Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие

Благоразумная мусульманская женщинаотдает себе отчет в том, что наряду с заботой о своем теле она должнапостоянно заботиться и о своем интеллектуальном развитии. Забота оразвитии интеллекта не менее важна, чем забота о состоянии организма. Встарину поэт Зухайр ибн Абу Сальми сказал:

Язык юноши - половина.

Другая половина его - сердце.

Ничего другого нет, кроме

мяса и крови.

Слово «язык» здесь означает «ум»,«мышление». Подчеркивается важность его развития ума- обогащениеразличными полезными знаниями, совершенствование интеллекта.

Мусульманка призвана стремиться ковладению знаниями, которые принесут ей большую пользу как в культовойпрактике, так и в мирской жизни. Ей известны слова Всевышнего:

«Скажи: «Господи! Увеличь мне знание»». (20; 114)

И сказанное благородным посланником: «Поиск знания предписан каждому мусульманину». Она осознает, что наставление, сказанное в Коране и сунне, относится вравной мере и к мужчине, и к женщине, что с того момента, когда висламском обществе стали культивировать знание, овладение знаниямистало для нее в равной степени, как для мужчины индивидуальнойобязанностью.

Мусульманка глубоко осознала тот факт,что с первых же дней существования ислама в этом обществе, посвятившемсебя Аллаху и делам благочестия, знания ценились очень высоко. Женщиныансаров сказали благородному посланнику Да благословит его Аллах и приветствует: «Выделидля нас день, когда мы будем учиться у тебя. Мужчины опередили нас вэтом». Он согласился с ними, назначил встречу и приходил и наставлял ихновыми знаниями.

Мусульманская женщина устремилась к знаниям, не стеснялась и не стыдилась задавать вопросы о законах.

Во время первого уникального поколения сподвижников женщина, не колеблясь, обращалась с просьбой прямо к пророку Да благословит его Аллах и приветствуетчтобы он разъяснил законоположения, касающиеся ее. Особенно, еслизасомневалась в правильности точки зрения, высказанной по тому илииному вопросу, или когда не соглашалась с таковой. Она глубоко вникалав суть вопроса, пока не приходила к твердому убеждению. Именно такпоступала, любознательная мусульманка. Все это проявилось впоступке жены одного из сподвижников Субайа бинт аль-Харис. Она былазамужем за Саадом ибн Хауля, из племени Бани Амир, который участвовал вбоевых действиях в долине Бадр. Он скончался, а Субайа осталасьбеременной и вскоре родила. Однажды она сделала тахару (очищение) иукрасила свой внешний вид в ожидании сватающихся. К ней пришел человекиз племени Бану Абд ад-Дар Абу-с-Санабиль ибн Бакяак и сказал: «КлянусьАллахом, тебе нельзя вступать в брак, пока не пройдет время - четыремесяца и десять дней». Субайа вспоминала: «Услышав такое, я пришла кпосланнику Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуети спросила, что он думает об этом. Он принял решение: я освободилась отсоответствующего обязательства тем, что родила после смерти мужа. Послеэтого сказал, что мне можно выйти замуж за того, кто мне понравится». Дотошность, которую проявила Субайа в поиске истины, стала ее заслугой. Онапринесла большую пользу для всех мусульман. Опираясь на этот хадис,улемы (богословы и правоведы) во

главе с четырьмя имамами использовали прецедент и вывели: «Когдамуж умирает, оставляя беременную женщину, а та рожает сразу же послеего смерти, до того, как его тело было обмыто, срок идды (периодвремени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода неимеет права выходить замуж) истекает. Значит, ей снова можно выйтизамуж».

Ислам предписал женщине в той же мере, как и мужчине, овладевать знаниями. Как сказал посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует : «Приобретение знания - обязанность каждого мусульманина», т .е. для каждого человека (как для мужчины, так и для женщины), который произносит шахаду - свидетельство об исповедании веры.

Что женщине необходимо знать и как ей совершенствовать эти знания?

Первое, что сознательная мусульманкадолжна хорошо знать - это Книга Всевышнего Аллаха. Уметь читать вслух изнать толкование, т.е. объяснение, причин появления откровений. Далееей необходимо хорошо знать и понимать то, что относится к хадисам, т.е.рассказы о высказываниях и поступках благородного посланника и егосподвижников и сире, т.е. жизнеописании благородного посланника,рассказы о сподвижницы и последовательницах.

Ей необходимо также"знать в части, еекасающейся, фикх, т.е. мусульманского право в самом широком смыслеэтого термина, чтобы соблюдать правила религиозного культа и правильнопоступать во взаимоотношениях с людьми во вне религиозной сфере. Иразумеется, нужно знать положения об оценке действий (ахкям ад-дин) какс точки зрения религиозной, так и светской. Напомним их читателю. Кпервым относятся: фард - обязанность, уаджиб - необходимое действие,мандуб - рекомендуемое, мубах - дозволенное, макрух - предосудительное,харам -запрещенное и наказуемое. Ко вторым относятся: сахых -правильное, батыль - неверное, джаиз - дозволенное.

Аллах поручил женщине посвятить себясемье, созданию в доме обстановки радости, спокойствия, радушия. Именнона нее ислам возложил величайшую ответственность - воспитание новогопоколения, формирование героических личностей, пестование талантов.Поэтому в наше время особо подчеркивают роль и заслуги женщины вуспехах мужа, ее детей в их практической деятельности. Отсюдапроисходят выражения: «Ищите женщину», «За каждым великим делом стоитженщина», «Та, которая правой рукой качает колыбель, качает левой рукойвесь мир» и другие. Все это женщина может обеспечить лишь в том случае,когда обладает развитым интеллектом, блестящим умом, сильнымиличностными качествами, чистой душой, высокой нравственностью.

Совершенно очевидно, что обучение ивоспитание мусульманки отличается по содержанию и методике от обученияи воспитания мужчины. Есть такие дела, для выполнения которых сотворенаженщина, и дела, для ведения которых сотворен мужчина. Другими словами,каждый добивается успеха в том, для чего он сотворен, как этоподчеркнуто в мудром руководстве благородного пророка Да благословит его Аллах и приветствует. Когда мусульманка устремляется к овладению знаниями, в том числе испециальными, она должна, прежде всего, руководствоваться великимвероуставом ислама о том, как формировать себя в интеллектуальном,духовном и социальном отношении. Это обеспечит направленность обучениядля выполнения потом той основной задачи, ради которой она сотворена. Врезультате она станет сознательной личностью, осуществляющейконструктивную, созидательную деятельность в рамках своей семьи иобщества. При этом она не станет копией мужчины, соперничая иконкурируя с ним в работе, подменяя его в мужском обществе, как это мынаблюдаем в обществах, которые не практикуют дифференциального подходав вопросах программ обучения и законов трудоустройства мужчины иженщины.

В какой бы области человеческих знанийне специализировалась женщина, она всячески стремится к наращиваниюсвоих познаний и совершенствованию новых их практических применений, квыполнению своих функциональных обязанностей наиболее полно,руководствуясь наставлением благородного посланника: «Поистине, Аллах любит, когда человек, выполняя работу, делает это с высоким мастерством».

Высокая способность приобретать знания

Ворота к знаниям широко распахнутыперед мусульманской женщиной. Она входит в любые из них, в какиепожелает, будучи наделенной от природы способностью украсить себя, какдрагоценностями, знаниями и наслаждаться поиском истины. К тому же этоне в ущерб ее женственности. Более того, делает ее намногоблагоразумнее, делает ее ум более светлым и проницательным, а еечувства - более тонкими. Способствует дальнейшему развитию и расцветуее личностных качеств.

Духовная мать мусульман госпожа Аиша Да будет доволен им Аллахбыла важнейшим и авторитетнейшим источником знаний по вопросам хадисови сунны, авторитетом первой величины по различным вопросам ислама. Иэто уже в то время, когда она была, если так можно выразиться, врасцвете молодости, т.е. когда ей не было еще девятнадцати лет.

Имам Аз-Зухри сказал: «Если сравнить всю сумму знаний, которыми овладела Аиша, со знаниями всех других жен пророка Да благословит его Аллах и приветствует и знаниями всех женщин, то знания Аиши выглядели бы предпочтительнее».

Очень часто верующие сподвижникиобращались к ней, чтобы услышать се решающее слово, окончательноемнение по самым фундаментальным вопросам ислама, языковым и смысловымтонкостям красноречивой и убедительной Книги Аллаха. Рассудительность ипроницательность ее проявлялись не только в вопросах религии, но истихосложения, литературы, истории и медицины, в других отрасляхчеловеческих знаний, известных в то время. Об этом свидетельствуетизвестный знаток мусульманского права Урва ибн аз-Зубайр, высказываниекоторого приводит его сын Хишам: «Я не видел никого более сведущего,чем Аиша, в вопросах мусульманского правоведения, медицины истихосложения».

Среди хадисов, из которых нам известноо том, что Аиша была очень знающим человеком, есть и такое сообщение.Аиша бинт Тальха была в доме Хишама ибн Абд аль-Малика, где находилисьв это время шейхи племени Бану Уммайя. Говорили на разные темы, в томчисле об арабской поэзии и истории арабов. И она говорила подробнонаравне с другими. Когда разговор зашел о звездах, она назвала их. ИбнХишам сказал ей: «Что касается предыдущих тем, то мне все понятно. Авот насчет звезд где ты узнала?» Та ответила: «От своей тетки по матери- Литии».

Мать верующих госпожа Аиша Да будет доволен им Аллахбыла чрезвычайно пытливой, любознательной. Если ей доводилось слушатьразговор о чем-то таком неизвестном ей, то она обязательнорасспрашивала, потом вновь возвращалась к предмету разговора, пока недоходила до полного понимания. Ее пребывание близко от посланника Да благословит его Аллах и приветствует привело к тому, что она стала словно сосуд, весь наполненный знаниями.

Наряду с тем, что Аиша Да будет доволен им Аллах, много знала, она обладала еще таким качеством как красноречие, умелаярко и интересно рассказывать, четко и ясно выражая свои мысли. Когдаона говорила, люди заслушивались, она овладевала их сердцами. Этопобудило Аль-Ахнафа бен Кайса сказать: «Я слушал, как выступали спроповедями Абу Бакр, Омар, Осман и другие халифы, которые были послених. Но никто из них не говорил так хорошо, так ярко и красноречиво,так великолепно, как говорила Аиша».

Муса ибн Тальха сказал: «Я не видел никого, кто бы говорил так красноречиво, как Аиша».

Среди женщин, стремившихся к овладениюзнаниями, отметим также дочь Сайда бен аль-Мусайяба, известного в своевремя ученого. Это тот самый, который не хотел, чтобы его дочь вышлазамуж за сына повелителя мусульман - Абд аль-Малика ибн Марвана. Выдалее замуж за одного из своих лучших учеников, каковым был Абдалла ибнВидаа. А была его жена красавицей, прекрасно знала наизусть КнигуАллаха, была в числе лучших знатоков сунны посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуети вопросов семейного права. Однажды утром, когда Абдалла собралсяуходить из дома, жена спросила: «Ты куда?» Он ответил: «К твоему отцу,чтобы вместе с другими набираться знаний». Она сказала: «Садись. Я тебябуду учить тому, чему ты учишься у Сайда». Целый месяц Абдалла не ходилв кружок; он обогащался знаниями от этой очаровательной молодойженщины, научившейся у своего отца.

Еще один пример талантливой иобразованной женщины. Речь идет о Фатыме бинт Ааля ад-Динас-Самарканди. Ее отец -автор книги «Тухфату-ль-фукаха» («Подарокфакихам»). Он умер в 539 году. Так вот, его дочь Фатыма стала оченьзнающим, всеведущим специалистом по фикху - мусульманскому праву. Онанаучилась у своего отца, знала наизусть содержание его труда. Отецвыдал ее замуж за своего ученика Ааля ад-Дин аль-Касанн, которыйпрекрасно знал вопросы усуль (основные принципы правоведения) и фуруу(выводы, сделанные на основе этих принципов). Он написал книгу «Бадаиас-санаии» («Чудеса творчества»), в которой дал подробное объяснениесодержания труда «Тухфату-ль-фукаха» и представил ее своему учителю.Книга очень обрадовала его, и он счел ее в качестве махра (вено в дар),т.е. подарок невесте, руки которой просили несколько знатных женихов изВизантии, но ее отец воздержался от согласия, ибо предпочел им своегоученика. Факихи в то время сказали: «Он дал толкование его труда иженился на его дочери». Дочь же еще до замужества участвовала вместе сотцом в разработке вопросов, касающихся заключений по нормаммусульманского правоведения. После окончания учебы она пошла по стопамотца. Когда же вышла замуж за автора книги «Чудеса творчества», сталаследовать и по стопам мужа. Когда муж допускал ошибку, она поправлялаего.

Госпожа Аиша, другие духовные материмусульман, дочь Сайда бен аль-Мусайяба, Фатыма ас-Самарканди и другиевесьма известные, образованные женщины, которых мы не упоминали, неявляются редким исключением, из ряда вон выходящим фактом. Отнюдь нет.В мусульманской общине было бесчисленное множество образованных женщин,которые многое почерпнули в различных областях знаний, былиталантливыми и выделялись во многих отраслях знаний. Ибн Саад посвятилчасть своей книги «Ат-Табакат» («Круг лиц») тому, что говорится вхадисах о женщинах. Приведены имена семисот женщин, о которых упоминалпосланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетили его весьма авторитетные, пользующиеся доверием сподвижники. О такихженщинах рассказывали и многие выдающиеся имамы мусульман.

Можно привести пример человека,знающего Коран наизусть - Ибн Асакир. Он умер в 571 году. Это был одиниз самых правдивых и заслуживающих доверие передатчиков хадисов. Емудаже дали прозвище «Хранитель памяти общины». Среди работавших под егоначалом - богословов, знатоков и преподавателей религиозных дисциплин,людей, известных своим благочестием, было восемьдесят с небольшимженщин. Если учесть, что этот ученый никогда не выезжал с восточнойчасти исламского государства, т.е. не посещал Египет, регионы Магриба(север Африки) и Андалузию, другими словами - страны, в которых былоособенно много образованных женщин, то для нас становится ясным, чточисло высокообразованных

женщин, о которых он не знал, было намного больше, чем число привлеченных им к работе.

В сборниках хадисов наши улемы частоиспользуют такое выражение: «Мне сказала такая-то ...» Среди именпередатчиков хадиса в Сборнике аль-Бухари особо отметим два имени: БинтМухаммед бен Омар бен Асаад бен аль-Мунгаджа ат-Танухийя и Карима бинтАхмад аль-Марванийя. Их упоминает Ибн Хад-жар аль-Ласкаляни впредисловии к своей книге.

Страница в исламской летописи,посвященная женщине, приобретает дополнительную, яркость, если мыподчеркнем, что женщины были очень искренними, правдивыми и честными всвоей передаче хадисов посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует. В отличие от многих мужчин, о них не скажешь, что позволяли себевстать на скользкий путь недобросовестности, допускали необъективностьи домыслы, «отсебятину». Можно сослаться на свидетельство имамаАз-Захаби в его книге «Весы уверенности», где он критиковал мужчин занеобъективность. Он выявил четыре тысячи мужчин как недобросовестныхпередатчиков и сказал: «И в то же время мы не обнаружили, чтобы хотьодна женщина вызвала сомнение».

Современная мусульманка, которойдосталось такое замечательное наследие нашей истории, еще с большимусердием приобретает знания. Благодаря этому качеству - стремление кзнаниям - навсегда остались в памяти имена выдающихся женщин. Онизаняли очень почетное место а истории, ибо развили свой интеллект,выработали благоразумие, дальновидность, рассудительность. Все этообеспечило накопление полезных знаний и правильное их использование напрактике.

Мусульманка абсолютно далека от того,чтобы верить в предрассудки, небылицы, которые обычно буйно процветаютв умах невежественных, неграмотных женщин. Более того, сознательнаяженщина, идущая путем, который указывает ей ее религия, считает, чтодоверять, небылицам и предсказаниям, - большой грех. Такое довериерасстраивает дело верующего, создает угрозу будущей, потустороннейжизни. Муслим рассказал со ссылкой на некоторых жен пророка Да благословит его Аллах и приветствует как он сказал: «Кто пришел к занимающемуся гаданием и спросил о чем-либо, тому не зачтутся сорок вечерних молитв».

Постоянно повышает свою образованность

Домашние дела и материнская забота неотвлекают мусульманскую женщину от самообразования, постоянной работынад собой с целью познать новое. Она понимает, что такаясамостоятельная работа являет собой тот источник, который, как притокреки, постоянно обогащает ее интеллект новыми знаниями. Мусульманскаяженщина, усвоившая из установлений своей религии, что стремлениепознать новое предписано каждому мусульманину и каждой мусульманке,постоянно обогащает свой разум новыми знаниями. Она знает, что надопостоянно работать самостоятельно, много читать, что она и делает, какбы много не было хлопот по домашнему хозяйству и как бы не велика быланоша материнства. Умело организуя свое время, она всегда находитвозможность предаться чтению книги, содержащей полезную информацию. Этообогащает ее мышление всем тем новым, которое открыли пытливый ум иогромный талант ученых, литераторов, мыслителей в результате проводимыхисследований в различных областях знаний общественных, гуманитарных,естественных и точных наук. Это же и повышает ее интеллектуальныйуровень, развивает мыслительные способности и обеспечивает приток новыхзнаний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика