Смысл таухида и свидетельства "Нет божества, кроме Аллаха"

Ас-Саляам Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракяатух

Смысл таухида и свидетельства "Нет божества, кроме Аллаха"


Всевышний Аллах сказал:

"Те,к которым они взывают, сами ищут пути приближения к своему Господу -кто из них ближе, - надеются на Его милость и боятся Его наказания.Поистине, наказания твоего Господа следует остерегаться!"[1]("Исра'" (17):57).

Всевышний также сказал:

"Ивот сказал Ибрахим отцу своему и народу: "Я не причастен к тому, чемувы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня. Поистине, Он поведёт меняпо прямому пути!" ("Зухруф" (43):26-28).

Он сказал также:

"Они признали господами помимо Аллаха своих книжников и монахов..."

Всевышний сказал:

"Естьсреди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так,как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха"[2] ("Бакара" (2):165).

В "ас-Сахихе" Муслима приводится следующий хадис пророка:"Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал "нет божества,кроме Аллаха" и отрёкся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будетдержать ответ перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик"[3].

Разъяснению этой главы посвящены все остальные главы этой книги. Даннаяже глава содержит самые крупные и важнейшие вопросы: смысл таухида исвидетельства с приведением наглядных примеров.

Аят из суры"Исра'" содержит ответ мушрикам, которые взывали к праведникам. В аятеразъясняется, что подобные действия являются величайшим ширком.

В аяте из суры "Бара'а" ("Тауба". - Ред.) говорится о том, чтообладатели Писания приняли своих книжников и монахов за господ наряду сАллахом. Разъясняется, что им было повелено поклоняться только ОдномуБогу (Аллаху. - Ред.), а несложный для понимания смысл этого аятасостоит в том, что учёным и верослужителям следует подчиняться вповиновении Аллаху, но не отвечать на их призыв к неповиновению.

К этому же относится и высказывание пророка Ибрахима, обращённое к неверным: "Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня..."Тем самым он исключил из объектов поклонения всё, кроме его Господа.Всевышний упомянул, что такое отречение и преданность представляютсобой смысл свидетельства "нет божества, кроме Аллаха". Всевышнийсказал: "И сделал он это словом, пребывающим в потомстве его, - может быть, они вернутся!" ("Зухруф" (43):28).

Приводится также аят из суры "Бакара", в котором Аллах сказал о неверных: "...и не выйдут они из Огня"("Бакара" (2):167). В нём сказано, что они любят свои предметыпоклонения так, как любят Аллаха. Это означает, что они любят Аллахавеликой любовью, но Он не допустил их в Ислам. Что же тогда говорить отех, кто возлюбил свои предметы поклонения сильнее, чем Аллаха? И чтоможно сказать о том, кто любит свой предмет поклонения и не любитАллаха вовсе?

Сюда же относится и высказывание пророка: "Неприкосновенныимущество и жизнь того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха" иотрёкся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ передАллахом..." Эти слова разъясняют смысл формулы "нет божества,кроме Аллаха". Её произнесение само по себе не обеспечиваетнеприкосновенности жизни и имущества; также не обеспечивают этого нипонимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни егоподтверждение, ни обращение в молитвах к Одному только Аллаху, укоторого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будутнеприкосновенны лишь тогда, когда всё указанное выше будет дополненополным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое жесомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизньчеловека. Насколько велика и грандиозна эта проблема! И насколько жеубедительно и красноречиво данное разъяснение, и наскольконеопровержимы аргументы для любого спорщика!

("Тауба" (9):31).


[1]

Ибналь-Каййим сказал: "В этом аяте упоминаются три весьма значительныхпонятия: любовь, то есть стремление приблизиться и найти дорогублагодаря праведным делам, надежда и страх. Это - подлинный таухид иподлинная религия Ислама".

[2]

Все,кто приобщает к Аллаху равных, взывает к ним помимо Аллаха, просит уних помощи и надеется на них в избавлении от нужды и удалении печали,подобны поклоняющимся могилам, тагуту и идолам. Они, несомненно,возвеличивают и любят их наряду с Аллахом, если вообще они любятВсевышнего Аллаха, поскольку подлинная любовь к Аллаху невозможна безпознания Его величия, имён и качеств. Они произносят слова "нетбожества, кроме Аллаха", совершают молитвы, держат пост, однакоприобщают к Аллаху равных в любви, и это губит всё, что они говорят иделают, потому что ни одно деяние мушрика не принимается и не получитблагополучного конца. Произнося слова "нет божества, кроме Аллаха", онине выполняют ни одного условия, которого требует это великоесвидетельство.

Ибн аль-Каййим сказал: "Таухид Любимого непозволяет разделять любовь к Нему с другими, и вся его (раба Аллаха. -Ред.) любовь отдана Аллаху в поклонении Ему. Таухид любви достигается,когда в душе не остаётся любви, которую бы человек не отдал Ему. И эталюбовь является величайшим благом для раба, его блаженством и радостью.Для души не будет блага и блаженства, пока Аллах и Его посланник небудут для него более любимы, чем кто-либо иной, и пока в его сердцеостанется любовь к кому-нибудь, кроме Аллаха. Такой человек любиттолько Аллаха, и как сказано в достоверном хадисе: "Человек ощутитсладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда онвозлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда онвозлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда емубудет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас егоот этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь".

Любовьк Его посланнику является проявлением любви к Аллаху. Если любовь кчеловеку испытывается ради Аллаха, то она также является проявлениемлюбви к Нему. Если же она не ради Аллаха, то это является недостатком ислабостью любви к Нему. Эта любовь подтверждается отвращением к самомуненавистному для Возлюбленного - неверию. Это отвращение подобноотвращению к тому, чтобы быть брошенным в Огонь, или даже сильнее. Безсомнения, это относится к величайшей любви.

Многие люди ставятво главу угла любовь к самим себе. Однако, если же человек отдаётпредпочтение любви к вере в Аллаха перед любовью к самому себенастолько, что если бы ему пришлось выбирать между неверием ипопаданием в Огонь, он выбрал бы попадание в Огонь, а не неверие, то ондействительно любит Аллаха больше себя самого".

[3]

Муслим (23).

Понятия "таухид" и "свидетельство" одинаковы по смыслу и употребляютсякак синонимы. Как сказал автор, да смилостивится над ним Аллах, этоявляется крупнейшим и важнейшим вопросом.

Истинный смыслтаухида - это знание и признание единственности Господа во всехкачествах совершенства, а также преданность и искренность в поклоненииЕму.

Особое значение здесь имеют два обстоятельства:

- во-первых, полное отрицание божественности всего, кроме Аллаха.Человек должен знать и быть убеждённым в том, что обожествления ипоклонения не заслуживает ни одна вещь и ни один из людей, будь топосланный Аллахом пророк, великий монарх, либо кто-нибудь ещё. Такоекачество не дано ни одному из людей и не может быть присущим никому;

- во-вторых, утверждение божественности только Всевышнего Аллаха,

Одного, у которого нет сотоварища, Его единственности во всех смыслахбожественности, представляющей собой предел совершенства. Чтобы рабАллаха достиг подлинной искренности в свидетельстве веры перед Аллахом,одной убеждённости недостаточно. Он должен быть преисполненнымпокорности, веры и чистосердечия, должен тщательно соблюдать праваАллаха и права Его творений, будучи устремлённым тем самым к ликуАллаха, Его благосклонности и Его награде.

Человек должензнать, что для полного уяснения и достижения таухида человек обязанотречься от поклонения всему, кроме Аллаха. Ему должно быть известно,что приобщение к Аллаху равных, проявление к ним любви такой же, как кАллаху, покорность им, как и Аллаху, а также труд во имя их, подобнотруду во имя Аллаха, полностью противоречат смыслу формулы "нетбожества, кроме Аллаха".

Автор разъясняет, что лучше всегозначение слов "нет божества, кроме Аллаха" раскрывает высказываниепосланника Аллаха: "Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал"нет божества, кроме Аллаха" и отрёкся от поклонения всему, кромеАллаха. Он будет держать ответ перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик".Однако само по себе произнесение этих слов не обеспечиваетнеприкосновенности жизни и имущества; также не обеспечивают этого нипонимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни егоподтверждение, ни обращение в молитвах к Одному только Аллаху, укоторого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будутнеприкосновенны лишь тогда, когда всё указанное выше будет дополненополным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое жесомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизньчеловека.

Отсюда вытекает необходимость убеждённости вобязательности поклонения только Одному Аллаху, не придавая Емусотоварищей, а также словесного и душевного подтверждения этого.Необходимо поклоняться только Одному Аллаху и подчиняться только Ему иЕго повелениям. Необходимо также отречься от всего того, чтопротиворечит этому в решениях, словах и делах.

Это же можетбыть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха, преданностьюим и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой поотношению к неверным и мушрикам. Здесь бесполезны голые слова и пустыеутверждения, поскольку необходимо сочетание знания, убеждённости, словаи дела. Все эти аспекты неотъемлемы один от другого, и когда не достаётодного из них, все остальные также становятся недействительными. ХотяАллаху это ведомо лучше.

комментарий шейха Абд ар-Рахмана Насира ас-Са'ди "аль-Кауль ас-Садид" ("Здравое слово")

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика