Совершает хадж
Совершает хадж
Благочестивая мусульманка всегда помнитоб указании своей религии о том, что обязана совершить паломничество вМекку к Священному дому - Каабе, если она в состоянии сделать это, еслибудут соответствующие, вполне законные возможности для поездки.Предварительно она со всей тщательностью, глубоко и осознанно изучаетвсе положения, касающиеся обрядов совершения хаджджа, стремясь глубокоих усвоить. Это очень важно. Ведь если она решится поехать, надо будетдействовать осознанно, проявляя понимание и мудрость с тем, чтобыпаломничество было признано действительным, совершенным в соответствиис установленной обрядностью, с выполнением всей серии обрядов, придаваяпаломничеству такое же значение, какое имеет для мужчин участие вджихаде. О такой важности говорил посланник Аллаха .
Духовная мать мусульман госпожа Аиша рассказала: «Ясказала: «О посланник Аллаха! Можно ли нам участвовать вместе с вами вбоевом походе и тем самым - в джихаде?» Он ответил: «Но лучшеепроявление джихада в хадже, праведно совершенном». Аиша сказала: «Послеуслышанного от посланника Аллаха я не упускаю случая совершать хадж».
Наряду с совершением хаджа мусульманкепредписана и умра, т.е. малое паломничество, если у нее естьсоответствующие возможности. Особенно это относится к месяцу рамадан.Делая это доброе дело, она руководствуется сказанным посланником Аллаха . В хадисе, который сообщил аль-Бухари со слов Ибн Аббаса говорится: «Когда пророк вернулся после посещения Мекки, он спросил Умм Саннан: «Что помешалотебе совершить хадж?» Та сказала: «Такой-то (имея в виду своего мужа).У него было два верблюда. На одном он отправился совершить хадж, адругого мы используем в работах по орошению нашего поля». Он сказал:«Когда наступает рамадан, соверши малый хадж»
Благочестивая мусульманка никогда неупускает из виду, что на неё возложены обязанности в такой же мере, каки на мужчин. Исключением являются лишь вопросы, которые предусмотренышариатом отдельно для мужчин и женщин. Кроме этих отдельных вопросов,она и мужчина несут одинаковую ответственность
перед Аллахом.
Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, мусульмане имусульманки, мужчины и женщины - правоверные, благочестивые,чистосердечно повинующиеся и поклоняющиеся Аллаху, правдивые,искренние, терпеливые, стойкие, смиренные и покорные, творящиедобровольную милостыню, соблюдающие пост и хранящие свое целомудрие,часто прославляющие Аллаха, Аллах приготовил им милость и прощение ивеликую награду».
(33;35)
Всевышний сказал также:
«Тем, как мужчинам, так иженщинам, которые будут делать доброе дело, будучи правоверными, Мыустроим блаженную жизнь, дадим им их награды, которые будут выше того,что сделали они».
(16;97)
Он сказал:
«И ответил им их Господь:«Я не погублю ни одного дела, содеянного как мужчинами, так иженщинами: вы одни от других. Тем же, которые выселились или былиизгнаны из своих домов, испытывали страдания на Моем пути, сражалисьили были убиты, Я прощу их дурные поступки и прегрешения, введу их всады, по которым текут реки. Это будет наградой от Аллаха, а у Аллаха -прекрасная награда».
(3; 195)
Когда в Священном Коране или Сунне мы читаем: «О люди», то это обращение относится как к мужчинам, так и к женщинам. Об этомсвидетельствует рассказ имама Муслима со ссылкой на духовную матьмусульман Саляму . Она рассказала: «Я слушала, как люди говорили о бассейне. Но не слышала этого от посланника Аллаха . Однажды, когда служанка причесывала мои волосы, я услышала, как посланник Аллаха сказал: «О люди!» Я сказала служанке: «Отойди-ка от меня». Но онаответила: «Он зовет мужчин - а не женщин». Я сказала: «Слово «люди» ико мне относится». Посланник Аллаха сказал: «Я для вас как тот, кто раньше всех приходит к бассейну иготовит его для вас. Кто из вас не приходит, тот удаляется от меняподобно заблудившемуся верблюду».
Женщина и мужчина равны перед АллахомВсевышним в следовании тому, что Он разрешил и во избежании того, чтоОн запретил. Поэтому мусульманка следует тому, что повелел Аллах, ивоздерживается от того, что Он запретил, справедливо считая, что будетспрошена о том, что она сделала в своей жизни. Если она делала добро,то получит добро. И наоборот, если делала зло, то получит зло.
Мусульманская женщина никогда непреступает пределы, установленные Аллахом. Речь идет об установленияхзакона, касающихся дозволенного и запрещенного, о тех действиях,которые попадают под категорию «хадд» - правонарушения, посягающие наинтересы всей мусульманской общины. Она избегает запретного, всегдасверяется с установленным Аллахом и Его посланником и в своей жизнируководствуется им во всех делах и обстоятельствах. В истории естьмного блестящих примеров того, как она ставит установленное Аллахом воглаву угла, не преступает его, не ищет при этом каких-либо лазеек.Среди таких примеров то, что рассказали имам Ахмад и Абу Дауд. Помнению Ибн Касира, в начале суры «Препирающиеся» говорится о Хувайлебинт Сааляба и ее муже Аусе ибн ас-Самите.
Хувайля сказала: «КлянусьАллахом, обо мне и об Аусе ибн ас-Самите ниспослал Аллах в начале суры«Препирающиеся». И далее она рассказала о том, что у них произошло смужем. Аус ибн ас-Самит был уже в возрасте и имел скверный характер,зловредничал. Однажды они поссорились, он разгневался и сказал: «Ты дляменя как хребет моей матери». После этого он вышел и отсутствовал втечение часа и затем вернулся. Было видно его намерение - ему хотелосьовладеть ею физически. Хауля же решила: «О нет!» Клянусь Тем, в рукекоторого судьба Хувайли, я тебе не достанусь! Пусть Аллах и Его пророкрешат то, что нас двоих касается». Муж кинулся к ней, но она отверглаего домогательства, оттолкнула старика и вышла из дома без верхнейодежды. Пошла к соседке и взяла у неё верхнюю одежду. После этогопришла к посланнику Аллаха села перед
ним и рассказала о том, как муж дурно с ней поступил, пожаловалась на него. Посланник выслушал её и сказал: «О Хувайля, бойся Аллаха в том, что касаетсятвоего мужа в таком возрасте». Она ответила: «Тревога и беспокойствобудут со мной. Вот если бы Аллах по этому поводу ниспослал Коран».Посланник Аллаха задумался и впал в состояние, которое у него случалось. Он как быокутался чем-то, ушел в себя, но вскоре словно очнулся, пришел в себяи, у него отлегло от сердца. Он обратился к Хувайле: «О Хувайля, Аллахниспослал в Коран то, что касается тебя и твоего мужа». После этогопровозгласил ей:
«Аллах услышал слова той,которая рассказала тебе о ссоре со своим мужем и жаловалась Аллаху.Аллах слышал и ваш разговор: Аллах слышащий, видящий»,
(57; 1)
и так продолжал до сказанного Всевышним:
«... а непокорным будет лютая мука».
Далее Хувайля рассказала : «Затемон сказал: «Вели мужу отпустить раба на волю». Я ответила: «О посланникАллаха! У него нет раба». Он говорит: «Пусть постится в течение двухмесяцев подряд». А я в ответ: «Но он уже в таком возрасте!» Онпродолжал: «Тогда пусть накормит шестьдесят нищих финиками». Я сказала:«Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, у него нет этого». Тогда онговорит: «Я помогу ему тем, что дам фарак (мера объема равная 1000литров) фиников». Я откликнулась на это: «О посланник Аллаха, я тожедам фарак фиников, чтобы помочь ему». Он и говорит: «Прекрасноерешение. Вот и дай ему садаку. Затем считай для себя обязательным бытьдоброй к мужу». Я так и сделала».
Хувайля бинт Сааляба не захотелапробыть и часа со своим мужем, который произнес выражение( бывшее вовремена язычества, т.е. до ислама) - желания развестись. И тут жепришла к посланнику Аллаха чтобы узнать, что предусмотрено Аллахом в таких случаях. У неё не быловерхней одежды, подобающей для такого визита, и она попросила на времяу одной из соседок. Добыв одежду, сразу пришла к посланнику Аллаха чтобы услышать установленное Аллахом и поступить в соответствии с ним.
И нет ничего предосудительного в том,что эта женщина пользовалась большим авторитетом среди современников,которые знали её заслуги. Это относится и к Омару ибн Хаттабу . Однажды, когда Омар, повелитель мусульман, выходил из мечети всопровождении аль-Джаруди аль-Абди, она встретила его. Омарприветствовал Хувайлю. Она сказала: «О Омар! На базаре в Указе тебяназывают «Омарчик» и ты пасешь овец, используя свою палку. Когдауправляешь общиной, будь в страхе перед Аллахом. Знай: кто боитсяугрозы, тот приближает дальнее, а кто боится смерти, тот боитсяизбежания». Джаруд сказал: «Женщина! Ты позволила много лишнего вразговоре с повелителем правоверных». Омар прервал его: «Пусть говорит.Это та самая Хувайля, разговор которой слышал Аллах через семь небес.Клянусь Аллахом, тем более Омару надо её слушать».
В комментарии Ибн Касира отмечается, что один мужчина, видя, как Омар радушно относится к ней и слушает ее, сказал: «Тызадержал курайшитов из-за этой старухи». Повелитель сказал:«Осторожнее. Знаешь, кто это такая?» Тот сказал: «Нет». Омар иобъяснил: «Аллах услышал, как эта женщина жаловалась, через семь небес.Это Хувайля бинт Сааляба. Клянусь Аллахом, если она не отойдет от менядо вечера, то я не отойду, пока она не решит свое дело. Причиной можетбыть только молитва. Затем я помолюсь и снова вернусь к ней, чтобырешить её вопрос».
Поистине, идущая истинным путем благочестивая мусульманка постоянно держит в своей памяти сказанное Аллахом:
«Когда Аллах и Егопосланник решают какое-либо дело, тогда правоверному и правоверной уженет выбора в этом их деле. И кто воспротивится Аллаху и Его посланнику,тот заблудится явным заблуждением».
(33; 36)
Повиновение Аллаху и Его посланникувыше увлечений и пристрастий души, устремлений мечты, радостей ипрелестей жизни, выбора, который хочется человеку сделать. Духовнаямать мусульман Зайнаб бинт Джахш являет собой прекрасный примерпослушания и повиновения повелению Аллаха и Его посланника. Прежде чемжениться на ней, посланник Аллаха попросил согласия на это у своего сподвижника и усыновленного им Зайдаибн Хариса, чтобы полностью соблюсти установленные шариатом нормы, аименно:
Первое. Соблюдениепринципа полного равенства между людьми женитьбой на очаровательнойкурайшитской девушке, госпоже из знатного рода Абд аш-Шамс, дочеритетки по матери, с вольноотпущенным. А вольноотпущенные были на самойнизкой ступени иерархии. Классовая, сословная разница между господами ивольноотпущенными была настолько глубокой, что преодолеть ее можно былолишь тем, что посланник Аллаха поставит перед свершившимся фактом, объявив об этом публично. Дляобщины это станет примером, прецедентом, и в результате этого данныеклассовые, сословные различия отпадут. Достоинством человека будет несословная принадлежность, а степень его благочестия, добродетельности иправедности.
Второе. Упразднениеобычая усыновления, очень распространенного в период джахилиййи. Этопроизошло посредством женитьбы благородного посланника на Зайнаб,бывшей жене его приемного сына Зайда. Тем самым был дан аргумент в тойинтерпретации, что это был не родной, а приемный сын, и женитьба на егобывшей жене - не что иное, как выполнение повеления Всевышнего Аллаха.Он указал на это в Священном Коране.
Выбор пал на Зайнаб, дочь тетки посланника Аллаха по матери, для обоснования этих двух практических норм в доме пророка стем, чтобы люди восприняли их с чувством удовлетворения, покорности иповиновения повелению Аллаха и его посланника. Когда посланник избралее невестой для Зайда ибн Хариса, Зайнаб считала этот брак для себяунизительным. Она сказала: «О посланник! Да благословит тебя Аллах иниспошлет на тебя Свою благодать, я не для него, ни за что не выйду занего замуж. Я из знатного рода Абд аш-Шамс». Посланник,
, отвечал ей спокойно, уверенно и настойчиво: «А ты будь для него». Когда они вдвоем беседовали, Аллах ниспослал для Своего посланника этот айат:
«Когда Аллах и Егопосланник решают какое-либо дело, тогда правоверному и правоверной уженет выбора в этом их деле. И кто воспротивится Аллаху и Его посланнику,тот заблудится явным заблуждением».
(33;36)
Так Зайнаб удовлетворилась повелением Аллаха и Его посланника и сказала: «Значит, я не буду восставать против Аллаха и Его посланника. Я уже вступила с Зайдом в брак».
А затем между ней и Зайдом были большиеразногласия, которые привели к разрыву. Когда прошел период, в течениекоторого после развода женщина не имеет права выходить замуж, былониспослано Всевышним следующее:
«Когда ты говорил тому, когооблагодетельствовал Аллах и облагодетельствовал ты: «Удержи с собойсвою супругу и бойся Аллаха», ты скрывал тогда в своей душе то, чтоАллах хотел сделать явным, ты боялся людей. Аллаха бояться большедолжен был ты. А когда Зайд исполнил свое желаемое дело, тогда Мысочетали тебя с ней для того, чтобы на верующих не было грехасочетаться с супругами усыновленных ими после того, как они решилисьпоступить с ними, как хотели. Повеление Аллаха исполнилось».
(33;37)
И посланник Аллаха последовал сказанному в этом айате и, улыбаясь, говорил: «Кто пойдет к Зайнаб с радостной вестью: «Аллах с небес женил меня на ней».
Аллах Всевышний, поистине, вознаградилЗайнаб за её абсолютное послушание Ему и Его посланнику, ибо онасначала удовлетворилась их решением выдать её замуж за Зайда. И вот ужеона та, которую доставляют в свадебном караване к посланнику Аллаха по повелению Аллаха, ниспосланному в айате в Священном Писании, чтениемкоторого мусульмане выполняют благочестивое дело, служат Аллаху донаступления смертного часа.