Отношение к родителям

Отношение к родителям

Доброта и почтительность к ним

Одной из самых замечательных качествмусульманки, является доброе, любовное отношение к своим родителям,постоянное совершение благодеяния по отношению к ним. Во многих местахКниги Аллаха и сунны Его пророка Да благословит его Аллах и приветствуетпрямо и со всей убедительностью подчеркивается, что ислам настойчивопрививает именно такое отношение к своим родителям. Каждая мусульманкавнимательно изучает эти высокие нравственные нормы, основанные напредписаниях Священного Корана и сунны, и делает все от нее зависящее,чтобы выполнять предусмотренные ими установления и наставления, спешитпроявлять их в деле при любых обстоятельствах и условиях, независимо оттого, как в данный момент складываются у нее отношения со своимиродителями.

Постоянно читая вслух Книгу Аллаха,мусульманка глубоко усвоила, что Всевышний высоко поднял и подчеркнулавторитет родителей, оказал им такой почет и уважение, которые люди незнали до возникновения ислама. Можно без преувеличения сказать, чтозначение добродетельного отношения к родителям следует после значимостиверы в Аллаха и поклонения Ему.

Во многих айатах Священной Книгисоискание благорасположения, благоволения родителей по своему значениюставятся после соискания благорасположения и благоволения Аллаха. В нихподчеркивается, что ихсан (благодеяние) в отношение родителей являетсяважнейшим достоинством, добродетельным качеством после веры в Аллаха:

«Поклоняйтесь Аллаху н не придавайте Ему никого в сотоварищи, а родителям делайте добро».

(4;36)

Отсюда мы и видим, что мусульманскаядевушка, глубоко осознавшая установления своего вероучения о том, какнадо идти истинным путем - самая почитающая своих родителей посравнению с другими девушками, не исповедующими это вероучение. Такаяпочтительность нисколько не уменьшается, когда она

переходит в супружеское гнездо и начинает, растить и воспитывать детей,т.е. когда начинает новый этап своей жизни, ибо она переносится всовершенно иную обстановку - в новый для нес мир, независимый отродителей, увлекательный и заполненный новыми заботами и хлопотами.Несмотря на смену обстановки и возникшие заботы, по-прежнему проявляетпочтительность своим родителям, заботится о них, творит для них благо итак на протяжении всей своей жизни. Поступая таким образом, она следуетустановлениям Благородного Корана о том, как идти всю жизнь поправильному пути, в т.ч. и как почитать родителей, особенно, когда уних наступает старость и они начинают страдать от немощи. В это времяони особенно нуждаются в добром расположении духа, сострадательнойулыбке и добром слове:

«Господь твой повелел вампоклоняться только Ему одному, делать добро родителям, если один из нихпри тебе, или оба, достигли престарелости, не говори им «уф», не кричина них, а говори с ними почтительно. Прикрывай их крылом сердечнойласковости, говори: «Господь! Будь милостив к ним: ведь они воспитывалименя, когда я был маленьким». (17;23-24)

Благочестивая мусульманка судовольствием воспринимает эти прекрасные божественные установлениякаждый раз, как читает айаты, в которых говорится об отношении кродителям. И она проявляет еще большую почтительность, добродетельностьи услужливость к ним, всячески стремясь к тому, чтобы они были довольныею. Повторимся и скажем, несмотря на то, что у нее есть заботы ихлопоты, связанные с мужем, домом, детьми:

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему никого в сотоварищи, а родителям делайте добро».

(4;36)

«Мы заповедали человеку быть добрым к своим родителям». (29;8)

«Мы дали человеку заповедь вотношении к своим родителям. Мать, нося его в чреве терпит изнеможениеза изнеможением и отнимает его от груди после двух лет. Будь благодаренМне и своим родителям». (31; 14)

Вдумчивый читатель найдет в славныххадисах много следующих одно за другим благородных знамений, в которыхподчеркивается и подтверждается как высоко достоинство и высока заслугапочтения к родителям. В них также содержится предостережение онедопустимости непослушания, непокорности, непочтительности поотношению к ним или причинения зла при любых обстоятельствах, какиемогут быть в жизни.

Со слов Абдаллы ибн Масуда Да будет доволен им Аллах нам известно, что он спросил пророка Да благословит его Аллах и приветствует : «Какоедело Аллаху любо больше всего?» Он ответил: «Совершение молитвы впредписанное время». Абдалла опять спрашивает: «А после молитвы?» Онсказал: «Почтительное отношение к родителям». Абдалла еще спросил: «Апотом?» Он ответил: «Борьба за веру - джихад».

Посланник, поставил почтительноеотношение к родителям в один ряд с важнейшими делами мусульманина -совершение молитвы в предписанное время и борьба на пути Аллаха. Причемпоставил при перечислении между ними. Вдумайтесь в это! Молитва - одиниз столпов, основных обязательных положений веры в Аллаха. А джихад -одна из почетнейших обязанностей в исламе. Вот какое высокое, почетноеместо определил посланник почетному отношению к родителям!

Аль-Бухари и Муслим передают: «Пришел один человек и попросил у посланника Да благословит его Аллах и приветствуетразрешения участвовать в джихаде». Благородный посланник спрашивает:«Твои родители живы?» Тот отвечает: «Да». Он и говорит: «Забота о них -твое участие в джихаде».

Благородный посланник, будучи ипредводителем войска, формировал свою армию. И тем не менее он своимнежным, человеколюбивым сердцем не преминул вспомнить, что родителиэтого добровольца уже слабы здоровьем и очень нуждаются в том, чтобысын был с ними. Поэтому он отклонил его просьбу, обратил его вниманиена необходимость заботиться о своих родителях и ухаживать за ними.Конечно же, в то же самое время ему была нужна каждая активная рука,действующая саблей. Но он Да благословит его Аллах и приветствуетАллаха, исходил из важности заботы о родителях и ухода за ними, чтобы уних все было хорошо. Он руководствовался при этом взвешенной,учитывающей все аспекты, целостностной уникальной в своем родеметодологией ислама, которую предначертал Аллах для счастья человека.

Случай с Джурайджом аль-Аабид в высшейстепени поучительный и назидательный в том, что касается почитанияродителей и повиновения им. Как раз когда он совершалмолитву, к нему обратилась его мать. Он сказал: «О, Аллах! Как быть,мать обратилась, когда я молюсь!» Он выбрал, что надо продолжатьмолитву. Она опять обратилась. Джурайдж не отозвался и продолжалмолиться. Она третий раз обратилась, но он опять не отозвался. Тогдаона прокляла его, чтобы Аллах не поразил его смертью до тех пор , покане покажет ему лики распутниц. Одна распутница совершила прелюбодеяниес пастухом и забеременела от него. Когда она забеспокоилась из боязни,что все это выяснится и она будет опозорена, пастух ей сказал: «Еслитебя спросят, кто отец ребенка, то скажи, что Джурайдж аль-Аабид». Онатак и сделала. Люди возмутились и стали крушить обитель Джурайджа.Местный правитель повелел ему придти на площадь. По дороге он вспомнилпроклятие матери и улыбнулся. Когда ему было определено наказание, онпопросил отсрочку и когда время истекло, сделав два раката(коленопреклонения). Затем попросил, чтобы привели мальчика и шепотомна ушко спросил: «Кто твой отец?» Тот ответил: «Пастух такой-то». Люди

приветствовали, возглашали такую новость, прославляли Аллаха исказали: «Мы реабилитируем тебя и построим тебе обитель из серебра изолота» Он ответил: «Нет. Я хочу восстановить её».

В хадисе, который рассказал аль-Бухари, пророк Да благословит его Аллах и приветствует говорит: «Если бы Джурайдж был сведущим, то он бы знал, что его ответ матери был бы повиновением и поклонением своему Господу». На основе этого высказывания мусульманские законоведы считают, что есличеловек совершает молитву, но не каноническую, а дополнительную,добровольную, и в это время к нему обращается мать или отец, то ондолжен прервать молитву и отозваться.

Необходимость почтительного отношения кродителям глубоко запал в души мусульман и мусульманок. И они всегдапроявляли в этом усердие при жизни родителей, а после их смерти всегдапочитали память. В хадисах и других преданиях об этом говорится много.Вот один пример. Одна женщина пришла из Джухайны к пророку Да благословит его Аллах и приветствует и говорит: «Моямать дала обет совершить хадж, но так и не сделала его, умерла. Можноли мне за не совершить хадж?» Он ответил: «Да. Соверши за нее. Вотсмотри, если бы твоя мать задолжала кому-нибудь, ведь ты бы вернулаэтот долг? Так решено Аллахом. А Аллах - самый верный исполнительданного обязательства».

Почтительна к родителям, если они и не мусульмане

Великий пророк ислама своимиблагородными наставлениями поднимается до таких высот человечности, чторекомендует проявлять почтительность и добродетельность по отношению кродителям, если даже и они не исповедуют ислам. Об этом сохранилсярассказ Асмаа, дочери Абу Бакра Правдивейшего, да ниспошлет Аллах емуСвое благоволение. Она сказала: «Ко мне пришла моя мама. Она была многобожницей. Я попросила посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует высказать свое мнение и заключение. Она хочет общаться со мной. Можно ли мне это?» Он сказал: «Общайся со своей матерью».

Поистине, мусульманская женщина, следующая высоким установлениям Корана, наставлениям благородного пророка Да благословит его Аллах и приветствуетвсегда и повсюду оказывает самую большую почтительность своимродителям. Так было у сподвижников, так было и у тех, кто следовал им всовершении ихсана - благодеяния и совершенствования в искренности веры.Один человек обратился к Сайду бен аль-Мусайябу Да будет доволен им Аллах с вопросом: «Я понял, что говорится в айате о почтении к родителям, кроме сказанного Всевышним: «Говори им благородное слово». Что значит «благородное слово?» Сайд ответил: «Разговаривай с ними так, как разговаривает раб со своим господином». Сайран Да будет доволен им Аллах разговаривал со своей родительницей слабым голосом, как у больного. Так он хотел подчеркнуть свое уважение к ней.

Не допускает непочтительность и непослушание

По мере того, как мусульманка всяческистарается выказывать почтительное отношение к родителям, она всегдапроявляет осторожность: чтобы не совершить ошибку или промах, влекущиеза собой неблагодарность или непослушание. Она осознает всю тяжестьтакого преступления (иначе это не назовешь), которое считается смертнымгрехом. В достоверных хадисах всякое непослушание, всякаянепочтительность к родителям характеризуется самым мрачным образом -как обнажение жестокого, холодного сердца, забывчивой, совести,застывших чувств.

Действительно, именно такую оценку изаслуживает всякая непочтительность к родителям. Она сравнима по своейтяжести с попыткой придать Аллаху каких-либо сотоварищей. Исоответственно, почтительность к родителям соизмерима с верой в Аллаха.Еще раз подчеркнем, что непослушание родителям - отвратительноепреступление. Праведная, искренняя мусульманская женщина всей своейсущностью, свойственными ей здравым смыслом и благоразумием боитсяэтого и делает все, чтобы своим поведением, своими действиями недопустить подобного греха. Поистине, непослушание и не почитаниеродителей - смертный грех. Абу Бакр Нуфай бен аль-Харис рассказал: «Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетсказал: «А не сказать ли вам, о самых смертных грехах?». Мы спросили ион ответил: «Придание Аллаху сотоварищей и непочтение к родителям».

Почитание матери больше почитания отца

Сыновья и дочери должны одинаковопочтительно относиться к обоим из родителей, не в ущерб кому-либо изних. В то же время следует отметить, что есть и также тексты, в которыхподчеркивается, что почитание матери выше почитания отца.

Мы уже приводили пример разговора человека, который пришел дать присягу об участии в джихаде. Мы видели, как посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует спросил: «Кто-нибудь из твоих родителей жив?» Такая постановка вопроса благородным посланником

указывает на то, что к матери и к отцу надо относиться одинаково почтительно.

А в хадисе, переданном Асмаа, мывидели, что он повелел ей общаться с матерью, которая исповедоваламногобожие. Или другой пример. Пришел один человек и спросил: «О посланник Аллаха! Кто из людей

для меня лучший товарищ, лучший для общения?» Он сказал: «Твоямать?» Тот ответил: «А потом?» Он ответил: «Твоя мать!» Тот сноваспросил:«А потом?». Он ответил: «Твоя мать». Тот снова спрашивает: «Апотом?» Он говорит: «Твой отец».

Из этого хадиса видно, как благородныйпосланник подчеркивает, что почитание матери выше почитания отца.Благородные сахаба - сподвижники - подчеркивали мусульманам этот моментпосле посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует . Например, ученый-богослов и факих, признанный на уровне всей мусульманской общины Ибн Аббас Да будет доволен им Аллах считал, что почитание матери - одно из самых близких к Аллаху дел. Однажды к нему пришел человек и сказал: «Япосватался к женщине. Она мне отказала. Другой человек посватался кней, и она дала согласие. Мной охватило чувство ревности, и я ее убил.Должен ли я раскаяться в этом своем действии?» Ибн Аббас спросил: «Твоямать жива?» Он ответил: «Нет, не жива». Тогда Ибн Аббас говорит:«Обратись к Аллаху, Всемогущ Он и Всеславен, с раскаянием и приблизьсяк Нему, как и чем сможешь».

Аата бен Йасар, передавший этот хадис со ссылкой на Ибна Аббаса, сказал: «Яотправился к Ибну Аббасу и спросил его: «Почему ты спросил, жива ли егомать?» Он мне ответил: «Я не знаю другого такого дела, которое такприближает к Аллаху, Всемогущ Он и Всеведущ, как почитание матери».

Именно поэтому имам аль-Бухари в своейкниге «Аль-адаб аль-муфрад», которая начинается главой о почитанииродителей, сначала излагает почитание матери, а потом почитание отца.То есть при расположении материала изложения руководствовался подходомблагородного пророка Да благословит его Аллах и приветствует к этому вопросу.

Коран вызвал в душах сыновей чувствапочитания и признательности к родителям. В то же время он подчеркнулогромную заслугу матери, которая носит в себе, а потом кормит грудью.Показал, какие трудности и тяготы переносит она в эти два этапа жизни:

«Мы дали человеку заповедь оботношении к своим родителям: мать, нося его в чреве, терпит изнеможениеза изнеможением и отнимает его от груди после двух лет. Будь благодаренМне и своим родителям. Все придет ко Мне». (31; 14)

Вот она, высшая методика воспитания! Вот оно милосердное гуманное наставление! «Будь благодарен Мне и своим родителям». Благодарность родителям за оказанное сыну или дочери доброе дело,следует после благодарности Аллаху. Она во главе всех достоинств,хороших поступков и добрых дел, т.е. является их источником. На какоевысокое положение возвело родителей это вероучение!

Ибн Омар был свидетелем того, как один йеменец совершал обход Священного Дома (т.е. Каабы), неся на руках свою мать и говоря: «Я еесмиренный верблюд. Я носил ее больше, чем она носила меня. Как тыдумаешь, Ибн Омар, вернул ли я так должное ей?» Тот сказал: «Нет, ни наодин вздох».

Омар ибн аль-Хаттаб, даниспошлет Аллах ему Свое благоволение, спрашивал воинов йеменскогопроисхождения, прибывающих для подкрепления армии ислама, каждый раз,когда их видел, есть ли среди них Увайс ибн Амир. Однажды он нашел его:

- Ты Увайс ибн Амир? -Да.

- Из Мурада, затем Карана? -Да.

- У тебя была проказа и избавился от нее всего лишь за один дирхем.

- Да.

- У тебя мать жива?

- Да.

- Я слышал, как посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетговорил: «К вам придет Увайс ибн Амир вместе с прибывающими наподкрепление йеменцами из Мурада, затем Карана. У него была проказа, откоторого он избавился. У него есть мать, к которой он очень почтителен.Если Увайс попросит Аллаха, то Он исполнит. И если ты сможешь сделатьтак, что бы он просил Аллаха за тебя, то сделай». Омар попросил Увайса:«Помолись за меня». И тот помолился. Затем Омар спросил его: «Куда тыхочешь?» Он сказал: «В Куфу». Омар спросил: «Написать для тебяправителю Куфы?» Он сказал: «Я предпочитаю быть среди простых людей».

Вот какого высокого положения достиг почитанием своей родительницы Увайс из Карана. Даже сам посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует повелел своим сподвижникам просить его благословения.

Все это показывает, на какую высоту поднял ислам материнство, поставив его выше отцовства.

Мир улыбается девушке, она попадает вобстановку благоденствия в доме мужа. Она посвящает себя только мужудетям. Теперь она отвлечена от родителей, ее внимание к ним ослабевает,и она все меньше интересуется их делами.

Сознательная мусульманка застрахованаот подобного. Она постоянно изучает мудрые советы, содержащиеся вСвященном Коране и хадисах, о том, как вести себя по отношению кродителям. Следуя этим советам, она всегда навещает их, интересуется ихделами, и по мере возможности, оказывает им

всяческое почитание.

Мусульманка, всегда почитает своихродителей и всегда старается улучшить формы и методы проявления этогопочтительного отношения, например, во время общения с ними или во времявыполнения каких-либо дел для них. При общении с ними она вежлива,внимательна, учтива и предупредительна, оказывает им почет и уважение,заботу и внимание, готовность к уходу за ними, глубокое почтение иблагоговение,

милосердие и сострадание. Она все делает так, как повелел ВсемогущийГосподь вСвященной Книге. От нее никогда они не услышат слово,выражающее, раздражение или досаду при любых условиях, во всехобстоятельствах. Ибо она всегда руководствуется сказанным Всевышним:

«Господь твой повелел вампоклоняться только Ему одному, делать добро родителям, независимо оттого, один ли из них при тебе или оба они достигли престарелости. Неговори им «уф», не кричи на них, а говори с ними словами почтительными.Прикрывай их крылом сердечной ласковости, говори: «Господи! Будьмилостив к ним, они воспитывали меня, когда я был маленьким». (17;23-24)

Может случиться так, что оба родителя(или кто-нибудь один из них) отклонились от правильного пути. Тогдаблагонравная мусульманка должна найти подход к ним, обходиться с нимимягко, осторожно, осмотрительно, вежливо, стараясь их убедить в том,что они не правы. При этом ни в коем случае нельзя быть суровой,навязчивой, нельзя выходить из рамок обычной учтивости. Она стараетсяубедить их в своей правоте, прибегая к таким способам действий, которыене задевают их достоинство. Конечно же, здесь очень нужны приятноеслово, дружеская улыбка, убедительный довод, здравая логика, мудрая икультурная манера изложения своего мнения.

Мусульманка призвана к тому, чтобыпроявлять по отношению к своим родителям такую добродетельность всегда,даже в том случае, если они придерживаются многобожия. Для нее несекрет, что при общении с ними она должна щадить их чувства.

Да, она прекрасно знает, что многобожие- один из самых больших грехов. Но это не мешает ей почитать своихродителей. Ведь это предписано уникальным, великодушным,законоустановлением ислама:

«Мы дали человеку заповедь вотношении к своим родителям. Мать, нося его в чреве, терпит изнеможениеза изнеможением и отнимает его от груди после двух лет. Будь благодаренМне и своим родителям. А если они будут настаивать, чтобы ты придавалМне такое, о чем у тебя нет знания, то не повинуйся им. Но соучаствуйим в продолжении здешней жизни в добром. Иди по пути тех, которыеискренне благоговейны ко Мне. Некогда вы возвратитесь ко Мне, и Я яснопокажу вам дела, какие сделаете». (31; 14 - 15)

Поистине, почитание родителей - этовеликое наставление, более того - повеление ислама. Оно проистекает изтех самых тесных уз, которые должны быть между людьми. Это узы,связывающие детей с матерью и отцом. Но по своей значимости,величавости оно следует за узами, связывающими человека с вероучением,со следованием всем основным установкам ислама. Если, например,родители - многобожники и повелевают сыну или дочери исповедовать тожемногобожие, то в этом случае сын или дочь не должны выполнять такоеповеление, ибо это приводит к ослушанию по отношению к Творцу, т.е.влечет за собой грех. Таким образом, если нет уз выше тех уз, которыесвязывают человека с его вероучением - исламом, то это в полной мереотносится и к родственным связям. Вместе с тем это не исключает, апредписывает почитание родителей, проявление заботы о них и совершениедобрых дел по отношению к ним.

Вот почему мусульманская женщинавсегда, при всех обстоятельствах почитает своих родителей. Она, нежалея сил, делает все, что в ее возможностях, чтобы порадовать ихсердца, сделать их счастливыми, заслуживая тем самымблагорасположенность Аллаха. Она регулярно интересуется, как идут уродителей дела, как они себя чувствуют, помогая им, и тем самым вселяяв их души радость. Старается почаще навещать их и общаться с ними срадостной улыбкой на устах, с открытой любящей душой, с приятнымиласковыми словами, с красивыми подарками, доставляющими радость.

После их ухода из жизни она чтит их память, просит им благословение и прощение грехов.

Поистине, почитание родителей идобродетельность к ним - естественное нравственное качество умусульман. И разумеется, необходимо, чтобы это прекрасное качествосопровождало их всю жизнь, как бы она не была сложна, как бы невозрастали расходы на жизнь, множились заботы и хлопоты.

Это высокое нравственное качество -свидетельство того, что в странах, где исповедуют ислам, высокаячеловечность по-прежнему является важным достоинством, за что мы хвалимАллаха. Оно же является доказательством верности исполненияобязательства перед многое сделавшим поколением, молодость которогопроходит и которое направляется к концу своей жизни. Поколение этоочень нуждается в слове, выражающем утешение и сочувствие, в поданнойнежной руке, в любящем сердце и во вселяющей надежду улыбке.

Это высокое нравственное качествооберегает человека от того, чтобы не затвердело его сердце.Оно откроетперед человеком врата рая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика