ДОЗВОЛЕННОЕ; ЗАПРЕТНОЕ (ХАЛЯЛ; ХАРАМ)

 ДОЗВОЛЕННОЕ; ЗАПРЕТНОЕ (ХАЛЯЛ; ХАРАМ)


Многиелюди считают, что всё мирское греховно и запретно. Некоторые говорят,что большинство из вещей этого мира запретно. В оценке дозволенного изапретного в этом мире люди делятся на три группы: Одни из них, которыедостигли определённого состояния в соблюдении предосторожности, едяттолько то, что не вызывает никаких сомнений: фрукты, рыбу, мясо дикихживотных. (Хотя много и другой дозволенной пищи). Другие, наиболеебеспечные и часто более ленивые, едят всё без разбору. Третья группаживёт по рассуждению: "Есть можно всё, но в меру". Все эти людиошибаются. На самом деле правда в том, что: "Дозволенное - известно.Запретное - известно. Сомнительное находится между ними. И так будет доСудного Дня", ибо так сказал Пророк Мухаммад, мир ему и благословениеАллаха.
  Не правы те, которые утверждают, что в мире больше запретного, нежелидозволенного. Да, конечно, запретного в мире много, но не больше, чемдозволенного. "Много", - это одна категория, а "больше", - совсемдругая. К примеру: в мире много больных, много торговцев, много солдат.Но они не являются большинством среди общего количества людей. Скажем,притеснителей много, но притесняемых ещё больше. Подробнее об этомчитайте в книге "Ихйа-и улум уд-Дин" ("Возрождение наук о вере").
  Нужно отчётливо понимать, что не было предписано: "Ешьте толькодозволенное, которое таковым считает Аллаху Тааля". Такое не под силуникому в этом мире. Предписание возможно было таковым: "Ешьте то, чтосчитаете дозволенным". Ешьте ту пищу, о которой все знают, что она незапрещена. И это под силу всем людям. К примеру, Пророк, мир ему иблагословение Аллаха, совершил омовение из кувшина мушрика(многобожника). Умар, да будет доволен им Аллах субхана ва тааля,совершил омовение из кувшина христианки. Сподвижники пили воду, которуювыносили им неверные (кафиры). И это несмотря на то, что запрещено естьгрязное, осквернённое. А кафири осквернены многократно, так как онипьют вино и едят "мертвечину". [Под мертвечиной здесь подразумеваетсямясо животных, убой которых совершался без слов "Би-сми л-Лахи! АллахуАкбар!". Мертвечиной является также и мясо животных, убой которыхвообще не совершался, или при убое животного не были перерезаныодновременно 3 шейных канала из 4-х (2 кровеносных канала, дыхательныйканал и пищевод) и не была выпущена кровь.] Сподвижники покупали уневерных (ахл-и Китаб) и сыр, и даже мясо, подразумевая, что люди Книгисовершали убой по всем правилам, с упоминанием имени Единого Бога. Иэто несмотря на то, что среди обладателей Книги были и такие, которыезанимались торговлей спиртного, жили на проценты и т. п. Мусульманепозволяли себе такие действия потому, что это было дозволено. Не видяявных признаков запрета, они не занимались поиском возможных причин дляэтого, что явилось бы скорее мнительностью, нежели предосторожностью.
  [Напомним, что к категории "Люди Книги" не относятся христиане, которыеПророка Иисуса (Иса), мир ему, принимают за Господа Всевышнего исовершают ему поклонения как второму Богу. Христиане, - обладателиКниги, почитают Иисуса только как Пророка - Посланника, рождённого отМарии по слову Аллаха, хвала Ему Всевышнему.]При намерении купли - продажи, мусульманину необходимо знать, что вэтом случае шариат предусматривает возможные взаимоотношения с шестьюгруппами людей:

  • 1. К первой группе относятся люди, которых вы не знаете (незнакомые).Например, если вы приехали в другой город или деревню, то вам дозволеносовершать сделки с людьми незнакомыми. Вас не должны мучать сомнениятипа: "благочестивы ли эти люди? своим ли имуществом они торгуют?" и т.п.. Если нет явных признаков того, что предмет покупки - Харам, то выпокупаете этот товар как Халял. Естественно, вы поступите наилучшимобразом, если найдёте знакомых вам благочестивых мусульман и совершитесделку с ними. По шариату это лучше, но не обязательно.
  • 2. Ко второй группе относятся благочестивые мусульмане (салих).Покупать пищу или любой другой товар у этих людей болеепредпочтительно. Сомневаться в дозволенности продаваемых ими продуктахбудет скорее мнительностью, нежели предосторожностью. Более того, еслиобидете таких людей своими сомнениями, подозрениями, то будет грех.
  • 3. В третьей группе - притеснители, угнетатели, бандиты, воры,разбойники и т. п. Если товар этих людей целиком или большей частьюХарам, то совершать с ними сделки категорически запрещено. Делаютсяисключения лишь в том случае, когда есть убедительные доказательстватого, что данный товар этих людей - Халял. (То есть, этот товар был имичестно заработан в своё время и не смешивался с недозволеннымимуществом).
      В книге "ал-Хадикат-ун-Надиййа шарху-т-Тарикат-иль-Мухаммадиййа"Абдулгани Наблуси (ум. в 1143/1731) говорится: "Быть внимательным кХалялу и Хараму является гораздо более важным поклонением, нежелитщательное соблюдение правил омовения. Но, в наше время это сталовесьма трудным делом. Следование даже облегчённым фетвам Абу-ль-ЛейсаСамарканди (ум. в 373/983) требует большого упорства. Согласно этимфетвам дозволяется совершать торговые сделки и брать подарки откого-либо, если есть предположение, что большее количество имуществаэтого человека является Халял. Если же нет уверенности, что большинствоего имущества Халял, то совершать с такими людьми сделки недозволяется. При переходе товара или имущества из рук в руки, Харам нестановится Халялом. Правда, некоторые учёные высказывают предположение,что исключением из правила является переход имущества в наследство. Но,скорее всего, это не более чем предположение. Наследованное имуществобудет для наследников Халял лишь в том случае, если они не подозреваюто его незаконном приобретении. … Сказано в хадисе: "Каждый последующийгод, будет хуже предыдущего". Поэтому, в наше время предосторожность иупование на милость Аллаха субхана ва тааля заключается в том, чтобысвоё сердце, язык и остальные органы предохранять от Харама. Непритеснять людей, не мучить животных и незамедлительно выплачиватьработнику за его труд. Даже своего ученика не использовать в работе длясобственных нужд без его доброй воли.
      Имущество человека, находящееся на данный момент в его владении,считается его собственностью. Если же есть неопровержимыедоказательства того, что оно приобретено путём насильственного захвата,обмана, воровства, мошенничества, ростовщичества (от доходов с продажиспиртных напитков или свинины) и тому подобное, то такое имущество неявляется собственностью этого человека. Покупать такие вещи,использовать их, употреблять в пищу - не дозволено шариатом (Харам).Если же какая-либо вещь была приобретена этим же человеком дозволеннымспособом, то эту конкретную вещь покупать у него и использоватьдозволено - Халял.
  • 4. В четвёртую группу причислены люди, основное имущество которыхявляется Халял, но оно смешано с некоторой частью имущества Харам. Кпримеру, если кто-либо работал у человека, имущество которого - Харам(у ростовщика, мошенника, продавца свинины или спиртного …) и взял унего в качестве оплаты что-либо, и смешал со своим имуществом. С такимилюдьми совершать сделки не запрещается шариатом, но из предосторожностилучше всего избежать этого. Однажды представители Абдуллаха бинМубарака в г. Басре сообщили ему в письме, что совершают торговыеоперации с людьми из окружения султана. Известный учёный срочно послалответное письмо с предписанием: "С представителями султана возможнысделки только в том случае, если они имеют торговые отношения и сдругими людьми. Если другие люди у них ничего не покупают, то и вы неимейте с ними никаких отношений".
  • 5. В пятой группе - люди с репутацией грабителей, разбойников,происхождение товара которых неизвестно. С такими людьми нельзясовершать торговые сделки, пока не будет твёрдой уверенности в том, чтоих товар из разряда дозволенного.
  • 6.Шестая группа людей, - это нечестивые мусульмане (Фасык). Этих людейможно отличить к примеру тем, что они носят шёлковые одежды, золотыечасы, золотое кольцо. Они позволяют себе пить спиртное, общаться спосторонними женщинами. Торговые взаимоотношения с ними возможны лишь втом случае, если эти люди признают свои грехи, свои слабости, чувствуютсебя виноватыми. Неправомерными по шариату считаются рассуждения поотношению к этим людям типа: "Если человек не избегает грехов, то итовар его наверняка Харам". Такие рассуждения неправомочны, так какбезгрешных людей просто нет. Товар человека может быть Харам не потомучто он грешит, а только потому, что добыт недозволенным путём. Многолюдей, которые хоть и грешат, но боятся Аллаха Тааля при торговыхвзаимоотношениях с людьми.
      [Человек, который перестаёт различать Халял от Харама, перестаётисполнять строгие Предписания шариата, не прилагает никаких усилий дляизбежания Запретного, становится отступником (Мюртед). Совершатьторговые сделки с таким человеком запрещено, так как согласно шариатуимущество, находящееся в его распоряжении, фактически, ему уже непринадлежит. Никяах его считается недействительным. Он так же теряетправо быть наследником мусульманина. Если даже этот человек произнесёт"свидетельство" о принятии Веры и будет утверждать, что он мусульманин,то всё равно таковым считаться не будет. Ни слова его, ни показныепоклонения ему в этом не помогут. Для возврата в ряды мусульман емубудет необходимо полное раскаяние в том, что послужило егоотступничеству, и покаянная молитва.]
      Итак, если мусульманин будет учитывать вышеуказанные предписания шариата, то ему инша-ал-Лаху будут прощены невольные грехи.
      Когда говорится о том, что лучше избежать сделок в сомнительныхслучаях, то имеется в виду соблюдение предосторожности. В таких случаяхдозволено спросить у продавца где он взял этот товар. Но и тут надопомнить, что если мусульманин при этом обидится, то на вас ляжет грех.Избегать сомнительных сделок, это всего лишь предосторожность, аобидеть мусульманина - грех. Поэтому, если вы решили всё-таки спроситьо происхождении товара, то надо это сделать в учтивой, уважительнойформе, чтобы партнёр по торговой сделке не обиделся. Нельзя спрашиватьтак же и у других людей, так как если хозяин товара узнает об этом, торасстроится ещё больше. В этом случае ваши расспросы могут бытьрасценены и как заглазное осуждение (Гыйбет), и как плохое мнение илиподозрительность по отношению к братьям по вере (Су-и зан). И то, идругое является грехом, следовательно такая предосторожность можетпривести к Хараму. Предания сообщают, что Пророк Аллаха (меиб) будучи вгостях принимал всё, что ему давали. Он не спрашивал о происхождениипредлагаемой еды. Принимал и подарки. Лишь в сомнительных случаях(например, первое время после Хиджры) он соблюдал предосторожность,спрашивая у дарителей что это, подарок или милостыня. [Пророкам и ихпотомкам люди могут дарить подарки, но не подавать милостыню. ПророкАллаха (меиб) всегда принимал подарки, но в ответ старался отдарить внесколько раз больше. Милостыня, поданная богатому человеку, считаетсяподарком, а подарок бедному - милостыней.] Если вам настоятельнопредлагают еду сомнительного на ваш взгляд происхождения, надо вежливоотказаться, назвав какую-либо причину. Если предлагают хотя быпопробовать еду, то лучше всё таки попробовать, чтобы не обидеть братапо вере.
      Другое дело, когда человек вынужден покупать что-либо в том месте, гдебыли зафиксированы кражи скота или другого имущества, и есть большаявероятность продажи краденого. В этом случае необходимо спросить опроисхождении товара и совершать покупку, если нет никаких сомнений впроисхождении товара. Если вы уверены, что вероятность продажикраденого слишком мала, то можно покупать и без вопросов. А лучше всегов этих местах не совершать никаких покупок без крайней необходимости.
      Запрещается по шариату продавать в чистом виде человеческие экскрементыили другие отходы человеческого организма. Всё это подлежит преданиюземле. В мазхабе Ханафи дозволяется продажа навоза (отходов животных).В остальных 3-х мазхабах предполагают, что запрещено и это.
      Мусульманам запрещено не только употребление спиртных напитков, но и ихизготовление. Деньги, заработанные путём изготовления, продажи илиперепродажи виноводочных изделий являются Харам. Степень запрета здесьвысока настолько, что продавец вина не может отдать из заработанныхэтим способом денег свой долг. То есть человек, давший продавцу вина вдолг, не может взять их у него обратно из денег запретных. Это будетдля одолжившего - Харам. У неверного (кафира) взять свои деньги обратноиз его запретного заработка - дозволено, но нежелательно. Кафир, он иесть кафир. И о нём нужно молиться, чтобы Аллах субхана ва тааля открылему глаза и одарил его Верой.
      Имамы Ибни Абидин и Кады-задэ Ахмад пишут, что согласно шариату:
       - 1) "Если кто-либо подаст милостыню из денег, заработанных явнонедозволенным путём, с намерением получить благость Аллаха, аполучивший эти деньги и знающий об их происхождении скажет: "да будетсогласен Аллах", а стоящий рядом или дающий деньги скажут "Амин", товсе станут неверными (кафирами)".
      Ибни Абидин далее продолжает:
       -2) "Будет таким же куфром (от "кафир"), если кто-либо даст запретныеденьги на постройку мечети или на другое доброе дело и будет ожидать отэтого благость Аллаха….
       - 3) Если кто-либо имеет средства сверх необходимого на содержаниесвоих подопечных, то для него весьма желательно подавать милостыню.Если же кто-либо имеет нуждающихся подопечных, но, не обеспечивая их,подаёт милостыню, то это не разрешается. Эти действия крайненежелательны и близки к Хараму.
       - 4) Большинство учёных (делая вывод из установлений шариата)считают, что если человек, будучи мусульманином, оставил в наследстводеньги от продажи вина или других запретных действий, то длянаследников эти деньги не могут быть Халял. К запретному (Харам)относится имущество, добытое путём захвата, обмана, воровства, азартныхигр, ростовщичества и тому подобное. Сюда же относятся деньгизаработанные игрой на музыкальных инструментах и пением. Если жечеловек играл на музыкальных инструментах или пел не за оговореннуюплату, а получал деньги в качестве подарка, то в этом случае они будутв разряде дозволенного - Халял. Наследники, получившие в наследствозапретное имущество, обязаны вернуть их законным владельцам. Еслихозяева не известны, то необходимо такое имущество раздать бедным.
       - 5) Если наследники знают, что часть оставленного им имуществаприобретено недозволенным способом - Харам, но не знают, которая часть,то пользоваться этим имуществом можно. Но, опят таки, раздать всё этобедным будет лучше. Если наследники знают, что полученное ими имущество- Харам, но не знают конкретно, кто это имущество им оставил, топользоваться этим имуществом дозволено.
       - 6) Если кто-либо утверждает, что мертвечина (мясо животных, убойкоторых произведён не правильно или без упоминания имени ГосподаВсевышнего), свинина, спиртное и тому подобное - Халял, то станеткафиром - неверующим. Так как в Священном писании на эти вещи наложенясный запрет. Это относится ко всем вещам, открыто запрещённым вБлагородном Коране. Например, если кто-либо утверждает, что Никяах сженщинами из числа Мушрик (многобожников) возможен - Халял, то такжестановится неверующим.
       - 7) Жена может пользоваться имуществом, пищей, купленные мужем заденьги недозволенные или сомнительные (смешанные с недозволенным), таккак в этом случае грех ложится на мужа.
      Различные спортивные соревнования, разгадывания загадок считаютсядозволенным занятием, когда не мешают выполнять обязательныепоклонения. Если то же самое делать за деньги, то действия будутпричислены к азартным играм, что является - Харам. При соревнованиях вбеге, скачках, с использованием оружия и других видах, могущих бытьполезными при ведении военных действий, дозволяется одной из сторонустановить приз победителю. Но, приз не должен быть установлен обеимисторонами, а только одной. К примеру, один из соревнующихся говоритдругому: "Если победишь ты, то получишь от меня такой то приз, если жепобедителем буду я, то ты мне ничего не будешь должен". Дозволяется также установить приз кому-либо из присутствующих зрителей. Непременнымусловием таких соревнований с призом должно быть намерение подготовки кпредстоящим или возможным военным действиям. Любые соревнования,проводимые с целью игры или с целью демонстрации своего превосходстванад другими, являются нежелательными (Макрух). Если эти игры к тому жемешают исполнять Обязательные Предписания шариата, то становятся ивовсе запретными - Харам.
      Если человек заведомо знает, что ест или совершает какие то действиязапрещённые шариатом, то он совершает грех. Например, употреблениесвинины, спиртных напитков и т. п. Не знать в наше время переченьстрого запрещённых шариатом действий, не является уважительнойпричиной, ведь мусульманин обязан изучить этот вопрос как толькоосознанно встанет на путь Ислама. Изучение Халяла и Харама должнопредшествовать изучению и исполнению ежедневной пятикратной молитвы,так как будут бесполезны молитвы человека, не различающего дозволенноеи запретное. Изучение данного вопроса при современных информационныхвозможностях не составляет особого труда. Только беспечность самогочеловека является причиной его необразованности.
      Если же человек ел к примеру мясной суп, предполагая что естдозволенное, а на поверку оказалось, что суп со свининой, то на нём небудет греха, так как он искренне ошибся. Также и с напитками. Если былвыпит напиток, про который было сказано, что он дозволенный, а затемоказалось, что в нём был некий процент алкоголя, то греха нет, так какпричина уважительная.
      В книге "Ширъат-уль-Ислам" М. бин Эби Бакра (ум. в 573/1178) приведён хадис гласящий:
      "Тот кто верит в Аллаха и Судный День, пусть не садится за стол, где употребляют алкагольные напитки".
      Отсюда следует, что нельзя прикрыться объяснением своего присутствияза одним столом с пьющими алкоголь тем, что вы де мол сами не пили, алишь поддерживали компанию, хотели сделать приятное своим друзьям. Молнамерения ваши были чисты и Аллах вас простит.
      Нет, в данном случае для вас не может быть прикрытием даже хадис:"Действия человека оцениваются согласно его намерениям". Оправдатьподобные действия может лишь то, что вы сели за этот стол, чтобы небыло Фитна. Да и то, вам надо было заранее подумать, что такое можетслучиться. В хадисе учитываются лишь такие намерения, которыенаправлены на исполнение дозволенного, а не запретного. К примеру, неполучит благость джихада человек, который воевал ради денег или славы.
      Человек, вставший на путь Ислама в немусульманской стране [например вИталии или Франции], должен приступить к исполнению ОбязательныхПредписаний и избегать недозволенного, как только узнает о них.
      Человек, вставший на путь Ислама в мусульманской стране, обязанвыполнять Фарды и избегать Харама сразу, как уверует, а подросток измусульманской семьи сразу, как достигнет совершеннолетия. Естественно,что подростку мусульманину не надо ждать совершеннолетия, чтобыисполнять предписания шариата, но Спрос с него будет именно с этогомомента. За обучение детей и их действия, до достижения имисовершеннолетия, отвечать придётся их родителям. За поведение девушеквплоть до замужества отвечают их опекуны - ближайшие родственникимужского пола. Безусловно, за греховное поведение незамужних женщинбудет спрошено в первую очередь с них самих, но за эти же грехи будутнести ответственность и опекуны (отец, брат и т. д.). Ответственность сопекуна снимается лишь тогда, когда девушка выйдет замуж. С этогомомента за поведение женщины будет нести ответственность её муж.
      [Совершеннолетие подростков наступает по шариату с наступлением половой зрелости: у мальчиков с 12 до 15 лет; у девочек с 9 до 15 лет. (См. " Dini Terimler Sozlugu"- Enver Oren. Istanbul; ) ]
      Человек, принявший Ислам в мусульманской стране, и подросток,считающий себя мусульманином и достигший совершеннолетия, должны будутвпоследствии восстановить все пропущенные ими с этого моментаежедневные Обязательные молитвы и посты в месяц Рамадан. Не будет грехаза то что эти обязанности были отложены ими на время изучения основрелигиозных наук, так как это является уважительной причиной. Большойгрех ляжет на них в том случае, если они не будут искать знания и,вследствие этого, не будут выполнять Обязательные Предписания Аллаха,хвала Ему Всевышнему.
      Имущество, полученное человеком в виде взяток, не считается егоимуществом, так как это по шариату - Харам. Настоящий владелецимущества имеет право в любое время потребовать его обратно. Есливзятка давалась не по доброй воле, а человек вынужден был это сделать,то назад потребовать не может. Но тот, кто получил взятку, обязанвернуть полученное тому, кто её дал. Если кто-то дал что-либо заранее вкачестве оплаты учёному, или чтецу Корана, или влиятельному лицу длятого, чтобы получить знания по шариату, или чтобы ему прочитали дуа,или защитили его от несправедливости, - то это будет считаться взяткой.Но, если же он отблагодарил этих людей после совершённых ими действий,то они могут это принять в качестве подарка. Есть мнение некоторыхучёных, что если человек давал заранее что-либо не как предварительнуюоплату, а как подарок, то брать этот подарок дозволено.Шариат разрешает учителю брать подарки от своих учеников. Так же небудет взяткой, если человек даст другому лицу что-либо с цельюсохранения своей свободы, религии, имущества или других прав. Но, томукто взял, - это Харам. Так же не считается взяткой данное кому-либоимущество с целью беспрепятственного исполнения какого-либоОбязательного Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему, или с цельюизбежать установленного Им Запрета. Но, опять таки, берущему - Харам.Запрещено давать взятку для получения должности муфтия, судьи и т. п.,а также давать взятку судье, даже если человек считает себя невиновным.Люди, занимающие ответственные посты, обязаны выполнять своиобязанности без всяких побочных доходов. Если они не ставили никакихпредварительных условий и после решения вопроса им кто-то решил сделатьподарок, то это не считается взяткой. Запрещается шариатом даватьчто-либо кому-либо для нанесения вреда третьему лицу. Другими словами,нельзя нанимать человека с целью направить его действия против другогочеловека. Это Харам и берущему деньги, и дающему.
      Если кто-либо хочет сделать подарок кому-либо из своего имущества,заработанного дозволенным способом, то принятие этого подарка являетсяСунной.
       Хадис: "Любите друг друга, обменивайтесь подарками", приведён в книге "Кунуз-уд-декаик" Абдуррауфа Мунави (ум. в 1031/1621).
      В книге "Мактубат-ы Маъсумиййа" Мухаммада Маъсума Фаруки (ум. в 1079/1668) приводится следующий случай.
       "Как то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал подарокУмару бин Хаттабу, да будет доволен им Аллаху Тааля. Тот его не приняли вернул обратно. На вопрос в чём причина, Умар ответил: "Вы сами говорили, что для человека будет лучше ни у кого ничего не брать".
      Тут Пророк Аллаха (меиб) дал разъяснение своему предыдущему высказыванию:
      "Яговорил, чтобы вы не брали по своему желанию. Если же вам даютчто-либо, в то время, когда вы ничего не ждёте, - это для вас подарокАллаха. Принимайте такой подарок".
      После этих слов Пророка (меиб), Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!"

      Государство не должно определять рыночные цены. По шариату, никто неимеет права ограничивать свободу торговли и стоимость товарарегулируется спросом рынка.
      Ибни Абидин пишет: "Энес бин Малик (ум. в 91 г. хиджры), да будетдоволен им Аллах, передаёт, что когда в Пресветлой Медине резкоподнялись цены, к Пророку Аллаха (меиб) обратились с просьбойустановить ограничения. На что Пророк (меиб) ответил:
       "Цены устанавливает Всевышний Аллах. Увеличивает наш достаток,уменьшает его и ниспосылает нам хлеб наш насущный только Он. Я могулишь просить Его обратить на нас Свою щедрость".
      В книге "Дурр-уль-мухтар" приведён другой хадис о ценах:
      "Не ограничивайте цены! Цены устанавливает лишь Аллаху Тааля!"
      Однако, при толковании этих и им подобных хадисов, учёные Исламапришли к согласованному мнению, что если цены на все товары первойнеобходимости выросли непомерно (более чем вдвое от себестоимости) иэто легло тяжёлым грузом на большинство населения, то государствудозволено регулировать цены, заключив предварительные соглашения спредпринимателями.
      [Несогласныес такой политикой государства, должны подчиниться подобным указам.Подчиняться надо не только регулированию цен, но и любым другим указамгосударства, которые направлены на соблюдение прав и свобод населения.Более того, необходимо быть защитником таких устремлений государства ине уклоняться от законных налогов.]
      Шариат не разрешает давать в долг владельцу магазина или лавки, а затемпокупать его товары в счёт долга до полного расчёта. Такиевзаимоотношения покупателя и продавца - Харам. Так как взимание долга сизвлечением из этого процесса личной выгоды, является разновидностьюростовщичества. Разрешается (Халял) дать владельцу лавки некую сумму насохранение, и постепенно пользоваться этими деньгами при покупке еготовара. Однако, если деньги пропадут не по вине взявшего их насохранение, то он не будет нести за них ответственность.
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector
    Яндекс.Метрика