Обстоятельства,обязывающие к совершению полного омовения:

1. Семяизвержение.Доказательством этого являются слова Пророка, да благословит его Аллахи привет­ствует: "Вода (гусль) вследствие воды (выделения се­мени)".

2. Половое сношение. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если он расположилсямежду ее че­тырьмя конечностями, затем приложил уси­лия (пытаясьсо­вер­шить совокупление), то совершение полного омовения ста­но­витсядля него обязательным" (текст хадиса согласован). В версии, приведеннойМус­лимом, добавлено "даже если не прои­зошло семяизвер­жения".

3. Принятие Ислама неверующим или веро­отступником (муртадд). Согласнонаиболее достовер­ному мнению, принятие религии обязывает к соверше­ниюполного ритуального омове­ния принявшим ее вне зависимости от того,произошло ли с ним до его вхож­дения в Ислам что-либо, делающеенеобходимым со­вершение гусля (семяизвержение, менструальноекро­вотечение и т.д.) или нет. Данного мнения придержива­лись ИмамыМалик и Ахмад, приводя в качестве до­вода хадис Самамы Ибн Асаль (№99), с достовернос­тью основы которого согласились оба имама, и хадисКъайса Ибн Асима[1], обоим из которых при принятии ими Ислама Пророк,да благословит его Аллах и при­ветствует, повелел совершить полноеомовение. Как известно, повеление Пророка, да благословит его Аллах ипри­ветствует, является обязательным к выполнению, если отсутству­ютдругие доказательства, опровергающие обязатель­ность данногопове­ления. Некоторые ученые, считаю­щие необя­зательным соверше­ниеполного омовения в случае принятия Ислама, основывают свою точкузре­ния на том, что в день взятия мусульманами Мекки Ислам приняламасса людей, и если бы всем им было повелено совершить гусль, то этообяза­тельно нашло бы отра­жение в многочисленных сообщениях по этомуповоду, которые были бы переданы многими путями от многих сподвижников.Однако это не является твер­дым доказа­тельством, так как кописываемому вре­мени люди уже были хорошо знакомы с законоположе­ниемо совершении полного омовения в случае приня­тия Ислама, следовательно,необхо­димости в напоми­нании об этом каждому из них не было. ПриказПроро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, отданный одному изчленов его уммы, (хадис Самамы, № 99), распрост­раняется на всю умму(общину последователей). Из сказанного необходимо извлекать его общийсмысл, а не ограничиваться лишь узким пониманием фразы и связыванием еелишь с конкретным случаем.

4. Прекращение менструаций или послеро­довых кровоте­чений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "…когда они (то есть менстру­альные дни) проходят, совершай гусль".

5. Смерть.Тело умершего мусульманина обя­зательно должно быть обмыто, так какПророк, да бла­гословит его Аллах и привет­ствует, сказал женщинам,обмывавшим его умершую дочь: "…Об­мойте ее трижды или пятикратно"(текст хадиса согласован).

Ряд ученых считает такжеобязательным совер­шение пол­ного омовения каждую пятницу передвы­полнением пятничного намаза. В качестве доказатель­ства они приводятслова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Пятничный гусль обязателен для каж­дого половозрелого'' (текст хадиса согласо­ван), а так­же его слова "…Когда наступает пятница, совершай­те гусль". Однакоправильным, а Аллаху ведомо луч­ше, яв­ляется мнение, к которомусклоняется большин­ство ученых, и среди них четыре Имама, чтосоверше­ние полного омовения в пятницу до пятничного намаза являетсяжелательным (муста­хабб), а не обязатель­ным. Доводов, отклоняющихобязатель­ность пятнич­ного гусля, много. Среди них:

а) Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и при­ветствует, – переданное в хадисе от Самуры, да будет доволен им Аллах: "Если человек совершит в пятницу малое омовение, то это – благо, если же совершит боль­шое омовение, то оно предпочтительнее". Тоесть со­вершивший вуду' (малое омо­вение), тем самым уже последовалСунне, и прекрасно действие, совершенное согласно Сунне. Но тому, откого исходит запах пота или другой неприятный запах, доставляющийнеудо­воль­ствие молящимся и ангелам, следует совершать гусль. Данноемнение подтверждает хадас от Айши, да будет доволен ею Аллах, котораярассказывала: "Иногда люди приходили на пят­ничную молитву из своихдомов, а иногда из окрестностей. Они приходили в шер­стяных плащах('аба), выпачканные пылью, и от них исходил неприятный запах. АПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:"О, если бы вы очищались к этому вашему дню".

б) Хадис марфу’переданный Абу Хурейрой, где приводятся следующие слова Пророка, доблагословит его Аллах и привет­ствует: "Тот, кто совершит малоеомовение должным обра­зом, а затем придет на пятничную мо­литву,послушает и при­слу­шается, тому будет про­щено" (хадис привел Муслим).Этот хадис указывает на то, что совершения малого омовения доста­точно.

в) Хадис Ибн Аббаса, где сообщается, что, ког­да его спро­силио том, обязателен ли пятничный гусль, он ответил: "Нет, однакосовершение гусля – чище".

Джунуб – человек, находящийся всостоянии аль-джанаба[2]. В буквальном переводе слово "джанаба"означает отдален­ность. Подобное название этого состояния может бытьсвязано с тем, что находящийся в нем человек (джунуб) принужденотдаляться от некоторых видов поклонения и мест их совер­шения. Так­жесуществует точка зрения, объясняющая подобное название сего состояниятем, что сперма человека, всту­пающего в него, покидает места своегопребывания, отдаляясь от них. Аллах Всевышний сказал: "…и ненаходящимися в аль-джанаба – кроме как будучи про­ходящими путь, покане омоетесь" (4:43).

Человеку, вступившему в большой хадас,при­чиной кото­рого является состояние аль-джанаба либо менструация,запре­щено пребывание в мечети. Одна­ко это дозволено человеку,который, находясь в состо­янии аль-джанаба, совершит малое омовение,ибо так поступили молодые люди из числа сподвиж­ников Про­рока, даблагословит его Аллах и приветствует. Находящимся в состоянииаль-джанаба и женщинам во время месяч­ных разрешено входить в мечетьили проходить через нее в случае, если возникла необходимостьчто-нибудь взять из нее или оставить. Это подтверждается рядом хадисов,которые будут приведены позднее, если на то будет воля Аллаха.

Мудрый смысл предписания о полном омовении, совершаемом для освобождения от состояния

аль-джанаба

Всевышний Аллах сказал: "И когда вы в состо­янии аль-джанаба, очищайтесь". Пророк же, да благосло­вит его Аллах и приветствует, сказал: "Это чище и прият­нее для вас".

Очищениеводой восстанавливает силы, утра­ченные орга­низмом в результатесемяизвержения. По­теря телесных сил при­водит к усталости и леня,очи­щение же водой (гусль) возвращает телу свежесть и бодрость.

Кзаконоположениям, связанным с человеком, находящимся в состоянииаль-джанаба и в большом хадасе вообще, отно­сится запрет на чтениеСвященно­го Корана. Таково правильное мнение. Оно основывается насловах Пророка, да благословит его Аллах и привет­ствует: "Таковое длятех, кто не находится в состоя­нии аль-джанаба" , произнесенных импосле прочтения отрывка из Корана, и хадисе от Али, да будет доволен имАллах, который сказал: "Пророк, да благословит его Аллах ипривет­ствует, читал нам Коран, когда он не был в состо­янииаль-джанаба". Шейх Такъию-д-Дин сказал: '"Уче­ные-имамы едино­душны(иджма') в том, что чтение Корана человеком, находя­щимся в состоянииаль-джа­наба, недопустимо…". Однако по поводу данного еди­нодушия естьнекоторые возражения. Так, Аль-Бухари приводит сообщение о том, что ИбнАббас не видел ничего плохого в чтении Корана человеком в состоя­нииаль-джанаба. Аль-Албани в "Ирва'у-ль-Галиль" (1/ 244) пишет: "Чтокасается сообщения от Ибн Аббаса, то Аль-Мунзир привел с непрерывнымиснадом вер­сию этого сообщения, где говорится о том, что Ибн Аббасчитал на ночь нечто из Корана, находясь в со­стоянии аль-джанаба".

------------------------------- -------------------------------------------------

[1] Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в "Ирва'у-ль-Галиль"(1/164). Он пишет: «В хадисе Аль-Къайса приводятся его слова: «Я пришелк Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, желая принятьИслам, и он повелел мне совершить полное омовение водой и лотосом».Иснад дан­ного хадиса достоверен, о чем я уже говорил в «Сахихе АбуДауда» (№ 381)».

[2] Алъ-Джанаба – состояние, в которомнаходится человек после выде­ле­ния спермы или же совокупления и вкотором продолжает пребывать до тех пор, пока не совершит полноеомовение.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар
"ДОСТИЖЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика