Понимание концепций, заложенных в суре Аль-Фатиха


Комментарий Мухаммада Ат-Тамими (Рахима-hуллаh)

(1) Хвала Аллаху, Господу миров.
(2) Милостивому, Милосердному (к Своим рабам)
(3) Властителю дня Суда!

Эти три аята содержат три вопроса:

Впервом аяте — любовь к Аллаху, Который является Подателем милости иблаговоления. И подателя любят в соответствии с дарованными иммилостями. Любовь сама по себе бывает четырех типов:

1. Любовь, влекущая за собой ширк, и они (впавшие в такую любовь) — те, о ком Аллах сказал: "Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху (идолов) и любят их так же, как любят Аллаха…" — вплоть до Его слов: "… не спасутся они от адского пламени". (Аль-Бакара, 2:165—167).

2. Любовь ко лжи и ее людям, и ненависть к истине и ее людям, и это — характеристика лицемеров.
3.Естественная любовь, и это — любовь к имуществу, потомству. И когда онане отклоняет человека от повиновения Аллаху и не ведет к нарушениюзапретов Аллаха, тогда она — дозволена.
4. Любовь к людям таухидаи неприязнь к людям ширка, и это сильнейшее из укреплений имана, ивеличайшее из того, чем поклоняются Аллаху.

Во втором стихе есть надежда (раджа'). А в третьем стихе — страх (хауф).

"Тебе мы поклоняемся",означает: "Я поклоняюсь Тебе, о Господь тем, что предшествовало из этихтрех (аятов), с любовью к Тебе, надеждой на Тебя и страшась Тебя.Следовательно, эти три (вещи) — столпы (аркан) поклонения, и обращениеих к иному, помимо Аллаха — есть ширк. Также в этих трех стихах —опровержение того, кто твердо придерживался только одного из этих трех.

Например, того, кто поклоняется только с любовью, или только снадеждой, или только со страхом. И кто бы ни обратил одно из них киному, помимо Аллаха, тот совершил ширк. И среди выгод, которые они(стихи) содержат — то, что они опровергают все группы, кто приверженытолько к одному из этих (трех качеств). Например, как тот, ктопоклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одной только любви. Подобноэтому, тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одной тольконадежды. И точно также — тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому,из одного только страха, подобно хауаридж (хариджиты).

(4) Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи.

Этот (аят) содержит таухид улюхийа (1) и таухид рубубийа (2).

(5) Веди нас прямым путем.

Этот (аят) содержит опровержение новаторов.

(6) Путем тех, которых Ты облагодетельствовал,
(7) Не тех, что попали под гнев Твой (как иудеи), и не (путем) заблудших (как христиане).

И что касается последних двух стихов, то они содержат следующие выгоды:
упоминание о состояниях (положениях) людей;

Аллах разделил их на три группы, те: 1) кто облагодетельствован; 2) на ком – гнев; 3) заблудшие.

Под гневом — те, кто имеет знание, но не действует (в соответствии с ним).
Заблудшие — те, кто поклоняется, но без знания.

Несмотряна то, что эти аяты были ниспосланы в отношении иудеев и христиан, ониприменимы к каждому, к кому подходит описание, приведенное выше.

И что касается третьей группы, то это — те, кто описывается (как обладающий) и знанием, и действием, и они — те, кто одобрены.

И (эта сура) также содержит следующие выгоды:

1.Отрицание власти и мощи от себя самого, так как человек — тот, ктооблагодетельствован (следовательно, он — не обладатель власти и мощи).

2. Совершенное знание Аллаха.

3. Отрицание недостаточности в Нем, Благословенном.

4.Знание рабом своего Господа и себя самого, так как, если есть Ар-Рабб(Господь), то есть марбуб (раб). И когда есть Тот, Кто являет милость(рахим), тогда есть тот, кому являют милость (мархум). И когда естьвладыка (Малик), тогда есть тот, кто находится во владении (мамлюк). Икогда имеется слуга (абд), тогда есть Тот, Кому служат (ма'буд). Икогда есть руководство (хад), тогда есть тот, кто руководствуется(махди). И когда есть тот, кто благодетельствует, одаряет благами(мун'им), тогда есть тот, кто облагодетельствован. И когда есть тот,над кем гнев (магдуб), тогда есть тот, кто проявляет гнев.

Следовательно,эта сура содержит и улюхийа, и рубубийа, отрицание всех несовершенств уАллаха, Всемогущего и Великого, и она также содержит знание поклонения(ибада) и его столпов. А Аллах знает лучше!".(3)


Дополнительные примечания

1. Так какАль-Фатиха читается в каждой молитве, и также является "сутью Корана"(Умм аль-Кур'ан), тогда то, что содержится в ней из благ, можетиспользоваться для развития, поддержки и укрепления имана.

2. Сура содержит следующие вопросы (которые пронумерованы для удобства запоминания):

1. Упоминание о столпах поклонения — любовь, надежда и страх (действия сердца).
2.Упоминание о именах и качествах (Аллах, Ар-Рабб, Ар-Рахман, Ар-Рахим,Аль-Малик), которые являются основанием всех других имен и качеств (см.Аль-Мадаридж Ибн Аль-Кайима).
3. Упоминание об улюхийа и рубубийа.
4. Упоминание того, что — для Аллаха и того, что для раба.
5.Упоминание того, что опровергает новаторов в Исламе, и таким образомутверждает следование Сунне и пути праведных предшественников.
6.Упоминание о столпах руководства — ильм и 'амаль (знание и дела).Упоминание о различных состояниях людей по отношению к знанию идействиям.

3. Ибн Аль-Кайим сказал в своей книге "Ас-Салят уа хукм тарикиха":

"И когда он (Пророк (Cалл Аллahу ‘Алейхи уа Саллям)) читал: "Хвала Аллаху, Господу миров", он делал небольшую паузу, ожидая ответ своего Господа: "Мой раб восхвалил Меня". Затем, когда он читал: "Милостивому и Милосердному", он ждал ответ: "Мой раб превознес Меня" и когда он читал: "Властителю Дня Суда", он ждал ответ: "Мой раб восславил Меня".

Восторгего сердца, прохлада его глаз и радость его души — в том, что егоГосподь упоминает о нём: "Мой раб" — три раза. Клянусь Аллахом! Если быкопоть страстей и мрак души покрыли бы сердце, то они истекли бы оттудаот счастья и наслаждения, когда их Господь, Творец и Бог говорит: "Мойраб восхвалил Меня, Мой раб превознёс Меня, и Мой раб восславил Меня".Тогда в этом сердце образовалось бы место, свидетельствующее три имени,которые являются основой всех прекрасных имён, и это: Аллах, Ар-Рабб иАр-Рахман…

… Когда он говорит: "Властитель Дня Суда",он свидетельствует славу, которая не приличествует никому, кроме Царя,Истины, Явного. Он свидетельствует всемогущего и неодолимого Царя,Того, Которому покорно всё сотворённое, перед Которым склоняются лица,простирается ниц всё творение, и Которому покоряется любой обладательмогущества и почести. Он свидетельствует своим сердцем Владыку надТроном небес…

… И затем он говорит: "Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи",(фразу), в которой лежит тайна творения и деяний этого мира и мирагрядущего, которая содержит возвышеннейшую из целей и превосходнейшееиз средств (приближения к Аллаху). Возвышеннейшая из целей —поклонение, служение (ибадат) Аллаху, а превосходнейшее из средств —Его помощь и поддержка. Нет божества, достойного поклонения в истине,кроме Него и нет помощника в поклонении Ему, кроме Него. Поэтомупоклонение Ему — возвышеннейшая из целей, а Его помощь в этом —превосходнейшее из средств…

… И эти слова содержат два вида таухида, и это: таухиду-р-рубубийа и таухиду-ль-улюхийа.

ПреданностьАллаху содержится в Его именах: Ар-Рабб и Аллах. Ему поклоняются из-заЕго улюхийа (божественности) и у Него ищут помощи из-за Его рубубийа(господства, власти), и Он ведет к прямому пути по Своему милосердию(рахма).

Поэтому первая часть суры упоминает Его имена: Аллах,Ар-Рабб и Ар-Рахман, чтобы наставить любого, кто ищет поклонения Ему,Его помощи и руководства. Он Один способен даровать всё это. Нетникого, кто может помочь другим в поклонении Аллаху, помимо СамогоАллаха, и никто не сможет повести (к прямому пути), кроме Него.

Затем взывающий понимает из слов Аллаха: "Веди нас прямым путем"— свою чрезвычайную нужду в этом (руководстве). Он — никогда ненуждался в какой-либо иной вещи столько, сколько нуждается в этомруководстве.

Он — нуждается в этом в каждый момент, в каждое мгновение ока…

…Затем Аллах поясняет, что люди этого пути — те, кто отмечен Егопокровительством, но не те, кто под Его гневом, а это — знающие Истину,но не следующие ей, и не те, кто в заблуждении, а это — поклоняющиесяАллаху без знания. Обе из этих групп препираются друг с другом,разноглася относительно Его творения, Его повелений и Его имен икачеств без знания. Путь тех, над которыми Его покровительство иблагословение, отличается от пути людей неправды в знании и деяниях.

Когдаон заканчивает эти восхваления, мольбы и таухид, ему повелено закончитьэто словом "амин", которое является печатью (завершением его мольбы) икоторому вторит "амин" ангелов в небесах. Этот амин — из украшениямолитвы, точно так же как поднимание рук — украшение молитвы,следование Сунне, почитание повеления Аллаха, поклонение руками ипризнак перехода от одного столпа (молитвы) к другому.

4.Когда раб желает обновить и подкрепить свой иман, то пусть он обратитвнимание на смысл этой суры, и в молитве, и вне ее. И пусть онразмышляет над ней, и днем, и ночью.

5. Сура содержитопровержение новшеств, новаторов и сект, и является подтверждениемправильности Сунны и ее людей, которые руководствуются путем праведныхпредшественников, во все века, во всех местах и обстоятельствах.

6.Сура ссылается на состояние мусульманина по отношению к знанию идействию. Он может действовать, опираясь на иное, чем знание (ильм), иследовательно быть — далеко от Сунны, действуя на основе иного, чемона, высказываясь на основе иного, чем она, в большей или меньшей мере.Или он может быть жестокосердным, не действуя на основе того, что онзнает, следуя пристрастиям и желаниям, в большей или меньшей степени. Ивсе люди находятся между этими двумя состояниями, и, следовательно,имеют нечто из деяний, основанных на невежестве, и нечто из деяний,противоречащих знанию. И только те свободны от этого, кто благословенАллахом знанием и делом. И это — люди Сунны.

7. С другой точки зрения, эта сура содержит таухид, иттиба' и тазкийа.

Мыпросим Аллаха, Того, Кто принимает от муттакин (богобоязненных), чтобыОн одарил нас всех с изобилием любви, страха и надежды, и чтобы Онпомог нам увеличить и сохранить дела, которыми достигается рай испасение от огня, даровав нам успех в реализации величия этой суры.Амин!

Мир и благословение Аллаха — нашему пророкуМухаммаду, его семейству, его сподвижникам и всем тем, кто последовалего путем вплоть до установленного Часа.

_______________________________________

(1) То, что Аллах — единственный, Кто достоин поклонения в сердце, на языке и членах тела.

(2) То, что Аллах — единственен в творении (хальк), владычестве (мульк) и правлении (тадбир) надо всем сотворенным.

(3) См. Маджму'а Ат-Таухид, сс. 19-20.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика