Фатима Манзур: «Я приняла ислам всем сердцем»

Фатима Манзур.

Нескольколет назад в журнале «Ислам» я увидела статью о русской женщине изИваново - Валентине Бакановой, которая приняла ислам, а затем вместе ссыном и дочерью переехала в Махачкалу. О старшей дочери –Марине-Фатиме, было сказано лишь несколько слов, хотя, по волеВсевышнего, именно она стала первой мусульманкой в этой семье.

Мыпознакомились с Фатимой в конце прошлого года. В редакцию сайта"Муслима.Ру" пришло письмо с предложением о сотрудничестве. Мы судовольствием приняли предложение Фатимы, тем более что она оказаласьне только квалифицированным специалистом, занимающимся проблемамиженского здоровья, но и чутким, отзывчивым человеком и интереснымсобеседником. С декабря 2006 года Фатима ведёт на нашем сайте рубрику«Красота и здоровье», консультирует мусульманок на женском форуме,занимается научной деятельностью и пишет статьи для газет и журналов.

- Фатима, расскажи, почему девушка из Иваново вдруг заинтересовалась исламом?

-После школы я поступила в медицинскую академию и там познакомилась сосвоими сокурсниками: арабами и пакистанцами. Все они плохо говорилипо-русски, и я помогала им выполнять домашние задания. Конечно, сначаланикто со мной не заговаривал не только про ислам, но про религиювообще. Мы просто общались, ходили в гости друг к другу. Однажды меняпригласили в общежитие на какой-то праздник. Я пришла и увидела, чтовсе бегают, гладят, надевают лучшую одежду. Поскольку по натуре ячеловек любопытный, то сразу же стала расспрашивать о причине веселья.Знакомые рассказали о том, что сегодня мусульмане отмечают праздник Идаль-Адха. Название, конечно, мне ни о чём не говорило,поэтому я опять стала задавать вопросы. Узнавая об истории праздника, япостепенно начала понимать, что рассказы моих друзей очень похожи наистории из Библии. И я захотела больше узнать об исламе.

- До того, как принять ислам, ты была христианкой?

-К религии я шла очень долго. Когда я ещё училась в школе, в прессестали появляться первые публикации о религиях. Сначала я увлекласьжурналом «Наука и религия», а потом перешла на более серьёзнуюлитературу, в основном, о христианстве, хотя, в принципе, иногда внашей библиотеке попадались книги и о других религиях. Задумываться означении жизни, о вере я стала после одной из моих поездок в летнийлагерь. Однажды воспитательница, которая курировала нашу группу, отвеланас на экскурсию в соседнее село, где находилась церковь. Мы решили туда зайти. Дело было летом, имы, соответственно, пошли в храм в полураздетом виде, чем неприятноудивили местного священника. Он строго спросил нас: «Кто же такходит?». Мы ему ответили, что в церковь ещё никто не заходил, а «наулице и так можно ходить». А он неожиданно ответил нам следующее:«Женщина должна прикрывать себя не только когда в церковь идет, авообще когда на улицу показывается». Этот ответ я запомнила на всюжизнь.

 Потомя поступила в медицинскую академию, стала ходить в ближайшую церковь наслужбы, однако никогда не чувствовала себя там уютно. А один случайнастолько потряс, что после него я перестала ходить в церковь.Представьте себе, идёт служба: толпа женщин, между ними иногдавстречаются и мужчины, все кланяются в пояс. А одному мужчиненеопределённого возраста и профессии почему-то вздумалось "поклоныпобить". Он встал на колени среди женщин (одетых, между прочим, в неочень длинные юбки), и кланяться стал как-тостранно, не в такт совсеми. Тогда где-то внутри меня возникло сложное чувство, которое мнедо сих пор сложно описать словами. В общем, после этого случая я вцерковь ни ногой,а верить то во что-то надо, душа требует.

- Многие интересуются религией, но далеко не каждый решается сменить вероисповедание…

-Мне дали почитать книги. Не могу сказать, что я слишком долгоразмышляла. Изучение ислама проходило в перерывах между занятиями,лекциями и выполнением домашних заданий. Наверное, к принятию решенияменя подтолкнула моя привычка во всем докапываться до сути. А в исламесамым важным оказалось принять всем сердцем формулу «нет божества кромеАллаха», и только за этим последовало все остальное.

- Что произошло потом?

-А потом, в один прекрасный день, точнее говоря, почти ночь, когда я ужезасыпала, пришло единственно правильное решение. Я почувствовала, чтопринимаю эту религию всем сердцем и становлюсь мусульманкой. Так я иуснула с этой мыслью. А на следующий день рассказала об этом своимдрузьям-мусульманам. Они, конечно, были поставлены моим решением втупик. Чаще всего девушки принимают ислам перед свадьбой смусульманином, но в моём случае речи о свадьбе не шло вообще – я дажени с кем не встречалась. В общем, меня очень внимательно выслушали, иотправили домой, чтобы я посоветовалась с мамой.

- Мама, наверное, тоже была удивлена, когда дочка заявила ей, что теперь она будет мусульманкой?

-Как я уже говорила, решение было мною принято, поэтому я простопоставила маму перед фактом. Она отнеслась к этому очень серьёзно, и ужчего совсем я не ожидала, ответила: "Я тебя крестила когда ты быламаленькая, а теперь ты сама взрослая и принимай то решение, которое какты считаешь правильным". Но взамен попросила меня оставить ей те книги,которые я читала об исламе. Я сделала так, она просила, а самавернулась в Иваново и в тот же вечер приняла ислам. А ещё через неделюстала читать намаз. Вообще, после того, как я стала мусульманкой, жизнь стала для меня осмысленней. Я поняла, зачем я здесь, и почему я живу. Всвободное время стала ещё больше читать, даже пыталась учить арабский.Отношение окружающих ко мне, конечно, изменилось. Появилось большедрузей мусульман, но самым приятным было то, что многие из прежнихдрузей и знакомых они приняли мой выбор нормально.


- Трудно было начать соблюдать предписания Ислама?

-Предписания ислама я начала соблюдать сразу же. По крайней мере, те, окоторых знала. Намаз выучила за неделю, а вот с хиджабом было сложнее.Когда я спрашивала о нем, мне все отвечали, что ноги-руки прикрытьнадо, а вот по поводу платка мнения разделились. Некоторые утверждали(да и в книгах было написано), что надо покрывать голову, но посколькув России это сделать сложно, якобы, «можно и так походить». Яуспокоилась и ходила без платка. А осенью пошла вместную татарскую (по официальному названию - а вообще, по сути,мусульманскую) школу. Вот там мне и объяснили, что в действительностиплаток является необходимым компонентом хиджаба. Его нужно носить внезависимости от сезона и места проживания. И я одела платок.

 Валентина Баканова.- Ислам подразумевает не только смену убеждений, но и новый образ жизни. Как на это отреагировали твои родственники?

-Мама не только читала те книги, которые я ей дала, но еще и активноспрашивала меня о религии, и даже начала слушать передачу "ГолосИслама" по радио. А однажда решилась написать в редакцию радиостанции.После этого у неё завязалась переписка с новыми знакомыми-мусульманами.Как она сама рассказывала, ислам и мусульмане ей понравились ещё в товремя, когда мы жили в Узбекистане. Самым сложным для неё было понять ипринять то, что религия не дается человеку от рождения и не зависит отнациональной принадлежности. Ничто не запрещает быть мусульманкой –покорной Богу.

Ивот, в один прекрасный день, когда я приехала на выходные домой, мамасообщила мне, что принимает ислам. Мы с ней поехали в ту воскреснуюшколу, в которую я ходила заниматься и там она произнесласвидетельство-«шахаду».

- Но у тебя ведь ещё есть брат с сестрой, что сказали они?

-Брат и сестра некоторое время оставались равнодушными к вопросамрелигии, но мама постоянно занималась их духовным образованием,рассказывала об исламе и, в конце концов, они тоже стали мусульманами.Как ей это удалось – я не знаю. В то время я приезжала домой только наканикулы, поэтому мы общались довольно редко. Иногда они задавали мневопросы о религии. Сначала к решению принять ислам пришел брат. А таккак большинство членов семьи, оказалось, по «ту сторону», то и сестрапостаралась во все это вникнуть глубже. С тех пор всех нас объединяютне только родственные связи, но и одна религия. Аль хамду ли Ллах!

Изо всей семьи к нам не присоединилась только бабушка, которая предпочлаумереть в той же религии, что и её муж (мой дедушка). Дальниеродственники также до сих пор не понимают наше решение сменить религию.

Сейчасмама, брат и сестра живут в Махачкале. Они переехали туда после того,как на семейном совете было принято решение о поступлении моего брата вСКИУ. Сначала он поехала туда один, а уже через год в к немуперебрались мама и сестра. Сестра сначала обучалась при обществе"Муслимат", а на следующий год поступила в Исламский университет наженское отделение. Сейчас сестра получает второе образование - нафакультете журналистики в ДГУ.

- А как ты превратилась из Марины в Фатиму?

-На самом деле я не могу сказать, что моя жизнь круто изменилась послепринятия ислама. Наверное, самые светлые воспоминания у меня остались оминутах после произнесения шахады. Было ощущение «новорожденности».Именно тогда мне сразу предложили имя Фатима, а потом ещё много других.Однако я ничего менять не стала, думала, что выберу сейчас какое-тоимя, а другой человек обидится. В общем, в результате я сказала, чтопоменяю имя, когда выйду замуж. Но у Аллаха всё записано, и черезполтора года после принятия ислама, когда я уже вышла замуж, я всё-такистала Фатимой.

 - Ты приняла ислам во время учебы в институте. Что сказали преподаватели и сокурсники, когда увидели тебя в платке?

-Проблемы, связанные с внешним видом, на самом деле были. Это случилосьосенью, когда я наконец решилась надеть хиджаб. Как я уже писала, доменя несколько девушек, выйдя замуж, приняли ислам, но на занятиях они надевалишапочки и не делали из этого проблемы.На лекциях ко мне никто нецеплялся, а вот на практических занятиях требовали надеть медицинскуюшапку вместо хиджаба. В итоге я выяснила содержаниепункта о внешнем виде студента-медика в уставе Академии. Затемпоговорила с преподавателями, и убедила их, что косынка и платок, посути, одно и то же. Они согласились, но сказали, что в таком случаенеобходимо использовать платок светлых тонов, чему я была очень рада.

Аоднажды произошел забавный случай. На занятии по философии, когда мыобсуждали тему средневековья, я возмутилась и сказала, что если мыпроходим философию христианства, то почему не проходим исламскуюфилософию того же периода. В знак протеста к следующему занятию я подготовила докладна эту тему. Доклад мой, конечно, мало кому был интересен, зато всягруппа – включая преподавателя, разговорилась на актуальные "исламскиетемы". И вместо скучного занятия у нас состоялся интересный и полезныйразговор на тему веры, шариата, образа жизни…

- Другими словами, ты считаешь, что нет никаких причин отказываться от хиджаба из-за учёбы или работы?

-Мне кажется, что отношение преподавателей и коллег формируются взависимости от поведения конкретного человека. Я видела девушек,которые колебались в том, носить ли платок, и именно им очень многиевысказывали, что "нет, в таком виде посещать занятия недопустимо". Япотом приходила учиться на те же кафедры и зачастую к тем жепреподавателям и мне никто ничего подобного не говорил. Уверенность всвоей правоте играет очень большую роль.

Ахирурги, после того как узнали, что я не в уличном платке хожу, апереодеваю его при входе в больницу – вообще были в восторге - ведьплаток гораздо лучше, чем шапочка, профилактирует попадание инфекции врану. Однажды один из заведующих кафедрой в присутствии двух групппосле обхода прямо заявил, что ему бы очень хотелось, чтобы каждаяправославная девушка выглядела также как и я, т.е. ходила в длинномплатье и платке.

- А что говорят пациенты, когда видят врача в хиджабе?

-Пациенты реагируют по-разному, но чаще - нейтрально. Врач как врач.Некоторые задают вопросы. Конкретно со мной не захотел общаться толькоодин человек. Однако потом я узнала, чторазговаривать он хотел нетолько со мной, но и с другими врачами.


-Я знаю, что вы планируете скоро переехать на родину мужа – в Пакистан,и там же ты собираешься поступать в аспирантуру. Не страшно срываться сместа, заново сдавать экзамены на чужом языке и работать в незнакомойобстановке?

 Валентина Баканова с дочерьми и внучками.-Планы на будущее – пока не очень определенные. Возможно, я продолжузаниматься исследованиями в области исламской медицины. А что касаетсяпереезда, то наша семья достаточно часто меняла место жительства,поэтому я к этому привыкла. А в Пакистан мне ехать совершенно нестрашно, потому что я там уже жила. Есть конечно недостатки вПакистане, но и в России они тоже есть. Не следует, на мой взгляд,идеализировать какую-либо страну, просто надо делать свою жизнь и жизньокружающих чуть-чуть лучше, где бы это ни происходило.


Иногдаменя спрашивают: "Не жалею ли я о том своем решении стать мусульманкой"и "не хотела ли бы я вновь перейти в христианство". Если честно, то яне понимаю этих вопросов. Несмотря на юный возраст, я вполне отдаваласебе отчет в том, что я делаю, когда заявила о своём желании статьмусульманкой. За время моего пребывания в исламе еще не было случая,чтобы я не согласилась с каким-то предписанием в религии или каким-тозапретом. Все они кажутся мне вполне естественными и изначальноприсущими душе и телу человека. В исламе я нашла все, к чемустремилась. Поистине, самые великие на земле слова для меня - "Ля илахаилля Ллах" (Не Бога, кроме Аллаха). Я приняла их всех сердцем и не хочуничего менять.

Автор Умм София

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика