочку. Особенно важно, чтобы они не позволяли себеделать этого в присутствии посторонних людей. Родители должныиспользовать хорошие методы воспитания с первых дней жизни ребёнка,следуя примеру Посланника (мир ему). Воспитание в детях чувствауверенности в себе - первый шаг в развитии индивидуальности человека.

Ханан Атия аль-Тури аль-Джухани "Таншиат аль-Фатаат аль-Муслима", с. 163

Перевод с англ. Нуруллиной Гульнары

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика