Постановление относительно двух совместных молитв в одной мечети.

Постановление относительно двух совместных молитв в одной мечети.

Вопрос
В мечети возник конфликт между братьями. Проблема всовершении второй совместной молитвы после первой в которой естьпостоянный имам. Некоторые братья возражают против этого ипрепятствовали этому. Я надеюсь что вы сможете дать совет.
Ответ
Вся хвала Аллаху.

Существует случаи в которых разрешено проводить вторую совместную молитву и случаи когда ее нельзя проводить.
К запрещенным относится случай, когда люди заранее договариваютсяпридти в мечеть, после того как имам совершит первую совместнуюмолитву. Также запрещено, когда вторая молитва в мечети превращается внечто постоянное, систематическое, как например когда устанавливается,что первая совместная молитва будет в определенное время, а вторая вдругое время.
Это однозначно запрещено, потому что это приводит к разобщению среди мусульман и люди перестают стремиться к первой молитве.

Но если вторая совместная молитва совершается в мечети непреднамеренно, без какой либо договоренности, как например, когдагруппа людей заходит в мечеть после того как имам закончил молится иони молятся совместно, то относительно этого имеются различные мнения.Правильным является мнение, что это разрешено и мустахаб, потому чтоприносит награду за совместную молитву.

Шейх ибн Усеймин (рахимахуллАх) сказал, описывая случай второймолитвы в мечети: Что касается первого сценария, когда в мечетипостоянно совершается две совместные молиты, то это несомненно макрух,если не харам, потому что это бида (нововведение) и не было известно отПророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников.
Другим примером является al-Masjid al-Haraam, до тех пор покаСаудовское правительство не изменило ее, в ней было четыре джамаата укаждой из которых был имам: Ханбалитский имам руководил молитвой дляХанбалитов, Шафитский имам руководил Шафиитами, Маликитский имамруководил Маликитами и Ханафитский имам руководил Ханафитами. Онговорили: Это место Шафи, это место Малики, это место Ханафи и этоместо Ханбали.
Но король Абдуль Азиз вошел в Мекку и сказал: «Это разделяет умму,т.е. мусульманская умма разделяется в одной мечети, и это не дозволено.Поэтому он объединил всех за одним имамом. И это было одним из егоблагих и достойных дел (да проявит Аллах над ним милость)
Разделение уммы запрещено.
Более того, это ведет к лени, потому что люди могут сказать: Еслиесть вторая совместная молитва, то мы подождем, когда придет втораягруппа и люди перестанут стремиться к участию в первой совместноймолитве за имамом.»

Затем он упомянул о втором случае и сказал:
«Что касается второго случая, когда это происходит безпредварительного сговора, т.е. в мечети есть постоянный имам, но иногдадвое или трое людей опаздывают по уважительной причине, то в этомвопросе ученые разделились.
Некоторые ученые сказали, что совместная молитва не должна повторяться, т.е. следует делать каждому по отдельности.
Во первых: хадис Убай ибн Кааба, согласно которому Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человеку молится сдругим лучше, чем молиться одному, и молится с двумя людьми лучше чеммолится с одним человеком. Чем больше людей, тем милее это Аллаху»Передан Абу Даудом (554) и ан Насаи (843). Здесь ясно указывается нато, что лучше молится с другим человеком, чем одному. Если мы скажем,что не должно быть второй совместной молитвы, то это значит, что мыпредпочли менее предпочтительный выбор, а это противоречит тексту.
Во вторых: Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) сидел вместе с сподвижниками, и пришел один мужчина послетого, как они завершили совместную молитву. Он (Пророк (да благословитего Аллах и приветствует) ) спросил: «Кто даст милостыню этому человекуи помолится с ним?» Один из людей встал и помолился с человеком»Тирмизи (220). Это ясно показывает на то, что совместная молитва можетбыть совершена после постоянной совместной молитвы, потому что Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) потворствовал тому, чтокто-нибудь совершил молитву с этим мужчиной. Если кто-нибудь скажет,что это милостыня, а когда двое мужчин опаздывают и совершают вторуюсовместную молитву в мечети, то они совершают то, что они обязанысделать, то на это можно ответить, что Пророк (да благословит его Аллахи приветствует) приказал совершить этот акт благодеяния и помолиться стем мужчиной, тому кто уже совершил молитву, то разве не являетсяпредписанным человеку, который еще не совершил молитву, молится с этиммужчиной?
Третий сценарий, когда мечеть находится на рынке или на дороге ит.п. Если это мечеть на рынке, где люди приходят и уходят, и двое илитрое или десять мужчин собираются, молятся, а затем уходят, какпроисходит в мечетях на рынках, то повторить совместную молитву неявляется макрухом. Один из ученых сказал: По этому поводу имеетсяконсенсус и нет различий во мнениях, потому что это мечеть, кудаприходят и уходят разные группы, и нет постоянного имама за которымлюди могли бы объедениться. al-Sharh al-Mumti’ (4/227-231).
Мы можем посоветовать нашим братьям примириться и старатьсяобъединиться и покончить с разногласиями и разобщенностью и эгоизмом.Следует стараться придерживаться единства и гармонии; разве это можетбыть причиной для разделения и ссор?
У нас есть пример Абдуллах ибн Мусуда (радиа ллаху анху) которыйкритиковал Османа (радиа ллаху анху) за то, что тот совершил полнуюмолитву в Мине, но несмотря на это, он также совершил полную молитву.Когда его спросили обо этом, то он сказал: «Разделение - зло» Абу Дауд(1960).
Среди указаний на важность единства, то что большое количествоученых сказали, что дозволено имаму упускать некоторые виды сунны, длятого чтобы объединить людей, как Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал:

«Если имам думает, что какое либо действие является мустахабом, нолюди молящиеся за ним не считают это мустахабом, и он пропускает эторади единства и гармонии, то это лучше. Примером этого является намазвитр, в отношении которого имеется три мнения:
1. Витр может совершаться только в три раката, подобно Магрибу, и это мнение людей из Ирака
2. Витр может совершаться только в один отдельный ракат, это мнение многих людей из Хиджаза
3. Оба мнения приемлемы, это мнение Шафи, Ахмада и других и этоправильное мнение, не смотря на то, что они предпочитали один отдельныйракат.
Если имам считает, что его следует выполнять отдельно, а люди заним считают, что витр следует совершать как Магриб, и он соглашается сними для того чтобы объеденить, то это лучше, потому что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал Аише: «Если бы твои людине избавились от джахилии так недавно, я бы разрушил Каабу и построилбы ее на уровне с землей и с двумя дверьми, одна для входа другая длявыхода». Но от отказался от того, что было по его мнению лучшим, длятого чтобы не отчуждать людей. Если человек считает, что чтение басмалыв слух правильно, но за ним стоят люди которые так не считают, илинаоборот, то если он согласится с ними, то это лучше»
al-Fataawa al-Kubra (2/118).

Мы просим Аллаха наставить нас на правильный путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика