О том, что нарушает малое омовение
Название этой главы по-арабски – "Науакъид-ль-Вуду’".
Слово "Науакъид" – форма множественного числа слова "накъид". "Накъид" в переводе с арабского – обстоятельство, делающее что-либо недействительным, испорченным. Таким образом, "науакъид-ль-вуду’" – это обстоятельства, нарушающие малое омовение, делающие его испорченным.
Есть две группы обстоятельств, которые нарушают малое омовение.
Первая группа– те, в отношении которых единодушны все мусульманские ученые. Поповоду этой группы существуют бесспорные доводы из Книги Аллаха и СунныЕго Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Вторая группа –те, в отношении которых мнения ученых расходятся. Эти обстоятельстваотносят к нарушающим малое омовение на основании толкований иавторитетных заключений (иджтихад) ученых, да смилуется над ними Аллах.При наличии же разногласий в том или ином вопросе всегда должнообращаться за ответом к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, даблагословит его Аллах и приветствует.
Обстоятельства, нарушающие малое омовение
I. Выход любых выделений из двух путей (переднего и заднего)[1]. Эти выделения включают в себя как обычные, так и необычные, как скверные, так и чистые их виды.
К обычным выделениям относятся моча, кал, кишечные газы и т.д. На нарушение ими малого омовения указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Но из-за удовлетворения большой или малой нужды и из-за сна" (хороший хадис, приведенный в "Ирва'у-ль-Галиль", 1/144), а также его слова: "Пусть не выходит (из намаза) до тех пор, пока не услышит звук или не почувствует запах"(Эти слова Пророка, переданные Аль-Бухари и Муслимом от Абдуллы ИбнЗейда, были произнесены по поводу человека, который пожаловался на то,что ему представляется во время намаза, будто он испытывает какие-тосомнительные ощущения).
Необычным выделением является газ,выходящий спереди (из мочеполовых органов); по мнению одних ученыхвыход газа спереди нарушает омовение, по мнению других – нет.
Чистым выделением считается сперма (выделениеспермы относится к обстоятельствам, нарушающим вуду', на томосновании, что все, что делает необходимым совершение полногоомовения, приводит также к нарушению малого омовения), а к сквернымвыделениям относятся все остальные:
моча,
мази (на то, что мази нарушает омовение, указывают слова Пророка "Пусть моет свой половой член и совершает малое омовение", приведенные в хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом от Али Ибн Абу Талиба, который сказал: "Ябыл человеком с частым выделением мази и стеснялся спросить об этомПророка, да благословит его Аллах и приветствует, из-за (того, что былженат на) его дочери, и повелел Микъдаду Ибн Аль-Асуаду, чтобы онспросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк ответил... (далее в хадисе упоминаются вышеприведенные слова Пророка)"),
вади (выделение вади нарушает вуду' потому, что вади является по сути мочой),
кровь(как, например, кровь при истихаде – хронических женскихкровотечениях); на то, что выделение крови при истихаде нарушает вуду', указывают слова Пророка "совершай малое омовение и молись",приведенные в достоверном хадисе, переданном Айшой("Ирва'у-ль-Галиль", 1/146), и адресованные женщине, страдавшейистихадой). Выход выделений из двух путей относится к первой группеобстоятельств, нарушающих малое омовение, то есть утверждение онарушении им омовения подтверждается Кораном и Сунной, а такженаличием среди знатоков Ислама единодушия по этому вопросу (иджма').Исклюючение составляют только необычные выделения, так как по поводуних среди ученых есть расхождения во мнениях.
II. Выход выделений из других участков тела.
Еслиэто моча или кал, то при их выделении выше желудка их надо восприниматькак рвоту, которая не нарушает малое омовение, а если ниже желудка, токак нечистые испражнения, нарушающие омовение (исключение составляютлишь случаи так называемого непрерывного хадаса, когда выход выделенийпроисходит постоянно). Таково наиболее достоверное мнение.
Согласнонаиболее достоверному мнению, все выделения, выходящие не из двухпутей, за исключением мочи и кала, вне зависимости от их количества,омовения не нарушают. Это мнение доказывается следующим:
1.Как правило, обстоятельства, с которыми сталкиваются люди, омовение ненарушают (за исключением тех немногих, на которые указали Аллах и ЕгоПророк), а то, что установлено согласно доводу из Шариата (в данномслучае – действительность омовения, совершенного по правилам Шариата)не может быть аннулированным (считаться нарушенным) без приведениядовода из Шариата.
2. Те, кто считает, что выделения не издвух путей нарушают омовения, основываются на хадисе, в которомсообщается, что, когда Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, вырвало, он прекратил пост и совершил малое омовение.Им можно возразить тем, что:
Во-первых: Многие ученые оценивают этот хадис как слабый (да'иф),
Во-вторых:хадис просто описывает действие Пророка и не обязывает к совершениюподобного, потому что не содержит приказа Пророка,
В-третьих:в противовес этому хадису существует другой слабый хадис, в которомсообщается, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, былосделано кровопускание и затем он совершил намаз, не взяв перед нимомовение заново.
III. Нарушение сознания. Оно бывает двух видов:
1. Постоянное нарушение сознания. Им является потеря рассудка при сумасшествии.
2. Временное нарушение сознания. Оно наблюдается при сне, обмороке, опьянении и т.д.
Ввопросе о сне мнения ученых, да смилуется над ними Аллах, расходятся.Является ли сон фактором, нарушающим омовение сам по себе, или онявляется состоянием, предполагающим нарушение омовения из-за выхода втечение него кишечных газов?
Среди точек зрения ученых на этот счет можно назвать следующие:
1.Абсолютно любой сон нарушает омовение, вне зависимости от того, был онлегким или глубоким, коротким или продолжительным. Этот вывод сделан наосновании общего смысла хадиса от Сафуана Ибн 'Ассаля (№ 56).Сторонники этого мнения определяют состояние после сна как хадас. Анаступление хадаса не зависит от размера явления, вызвавшего его. Ивыделение большого, и выделение малого количества мочи в равной степениприводят к состоянию хадаса; точно так же обстоит дело и со сном.
2.Абсолютно никакой сон не нарушает омовения. Сторонники этого мненияосновываются на хадисе от Анаса (№ 62), в котором сообщается, чтосподвижники во времена Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, находясь в ожидании вечернего ('иша) намаза, дремали, апотом совершали намаз, не совершая перед ним омовение заново. В версиихадиса, переданной Аль-Баззаром, сообщается, что сподвижники, дремля вожидании намаза, ''опускались на свои бока" (то есть лежали).
3.Сон сам по себе не нарушает малое омовение, а является состоянием,предполагающим его нарушение из-за возможного во время него выходакишечных газов. Однако все равно требует того, чего требует хадас, тоесть совершения омовения заново.
4. Сон рассматривается не какобстоятельство, нарушающее малое омовение само по себе, а каксостояние, предполагающее его нарушение вследствие других причин (выходкишечных газов). Когда сон неглубокий и человек в состояниипочувствовать нарушение омовения, если таковое произойдет, то такойсон не нарушает омовения и оно после него все еще действительно. Этомнение подтверждается хадисом (хоть и есть в его иснаде недостаток), вкотором приводятся слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует. "Глаза – вика' для горлышка бурдюка, а во время сна вика'развязываются". "Вика’" – это веревочка, которой перевязываетсягорлышко бурдюка, кошеля или мешка, а под горлышком бурдюка в этомхадисе подразумевается отверстие заднего прохода, над которым во времяглубокого сна человек теряет контроль.
Последнее изприведенных четырех мнений является наиболее достоверным и позволяетсовместить в нем два на первый взгляд противоречащих друг другу хадиса:хадис от Сафуана Ибн 'Ассаля (№ 56) и хадис от Анаса (№ 62), а Аллахусие ведомо лучше.
------------------------------------------------ --------------------------------
[1] То есть из мочеполовых органов и заднего прохода.