Можно ли человеку, не обладающему знаниями, в виде облегчения /рухса/, следовать определенному мазхабу?

Можно ли человеку, не обладающему знаниями, в виде облегчения /рухса/, следовать определенному мазхабу?


Мой мазхаб – маликийский. Я полюбил девушку любовью чистой от всего запретного, поверьте мне. Я её очень сильно люблю. Когда я решил к ней посвататься, меня ошеломили новостью о том, что она приходится мне молочной сестрой, через женщину, которая кормила и её, и меня. Из-за своей сильной любви к ней, я задумался над этим вопросом. Могу ли я в виде облегчения, разрешения /рухса/, использовать мазхаб аш-Шафи‘и, который гласит, что для установления молочного родства необходимо 5 кормлений и 4 свидетеля этому, и жениться на этой девушке?

Хвала Аллаху.

Во-первых.

На сайте уже говорилось о кормлении, в частности о том, что молочное родство возникает после 5 кормлений и более. Так как ‘Аиша, мать правоверных, да будет доволен её Аллах, сказала: «Среди ниспосланного из Корана был (аят о том, что) десятикратное полноценное кормление грудью делает запретным (женитьбу молочных родственников), однако затем это повеление было заменено на пять кормлений грудью» (Муслим № 1452).

На сайте также приводились слова о том, что для установления молочного родства достаточно свидетельства одной женщины. Аль-Бухари привел хадис под № 5105 от ‘Укбы ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах: «Я женился на женщине, и ко мне пришла темнокожая женщина и сказала: „Я кормила вас обоих“. Тогда я обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему, что женился на такой-то дочери такого-то, но ко мне пришла темнокожая женщина и сказала, что кормила своим молоком нас обоих. Я сказал, что эта женщина лжет. Он отвернулся от меня, но я встал перед ним и (снова) сказал: „Воистину, она лгунья“. И он сказал мне: „Как быть с ней, когда она говорит, что кормила вас обоих? Расстанься с ней (с женой – прим. пер.)“».

Подробную информацию по двум предыдущим вопросам смотрите в ответах на вопросы № 804 и № 175250.

Здесь мы хотели бы отметить, что в вопросе прозвучало не совсем точное разъяснение мнения мазхаба шафиитов. В вопросе было сказано о 4-х свидетелях, однако шафииты считают, что для установления молочного родства необходимо свидетельство двух мужчин, или одного мужчины и двух женщин, или четырех женщин. Для дополнительной информации обратитесь к «Нихайату-ль-мухтадж» (Т. 7. С. 185) ар-Рамли, «аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа» (Т. 22. С. 254).

Во-вторых.

Ученые, да помилует их Аллах, писали, что обычный человек, который не обладает достаточными знаниями, не может в виде облегчения /рухса/ выбирать то мнение мазхаба или ученого, которое соответствует его желаниям.

Аш-Шатыби, да помилует его Аллах, сказал: «Мукаллид (человек, которые не обладает знаниями Шариата и следует определенному мазхабу или ученому – прим. пер.) не должен избирать определенное мнение, когда, например, существует два мнения ученых. И когда оба они были доведены до мукаллида. Некоторые люди считают, что два мнения были упомянуты для выбора определенного мнения из них, подобно выбору, который предоставляется между видами искупления (за нарушение поста, например, - прим. пер.). В этом случае человек следует своим желаниям  и своим интересам и оставляет то, что противоречит этому. И, возможно, он станет подтверждать свои действия словами некоторых современных ученых-муфтиев, усилив его сообщением, которое передается от пророка, мир ему и благословение: „Мои сподвижники словно звезды“.

 По поводу этого предания уже был ответ. Если оно достоверно, то, следуя ему, мукаллиду будет прощена ошибка, если он невольно последовал какому-то мнению: обратился к сподвижнику или другому за фетвой и последовал  фетве, несмотря на соответствие интересам или противоречие им. Если же мукаллиду были представлены два противоположных мнения ученых-муфтиев, то, опираясь на истину, следует сказать, что на подобную ситуацию то предание не распространяется. Так как каждый из ученых следует доказательству, которое указывает ему противоположное тому, к чему пришел другой. Они имеют противостоящие доказательства (истинности своих мнений), и если человек, следуя своим желаниям и чаяниям, изберет одно из мнений, то он станет тем, кто следует свои желаниям и чаяниям. Уже говорилось об этом. Обычному человеку не остается другого выбора, кроме как посредством выделения более знающего человека или другим способом избрать более верное мнение. А также нужно отметить, что ученые, выводящие решения /муджтахиды/, по отношению к человеку, не обладающему знаниями, подобны доказательствам, (открывшимся) перед другим муджтахидом. Муждтахид (при двух противоречащих доказательствах) обязан выделить более верное или остановится и не высказывать мнения. Также и мукаллид. И если бы ему было дозволено в решениях избирать то, что соответствует его ожиданиям и желаниям, то подобное было бы дозволенным и для судьи, правителя. Однако это неверно, и противоречит единодушному мнению ученых /иджма‘/.

На тему вопросов, в которых существуют разногласия, есть кораническое правило. Оно, в целом, не допускает следование желаниям и капризам. (Это правило) в словах Всевышнего Аллаха:

فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُول

„Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника“ (сура „ан-Ниса“, аят 59). В вопросе этого мукаллида столкнулись два мнения ученых-муджтахидов, значит, он должен вернуть их Аллаху и Посланнику, то есть к доказательствам Шариата. Подобное отдаляет человека от следования желаниям и капризам. Выбор же одного мнения из двух, следуя желаниям и капризам, противоречит возврату к Аллаху и Посланнику <…>

Также выбор того мнения ученых, что соответствует желаниям человека, приведет к тому, что он станет искать и избирать облегчения /рухса/ из мазхабов, не опираясь при этом на доказательства Шариата. Ибн Хазм сообщил о том, что в соответствии с единодушным мнением ученых, подобное совершать нельзя, и это считается нечестием» (аль-Мувафакат. Т. 5. С. 79-82).

Шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если (мы скажем), что мукаллиду дозволено следовать тому, кому он желает, то, как на это указывают слова наших сподвижников и других ученых, ему не дозволено следовать только облегченному в виде исключения /рухса/» (аль-Мустадрак ‘аля маджму‘ фатауа шейхи-ль-ислам. Т. 2. С. 258).

Поэтому, если вас обоих кормила та женщина, и кормлений было пять или более раз, то вы считаетесь молочными братом и сестрой. Вам не дозволено жениться. Для установления молочного родства достаточно свидетельства одной женщины, как гласит более верное мнение.

Что касается Вашей любви к этой девушке, то это не причина совершать то, что запретил Аллах, не причина следовать облегчению и (более выгодному) мнению ученых. Вам следует искать дозволенного брака с другой женщиной. Путь сатана не обольщает Вас в этом.

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика