29. Слова поминания Аллаха, которые произносятся после обязательных молитв
а) Сообщается, что Саубан, да будетдоволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословитего Аллах и да приветствует, всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил:“О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир[1],благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! /Аллахумма, Анта-с-Саляму вамин-кя-с-салям, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/”»
Аль-Ауза‘и, одного из передатчиков этогохадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении?» - (на что) онответил: «Говори: “Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении/Астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах/”».[2]
б) Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба,да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться и произнеся словатаслима, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычноговорил: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Емупринадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишиттого, что Ты даровал, и никто не дарует того,
чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобойокажется богатство[3] обладающегобогатством[4]/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, валя-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-маа‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джаддимин-кя-ль-джадд/”».[5]
в) Сообщается, что в конце каждой молитвыпосле таслима ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах Всевышний имиобоими, обычно произносил (такие слова): «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, уКоторого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может!И нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, нет бога, кроме Аллаха, и непоклоняемся мы никому, кроме Него; Он обладает богатством и совершенством и Ему- прекрасная похвала. Нет бога, кроме Аллаха, а мы искренни пред Ним в религии[6],даже если это и ненавистно неверным! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикяля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир! Валя хауля ва ля куввата илля би-Лляхи, ля иляха илля-Ллаху, ва ля на‘буду илляийа-ху, ля-ху-н-ни‘мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляхаилля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун!/»
Ибн аз-Зубайр сказал: «Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и да приветствует, обычно произносил эти слова в концекаждой молитвы[7]».[8]
г) Передают со слов Абу Хурайры, да будетдоволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, сказал: «Тому, кто после каждой молитвы[9]будет по тридцать три раза произносить слова “Слава Аллаху”, и слова “ХвалаАллаху”, и слова “Аллах велик”, на сотый раз говоря: “Нет бога, кроме одноголишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, и Емухвала и Он всё может”, простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской».[10]
д) Передают со слов Абу Умамы, да будетдоволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, сказал: «Только смерть будет отделять от рая того, кто послекаждой молитвы станет читать айат трона[11]».[12]
е) Передают со слов Му‘аза, да будетдоволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, взял его за руку и воскликнул: «О Му‘аз, клянусь Аллахом,поистине, я люблю тебя!» - а потом сказал: «Наказываю тебе, о Му‘аз, ни в коем
случаене забывай в конце каждой молитвы говорить: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя,и благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе /Аллахумма, а‘инни ‘алязикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя/”».[13]
[1] См. прим. к разделу № 8/б.
[2] ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о мечетях и местахсовершения молитв’’; ‘‘Сунан’’ ат-Тирмизи, ‘‘Книга молитвы’’; ‘‘Сунан’’ Абу Дауда,‘‘Книга молитвы’’.
[3] “Джадд”. В “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджаруказывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо уделчеловека в этом мире в более широком смысле этого слова, иными словами ибогатство, и положение, и многочисленное потомство, и т.д.
[4] Иначе говоря, богатство не спасёт богатого отгнева Аллаха.
[5] ‘‘Сахих’’ аль-Бухари, ‘‘Книга азана’’;‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о мечетях и местах совершения молитв’’
[6] То есть мы не поклоняемся наряду с Ним никомуиному.
[7] Имеются в виду обязательные молитвы.
[8] ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о мечетях и местахсовершения молитв’’.
[9] Здесь речь идёт об обязательных молитвах.
[10] ‘‘Сахих’’ Муслима, ‘‘Книга о мечетях и местахсовершения молитв’’
[11] Имеется в виду 255-й айат суры ‘‘Корова’’.
[12] Ан-Наса’и, ‘‘‘Амаль аль-йаум ва-л-ляйля’’, №100.
[13] ‘‘Сунан’’ Абу Дауда ‘‘Книга молитвы’’;‘‘Сунан’’ ан-Наса’и, ‘‘Книга о невнимательности’’