Временный брак (завадж-уль-мут’а)

Во имя Аллаха, хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха!

Временный брак (завадж-уль-мут’а) – это брак, заключаемый обеимисторонами для физического ублажения в течении определенного промежуткавремени. Подобный брак имел место до Ислама в эпоху Джахилийи. Исламзапретил его поэтапным методом, который эта религия, как правило,всегда применяла, когда отрывала человека от привычных для него вещей,например, при запрете опьяняющих напитков.

Ислампервоначально разрешил временный брак в узких рамках, равносильныхстепени крайней необходимости, - во время длительных военных походов,когда мужчины не могли выносить разлуку с женами. В таких крайнихобстоятельствах Ислам разрешил временный брак. После этого Пророк (мирему и благословение) вынес относительно него окончательное решение оего запрете при любых условиях.

Ибн Аббаспродолжал разрешать временные браки при крайних обстоятельствах. Нокогда он увидел, что люди на практике злоупотребляют его фатвой, онсогласился с остальными сподвижниками в том, что временный бракзапрещен при любых обстоятельствах. То есть временный брак запрещенпостоянно.

Эту фатву издал Юсуф Аль-Карадави.Далее следует текст его фатвы: «Брак, согласно Исламу, - это прочныйдоговор, который обе стороны основывают на намерении постоянногосовместного проживания для достижения упомянутых в Коранепсихологических целей – душевного спокойствия, любви, милосердия, атакже – его родово-цивилизационную цель - воспроизведение и сохранениечеловеческого рода: «Аллах создал вам жен из вас самих, и дал вам от ваших жен детей, внуков» (Коран, 16:72).

Что касается временного брака – связи мужчины и женщины, которую онизаключают на определенное время за оговоренную плату, то в нем невыражаются вышеуказанные нами значения. Пророк (мир ему иблагословение) разрешил его во время поездок и военных походов до того,как окончательно сложится исламское законодательство. После чего онзапретил его в окончательной форме.

Причинапервоначальной дозволенности этого брак заключалась в том, что арабынаходились на том этапе, который мы можем назвать переходным периодомот Язычества (Джахилийя) к Исламу. В эпоху Язычества внебрачные половыеотношения (зина) были легкодоступны и имели широкое распространение. Свозникновением Ислама, когда им приходилось путешествовать и совершатьвоенные походы, разлука с женами была для них тягостной, тяжелой.

Срединих были как глубоко верующие, так и те, кто не утвердился в своейвере. Последние были на грани того, чтобы совершить распутство. Чтокасается глубоко верующих мусульман, то они были готовы кастрироватьсебя. Как говорит об этом Ибн Масуд: «Мы совершали военные походывместе с Посланником Аллаха, когда с нами не было наших жен. Мы спросилего: «Можем ли мы кастрировать себя?». Он запретил нам это, но разрешилнам заключить брак с женщиной за плату на определенный срок».

Таким образом, дозволенность временного брака являлaсь облегчением какдля не утвердившихся, так и для глубоко верующих мусульман, шагом напути установления полноценной брачной жизни, в которой реализуются всецели супружества: целомудренность, стабильность, воспроизводство,любовь, милосердие и расширение родственного круга путем брака.

Также как Коран применил поэтапный метод в запрещении опьяняющих напиткови ростовщичества, господствующие в эпоху Джахилийи, так и Пророк (мирему и благословение) следовал поэтапному методу в запрете внебрачныхполовых отношений. В крайних обстоятельствах он разрешaл временныебраки, на в конце концов он запретил этот вид брака, как передает обэтом Али и группа сподвижников. Так, в хадисе, который приводит Муслимот Сибрат Аль-Джиханий, говорится, что «он был в военном походе вместе с пророком (мир ему и благословение) при завоевании Мекки и пророк разрешил им временные браки». Далее он говорит, что «Пророк не покинул Мекку, как уже запретил временный брак». В другой версии хадиса: «И Аллах запретил временный брак до Судного дня».

Но является ли этот запрет равносильным абсолютному запрету брака сматерьми, дочками? Или он равносилен запрету употреблять в пищумертвечину, кровь и свинину и снимается при крайних обстоятельствах иперед опасностью совершения распутства?

Большинствосподвижников считает, что после того как шариат окончательно сложился,этот запрет абсолютен и не имеет исключений. Ибн Аббас разошелся с нимиво мнении, считая, что временный брак дозволяется при крайнихобстоятельствах. Когда Ибн Аббаса спросили о временном браке, онразрешил его при крайних обстоятельствах и малого числа женщин. Нокогда Ибн Аббасу стало ясно, что люди применяют его фатву свободно и неограничиваются рамками крайней необходимости, он отказался от своегомнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика