КАРТИНЫ СМЕРТИ В СУННЕ ПРОРОКА

 

КАРТИНЫ СМЕРТИ В СУННЕ ПРОРОКА

Хадис о том, что ожидает человека после смерти и в могиле

Один из сподвижников Посланника Аллаха аль-Бара ибн Азиб рассказывал: "Однажды мы отправились вместе с Пророком хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда ее еще рыли. Посланник Аллаха сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться [из уважения к Пророку. – К.Э.] Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал:

— Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле! — он повторил это два или три раза, после чего продолжил. — Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти – мир ему! – и усаживается у его головы и говорит:

— О благая душа! (в другой версии этого хадиса говорится: «О умиротворенная душа!») Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха.

Душа правоверного покидает его тело, подобно тому как капля вытекает из горла сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, благословляют ее. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями.

Об этом сказал Всевышний: «Упокоят его Наши посланцы, – а они ни в чем не делают упущений». После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

— Чья это прекрасная душа?

Им отвечают:
— Такого-то, сына такого-то.

Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда великий и могучий Аллах говорит:

— Впишите весть о Моем рабе в верховьях рая в ‘иллиййун.

Затем Пророк прочел аяты Корана:
— И откуда тебе знать, что такое ‘иллиййун? Это — книга начертанная. Свидетельствуют про нее приближенные, — и продолжил. — Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘иллиййун, и им велят:
— Верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз. Ангелы возвращают душу верующего на землю, так что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от нее людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:
— Кто твой Господь?
Он отвечает:
— Мой Господь – Аллах.
— Какова твоя религия?
— Моя религия – Ислам.
— Что за человек был послан к вам?
— Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
— Как же ты поступал?
— Я читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и был верен этому.

Они пробуждают его и спрашивают, кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк? Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нем сказал великий и могучий Аллах: "Аллах поддерживает верующих словом твердым в мирской жизни". Благодаря этому верующий отвечает, что его Господь – Аллах, его религия – Ислам, и его Пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.

Тогда голос с небес возвещает:
— Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в рай.

Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор.

Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит:
— Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе.

Верующий вопрошает:
— Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?
— Я – твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром.

Затем для верующего открываются врата в рай и врата в ад. Ему говорят:
— Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим.

Когда же он узреет то, что есть в раю, то скажет:
— Господи, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство.

Тогда ему скажут:
— Будь спокоен!

Когда же неверный раб (в другой версии этого хадиса говорится: "грешник") расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит:
— О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха.

В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, проходит сквозь мокрую шерсть.

Все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, проклинают ее. Для нее закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают ее в дерюгу.

Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:
— Чья это скверная душа?
Им отвечают:
— Такого-то, сына такого-то.
Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются.

Затем Посланник Аллах прочел аят Корана:
— Воистину, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко, — и продолжил. — Тогда великий и могучий Аллах скажет:
— Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей.

Затем ангелам велят:
— Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.
Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело.

Тут Пророк прочел аят Корана:
— Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно падал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света, — и сказал. — Его душа возвращается в тело, так что слышит шаги удаляющихся от нее людей.
Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:
— Кто твой Господь?
Он бормочет:
— М-ммм Я не знаю.
— Какова твоя религия?
— М-ммм Я не знаю.
— Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?
Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают:
— Это Мухаммад!
Он же лишь бормочет:
— М-ммм Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.
— Ты не знал и не последовал за ним.
Тогда глас с небес возвещает:
— Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в ад.
К нему подступают адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое.

Тут пред ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит:
— Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе.
Неверный спрашивает его:
— Да обратит Аллах против тебя зло. Кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой.
— Я – твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом.

Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыпется в прах. Но он бьет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьет его еще раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает:
— Господи, не позволяй Часу настать!

Последние мгновения жизни Пророка

В последний день жизни Пророка Мухаммада его дочь Фатима видела, как страдает ее отец. Она сказала: "Какая печаль, отец!" Посланник Аллаха ответил ей: "Через день твой отец уже никогда не будет опечален".

Возле него лежала жестянка с водой. Он опускал в нее руки и обтирал ими лицо, говоря: "Нет божества, кроме Аллаха! Воистину, перед смертью бывает агония". Затем состояние Пророка ухудшилось, и он перестал разговаривать, общаясь с окружающими знаками. Вскоре наступили последние мгновения его земного пребывания.

Голова Посланника Аллаха лежала на коленях его жены Аишы. Тут вошел сын Абу Бакра и брат Аиши Абд ар-Рахман, держа в руках мисвак. Посланник Аллаха посмотрел на него, и Аиша поняла, что он хочет мисвак. Она взяла его и размягчила, а затем он почистил им зубы. Когда он закончил, то поднял руку и палец и пристально уставился на потолок. Его губы шевелились. Аиша прислушалась и услышала, как он сказал: "Вместе с теми, кого Ты осенил своей милостью, вместе с пророками, правдивыми, павшими мучениками и праведниками. О Аллах, прости меня и смилостивуйся надо мной, воссоедини меня со всевышним спутником. О Аллах, Ты – мой всевышний спутник".

Фатима, дочь Пророка, сказала: "О отец! Он внял призыву своего Господа. О отец! Его место в садах Фирдауса. О отец! По нему мы приносим соболезнования Джибрилю".

Воистину, все мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся! Так покинул этот мир человек, принесший в него величайшее из всех благ, которое разделяет все человечество. Никто прежде не расставался с человеком, подобным ему, и никто не потеряет подобного ему вплоть до Судного дня.

Уроки, извлекаемые из смерти Пророка Мухаммада

Великий и могучий Аллах сказал:

"Воистину, ты смертен, и они смертны". (Сура "Толпы", аят 30)

Помни, дорогой брат, что Посланник Аллаха был для нас примером при жизни и остается им после смерти. Рассудительные рабы Аллаха извлекают полезный урок и назидание из всей его жизни, из всего, что он говорил и делал, потому что он является самым почитаемым творением перед Аллахом, его возлюбленным и доверенным Посланником, Пророком и избранником.

Несмотря на это, разве он получил отсрочку, когда истек его срок? Разве наступление его смерти задержалось хотя бы на один миг?

Нет. Всевышний отправил к нему ангелов, отвечающих за души людей, и они извлекли его чистую, благородную душу и поспешили предать ее милости и благосклонности Аллаха, воссоединить ее с райскими девами и поселить в обители верности в близости от Милосердного Творца. И при все этом он испытывал перед смертью мучения, тоску и печаль и даже стонал от боли. Цвет его лица был изменен, а на лбу выступали капли пота. Никто из тех, кто навещал его в этот час и видел, как он страдает, не мог удержаться от слез.

Разве то, что он был Пророком, избавило его от предопределения Господа? Разве оно обошло его потому, что он отстаивал истину и увещевал человечество? О нет! Он, как и все, испытал все перипетии судьбы, предписанные ему в Хранимой Скрижали.

Смерть постигла Мухаммада, не взирая на то, что он занимает славное место возле Господа миров; владеет прекрасным водоемом, из которого в самый страшный День верующие будут пить воду, которая белее молока и слаще меда; является первым, кого воскресит Аллах в Судный день; и обладает правом на величайшее заступничество пред всемогущим Творцом. И поэтому удивительно, как мы невнимательны к этой проповеди и как мы отказываемся готовиться к тому, что нас ожидает. Более того, мы являемся рабами своих низменных страстей и пленниками наших злодеяний и грехов.

Отчего мы не извлекаем уроков из того, что даже господин Божьих посланников и самый богобоязненный из рабов Аллаха умер и покинул этот преходящий мир? Может быть, мы думаем, что будем жить вечно? Или же мы считаем, что занимаем почтенное положение перед Аллахом, забывая о своих скверных деяниях? О нет, это далеко не так! Истина состоит в том, что все мы предстанем перед адом, и спастись от него смогут только благочестивые и праведные.

А для этого каждый из нас должен всегда помнить о том, что и для него настанет предсмертный миг. Вот еще несколько картин того, как люди расстаются с этой жизнью.

"Когда Абу Талиб был при смерти, к нему пришел Посланник Аллаха. Рядом с умирающим в то время были Абдуллах ибн Абу Умеййа и Абу Джахль. Пророк обратился к нему: "Дядя, скажи: "Нет божества, кроме Аллаха", — и я приведу эти слова как свидетельство твоей веры перед Аллахом". Тогда двое присутствующих сказали ему: "Неужели ты отказываешься от веры Абд аль-Мутталиба?" Пророк продолжал обращаться к умирающему, а присутствующие опять задавали свой вопрос. В конце концов Абу Талиб сказал, что остается в вере своего отца Абд аль-Мутталиба, отказавшись провозгласить, что нет божества, кроме Аллаха. Тогда Пророк сказал: "Я обязательно буду испрашивать прощения для тебя, если не будет это мне запрещено". Тогда всевышний Аллах ниспослал ему:

"Не подобает Пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они – обитатели ада. А просьба Ибрахима о прощении его отца была только исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же Ибрахим убедился, что его отец – враг Аллаху, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим – смиренный, кроткий". (Сура «Покаяние», аяты 113-114)

А в отношении Абу Талиба был ниспослан следующий аят:

"Поистине, ты не наставишь на прямой путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет на него, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идет прямо". (Сура «Рассказ», аят 56)"

Этот хадис является ярким примером того, какое сильное влияние оказывают на людей их друзья и близкие. Ведь даже один скверный приятель может вводить Божьего раба в заблуждение, пока, наконец, не введет его в адский пламень. Упаси нас Аллах от этого!

"Один из сподвижников Пророка Сахль ибн Са‘д рассказывал, что однажды, когда Пророк сражался с язычниками, на стороне его сподвижников воевал мужчина, который рубил своим мечом врагов, не оставляя никого на своем пути. Люди стали говорить, что никто в тот день не порубил больше неверных, чем он, но Посланник Аллаха сказал: "Он будет обитателем ада". Один из нас сказал, что будет следить за ним, и находился неподалеку от него. Этот мужчина получил сильное ранение и решил ускорить смерть. Он упер рукоять меча в землю, а его острие приставил к груди и, надавив на него своим весом, убил себя. Сподвижник, который следил за ним, пришел к Посланнику Аллаха и рассказал ему о случившемся. Пророк сказал: "Людям порой кажется, что человек творит деяния обитателей рая, а тот попадает в ад. А порой людям кажется, что человек совершает деяния обитателей рая, а тот попадает в ад. Воистину, все определяется по последним деяниям".

Поэтому каждый мусульманин обязан остерегаться душевных колебаний, порывов и страстей и проявлять внимание к облагораживанию своей души.

Слуга Пророка Мухаммада Анас ибн Малик рассказывал, что юноша-иудей, который прислуживал Пророку, заболел. Посланник Аллаха пришел навестить его и сел возле его головы. Он предложил ему обратиться в веру Аллаха и сказал: "Прими Ислам". Юноша посмотрел на своего отца, который стоял рядом. Тот сказал: "Послушайся Абу аль-Касима", — и он принял Ислам. Пророк сказал: "Хвала Аллаху, который спас его от ада".

Как наступает смерть

Мусульманские ученые, описывая смерть и предсмертные часы, отмечали, что предсмертная агония сопровождается сильными муками, которые невозможно описать и которые суждено познать только умирающему. Мы же можем лишь сравнивать их с теми болями, которые испытываем при жизни. Однако они отличаются от таковых, потому что предсмертные боли испытывают и тело, и душа. При этом муки поглощают все части души и тела: все сосуды, все нервы, все суставы, каждый волос и каждый кусочек кожи от макушки до пяток.

Боль, которая обрушивается на умирающего, невозможно представить, но говорят, что она хуже, чем страдания человека, которого ударили мечом или которому пилой или ножницами отрезают часть тела. Человек ощущает боль, когда его ударяют мечом или режут, потому что его тело связано в душой. Что же тогда говорить о мучениях, наступающих, когда ангел смерти вырывает саму душу из тела.

Раненый человек в состоянии звать на помощь и кричать, потому что его сердце и язык еще обладают жизненной силой. Но умирающий не может ни закричать, ни завопить, потому что силы уже покинули его. Его страдания превышают предел терпимости и поражают каждый участок его тела, каждый орган неимоверной болью, лишая их сил.

Смерть поражает рассудок, ослабляет взор, парализует речь. Умирающий страстно желает облегчить свои страдания стонами, криками или чем-либо иным, но не в силах издать их. Если он еще в состоянии услышать что-либо, то он слышит хрип и шипение, выходящими из его груди и горла, с которыми покидает тело его душа. Лицо умирающего изменяется в цвете, боль разливается по всему телу, зрачки закатываются, язык сжимается, кончики пальцев темнеют. Каким можно представить себе тело человека, если в этот момент растягивается каждый сосуд в его теле. Наконец, его органы начинают один за другим умирать. Вначале охлаждаются его стопы, затем голени, бедра. Смерть пробирает части его тела, добираясь до глотки. В этот миг он бросает прощальный взгляд на этот мир и его обитателей, для него закрываются врата покаяния и его охватывает величайшее сожаление и необъятная печаль.

 

Название: Предсмертный миг Автор : Халид ибн Абд ар-Рахман аш-Шайи‘

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика