Понимает смысл покорности и поклонения Аллаху-2
Аль-Бухари рассказал, ссылаясь на Сааляба ибн Абу Малика, «Омарибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, делил миртымежду женщинами Мадины. Остался один хороший мирт. Один изприсутствовавших говорит: «О повелитель правоверных! Отдай этот миртдочери посланника Аллаха . Он имел в виду Умм Кульсум - дочь Али. Омар ответил: «Умм Салит болеедостойна. Она из числа женщин ансаров, которые присягнули посланнику . В день сражения у подножия горы Ухуд шила нам бурдюки для воды».
Во время сражения у подножия горы Ухудлицо благородною посланника было ранено до крови, были разбиты щека иверхняя губа, был выбит передний зуб. Его дочь Фатыма промывала рану, а Али лил воду. Когда Фатыма увидела, что кровотечениене останавливается, взяла кусок подстилки и сожгла ее и прилепила кране, после чего кровь остановилась.
А вот другая женщина, показавшаястойкость в трудный момент во время боя у подножия горы Ухуд - Сафийябинт Абд аль-Мутталиб, тетка пророка со стороны отца. Она с пикой в руке обращалась к тем, кто поддалсяпанике и обратился в бегство, и, угрожая ударить в лицо, кричала: «Выоставили посланника Аллаха и сбежали!» Посланник сказал ее сыну аз-Зубайру ибн аль-Авам, чтобы он отвлек ее внимание итем самым не дал ей возможность увидеть, что случилось с ее братомХамзой, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение. Хамза пал вчестном единоборстве. А потом курайшиты изуродовали его тело. Но онасказала: «А почему? Мне стало известно, что они изуродовали его тело,отрезали его уши. Что теперь делать? Аллах Всемогущий послал нам это,чтобы мы стойко, терпеливо и безропотно перенесли безутешное горе».
Одной из самых славных участницджихада, в том числе в день битвы у подножия горы Ухуд, была Насибабинт Кяаб аль-Мазинийя Умм Умара . В начале боя, когда успех сопутствовал мусульманам, она вместе сдругими женщинами подносила воду, ухаживала за ранеными. Но вот
лучники нарушили приказ благородного посланника, и победа обернулась поражением. Всевышний Аллах так сказал о них:
«Вы уходили с поля боя, необращая внимания друг на друга. А посланник, находившийся сзади,призывал вас продолжать сражаться». (3; 153)
В этот трудный момент Насиба извлекла свой меч и присоединилась к тем, кто твердо стоял вместе с посланником Аллаха образовав вокруг него живую стену, чтобы защитить от стрел язычников. Когда опасность для жизни посланника Аллаха возрастала, она спешила защитить его. Это привлекло внимание посланника Аллаха и он особо отметил: «Куда ни посмотришь - направо, налево, повсюду, близко от меня, сражается она».
О том, что произошло в этот трудныйдень с ее сыном Умарой, рассказывает он сам: «В тот день я был ранен влевое предплечье. Удар был от человека высокого роста, как пальма.Прошло немного времени, а кровь не переставала течь. Посланник Аллаха сказал: «Перевяжи свою рану». Ко мне подошла моя матушка, имея при себе повязки в пояснице и изаре. Онавсе приготовила и перевязала мою рану. А пророк в это время смотрел нанас. Она сказала: «Вставай, сынок, и вновь сражайся с ними». Пророк сказал: «Кто может сделать то, что делаешь ты, о мать Умара?»
В тот очень трудный, критический деньтело Насибы слабело от ран. Она сражалась с мечом в руке, нанося ударыпротивникам. Это увидел посланник Аллаха подозвал ее сына: «Смотри,твоя матушка ранена - перевяжи ей рану.. Да ниспошлет Аллахблагословение вам, всему вашему дому. Твоя матушка сражается лучше, чемтакой-то и такой-то». Когда она услышала слова посланника сказала: «Проси Аллаха о том, чтобы мы сопровождали тебя в раю». Онответил: «О Аллах! Сделай так, чтобы они сопровождали меня в раю!» Онасказала: «Тогда меня не беспокоит, что со мной может случиться в этой,земной жизни».
Умм Умара мужественно и стойко сражалась не только в битве у подножия горы Ухуд. Она была вместе с посланником Аллаха в нескольких военных походах - в событиях, связанных с переговорами идоговором, скрепленным клятвами, на склоне горы Акаба, в долинеаль-Худайбийя, в боевых действиях в оазисе Хайбар и долине Хунайн,Кстати, во время действий в долине Хунайн она проявила не меньшийгероизм, чем в ходе боя у горы Ухуд. Позже, во время правления первогоиз праведных халифов, Абу Бакра Правдивейшего, да ниспошлет Аллах емуСвое благоволение, она участвовала в бою в Йамаме против сил одного излжепророков и показала себя как блестящая участница джихада. Она имелаодиннадцать ранений, и у нее была ампутирована рука.
Посланник Аллаха обрадовал ее
сообщением о том, что ей уготован рай. Ее высоко ценили халифПравдивейший и его военачальник Халид ибн аль-Валид, да ниспошлет Аллахим обоим Свое благоволение. Почет и уважение ей всегда оказывал иправедный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Своеблаговоление.
В блестящей плеяде выдающихся женщин -участниц джихада в этот яркий период не менее величественной, чемНасиба бинт Кяаб, выглядит Умм Суляйм бинт Мильхан. У нас уже былавозможность узнать, как она действовала вместе с Умм Умара, духовнойматерью мусульман Аишей, Фатымой и другими женщинами - подносила воду,ухаживала за ранеными и т.п. А теперь увидим ее участницей другихсобытий.
Мусульмане готовятся выступить вместе с посланником в новый поход, цель которого - овладение Меккой для освобождения ее отвласти язычников. В нем будет участвовать и ее муж Абу Тальха. УммСуляйм была в состоянии последних месяцев беременности. Но такоесостояние она не считала помехой своему желанию и решимостисопровождать своего мужа Абу Тальха, чтобы разделить с ним честьучаствовать в джихаде на пути Аллаха, не обращая внимание навсевозможные трудности: трудные бытовые условия, неудобные средствапередвижения, утомительный характер дороги, вероятность возникновениябедственного положения и т.д. Конечно же, муж очень опасался за нее,переживал, что она хочет ехать, будучи в таком положении. Но Умм Суляймсама, самостоятельно приняла решение -будет сопровождать любимого мужа,вносить вместе с ним свой вклад в обеспечение торжества дела Аллаха,стать свидетельницей этого счастливого, звездного часа, когда наплощадях и улицах города постоянно раздавались восклицания правоверныхмуджахидов: «Нет божества, кроме Аллаха! Он Един и Единственный! Онправдив в Своей угрозе и защищает Своего раба! Он один истребляетневерующие народы! Он Вечен, не было ничего до Него и не будет ничегопосле Него! Нет божества, кроме Аллаха! Только Ему мы поклоняемся! Мыискренне преданы Его вероучению, если даже этим вызываем нелюбовь состороны неверующих!» Умм Суляйм видела, как необратимо, безвозвратнопадают, уходят со сцены твердыни и символы идолопоклонства и многобожияна Аравийском полуострове. А идолы падают, швыряемые посланником Аллаха провозглашающего: «Восторжествовала истина, ложное ушло в небытие. Ложное было преходящим, исчезающим».
Эти сцены еще более наполняли душу УммСуляймы верой в истинность ислама и еще больше укрепляли ее решимость ижелание сражаться на пути Аллаха. Не прошло и нескольких дней, какнаступил день сражения в долине Хунайн в предгорьях Хиджаза. Тогдамусульмане испытали сильное потрясение. Многих охватила паника и онипобежали с поля боя, не обращая ни на что внимания. Посланник Аллаха закричал: «Люди!Остановитесь! Сюда! Я посланник Аллаха, Мухаммед ибн Аб-далла!»Стойкость вместе с ним проявила лишь небольшая группа мухаджиров иансаров. В этой группе были и Умм Суляйм и ее муж Абу Тальха. ПосланникАллаха увидел ее, беременную, одетую в бурд (кусок полосатой ткани вродепледа). Там же были верблюд, принадлежащий Абу Тальхе. Она опасалась,что верблюд будет причинять беспокойство. Поэтому приблизила его мордук себе и взялась за кольцо из волос с веревкой, охватывающей переднюючасть носа и рот верблюда, чтобы привязать его надежно. Это помешаетверблюду последовать за другими, убегающими верблюдами. ПосланникАллаха обратился к ней: «Умм Суляйм?» Она ответила: «Да, это я. Ты для меня как отец и мать».
У имама Муслима читаем: «Вдень сражения при Хунайне Умм Суляйм взяла кинжал. Ее муж увидел ее исказал: «О посланник Аллаха! Это Умм Суляйм, с кинжалом в руке».Посланник Аллаха спросил: «Зачем этот кинжал?» Она ответила: «Я взяла его на тот случай,если ко мне приблизится кто-нибудь из язычников, то я вонзаю его ему вживот». Посланник Аллаха засмеялся. Она сказала: «О посланник Аллаха! Убей тех, ктоприсоединился к исламу после овладения Меккой и побежал от тебя в этомбою». Посланник Аллаха сказал: «О Умм Суляйм! Достаточно того, что так прекрасно сделал Аллах».
В трудный час, когда на человека давятпечаль, горе и сложная, критическая ситуация, Умм Суляйм выстояла,будучи рядом с посланником Аллаха .Когда разгорелся жаркий бой зрачки стали расширяться, воиныпочувствовали колебание. Для нее было невыносимо больно видеть, как онипобежали, оставляя посланника . Поэтому она сказала ему: «Убей их, ведь они обратились в бегство,бросив тебя». И тут нет какой-либо корысти, какого-либо стремления ктому, чтобы посланник Аллаха обрадовал ее вестью о предстоящем рае, как это видно из хадиса,переданного аль-Бухари, Муслимом и другими со ссылкой на Джабира ибнАбдалла . Уже после этого говорится, что пророк, сказал: «Вижу себя, как я вхожу в рай и вижу Умм Суляйм бинт Мильхан, жену Абу Тальха».
Посланник Аллаха навещал Умм Суляйм и ее сестру Умм Ха-рам бит Мильхан. Он обрадовал УммСуляйм вестью о рае, а ее сестру Умм Харам - вестью о том, что онастанет самоотверженно сражаться на пути Аллаха.
Могила Умм Харам на Кипре и сегодня остается маяком, рассказывающим омусульманской женщине, сражавшейся на пути Аллаха. Люди останавливаютсяу могилы и говорят: «Это могила праведной, благочестивой мусульманки,да помилует ее Аллах».
Среди женщин, которые приняли активное участие в борьбе за торжество ислама, выступали вместе с посланником Аллаха была также и Умм Айман, кормилица пророка . Она участвовала в боевых действиях у подножия горы Ухуд, в долинеМуутау границ Византии, в оазисе Хайбар и в долине Хунайн. Онасовершила славные дела: перевязывала раненых, доставляла водуизнывавшим от жажды.
Еще один пример. Это аль-Фурайа бинт Малик и Умм Хитам бинт Харис ибн ан-Нуаман Они были в числе тех, кто дал клятву верности посланнику Аллаха в долине аль-Худайбиййа у заброшенного колодца, где мусульмане разбилилагерь. Они направлялись на поклонение к Каабе. Как стало известно,курайшиты поклялись не допустить мусульман в Мекку. Узнав об этом,посланник направил Османа ибн аль-Аффана в Мекку для переговоров с курайшитами.Тревожно тянулось время в лагере мусульман, а известий все не было.Мусульмане подумали, что курайшиты вероломно убили Османа. На мирныепереговоры рассчитывать не приходилось. И тогда пророк торжественно провозгласил, что не уйдет от Мекки, не поразив врагов, ипризвал верующих поклясться, что они будут биться насмерть. Стоя подплоской кроной акации, он принимал присягу верующих, которые клялисьбыть верными ему. Аллах оказал огромное уважение и почет Своемупосланнику и всем, кто участвовал в этой благословенной присяге, одарилих Своим благорасположением и благоволением и ниспослал СвященныйКоран, который звучит вечно:
«Аллах доволен теми верующими,которые под деревом поклялись быть верными тебе. Он знал, что было с ихсердцами, за это ниспослал им твердость, спокойствие, божественнуюблагодать и вознаградил их скорой победой». (48; 18)
Умм аль-Мунзыр Сальма бинт Кайс тожеучаствовала в принятии этой присяги, в клятве благоволения, а до этого- в клятве верующих женщин (на склонах горы Акаба), поэтому ее называлиДважды поклявшейся. Когда посланник Аллаха и мусульмане приступили к осаде крепости, за стенами которой укрылисьчлены племени Бану Курайз, эта славная сподвижница была с ними идобилась чести бороться на пути Аллаха.
Асмаа бинт Йазид ибн ас-Сакан участвовала вместе с посланником в битве у рва, была участницей клятвы благоволения мусульман в долинеаль-Худайбиййа, участвовала в походе на оазис Хайбар. Она продолжаласвою многотрудную и достойную деятельность во имя ислама и после смертипосланника Аллаха . На тринадцатом году хиджры она участвовала в походе против Сирии, всражении на Ярмуке. Она подносила воду изнывавшим от жажды, ухаживалаза ранеными, вдохновляла муджахидов на то, чтобы они сражались,проявляя стойкость, отвагу и мужество. Надо особо подчеркнуть, чтосражение на Ярмуке отличается от других боевых действий тем, что какраз в нем вместе с другими муджахидами женщины приняли наиболееактивное участие. Как известно, часть муджахидов испытала в ходесражения сильное потрясение и начала отступать. Женщины-воинынаходились в боевых порядках сзади них и стали швырять в отступающихпалки и камни, стараясь остановить их и побудить к мужеству истойкости. Ибн Касир особо подчеркивает мужество мусульманских женщин иту очень большую роль, которую они сыграли в этих боевых действиях. Онпишет: «В этот день мусульманские женщины сражались отважно имужественно. От их рук пало много греков Византийской империи. От нихдосталось и своим, которые пытались обратиться в бегство. Женщиныкричали: «Куда вы бежите? Оставляете нас этим неверующим дикарям?»Словом, удержали их. Последним не оставалось ничего другого, как вновьначать сражаться на поле боя. Такая стойкая позиция, занятаямусульманками, их воздействие на муджахидов имели огромное значение,ибо побудили оных к проявлению стойкости. И волей Аллаха мусульманамсуждено было одержать победу над византийцами. В этот трудный, поистинекритический день геройски сражавшаяся Асмаа бинт Йазид проявиламужество и храбрость. Она показала примеры такого героизма и мужества,такой смелости и отваги, какие мы не видели даже у многихмужчин-воинов, которые были тоже не из робкого десятка. Вот чтосообщает о се смелости и отваге Ибн Хаджар:
«Умм Саляма (из ансаров), она же Асмаабинт Йазид ибн ас-Сакяна участвовала в сражении на Ярмуке. От ее рук, втот день погибло девять византийских воинов».
Поистине, все вышесказанное - светлыестраницы истории мусульманской женщины. И написали их женщины, имеющиеочень большие заслуги. Для них характерны искреннее и глубокоевосприятие веры в Единого Аллаха и осознание связанных с этимобязанностей, всестороннее понимание смысла своей жизни в свете этойверы, неукоснительное выполнение своего долга перед своим Господом итребований культовой практики. Поистине, уникальные страницы в большойлетописи, изобилующей проявлениями высокого достоинства, редкогосамопожертвования, блестящего образа действия, гордой решимости,исключительной талантливости. Нет сомнения в том, что сознательнаямусульманская женщина наших дней найдет в этих блестящих и славныхстраницах жизни достойнейших мусульманок предыдущих поколенийпрекрасный пример для подражания.