Рембрандт Харменс ван Рейн — лучшие картины

Лучшими полотнами Рембрандта Харменса ван Рейна по праву считаются те, при взгляде на которые зритель не только видит, но и ощущает динамическое напряжение, пронизывающее картину — что-то уже случилось, вот что происходит сейчас. А что будет потом? Изображенные мастером люди не кажутся нарисованными, запечатленными — они живут, жили до того, как на них посмотрели, и, кажется, стоит отвернуться — и они поменяют и позы, и выражения лиц…

Врачи и мушкетеры: заказчики в недоумении

«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) и «Ночной дозор» (1642) разделяет десятилетие, но в этих картинах есть нечто общее. Обе они — заказные групповые портреты, первая — амстердамской гильдии хирургов, вторая — мушкетеров стрелковой роты.

И обе вызвали неоднозначную реакцию современников тем, что выбивались из канона группового портрета.

Врачи на «Уроке анатомии» не стоят чинным рядом, а окружили стол с расчленяемым трупом, да и смотрят не на зрителя, а кто куда: кто с жадным интересом разглядывает анатомируемую руку, кто почтительно внимает лектору, а кто и вовсе возвел глаза к небесам: ох уж эта жизнь человеческая, тлен и прах! А сидящий на первом плане доктор как-то странно косится в сторону, будто бы вид трупа вызывает у него брезгливость, с которой он не может справиться… Любопытно, не возмутилась ли потом модель тем, что ее изобразили, можно сказать, профнепригодной? Что за хирург, у которого вид человеческой «изнанки» вызывает тошноту?

Стрелковая рота тоже изображена нестандартно: в момент отдачи ее капитаном приказа о выступлении. Заказчики остались в недоумении: откуда на картине лишние шестнадцать человек, которые порой заслоняют собой тех, кто платил художнику за работу, и что делает среди них девчушка в золотистом платье, с пистолетом, курицей и рогом для вина. «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (это настоящее название произведения) и поныне — картина-загадка. А в 1947 г. выяснилось, что «Ночной дозор» на самом деле — дневной, просто в зале Стрелкового общества на него осело слишком много копоти…

«Даная»: скорбь и утешение

Известнейшая картина «Даная» (1636/1643) - https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-712876013, тоже долгое время хранила свои тайны: почему вместо золотого дождя на ней золотистый свет? Отчего у амурчика над ложем страдальческое лицо? И отчего Даная не очень-то похожа на постоянную модель и музу художника — его любимую жену Саскию? Ответ дали современные методы исследования: после смерти Саскии Рембрандт переписал кое-какие детали картины. В оригинале был и заданный мифом золотой дождик-Зевс, и купидон смеялся… А на Саскию модель не слишком похожа потому, что любвеобильный живописец искал утешения в объятиях новой страсти — Гертье Диркс, и в лице Данаи совместил черты обеих возлюбленных.

«Возвращение блудного сына»: итоги жизни

Знаменитое полотно «Возвращение блудного сына» (1666/1669) — не первое у Рембрандта, где звучит этот библейский мотив. Первое — раннее, написанное в 1635. Оно называется «Блудный сын в таверне». На картине развеселый малый со шпагой, воздетым в руке полупустым бокалом и миловидной девицей на коленях, лукаво косящейся на зрителя. И это — автопортрет самого Рубенса с женой Саскией.

Если учитывать этот факт, то «Возвращение блудного сына», написанное спустя более 30 лет, приобретает еще один — кроме библейского — смысл: художник размышляет о финале собственного пути. И как отличается смеющийся хмельной малый с ранней картины от коленопреклоненного человека непонятного возраста, в лохмотьях и спадающих башмаках, с обритой, как у каторжника, головой!

Образ отца, который принимает в дом непутевого сына, с библейской точки зрения трактуется как образ Бога, дарующего прощение грешнику.

Но Рембрандт на то и Рембрандт, чтоб в эту вроде бы как иллюстрацию библейской притчи вложить и свой личный, глубоко человеческий смысл. На протяжении всего его творчества прослеживается, а в этой картине звучит с особенной силой приверженность художника простым семейным ценностям. Недаром он охотно изображал на полотнах жену, подруг, любимого сына.

Что бы с тобой ни случилось, познал ли ты великую славу или нижайшее падение — наивысшей ценностью пусть остаются те люди, которых любишь ты и которые любят тебя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика