Что такое сутра? Вопросы и ответы в отношении сутры

Что такое сутра? Вопросы и ответы в отношении сутры

Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин
Вопрос 1: Что такое сутра?
Ответ:Нечто, используемое человеком, совершающим салят (в виде барьера,преграды) между собой и кем-либо, могущим пройти перед ним.
Вопрос 2: Каковы правила в отношении сутры?
Ответ:Она - обязательна, и кто бы не игнорировал ее - совершает грех. Этоопирается на высказывание Посланника Мухаммада (да благословит егоАллах и приветствует): «Если кто-либо из вас желает совершить салят, то он должен совершить её к сутре (то есть сутра перед ним) и приблизиться к ней». (Абу Дауд и Ибн Маджа среди многих других)
И его высказывание: «Не совершайте салят, чтобы перед вами не было сутры». (Муслим)
И его высказывание: «Есликто-либо из вас желает совершить салят, то пусть он установит передсобой сутру и приблизится к ней, ибо, поистине, наущатель (шайтан)проходит перед ним». (Ибн Хузайма)
И его высказывание: «Пусть каждый из вас разместит нечто подобное (по высоте) верблюжьему седлу (перед собой), а затем совершает салят». (Ибн Джаруд)
Вопрос 3: Допустимо стоять вдали от неё (сутры)?
Ответ:Нет! И тот, кто встал дальше, чем на три локтя от неё - согрешил ипоставил свой салят в положение, когда его может испортить шайтан. Этоочевидно из хадиса посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует): «И пусть он приблизится к ней и не позволит шайтану нарушить его молитву». (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Аль-Хаким и другие)
И хадис: «И пусть он приблизится к ней, ибо, поистине, шайтан проходит между ним и этим (сутра)». (Ибн Хиббан)
И хадис: «...и приблизится к ней, ибо, поистине, наущатель проходит перед ним».
И хадис: «Междуместом, на котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)совершал салят, и стеной было расстояние пути одной овцы». (Аль-Бухари и Муслим)

И в другом хадисе упомянуто: «КогдаПророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в Каабу, он оставилпромежуток в три локтя между собой и стеной, затем совершил салят». Аль-Бухари

Вопрос 4: Каков минимальный размер сутры?

Ответ:Это - высота одного локтя[1] выше плоскости молитвы, которая равна повысоте задней спинке седла верблюда. Что касается ширины, то какого-тоустановленного размера - нет. Поэтому можно использовать нечто дажестоль же тонкое как стрела или копье. Однако, непозволительно братьсутру высотою меньше, чем высота тыльной стороны седла. С другойстороны, если невозможно найти нечто в качестве сутры, то можноиспользовать то, что доступно, невзирая на размер. Это проистекает изслов Корана в суре «Взаимное обманывание» аят 16:

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей…»
И из хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если я приказывал вам сделать нечто, то делайте из этого настолько, насколько вы можете». (Муслим)
Пророк Мухаммад также сказал: «Есликто-либо из вас поместит перед собой нечто подобное (по высоте) спинкеседла верблюда, затем совершит салят, то не беспокойтесь, что кто-либопройдет перед этим (то есть перед сутрой)». (Муслим)
Пророка Мухаммада также спросили, во время похода Табук, относительно сутры человека, совершающего салят. Он сказал: «Подобно спинке седла верблюда». (Муслим)
Он также сказал: «Еслиперед вами есть нечто подобное спинке седла верблюда, то, кто бы нипроходит перед вами - не повредит вам (то есть - не нарушит вашсалят)». (Ибн Абу Шайба, Абду-ар-Раззак и другие)
…И другие хадисы, некоторые из которых будут упомянуты ниже.
Крометого, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда совершалсалят с копьем, или, в других случаях, перед ним была стрела. (Какпередано Муслимом). Поэтому ширина сутры - не устанавливается, как мыупоминали выше.

Вопрос 5: Освобождается ли кто-либо от размещения сутры перед собой при совершении молитвы?

Ответ:Да, только тот, кто совершает салят позади имама. Мы устанавливаем этоиз того факта, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах иприветствует), когда он возглавлял молитву, размещал перед собой сутруи никто из молившихся позади него не делал этого. (Как упомянуто вомножестве хадисов у Аль-Бухари и Муслима)
Вопрос 6: Каковы различные типы сутры?
Ответ:Все, что достигает в высоте локтя (Локоть-примерно 40 см.). Как этоследует из высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах иприветствует): «...подобно (по высоте) спинке седла...».
Такжебыло достоверно передано в отношении Пророка (мир ему и благословениеАллаха), что он совершал молитву, имея перед собой стену, копье,стрелу, верблюда, дерево, постель с женой, спящей на ней, и стенукомнаты.
Однако, недопустимо совершать салят, имея перед собоймогилу. Как это следует из хадиса, в котором пророк Мухаммад (даблагословит его Аллах и приветствует) предостерег от подобных действий.Он сказал: «Не совершайте салят перед могилами и не сидите на них». (Муслим)
Крометого, нежелательно совершать молитву перед тем, что отвлекает. Потомучто Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Айше: «Убери свою занавеску! Ибо, поистине, ее изображения стоят передо мною во время молитвы».
Вопрос 7: Является ли сутра предписанной в Мекке или нет?
Ответ:Сутра - предписана (ваджиб) в Мекке, также как и в другом месте. Нетникакого доказательства, указывающего на какое-либо различие междуМеккой и другими местами (в этом вопросе). Кроме того, Пророк (мир емуи благословение Аллаха) разместил копье перед собой в долине Мекки изатем совершил полуденную и послеполуденные молитвы, когда же онвступил в Каабу, то также использовал её стену, как сутру. Когда онсовершал обход (таваф) вокруг Каабы, он встал позади Макам Ибрахим(место стояния Ибрахима), затем совершил молитву. Также этогопридерживались сподвижники после него.
Вопрос 8: Каково решение в отношении того, кто проходит перед человеком, совершающим молитву?
Ответ:Прохождение перед человеком, совершающим молитву - из великих грехов,которые влекут за собой наказание Ада. Это суждение применяется, есличеловек проходит между сутрой и молящимся, или ближе, чем три локтя ктому, кто не имеет сутры перед собой. Поскольку три локтя - наибольшеерасстояние, на которое можно отдаляться от сутры. Доказательство,поддерживающее это - хадис посланника Аллаха (мир ему и благословениеАллаха): «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал степеньгреха, который он совершил, то он предпочел бы ждать сорок (дней,месяцев или лет), чем пройти перед ним». (Аль-Бухари)

Вопрос 9: Имеются ли исключения из этого суждения?
Ответ:Да, освобождается человек, проходящий сквозь ряды во время коллективноймолитвы. Поскольку было передано, что Ибн 'Аббас сказал: «Фадль и яехали на ослице, в то время как посланник Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует) был в 'Арафа. Мы прошли перед некоторыми изрядов, затем мы спешились и оставили ослицу пастись. Затем мы вступили(в молитву) с посланником Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует), и посланник Аллаха не сказал нам ничего (в отношенииэтого)». (Аль-Бухари, Муслим, Аль-Хумайди)
И в другой версиисообщается, ослица прошла перед частью первого ряда. Абдулла ибн 'Амрсказал: «Мы отдыхали с посланником Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) на склоне горы. Подошло время молитвы. Он совершил молитву,стоя перед стеной в направлении Киблы, и мы были позади него. Затемпришло животное и попыталось пройти перед ним. Он удерживал его, покаон не прижался животом к стене, и животное прошло позади него». (Ахмад,Абу Дауд)

Вопрос 10: Что должен делать человек, совершающий молитву, если кто-то попытается пройти перед ним?
Ответ:Если кто-либо попытается пройти перед молящимся, то последний долженудержать первого от этого. Если он будет настойчив, то оттолкните его,а если он будет упорствовать, то бейтесь с ним, не используя оружия.Если, в результате столкновения с ним для удержания его от прохождения,он умрет, то нет греха на том, кто причинил ему смерть, и ни наказания,ни платы за крови, ни искупления не требуется от него. Вне зависимостиот того, молился человек с сутрой, или без. Если они препираются друг сдругом, вопрос принимается судом. Потому что человек (преднамеренно)проходящий перед молящимся - одержим злом. Доказательством в поддержкуэтого, является хадис посланника Аллаха (мир ему и благословениеАллаха): «Если кто-либо из вас совершает молитву, то пусть непозволяет никому проходить перед собой. А если кто-то настаивает (чтобыпройти), тогда сражайтесь с ним, ибо, поистине, он одержимый(шайтаном)». (Муслим)
Абу Салих сказал: «Я видел Абу СаидаАль-Худри, в день джум'а, совершающим молитву, позади чего-то, что ониспользовал как сутру. Юноша из племени бани Абу Му'айт хотел пройтиперед ним, и Абу Саид толкнул его в грудь. Юноша посмотрел вокруг и неувидел другого места, чтобы пройти, кроме как перед Абу Саидом. Поэтомуон снова попытался пройти. Абу Саид, на сей раз, толкнул его сильнее.Юноша обругал Абу Саида и пошёл к Марвану, чтобы подать жалобу на АбуСаида. Тогда Абу Саид пошел за ним. Когда он вошел, Марван спросил его:«Что ты имеешь с сыном твоего брата, о, Абу Саид?» Абу Саид сказал: «Яслышал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Если кто-либо из вас совершает молитву, с сутрой, преграждающей вас отлюдей, и кто-то попытается пройти перед вами, то сражайтесь с ним, ибо,поистине, он — зло (шайтана)». (Аль-Бухари)
В другой версии сказано: «…оттолкните его в шею».
И в другом повествовании сказано: «…попытайтесь остановить его дважды и, если он отказывается, тогда сражайтесь с ним».И в другой версии, добавляется: «…поистине, вы бьете шайтана». (Ибн Хузайма)
И передается много других повествований, в которых действие этого правила не обуславливается наличием сутры.
И в другой версии сказано: «…поистине, с ним — шайтан».

Пророк(мир ему и благословение Аллаха) также оттолкнул шайтана, когда тотхотел пройти перед ним в молитве. Посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) также отталкивал животное, когда-то собиралосьпройти перед ним, как мы упоминали выше. Поэтому человек, совершающиймолитву, не должен позволять кому-либо пройти перед ним, будь этобольшое или малое, человек или иное. Даже если, это означает, что ондолжен сдвинуться с места, пока его живот не прижмется к сутре, как этодостоверно передано о Пророке (да благословит его Аллах иприветствует), как уже упоминалось.
Нет никакой разницы между Меккойи любым иным местом, когда приходится удерживать кого-то от прохожденияперед собой. Ибн 'Умар совершал молитву в Каабе и никогда не позволялникому проходить перед ним. Что касается того, кто проходит междурядами во время коллективной молитвы, то он - освобожден от того, чтомы ранее упоминали (то есть, проход человека перед рядами во времяколлективной молитвы не является незаконным).

Вопрос 11: Почему того, кто пытается пройти перед молящимся надо отталкивать и сражаться с ним?
Ответ:Тот, кто пытается пройти - должен быть остановлен и с ним надосражаться, потому что он уменьшает благословение молитвы. Иногда, ондаже уничтожает его полностью. Ибн Мас'уд сказал: «Тот из вас, ктоможет совершить молитву без того, чтобы кто-либо прошел перед ним,пусть делает так. Ибо, поистине, человек, проходящий перед молящимся,получает меньше благословения, чем тот, перед кем он прошел». (Абду-ар-Раззак, Ибн Абу Шайба)
Это также выделяется в хадисе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он сказал: «Еслиперед вами есть нечто подобное спинке седла верблюда, то, кто бы нипроходит перед вами - не повредит вам (то есть - не нарушит вашумолитву)».

Кроме того, отталкивание человека, пытающегосяпройти — есть действие по предписыванию благого и удержанию от зла.Потому что, если бы он прошел, то впал бы в тяжкий грех. Поэтомунеобходимо удержать его от этого.
Вопрос 12: Вы сказали, что прохождение перед молящимся, иногда нарушает молитву. Что именно нарушает молитву?
Ответ: Среди вещей, которые нарушают молитву своим прохождением:
1. шайтан
2. черная собака
3. осел
4. половозрелая женщина
Это устанавливается в хадисе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о сутре, в котором он сказал: «И пусть он приблизится к ней и не позволит шайтану нарушить его молитву».
И другой хадис, в котором он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, злонамеренный джинн набросился на меня вчера вечером, пытаясь нарушить мою молитву». (Муслим)
В другой версии сказано: «Поистине, шайтан хотел пройти передо мной, поэтому я душил его, пока не почувствовал прохладу его языка на своей руке». (Ахмад)
Поэтомуудерживание шайтана от нарушения молитвы совершается посредствомприближения к сутре, как упоминалось в предыдущих хадисах.
Удерживаниеиного, помимо шайтана, достигается отталкиванием или установлениемперед собой сутры, тех типов, которые упомянуты выше. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина, осел исобака, нарушают молитву (если проходят перед молящимся) и этопредотвращается (размещением) чего-то подобного спинке верблюжьегоседла (перед собой)». (Муслим)
Он также сказал: «Молитва нарушается (прохождением) черной собаки или женщиной с месячными (то есть достигшей половой зрелости)». (Ахмад и Абу Дауд)
Было передано Абдуллой ибн Самит, что Абу Зарр сообщил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есликто-либо из вас желает совершить молитву, он поистине огражден, когдаимеет перед собой нечто размера спинки верблюжьего седла, тогда(прохождение) осла, женщины или черной собаки не может нарушить егомолитву».
Я сказал: «О, Абу Зарр! Что с черной собакой, впротивоположность красной или желтой собаке?» Он сказал: «О, сын моегобрата! Я спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) то же самое, что ты спрашиваешь у меня, и он сказал:«Черная собака – шайтан». (Муслим)
И в другой версии сказано: «Молитва должна быть повторена из-за прохождения осла, женщины или черной собаки». (Ибн Хузайма)
Однакоэто правило не применяется, если то, о чем упомянуто выше, находитсяперед молящимся, но не проходит перед ним. Посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) совершал молитву, а перед нимбыла постель и Айша находилась на ней. Кроме того, Маймуна, женаПророка (мир ему и благословение Аллаха) сказала: «Пророк молился, в товремя как я спала около него во время моих периодов (месячных) и впоклоне, его одеяние касалось меня». Аль-Бухари
Вопрос 13: Допустимо прикоснуться или отодвинуть жену во время поклона, чтобы совершить его должным образом?
Ответ: Да. Это следует из хадиса, переданного Айшей: «Нехорошо,что люди сделали нас (женщин) подобными собакам и ослам. Воистину, явидела Посланника Аллаха молящимся, в то время как я лежала между ним иКиблой, и когда он хотел пасть ниц, он толкнул мои ноги, и я подобралаих». (Аль-Бухари) См. также хадис из вопроса 12.

Вопрос 14: Есть ли какая-либо разница между мужчиной и женщиной (относительно того, что упоминалось здесь)?
Ответ:Нет никакого различия между мужчиной и женщиной, относительно всеготого, что мы упоминали здесь. (Таким образом, предыдущие правилаотносятся ко всем). Мы получаем это положение из-за отсутствиядоказательства противоположного. (Ибн Хузайма) (Аль-Бухари)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика