Вся хвала Аллаху.
Сообщество в котором члены семьи или племени собираются вместеявляется разрешенным, и в этом много блага, если они не совершаютзапрещенного в Исламе.
Аллах приказал нам сотрудничать в праведности и благочестии:«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайтедруг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров внаказании» (5:2)
Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) восхвалил Ашари,племя из Йемена, которые собирались вместе когда у них было мало еды икаждый приносил то, что было у него и они делились друг с другом.
Передано, что Абу Муса сказал: Пророк (Да благославит его Аллах иприветствует) сказал: «Когда у Ашари заканчивалась еда во время военныхдействий или у них заканчивались запасы в Медине, они собирали вместевсе что у них было на одну скатерть, затем делили это в равных частяхотмеряя миской. Они от меня, и я от них» (Бухари 2384, Муслим 2500) Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на достоинства Ашари идостоинства самопожертвования и помощи друг другу, и на достоинствособирания еды вместе во время путешествия, и на достоинство собиранияеды не во время путешествия, и на последующее деление»
Шарх Муслим 16:62
Фонды сообщества которые организовываются племенами и семьями, вкоторые собираются деньги с членов семьи, и затем тратятся всоответствии с оговоренными условиями, является предписанным в исламе,и это похоже на действие Ашари, но эти приготовления происходят до тогокак произошла беда, поэтому они могут собираться для решения проблемы иуменьшить вред пострадавшего.
Те кто участвуют в этом, должны иметь намерение сотрудничать, ане получить выгоду или прибыль. Шейха Ибн Усеймина спросил о подобнойсхеме и он ответил:
«И изучал подобные схему и не нашел причин по которым их нельзясоздавать, если только намерением участников является сотрудничество, ане получение компенсации или прибыли из фонда, потому что если этоосновано на сотрудничестве то это разновидность ихсана, а если наоснове получения комепнсации то это подобно азартным играм.» МаджмуФатава ибн Усеймин
Среди запрещенных вещей в которые могут быть втянуты участникисообщества это джахилийское чувство племенной привязанности к языку илиродству, и также может быть харам в самих собраниях, например курениесигарет, прослушивание музыки и т.д. или они могут помочь кому либо всовершении греха, на том основании, что он их родственник. Также деньгикоторые собраны не должны быть инвестированы в банки или запретныепроекты. Что касается поддержки того кто совершил грех или того ктонуждается, или того кто пострадал в результате несчастного случая, ипомощи в выплате дийа, или помощи в женитьбе и других благих деяний,это то что заслуживает похвалы и одобрения.
Во вторых:
Относительно приготовления еды для похорон, это предписано длясоседей и родственников умершего человека, потому что произошло то, чтоотвлечет их от приготовления еды для себя.
Передано, что Абдуллах ибн Джафар сказал: «Когда дошли вести осмерти Джафара, Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует)сказал: «Приготовьте еду для семьи Джафара, к ним явилось то что будетзанимать их» Передано Абу Дауд 3132, Тирмизи 998, Ибн Маджа 1610.Оценен шейхом Албани в Сахих Абу Дауд.
Мубаракфури сказал: «Это значит что к ним пришло горе которое будетудерживать от приготовления пищи для себя, потому что они слишкомрасстроены чтобы думать о еде. АтТиби сказал: «Это указывает на то, чтомустахаб для родственников и соседей готовить еду для семьи умершего»»Ибн Араби сказал в аль Аарида: «Этот хадис указывает на необходимостьсотрудничества во времена нужды»
Тухфат аль Ахвази
Запрещено семье умершего готовить еду для тех кто пришел выразитьсоболезнования, потмоу что Джарир ибн Абдуллах альБажали сказал: «Мырасценивали собирания с семьей покойного и приготовление еды дляпохорон как причитания над покойным» Ахмад (6866). Оценен как сахихшейхом Албанив Ахкам аль Джанаиз.
Но если имеется потребность в этом, например когда некоторые людиприбыли из далека, то нет ничего неправильного в приготовлении для нихеды, если это делается из необходимости, и нет излишества в этом иготовится только для путешественников, а не для каждого кто пришел напохороны, как делают некоторые.
Ибн Гудама сказал в аль Мугни (3:496):
«Относительно приготовления семьей покойного еды для пришедших, тоэто макрух, потому что это прибавляет им трудностей и подобно действиямлюдей в джахилии.
Но если в этом имеется необходимость, то разрешено. Некоторыелюди могут прибыть на похороны из далеких городов, и они остаются сними, в этом случае нет другого выхода, кроме как проявитьгостеприимство.
Шейх Ибн Бааз сказал: «Семья умершего не должна готовить еду длялюдей, но если они готовят еду для себя, или для гостей которыеостаются с ними, в этом нет ничего неправильного.» Маджму Фатава ибнБааз 13:392
В третьих:
Вы сказали, что закят выплачивается с собранных денег. Но это незакят. Шейха Мухаммада ибн Усеймина спросили о подобной схеме и онответил: «Нет закята через эти фонды, потому что они не принадлежатопределенному человеку, поэтому нет закята в том что не имеетопределенного хозяина.»
Маджму Фатава ибн Усеймин 18:184
Люди обладающие знанием и праведностью должны участвовать вподобных сообществах, чтобы могли наставлять участников ипредостерегать их от попадания в грех помогая в праведности иблагочестии.
Аллаху известно лучше