Менструация

136. Передают, что ‘Аиша, да будет доволенею всевышний Аллах, рассказывала, что у Фатимы бинт Абу Хубейш былихронические кровотечения, и Посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, сказал ей: «Менструальная кровь – темная, и ее можноопределить без труда. Когда будет выделяться такая кровь, товоздерживайся от намаза. А когда будет выделяться другая (т.е. алая)кровь, то совершай омовение и молись». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Тем не менее Абу Хатим назвал хадис неприемлемым. [130]

137.Передают, что Асма бинт ‘Умейс, [131] да будет доволен ею всевышнийАллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, сказал: «Сядь над тазом, и если увидишь на поверхности водыжелтизну, то искупайся один раз для полуденного и послеполуденногонамазов, один раз – для закатного и вечернего намазов, а также один раз– для рассветного намаза. А между ними ты можешь совершать омовение». Этот хадис передал Абу Давуд. [132]

138.Передают, что Хамна бинт Джахш, [133] да будет доволен ею всевышнийАллах, рассказывала, что у нее было очень сильное хроническоекровотечение, и она обратилась за советом к Пророку, да благословит егоАллах и ниспошлет ему мир. Он сказал: «Это – удар дьявола.Придерживайся правил, касающихся менструации, в течение шести-семидней, а затем искупайся. После того как ты очистишься, совершай намаз исоблюдай пост в течение двадцати трех или двадцати четырех дней, иэтого для тебя вполне достаточно. Поступай таким образом каждый месяц,подобно остальным женщинам. Если у тебя хватит сил, то откладывайполуденный намаз и переноси вперед послеполуденный намаз, после чегокупайся и объединяй эти намазы. Затем откладывай закатный намаз ипереноси вперед вечерний намаз, после чего купайся и также объединяйэти два намаза. Затем еще раз купайся и совершай рассветный намаз». Он добавил: «Из двух способов этот мне нравится больше».Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, а аль-Бухари – хорошим. [134]

139.Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала,что Умм Хабиба бинт Джахш [135] пожаловалась Посланнику Аллаха, мир емуи благословение Аллаха, на кровотечение, и он сказал: «Пережди, пока не закончится менструация, а затем искупайся». После этого Умм Хабиба купалась перед каждым намазом. Этот хадис передал Муслим. В версии аль-Бухари говорится: «…и совершай омовение перед каждым намазом». Абу Давуд и другие богословы также передали хадисы с похожим содержанием. [136]

140. Передают, что Умм ‘Атиййа, [137] да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «После очищения от менструаций мы не придавали значения ни мути, ни желтизне». Этот хадис передали аль-Бухари и Абу Давуд, и текст хадиса принадлежит последнему.

141.Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах,рассказывал, что иудеи не садились есть вместе с женщиной, у которойбыла менструация, и тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха,сказал: «Делайте все, что угодно, но не вступайте с ними в половую связь». Этот хадис передал Муслим.

142. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Когдау меня была менструация, Посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, просил меня надеть изар, а затем начинал ласкать меня». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

143.Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и егоотцом, сказал о мужчине, который вступил в половую связь с женой вовремя менструации: «Пусть раздаст динар или полдинара в качестве милостыни».Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.Аль-Хаким и Ибн Каттан назвали его достоверным, но многие богословысчитали, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будетвсевышний Аллах доволен им и его отцом. [138]

144. Передают,что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах,рассказывал, что то ли в праздник жертвоприношения, то ли в праздникразговения Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел издома и направился к месту молитвы. По пути ему встретилась группаженщин, и он сказал им: «О женщины, раздавайте милостыню, потому что мне было дано увидеть, что вы составляете большинство адских мучеников!» Ониспросили: «Почему же, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что вычасто проклинаете других людей и проявляете неблагодарность поотношению к близким, и я не видел никого из тех, кому недостает ума исовершенства в делах религии, кто более вас был бы способен лишитьблагоразумного мужчину его разума!» Женщины спросили его: «А в чем жезаключается наше несовершенство в делах религии и недостаток нашегоума, о Посланник Аллаха?» В ответ он сказал: «Разве свидетельствоженщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Ониответили: «Да». Он сказал: «Это из-за того, что у нее не достает ума. Аразве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нееначинается менструация?» Они ответили: «Да». Он сказал: «А этосвидетельствует о ее несовершенстве в делах религии». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

145. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала:«Мы отправились в путь вместе с Посланником Аллаха и не говорили ни очем, кроме паломничества. Когда мы достигли местечка Сариф, у меняначалась менструация и я заплакала. Посланник Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, зашел ко мне и спросил: "Отчего ты плачешь?” Яответила: "Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году”. Онсказал: "Наверное, у тебя началось кровотечение”. Я сказала: "Да”.Тогда он сказал: "Воистину, Аллах предписал это всем дочерям Адама,посему делай все, что совершают паломники, но не совершай обхода вокругКаабы до тех пор, пока не очистишься”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

146.Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им всевышний Аллах,рассказывал, что он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отом, что разрешается мужчине, когда у его жены начинается менструация.Он ответил: «Все, что выше изара». Этот хадис передал Абу Давуд, и он же назвал его слабым. [139]

147. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Во времена Пророка женщины с послеродовым кровотечением воздерживались от намаза в течение сорока дней».Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и текстхадиса принадлежит Абу Давуду. Ему же принадлежит и другая версияхадиса, в которой говорится: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал нам восполнять намазы, пропущенные по причине послеродового кровотечения». Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным. [140]

Сноски

[130] Знатоки хадисов назвали этотхадис неприемлемым, потому что ‘Ади ибн Сабит рассказывал его со словсвоего отца от имени своего деда. Однако дед ‘Ади ибн Сабита былнеизвестен авторитетным знатокам хадисов. Абу Давуд назвал этот хадисслабым.

[131] Она была женой Джа‘фара ибн Абу Талиба, вместе сним переселилась в Эфиопию, где родила нескольких детей, одним изкоторых был ‘Абдуллах. После гибели Джа‘фара в сражении при Му‘те наней женился Абу Бакр ас-Сыддик, а после его кончины на ней женился ‘Алиибн Абу Талиб, от которого у нее родился сын Йахйа. ‘Умар ибналь-Хаттаб спрашивал ее о толковании снов. Скончалась после трагическойгибели ‘Али ибн Абу Талиба.

[132] Появление желтизнысвидетельствует об окончании менструации, и на основании этого критерияженщины, страдающие хроническими кровотечениями, могут определять срококончания менструации. Что же касается порядка совершения намазов прихроническом кровотечении, то полуденный намаз следует совершатьнезадолго до истечения времени этого намаза после предварительногокупания. Как только зайдет время послеполуденного намаза, следуетсовершить омовение и послеполуденный намаз. Следующий за этим закатныйнамаз следует совершить после предварительного купания незадолго доистечения времени этого намаза. А как только зайдет время вечернегонамаза, следует совершить омовение и вечерний намаз. Перед совершениемрассветного намаза также следует искупаться. Из всего сказанногоследует, что женщина, страдающая хроническим кровотечением, послекаждого омовения имеет право совершить всего один обязательный намаз.

[133]Она была сестрой матери правоверных Зейнаб бинт Джахш и женой Мус‘абаибн ‘Умейра. После его гибели в сражении при Ухуде на ней женилсяТальха ибн ‘Убейдуллах.

[134] Из этого хадиса следует, чтоменструальные кровотечения продолжаются либо шесть, либо семь дней,причем их продолжительность зависит от возраста и телосложения женщины.В течение этого срока женщина не имеет права совершать намаз исоблюдать пост, а по окончании менструации она обязана возместитьпропущенные дни поста и не должна возмещать пропущенные намазы. Еслиона страдает хроническими кровотечениями, то после прекращенияменструации она может очищаться одним из двух способов. При первомспособе она должна купаться три раза в день и объединять полуденныйнамаз с послеполуденным, а закатный намаз – с вечерним. А при второмспособе она должна совершать омовение перед каждым намазом. Изобсуждаемого нами хадиса следует, что Посланник Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, считал первый способ более предпочтительным.

[135]Существует мнение, что это была Хамна бинт Джахш, о которой мыупомянули ранее. Однако достоверно известно, что это была ее сестра,которая была супругой ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа. Муслим передал хадис,в котором сообщается, что хронические кровотечение продолжались у неена протяжении семи лет. Скончалась в 44 г.х.

[136] Прихронических кровотечениях определить срок окончания менструации можнопо трем признакам. Во-первых, по характеру крови, потому чтоменструальная кровь является темной, густой и имеет неприятный запах,тогда как кровь, выделяющаяся при хроническом кровотечении, являетсяжелтоватой и жидкой. Во-вторых, по продолжительности менструаций, еслиони имели место до начала хронического кровотечения. В-третьих, посредней продолжительности менструаций у женщин такого возраста ителосложения. Если два из этих трех признаков совпадают, то определитьточный срок окончания менструации становится еще легче. Если же этипризнаки расходятся, то срок окончания менструации по характеру крови,потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдалпредпочтение этому признаку и разъяснил, что менструальная кровь темнаяи густая. Здравый смысл также призывает нас отдавать предпочтениеименно этому признаку. Затем следует руководствоватьсяпродолжительностью менструаций у самой женщины, и только затем можноравняться на остальных женщин. Руководствуясь этими правилами, любаяблагоразумная женщина может без особого труда выявлять разницу междуменструальным и хроническим кровотечением. Что же касается некоторыхусложненных методов, руководствоваться которыми призывают некоторыебогословы, и особенно представители ханафитской школы, то они невоспринимаются здравым смыслом и противоречат легким, ясным и доступнымпредписаниям мусульманского шариата.

[137] Ее звали Нусейбабинт Ка‘б или бинт аль-Харис аль-Ансарийа. Она была одной из самыхславных сподвижниц. Она принимала участие в военных походах вместе сПосланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помогала раненым иприсматривала за больными, героически сражалась во время сражения приУхуде. Она принимала участие при мытье тела усопшей дочери ПосланникаАллаха, мир ему и благословение Аллаха, доподлинно рассказывала об этомсобытии. На ее рассказы опирались многие сподвижники, их последователии богословы Басры. Ее хадисы считаются основными преданиями о мытьепокойников. Мусульманские богословы относят ее к числу сподвижников,которые поселились в Басре.

[138] Мусульманские богословывысказывали различные мнения по поводу предписания раздавать один илипол-динара в качестве милостыни после половой близости с женой во времяменструального кровотечения. Многие богословы отвергали этопредписание, потому что этот хадис является запутанным. Что же касаетсябогословов, которые признавали это предписание действительным, тонекоторые из них считали, что слова ”динар или полдинара” былирезультатом сомнения одного из рассказчиков. Другие считали, что еслиполовая близость имела место в начале менструации, то следует раздать вкачестве милостыни динар, если же она имела место в середине или вконце менструации, то следует раздать полдинара. Некоторые богословысчитали, что мусульманин имеет право выбрать между динаром илиполовиной динара. Согласно наиболее достоверному мнению, предписаниераздавать милостыню является желательным, но не обязательным.

[139]Существует мнение, что этот хадис разрешает супругам любые любовныеигры, кроме полового акта. Согласно другому мнению, мужчине разрешаетсяласкать женщину, избегая участков тела, расположенных между пупком иколенями. Это мнение противоречит хадису Анаса ибн Малика, которыйявляется более сильным и достоверным сообщением на эту тему. Из этогоследует, что первое толкование является более правильным.

[140]Обычно послеродовые кровотечения продолжаются сорок дней. В хадисе,переданном Ибн Маджой со слов Анаса ибн Малика, говорится, чтоПосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предписал женщинамвыжидать сорок дней после рождения ребенка, если только они не увидят,что очистились раньше этого срока.

(Из книги "Достижение цели.." Перевод Э. Кулиева)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика