Отношение к родственникам

 

Отношение к родственникам

Поддержание родственных связей является одной из причин, которые позволяют снискать благоволение Аллаха и Его награду в мире ином, а также способствуют увеличению удела человека в мире этой. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

]???? ??????? ???? ???????? ???? ??? ???????? ? ?????????? ???? ??? ???????? ??????????? ????????[

«Пусть (человек,) желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлен, поддерживает связи со своими родственниками»[1].[2] Здесь речь идет о поддержании связей как с кровными родственниками, так и с родственниками по линии жены. Мусульманин должен проявлять сочувствие и сострадание по отношению к бедным родственникам, делать подарки бедным из их числа, радоваться за богатых, навещать больных, осведомляться об их положении и остерегаться порывать связи с ними, даже если они не хотят поддерживать их, поскольку за это человек может быть лишен рая. Указанием на это служит хадис Джубайра бин Мут‘има, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, , сказал:

] ??? ???????? ?????????? ???????[

«Не войдет в рай порывающий».[3] Имеется в виду человек, порывающий родственные связи.

Родственник, который живет по соседству, пользуется еще большими правами, поскольку он является и соседом, и родственником. Аллах Всевышний сказал:

«Поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу[4], и путнику,…».[5]

Ввиду этого родственники имеют тем больше прав на расходование на них средств, чем ближе степень родства, а Аллах Всевышний сказал:

«Они спрашивают тебя, что им (следует) расходовать. Скажи: “Все, что вы расходуете (должно доставаться) родителям, родственникам  … ”».[6]

Ислам побуждает человека поддерживать связи с родственниками, даже если они не являются мусульманами. На это указывает хадис ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

- Я слышал, как пророк, , открыто и не таясь говорил:

]????? ??? ????? ???????? ?????????????? ???????? ????????? ??????? ????????? ?????????????? ???????? ?????? ?????? ?????????? ????????????[

 

 

«Поистине, члены семейства моего отца[7] не являются моими покровителями[8], моими покровителями являются только Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними узы родства, и я обязательно буду поддерживать[9] их (и впредь)!»[10]



[1] Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «…а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить»*, ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом айате речь идет о знании Аллаха, а в хадисе ? о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что если человек не станет поддерживать связи с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлен, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает, (что пожелает,) и у Него ? мать Книги**». ***

* “Преграды”, 34.

** Имеется в виду либо Хранимая Скрижаль, либо знание Аллаха.

*** “Гром”, 39.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[3] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[4] Например, тому, кто является спутником во время путешествия, работает или учится вместе с человеком и т.д.

[5] “Женщины”, 36.

[6] “Корова”, 215.

[7] Здесь имеется в виду Абу Талиб, дядя пророка, , а также те члены его семьи, которые не приняли ислам.

[8]Аулийа” ? ед. ч. “вали”. Это слово является многозначным. Здесь имеются в виду члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство. В значении “Покровитель” это слово применяется в Коране по отношению к Аллаху.

[9] Дословно ? “орошать”. Таким образом, пророк, , сравнивает разрыв родственных связей с невыносимым зноем, спасением от которого может служить только их поддержание.

[10] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

 

???? ?????? ? ??????? ?????????

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика