Может ли женщина возглавлять пятничный намаз?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

История ислама не знает случаев, чтобы женщина возглавляла пятничнуюмолитву или произносила пятничную проповедь. Такого не было даже впериод, когда мусульманским Египтом во времена мамелюков правилаженщина по имени Шагарат Ад-Дурр. Ислам устанавливает, что возглавлятьмолитву должен мужчина. Люди, стоящие позади имама, повторяют вслед заним все движения во время молитвы – поясные и земные поклоны и т.д., атакже слушают чтение им Корана.

Молитва в исламе – это акт, который включает различные телодвижения, ане только лишь произнесение мольбы, как христианская молитва. Болеетого, она требует сосредоточенности, смирения и полной отдачи сердцаВсевышнему Аллаху. Поэтому женщине не приличествует стоять впереди,поскольку ее физическая природа может ввести мужчин в соблазн, отвлечьих внимание от молитвы, помешать сосредоточиться и ощутить атмосферуповышенной духовности.

Ислам– это религия, которая учитывает как духовные, так и физическиеразличные аспекты человеческой природы. Ислам не относится к людям какк непогрешимым ангелам, но признает, что у них есть различные инстинктыи желания.

Мудростьислама проявляется в установлении им правил, которые препятствуютвозникновению у верующих стремления идти на поводу у своей похоти,особенно в тот момент, когда совершается акт поклонения и необходимособый духовный подъем. На основании этого – дабы не дать воли мужскиминстинктам –провозглашать азан и возглавлять людей в молитве предписанотолько мужчинам, а женские ряды во время молитвы должны находитьсяпозади мужских.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самыелучшие для женщин ряды во время молитвы – последние, а самые худшие –первые; а для мужчин лучшие ряды во время молитвы – первые, а худшие -последние».

Правила, касающиеся руководства молитвами, основаны на достоверныххадисах, а также на единодушном мнении исламских ученых, т.е. нарелигиозных учениях, а не на социальных обычаях, как принятоутверждать.

Различныерелигиозные школы согласны с тем, что женщине не разрешено возглавлятьмужчин во время обязательной молитвы. Однако некоторые правоведы делаютисключение из этого общего правила для тех женщин, которые знают Кораннастолько хорошо, что могут проводить намаз для членов своей семьи, втом числе и мужчин, но если только это не приводит к искушению.

Однаконет ни одного знатока мусульманского права, который согласился бы стем, что женщины могут возглавлять пятничную молитву или произноситьпроповедь, хотя в религиозных текстах, касающихся правил молитвы, нигдепрямо не сказано, что женщине запрещено возглавлять молитву или читатьпятничную проповедь. Существует один-единственный хадис, не считающийсядостоверным, переданный Ибн Маджой со слов Джабира Ибн Абдуллы игласящий: «Женщина не может возглавлять мужчин во время молитвыточно так же, как бедуин не может возглавлять верующих из числамухаджиров, или испорченный человек – праведных мусульман». Однаковедущие специалисты по хадисом утверждают, что этот хадис очень слабый,и поэтому его нельзя считать доказательством в рассматриваемом вопросе.Более того, существует другой хадис, противоречащий приведенному. Онпередан Имамом Ахмадом, Абу Даудом и другими со слов Умм Вараки,которая рассказывала, что Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) назначил ее муэдзином и велел ей возглавлять во времямолитвы членов ее семьи, среди которых были как мужчины, так и женщины.

Хотя ученые также считаютцепочку передачи этого хадиса слабой, но здесь речь идет об особомслучае, когда женщина, хорошо знающая Коран, возглавляла во времямолитвы членов своей семьи, среди которых обычно не возникает дурныхпобуждений.

Вместе стем, по мнению Ад-Даркатани, Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) поручил Умм Вараке возглавлять во время обязательныхмолитв только женщин из ее семьи. Касаясь этого свидетельстваАд-Даркатани, известный ученый Ибн Кудама написал в своей книге«Аль-Мугни» следующее: «Утверждению Ад-Даркатани следует верить, дажеесли об этом прямо не сказано в обсуждаемом хадисе. Это можно логическивывести из хадиса, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) велел Умм Вараке возглавлять обязательные молитвы женщиниз ее семьи, поскольку (согласно хадису) он (да благословит его Аллах иприветствует) назначил ее муэдзином (азан звучит только тогда, когдапризывают на обязательную молитву). Кроме того, среди ученых нетразногласий в том, что женщины не могут возглавлять мужчин во времяобязательной молитвы».

ИбнКудама также утверждает: «Но даже если Умм Вараке и было веленовозглавлять во время обязательных молитв как мужчин, так и женщин из еесемьи, то это могло относиться лишь лично к ней, ибо Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) не назначал муэдзином ни однудругую женщину».

ИбнКудама доказывает свое мнение так: поскольку женщинам не разрешенопровозглашать азан на молитву, в которой будут участвовать мужчины, имтакже не разрешено возглавлять их в молитве.

Однакоя не согласен с Ибн Кудамой в том, что разрешение возглавлять во времяобязательных молитв членов своей семьи, данное Умм Вараке,ограничивалось только ею. Я полагаю, что любая женщина, которая хорошознает Коран (как знала его Умм Варака), может быть имамом в намазах длячленов своей семьи, в том числе и мужчин, как в обязательных, так и вдополнительных. В особенности это касается таравих (специальные намазы,совершаемые лишь в месяц Рамадан).

Ученыеханбалитского мазхаба также утверждают, что женщина может возглавлятьмужчин во время молитв таравих. Аз-Заркаши сказал по поводу этогоследующее: «согласно Имаму Ахмаду и большинству его последователей,женщине разрешено возглавлять мужчин во время молитвы таравих».

Однако следует помнить, что подобное разрешение распространяется толькона тех, кто хорошо знает Коран, и это касается только руководствамолитвой родственников и домочадцев. Более того, некоторые ученыесчитают, что разрешение ограничивается только пожилыми женщинами.

Крометого, автор книги «Аль-инсаф» утверждает, что «если женщина возглавляетмолитву мужчин – членов ее семьи, то она должна стоять позади них набезопасном расстоянии (чтобы не пробудить половых инстинктов)».

Последнее указание дано как исключение из общего правила, котороегласит, что имам в молитве должен стоять впереди людей, которых онвозглавляет, но в этом случае [женщине] необходимо [стать сзади], дабыизбежать возбуждения [мужских инстинктов].

Чтокасается права женщины возглавлять общую молитву, в которой участвуюттолько женщины, то о допустимости этого есть целый ряд хадисов.Например, Абдур-Разик, Ад-Даракутни и Аль-Байхаки передают, что Айшавозглавляла женщин во время обязательной молитвы и при этом стояласреди них.

Кроме того,Ибн Аби Шайба и Аль-Хаким передают, что Айша обычно оглашала азан иикаму, а затем возглавляла молитву женщин, стоя в одном ряду с ними.

Кроме того, Аш-Шафи’и, Ибн Аби Шайба и Абдур-Разик передают хадис,гласящий, что Умм Салама обычно была имамом для женщин во времямолитвы, стоя с ними в одном ряду. Кроме того, Аль-Хафиз рассказывает вкниге «Ад-дирайа»: «Мухаммад ибн Аль-Хусейн передал со слов ИбрагимаАн-Накхаи, что Айша обычно возглавляла молитву женщин в месяц Рамадан,стоя с ними в одном ряду».

А вот что сказал Ибн Аббас: «Женщина может возглавлять других женщин в молитве, если будет стоять между ними».

В книге «Аль-мугни» сказано следующее: «В вопросе о том, желательно лиженщине возглавлять намаз других женщин, мнения расходятся. Некоторыеученые считают это желательным, ссылаясь на Айшу, Умм Саламу, Ата,Ас-Саури, Аль-Ауза’и, Аш-Шафи’и, Ишака и Абу Саура. По имеющимсясведениям, Ахмад ибн Ханбал (да смилостивится над ним Аллах) утверждал,что это является поощряемым. Тем не менее, другие ученые считают этонежелательным, но если такая молитва все-таки была совершена, онапринимается Аллахом. Что касается Аш-Ша’би, Ан-Нак’и и Катады, то онидопускают руководство женщиной дополнительных, но не обязательныхмолитв». Здесь важно отметить, что изначальное заключение, касающаясяактов поклонения, является таковым, что в них следует избегать всеготого, что не предписано ясными текстами Шариата, дабы люди неизобретали в религии того, что не постановлено Аллахом. Следовательно,люди не должны ни придумывать новых актов поклонения, ни изменять их,ни добавлять в них что-то по собственной прихоти либо считая подобноежелательным. Деяния тех, кто вносит какие-либо нововведения в религиюили добавляет к ней то, чего в ней нет, будут отвергнуты. Именно обэтом предупреждает нас Всевышний Аллах, говоря о неверующих в Коране: «Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?» (Коран, 42: 21).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также предупреждал нас об этом в следующем хадисе: «Тот, кто добавит в религию то, чего в ней не было, увидит, как его новшество окажется отвергнутым»(аль-Бухари и Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)также сказал: «Остерегайтесь нововведений, ведь каждое нововведение –это своенравие» (Ахмад в книге «Муснад» отнес этот хадис кдостоверным). Все исламские ученые полагают, что акты поклонения Аллахунеобходимо совершать именно так, как это было предписано. Другиерелигии были искажены и их акты поклонения и ритуалы изменены тогда,когда люди ввели в них новшества, а религиозные деятели не смогли этомупротивостоять.

Однако втом, что касается повседневных дел, новшества разрешены, ибо исламскоеправило таково, что нужно избегать нового касательно религии истремиться к новому в мирских делах. Именно этого правилапридерживались мусульмане в период своего расцвета. Но когда условияжизни ухудшились, они изменили линию поведения и стали придумыватьвсяческие нововведения в религии, позабыв о прогрессе в земной жизни. Взаключение хотелось бы спросить: чем была вызвана необходимостьсоздавать весь этот шум? Неужели женщинам не хватает лишь руководствамужчинами в пятничной молитве? Неужели именно этого не хваталомусульманкам во все времена?

Заметим,что и в других религиях есть много такого, что разрешено делать толькомужчинам, однако женщины – представительницы этих религий – невозражают против этого. Почему же наши женщины должны это делать ивыдвигать завышенные требования, тем самым вызывая раскол в рядахсвоего общества именно в то время, когда оно сталкивается с бедствиями,трудностями, заговорами с целью его полного уничтожения, а потомунуждается в единстве?

Ямолю Аллаха дать нашим сыновьям, дочерям, братьям и сестрам во всеммире здравомыслие и праведность в делах. Я также прошу Его даровать намвозможность познать правильный путь и следовать ему, а также видетьошибки и избегать их. Аминь. «Господи Наш! Не уклоняй нашисердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь, и дай нам от Тебямилость: ведь Ты, поистине, - Податель!» (Коран, 3:8).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика