Хула (развод за денежную компенсацию), его определение и применение

Хула (развод за денежную компенсацию), его определение и применение

Чтотакое хул‘ и как правильно его применить? Могут ли супруги развестись,если муж не хочет этого? Что вы можете сказать об американскомобществе, где женщине не нравится муж (иногда по причине того, что онявляется религиозным человеком), и она думает, что имеет праворазвестись с ним?Хвала Аллаху!
Хула — это уход жены за денежнуюкомпенсацию. Муж забирает эту компенсацию и разводится с женой,несмотря на то, вернет она всю сумму махра, который он дал ей или дастбольше или меньше этой суммы. Аргументом этого являются словаВсевышнего Аллаха: «...Вам недозволено брать что-либо из дарованногоим, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюстиограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюстиограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупитразвод …» (2:229).
Аргументом из Сунны является хадис, гдепередается, что жена Сабита ибн Шаммаса ибн Кейса пришла к Пророку ,мирему и благословение Аллаха - и сказала: «О Посланник Аллаха! Я неупрекаю Сабита ибн Кейса в недостатке благонравия или набожности, но яне хочу оказаться неблагодарной после принятия ислама». ПосланникАллаха,мир ему и благословение Аллаха,спросил ее: «Ты вернешь ему сад?»Она ответила: «Да». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, сказал: «Получай обратно свой сад и дай ей развод». Его передалаль-Бухари (5273).
Опираясь на это решение, ученые пришли к такомумнению, что если женщина не может продолжать совместную жизнь с мужем,то в этом случае она имеет право потребовать у него развод за денежнуюкомпенсацию, и судья может потребовать от мужа развестись с женой идаже приказать ему сделать это.
Это происходит в следующей форме:муж берет махр или сумму, о которой они договорились между собой, иговорит ей: «Я развелся с тобой» или похожие на это слова.
Развод –это право мужчины, и развод не состоится, пока он не объявит его, таккак Пророк,мир ему и благословение Аллаха,сказал: «Право на разводимеет тот, кто хватает за ногу», т.е. муж. Этот хадис передал Ибн Маджа(2081), и аль-Албани признал его хорошим в книге «Ирва аль-Галил»(2041). Поэтому ученые сказали, что тот, кто был несправедливопринужден к разводу с женой, то в этом случае развод считаетсянедействительным. См.: Аль-Мугни (10/352).
В вопросе были упомянутыженщины, которые могут развестись с мужем на основании местных законов.Если женщина имеет основание потребовать развод, например, если онаненавидит своего мужа и не может вести совместную жизнь, или если онанедовольна его недостатками в религии и тем, что он совершает большиегрехи, или если у нее есть другие похожие причины, то в этом случае онаможет потребовать у мужа развод. Однако в этом случае она должнавернуть ему махр, который он дал ей. Но если она требует от мужа разводбез веской причины, то это неправильно, и решение суда о разводесчитается незаконным, а женщина продолжает оставаться его женой. Однаков этом случае возникает проблема: закон считает эту женщинуразведенной, и она может выйти замуж по завершении ее ‘идды, хотя насамом деле она таковой не является. Когда шейху Мухаммаду ибн Салихуаль-Усеймину задали похожий вопрос, он ответил: «Мы стоим передпроблемой. Сохранение брачных уз мешает ей выйти замуж за другогочеловека, хотя, согласно решению суда, она считается разведенной, и позавершении ее ‘идды она имеет право выйти замуж. Я вижу выход изпроблемы в том, что в это дело должны вмешаться праведные люди, чтобыпримирить супругов. В противном случае жена должна выплатить денежныйвыкуп, чтобы это считалось законным разводом».
См.: Лика аль-баб аль-мафтух. Египет: Дар аль-басира (54, 3/174).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика