О скверне и ее устранении
О скверне и ее устранении
Название данной главы по-арабски – "Изаляту-ль-наджаса".
Первое слово в этом словосочетании – "изаля" – устранение, удаление. Второе слово – "наджаса" – в арабском языке является антонимом слова "чистота" и "очищение", то есть может быть переведено на русский как скверна.
С точки зрения Шариата: наджаса (скверна) – этонечто, являющееся грязным по своей сути, рассматриваемое шариатом какнечистое или мерзость, то есть все то, от чего верующий обязаночищаться, ибо оно относится к факторам, препятствующим тому, чтобынамаз, таваф и некоторые другие виды поклонения считалисьдействительными.
Разновидности скверны (наджасы)
1. Наджаса айния (постоянная наджаса), к которой относится любая вещь, являющаяся скверной сама по себе, по своей сути (например, моча, кал, собака, свинья, пролитая кровь).
Суждение Ислама о постоянной наджасе следующее:постоянную наджасу невозможно очистить (т.е. сделать ее чистой) ни прикаких условиях. Например, ослиный кал в связи с тем, что он являетсяскверной сам по себе, невозможно очистить никак, даже при помощиморской воды, если, конечно, он сам не перестанет быть наджасой,превратившись в другое вещество, не являющееся таковой. Припревращении вещества, являющегося скверной, в другое веществопрекращается действие в отношении него хукма (законоположения) онаджасе, ибо хукм действует лишь в связи с наличием или отсутствиеммотивов (илля') к нему.
2. Наджаса хукмия (временная (случайная) наджаса)– это вещь, являющаяся сама по себе чистой, но осквернившаяся в связи спопаданием на нее скверны (например, одежда, на которую попали каплимочи, или обувь, которой наступили на экскременты). Суждение Ислама поповоду временной наджасы таково: оскверненная вещь может быть очищена,так как сама по себе она чиста и подверглась осквернению из-заслучайного попадания на нее наджасы.
Степени наджасы и способы очищения от нее
1. Наджаса тяжелой степени. Согласно наиболее достоверному мнению, к ней можно отнести скверну собаки, а именно ее слюну, а также ее мочу, кал и прочие выделения (об этом речь пойдет позже, если на то будет воля Аллаха).
Способ очищения от нее: наиболее правильным является мнение, согласно которому очищение посуды от скверны собаки осуществляется промыванием семь раз, первый из них – песком.Именно так сказано в уже приведенном нами хадисе от Абу Хурейры (№ 8),с достоверностью которого согласились оба имама. Причины того, почемуименно тот вариант хадиса, в котором сказано, что первый из семи разнужно мыть песком, признается наиболее правильным, объяснялись вглаве "О разновидностях воды".
Некоторые ученые также относили кданной категории наджасу свиньи, однако более правильной является точказрения тех, кто считает определение ее в качестве наджасы тяжелойстепени неверным, ибо доводов в пользу этого нет. То есть наджасасвиньи подобна остальным видам наджасы, не входящим в категориюнаджасы тяжелой степени. Имам Ан-Навави в комментариях к "Ас-Сахиху"Муслима сказал: "Большинство ученых считает, что для очищения отскверны свиньи нет нужды в семикратном обмывании. Аш-Шафи'и также склоняется к этому мнению, и оно подкреплено сильными доводами".
2. Наджаса легкой степени. Легкой наджасой считается, например, моча грудного ребенка,в котором еще не проснулось желание к употреблению обычной пищи икоторый еще не может обходиться без молока, питаясь чем-либо иным. Мочагрудных детей, которым дали попробовать финики или мед в качествелекарства или что-нибудь другое в подобных целях, все равно считаетсялегкой наджасой. Об этих исключениях рассказывает Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе".
Способ очищения от нее: Дляочищения от подобной наджасы достаточно побрызгать на оскверненноеместо воду так, чтобы оно намокло, и нет нужды в том, чтобы тереть егоили выжимать. Правильность такого способа очищения от наджасылегкой степени подтверждается хадисом от Анаса, с достоверностьюкоторого согласились оба имама и хадисом от Абу Ас-Самхи (№ 26).
3. Наджаса средней степени. К ней относится, например, моча и кал человека.
Способ очищения от нее: очищениеот нее осуществляется путем мытья водой, однако бесследный ее уход поддействием чего-либо другого также считается очищением от нее, дажеесли это очищение произошло невзначай, то есть без намерения состороны человека. Так, например, если на одежду, которая выпачкананаджасой, случайно попала вода и удалила наджасу, то преждеоскверненное ею место на одежде следует считать чистым. Такимобразом, для очищения от наджасы человеку не требуется иметьспециальное намерение (ан-ния), как это необходимо ему для очищенияот хадаса. Это точка зрения является наиболее достоверной и основывается на следующих доказательствах:
а) наджаса – это нечто грязное по сути, несущее в себе осквернение, иесли она уходит, то вещь, прежде оскверненная ею, возвращается к своейпервоначальной чистоте, ибо любой хукм действует лишь в связи сналичием или отсутствием мотива (илля’) к нему. Если присутствуетмотив (в данном случае – наличие наджасы), то присутствует и хукм, еслиже отсутствует мотив, то и хукм тоже отсутствует.
б)как известно, поклонение Аллаху включает в себя две категориипоступков: выполнение того, что повелено Им и отдаление от того, чтоИм, запрещено. Устранение скверны (очищение от нее) относится ккатегории действий, именуемых отдалением от запретного, а они нетребуют для своего осуществления наличия намерения (ан-ния), как этонеобходимо для выполнения повелений (например, для совершениянамазов). Таким образом, вне зависимости от причины, по которойпроизошло устранение наджасы, и вне зависимости от того, произошло лиочищение от нее с намерением или непреднамеренно, оно считаетсядействительным.
Некоторые ученые считают, что от наджасы можеточистить только вода. Свое мнение они аргументируют хадисом о бедуине(№ 10), в котором рассказывается, что Пророк, да благословит его Аллахи приветствует, повелел вылить на оскверненное мочой место воду.Ответить сторонникам этого мнения можно так: Приказ вылить воду былвызван необходимостью быстрого, немедленного очищения земли. Какизвестно, солнце и ветер не могут очистить оскверненное место сразу(для этого потребуется несколько дней). Что же касается воды, то онаочищает моментально, и именно такое быстрое очищение было необходимо вмечети, ибо это место, где молятся люди. Резюмируя вышесказанное,можно сказать, что, чем бы ни была устранена наджаса, место, котороебыло ею осквернено, становится чистым. Исключением является тольконаджаса собаки (ее слюна, а также кал, моча и т.п.), для очищенияпосуды от которой требуется семикратное мытье: первый раз песком, аостальные шесть – водой, о чем уже рассказывалось прежде.
Свойства наджасы
Под свойствами наджасы имеются в виду три качества: вкус, цвет и запах.
Еслипосле мытья вкус и запах наджасы остаются, это указывает на то, что ееостатки все еще присутствуют, то есть она не считается удаленной. Чтоже касается цвета наджасы, то, если после тщательного мытья пятно отнаджасы все же остается, в этом нет ничего страшного, поскольку, какуказывается в двадцать восьмом хадисе, это простительно. Аль-Хафиз поэтому поводу сказал в "Аль-Фатхе" следующее: "Составитель (имеется ввиду Аль-Бухари) использует хадис "Поистине, пятна воды (то есть следымытья) на одежде его" в качестве доказательства того, что следы,остающиеся после ухода наджасы при ее вычищении, не наносят никакоговреда, и посвящает разъяснению этого вопроса главу "След, оставшийсяот наджасы или чего-либо другого после мытья".
Незаметная наджаса
Иногдабывает так, что наджаса попадает на одежду или на что-либо иное, но мыне можем определить, куда именно она попала, а значит, не знаем,какое именно место на одежде нужно помыть. В таком случае, еслиповерхность, на которую попала наджаса, обширная, нужно поразмыслить ивымыть то место, попадание наджасы на которое, по нашему мнению,наиболее вероятно. Если же поверхность одежды (или чего-нибудьдругого) маленькая, такую одежду нужно вымыть полностью, для тогочтобы быть окончательно уверенным в уходе наджасы.
Разновидности крови с точки зрения фикъха
I. Кровь, являющаяся скверной. К ней относится:
1.Кровь, вытекающая из двух путей (из заднего прохода и половых органов),такая, как кровь, выделяющаяся при менструациях (хейд),внеменструальных кровотечениях из влагалища (истихада), послеродовыхкровотечениях (нифас).
2. Кровь животных, которые не дозволены впищу, таких как крысы, ослы, хищные звери. О законах, касающихсязапрещенности тех или иных животных в пищу, будет рассказано в главе"О пище".
3. Кровь мертвечины тех животных, которые, будучизаколотыми согласно требованиям Шариата, дозволены в пищу. Об этомговорится в третьем аяте суры "Аль-Маида" ("Трапеза").
II. Чистая кровь, к которой относится:
1.Кровь рыбы, так как ее мертвечина чиста (об этом мы сообщали ранее вглаве "О разновидностях воды" с приведением в качестве довода хадисов №1 и №11).
2. Кровь существ, не имеющих сложной кровеноснойсистемы с бегущей по сосудам кровью, которая может вытекать из тела вслучае его повреждения. Это кровь мух, комаров и им подобных.Разъяснение этого вопроса также давалось нами в главе "Оразновидностях воды", в качестве довода приводился хадис № 12.
3.Кровь, которая остается внутри заколотого по правилам Шариата животного(в его сосудах, сердце, селезенке). Подобная кровь чиста внезависимости от ее количества. Доводом этому также служит хадис № 11,приведенный в главе "О разновидностях воды".
4. Кровь шахида(согласно мнению абсолютного большинства ученых), а такжечеловеческая кровь вообще, что следует признать как наиболеедостоверное мнение. Кровь шахида чиста, так как если бы она быласкверной, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелелбы смывать ее с тел шахидов перед погребением. Что же касается мнениятех, кто считает человеческую кровь чистой, то оно являетсядостоверным на основании следующих доводов:
а) Причислять туили иную вещь к наджасе можно лишь тогда, когда на это имеется довод,ибо, как правило, вещи являются чистыми. Никакими доводами от Пророка,да благословит его Аллах и приветствует, насчет того, что человеческаякровь является наджасой, мы не располагаем. Между тем, если бы вопрособстоял так, то он не остался бы без внимания Пророка, ибо, в связи стем, что человеку часто иметь дело с ранениями, различного родакровотечениями, приходится прибегать к искусственному кровопусканию ит.д, обязательно возникла бы потребность в указаниях по этому поводу.
б)Нигде ничего не сказано о том, чтобы Пророк, да благословит его Аллахи приветствует, приказывал смывать кровь, вышедшую из ран, между темизвестно, что мусульмане, получив во время боевых действий ранения,совершали намазы, истекая при этом кровью, о чем свидетельствуетдостоверный хадис.
в) Все части тела человека чисты. То естьдаже отсеченная рука является чистой, несмотря на наличие в ней крови,и, может быть, даже в большом количестве.
г) Кровь рыбысчитается чистой на основании того, что ее мертвечина чиста. Мертвоетело человека также считается чистым, следовательно, и кровь егочиста. Тело человека не оскверняется смертью вне зависимости от того,был ли он верующим или кафиром, мужчиной или женщиной. Тело человекаявляется чистым как при жизни, так и после смерти. И этоподтверждается следующим:
а) общим смыслом хадиса Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, в котором сказано: "Поистине,верующий не оскверняется". В этом хадисе имеется в виду, что теловерующего чистое, потому что он обычно избегает скверны, в отличие отмногобожника, который не сторонится наджасы.
б) словами Пророка,да благословит его Аллах и приветствует: "Омойте ее трижды илипятикратно…", адресованными тем, кто обмывал его умершую дочь. Этислова доказывают тот факт, что тело умершего человека не являетсяскверной, так как если бы оно само по себе было скверной, то естьявлялось наджасой 'айния, то омовение не принесло бы никакой пользы,как в примере с собакой, которую невозможно очистить, даже если вымытьее тысячу раз. Что же касается определения Кораном многобожников какскверны, то имеется в виду, что они – скверна духовного плана (наджасама'науийа), и это доказывается тем, что Аллах разрешил нам жениться наженщинах из числа людей Писания. Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе" говоритследующее: "Большинство ученых придерживается этого мнения, а поповоду аята "Поистине, многобожники – скверна ", говорят, что имеется ввиду, что они скверна в плане их вероубеждений и их отношения кскверне".
Все это указывает на то, что живой человек не является наджасой 'айния, вне зависимости от того, мужчина это или женщина.
Аль-Хафиза Ибн Хаджара
"ДОСТИЖЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО"