О скверне и ее устранении

О скверне и ее устранении

Название данной главы по-арабски – "Изаляту-ль-над­жаса".

Первое слово в этом словосочетании – "изаля" – устранение, удаление. Второе слово – "наджаса" – в арабском языке яв­ляется антонимом слова "чистота" и "очищение", то есть может быть переведено на русский как скверна.

С точки зрения Шариата: наджаса (скверна) – этонечто, являющееся грязным по своей сути, рассмат­риваемое шариатом какнечистое или мерзость, то есть все то, от чего верующий обязаночищаться, ибо оно относится к факторам, препят­ствую­щим тому, чтобынамаз, таваф и некоторые другие виды покло­нения считалисьдействительными.
Разновидности скверны (наджасы)

1. Наджаса айния (постоянная наджаса), к которой отно­сится любая вещь, являющаяся скверной сама по себе, по своей сути (например, моча, кал, со­бака, свинья, пролитая кровь).

Суждение Ислама о постоянной наджасе сле­дующее:по­стоянную наджасу невозможно очистить (т.е. сделать ее чистой) ни прикаких условиях. Например, ослиный кал в связи с тем, что он являетсяскверной сам по себе, невозможно очистить никак, даже при помощиморской воды, если, конечно, он сам не пере­станет быть наджасой,превратившись в другое веще­ство, не являющееся таковой. Припревращении веще­ства, являю­щегося скверной, в другое веществопрекращается действие в отношении него хукма (законо­положения) онаджасе, ибо хукм действует лишь в свя­зи с наличием или отсутствиеммотивов (илля') к нему.

2. Наджаса хукмия (временная (случайная) наджаса)– это вещь, являющаяся сама по себе чистой, но осквернившаяся в связи спопаданием на нее сквер­ны (например, одежда, на которую попали каплимочи, или обувь, которой наступили на экскременты). Суж­дение Ислама поповоду временной наджасы таково: оскверненная вещь может быть очищена,так как сама по себе она чиста и подверглась осквернению из-заслу­чайного попадания на нее наджасы.

Степени наджасы и способы очищения от нее

1. Наджаса тяжелой степени. Согласно наи­более досто­верному мнению, к ней можно отнести скверну собаки, а имен­но ее слюну, а также ее мочу, кал и прочие выделения (об этом речь пойдет позже, если на то будет воля Аллаха).

Способ очищения от нее: наиболее правильным является мне­ние, согласно которому очищение посу­ды от скверны собаки осу­ществляется промыванием семь раз, первый из них – песком.Именно так сказано в уже приведенном нами хадисе от Абу Ху­рейры (№ 8),с достоверностью которого согласились оба има­ма. Причины того, почемуименно тот вариант хадиса, в котором ска­зано, что первый из семи разнужно мыть песком, признается наи­более правильным, объяс­нялись вглаве "О разновидностях воды".

Некоторые ученые также относили кданной категории наджасу свиньи, однако более правильной является точказрения тех, кто считает определение ее в качестве наджасы тяжелойстепени неверным, ибо доводов в пользу этого нет. То есть наджасасвиньи подобна остальным видам наджасы, не входя­щим в категориюнаджасы тяжелой степени. Имам Ан-Навави в комментариях к "Ас-Сахиху"Муслима сказал: "Большинство уче­ных считает, что для очищения отскверны свиньи нет нужды в семикратном обмывании. Аш-Шафи'и также склоняе­тся к этому мнению, и оно подкреплено силь­ными доводами".

2. Наджаса легкой степени. Легкой наджасой считается, например, моча грудного ребенка,в котором еще не проснулось желание к употреблению обычной пищи икоторый еще не может обходиться без молока, питаясь чем-либо иным. Мочагрудных детей, которым дали попробовать финики или мед в качествелекарства или что-нибудь другое в подоб­ных целях, все равно считаетсялегкой наджасой. Об этих исключениях рас­сказывает Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе".

Способ очищения от нее: Дляочищения от по­добной над­жасы достаточно побрызгать на осквернен­ноеместо воду так, чтобы оно намокло, и нет нужды в том, чтобы тереть егоили выжимать. Правильность такого способа очищения от наджасылегкой степени подтверждается хадисом от Анаса, с достовер­ностьюкоторого согласились оба имама и хадисом от Абу Ас-Самхи (№ 26).

3. Наджаса средней степени. К ней относит­ся, например, моча и кал человека.
Способ очищения от нее: очищениеот нее осу­ществляется путем мытья водой, однако бесследный ее уход поддействием чего-либо другого также счита­ется очищением от нее, дажеесли это очищение про­изошло невзначай, то есть без намерения состороны человека. Так, например, если на одежду, которая вы­пачкананаджасой, случайно попала вода и удалила наджасу, то преждеоскверненное ею место на одежде следует считать чистым. Такимобразом, для очище­ния от наджасы человеку не требуется иметьспеци­альное намерение (ан-ния), как это необ­ходимо ему для очищенияот хадаса. Это точка зрения является наиболее достоверной и основывается на следующих доказа­тельствах:

а) наджаса – это нечто грязное по сути, несущее в себе осквернение, иесли она уходит, то вещь, преж­де оскверненная ею, возвращается к своейпервона­чальной чистоте, ибо любой хукм действует лишь в связи сналичием или отсутствием мо­тива (илля’) к нему. Если присутствуетмотив (в данном случае – наличие наджасы), то присутствует и хукм, еслиже отсутствует мотив, то и хукм тоже отсутствует.

б)как известно, поклонение Аллаху включает в себя две категориипоступков: выполнение того, что повелено Им и отда­ление от того, чтоИм, запрещено. Устранение скверны (очище­ние от нее) относится ккатегории действий, именуемых отдале­нием от запрет­ного, а они нетребуют для своего осуществления на­личия намерения (ан-ния), как этонеобходимо для выпол­нения повелений (например, для совершенияна­мазов). Таким образом, вне зависимости от причины, по которойпроизошло устранение наджасы, и вне за­висимости от того, произошло лиочищение от нее с намерением или непреднамеренно, оно счи­таетсядей­ствительным.

Некоторые ученые считают, что от наджасы можеточистить только вода. Свое мнение они аргу­ментируют хадисом о бе­дуине(№ 10), в котором рассказывается, что Пророк, да благо­словит его Аллахи привет­ствует, повелел вылить на осквер­ненное мочой место воду.Ответить сторонникам этого мнения можно так: Приказ вылить воду былвызван необходимостью быстрого, немедленного очищения земли. Какиз­вестно, солнце и ветер не могут очистить осквернен­ное место сразу(для этого потребуется несколько дней). Что же касается воды, то онаочищает моментально, и именно такое быстрое очищение было необходимо вмечети, ибо это место, где молятся люди. Резю­мируя вышесказанное,можно сказать, что, чем бы ни была устранена наджаса, место, котороебыло ею оскверне­но, стано­вится чистым. Исключением является тольконаджаса собаки (ее слюна, а также кал, моча и т.п.), для очищенияпосуды от которой требуется семикрат­ное мытье: первый раз песком, аостальные шесть – водой, о чем уже рассказывалось прежде.

Свойства наджасы

Под свойствами наджасы имеются в виду три качества: вкус, цвет и запах.

Еслипосле мытья вкус и запах наджасы оста­ются, это указывает на то, что ееостатки все еще при­сутствуют, то есть она не считается удаленной. Чтоже касается цвета наджасы, то, если после тщательно­го мытья пятно отнаджасы все же ос­тается, в этом нет ничего страшного, поскольку, какуказы­вается в двад­цать восьмом хадисе, это простительно. Аль-Хафиз поэтому поводу сказал в "Аль-Фатхе" следующее: "Со­ставитель (имеется ввиду Аль-Бухари) использует хадис "Поистине, пятна воды (то есть следымытья) на одежде его" в качестве доказательства того, что следы,остающиеся после ухода над­жасы при ее вычи­щении, не наносят никакоговреда, и посвя­щает разъяс­нению этого вопроса главу "След, оставшийсяот над­жасы или чего-либо другого после мытья".

Незаметная наджаса

Иногдабывает так, что наджаса попадает на одежду или на что-либо иное, но мыне можем опреде­лить, куда именно она попала, а значит, не знаем,ка­кое именно место на одежде нужно помыть. В таком случае, еслиповерхность, на которую попала наджа­са, обширная, нужно поразмыслить ивымыть то мес­то, попадание наджасы на которое, по нашему мнению,наиболее вероятно. Если же поверхность одежды (или чего-нибудьдру­гого) маленькая, такую одежду нуж­но вымыть пол­ностью, для тогочтобы быть оконча­тельно уверенным в уходе наджасы.

Разновидности крови с точки зрения фикъха

I. Кровь, являющаяся скверной. К ней отно­сится:

1.Кровь, вытекающая из двух путей (из заднего прохода и половых органов),такая, как кровь, выде­ляющаяся при мен­струациях (хейд),внеменструальных кровотечениях из влага­лища (истихада), после­родовыхкровотечениях (нифас).

2. Кровь животных, которые не дозволены впищу, таких как крысы, ослы, хищные звери. О зако­нах, касающихсязапре­щенности тех или иных живот­ных в пищу, будет рассказано в главе"О пище".

3. Кровь мертвечины тех животных, которые, будучизако­лотыми согласно требованиям Шариата, дозволены в пищу. Об этомговорится в третьем аяте суры "Аль-Маида" ("Трапеза").

II. Чистая кровь, к которой относится:

1.Кровь рыбы, так как ее мертвечина чиста (об этом мы сообщали ранее вглаве "О разновидностях воды" с приведением в качестве довода хадисов №1 и №11).

2. Кровь существ, не имеющих сложной крове­носнойсис­темы с бегущей по сосудам кровью, кото­рая может вытекать из тела вслучае его повреждения. Это кровь мух, комаров и им подобных.Разъяснение этого вопроса также давалось нами в главе "Оразно­видностях воды", в качестве довода приводился хадис № 12.

3.Кровь, которая остается внутри заколотого по правилам Шариата животного(в его сосудах, серд­це, селезенке). Подоб­ная кровь чиста внезависимости от ее количества. Доводом этому также служит хадис № 11,приведенный в главе "О разно­видностях воды".

4. Кровь шахида(согласно мнению абсолютно­го большин­ства ученых), а такжечеловеческая кровь вообще, что следует признать как наиболеедостовер­ное мнение. Кровь шахида чиста, так как если бы она быласкверной, то Пророк, да благо­словит его Аллах и привет­ствует, повелелбы смывать ее с тел шахи­дов перед по­гребением. Что же касается мнениятех, кто считает человеческую кровь чистой, то оно являетсядостовер­ным на основании следующих доводов:

а) Причислять туили иную вещь к наджасе мож­но лишь тогда, когда на это имеется довод,ибо, как правило, вещи являются чистыми. Никакими довода­ми от Пророка,да благо­словит его Аллах и приветствует, насчет того, что человеческаякровь является наджасой, мы не располагаем. Между тем, если бы вопрособсто­ял так, то он не остался бы без внимания Пророка, ибо, в связи стем, что человеку часто иметь дело с ранени­ями, различного родакровотечениями, приходится при­бегать к искусственному кровопусканию ит.д, обяза­тельно воз­никла бы потребность в указаниях по этому поводу.

б)Нигде ничего не сказано о том, чтобы Про­рок, да благо­словит его Аллахи приветствует, приказывал смывать кровь, вышедшую из ран, между темизвестно, что мусульмане, полу­чив во время боевых действий ранения,совершали намазы, истекая при этом кровью, о чем свидетельствуетдостоверный хадис.

в) Все части тела человека чисты. То естьдаже отсеченная рука является чистой, несмотря на нали­чие в ней крови,и, может быть, даже в большом коли­честве.

г) Кровь рыбысчитается чистой на основании того, что ее мертвечина чиста. Мертвоетело челове­ка также считается чис­тым, следовательно, и кровь егочиста. Тело человека не осквер­няется смертью вне за­висимости от того,был ли он верующим или кафиром, мужчиной или женщиной. Тело чело­векаявляется чис­тым как при жизни, так и после смерти. И этоподтвер­ждается следующим:

а) общим смыслом хадиса Пророка, даблагосло­вит его Аллах и приветствует, в котором сказано: "Поистине,верую­щий не оскверняется". В этом хадисе имеется в виду, что теловерующего чистое, потому что он обычно избегает скверны, в отличие отмногобожника, который не сторонится наджасы.

б) словами Пророка,да благословит его Аллах и привет­ствует: "Омойте ее трижды илипятикратно…", адресован­ными тем, кто обмывал его умершую дочь. Этислова доказы­вают тот факт, что тело умершего человека не являетсясквер­ной, так как если бы оно само по себе было скверной, то естьявлялось наджасой 'айния, то омовение не принесло бы никакой пользы,как в примере с собакой, которую невозможно очистить, даже если вымытьее тысячу раз. Что же касается оп­ределения Кораном многобожников какскверны, то имеется в виду, что они – скверна духовного плана (наджасама'науийа), и это дока­зывается тем, что Аллах разрешил нам жениться наженщинах из числа людей Писания. Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе" говоритследую­щее: "Большинство ученых придерживается этого мне­ния, а поповоду аята "Поистине, многобожники – скверна ", говорят, что имеется ввиду, что они скверна в плане их вероубеждений и их отношения кскверне".

Все это указывает на то, что живой человек не является наджасой 'айния, вне зависимости от того, мужчина это или женщина.
Аль-Хафиза Ибн Хаджара
"ДОСТИЖЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика