Притча об огне

 

 

Всевышний Аллах приводит огненную притчу, говоря: «И из того, что они сжигают в огне, желая украшений[1] и бытовых вещей [2], — шлак вроде этого»[3].

 

Железо, медь, серебро, золото и остальные металлы обязательно плавят в печи, чтобы очистить от шлаков и получить полезное для людей сырье. В этих притчах, Всевышний показывает, каков конец тех, кто ответил Его призыву, и тех, кто отвернулся от него. Он сказал: « Тем, которые ответили своему Господу, — благое, а тем, кто не ответили Ему, если бы у них было все то, что на земле, и еще столько же, они бы выкупили этим, им плохой расчет, и убежище их геенна, и скверно это ложе!» [4].

Всевышний Аллах сотворил жизнь там, где свет, а смерть там, где мрак. Свет основа жизнеспособности материального и духовного. Она является залогом живости и широты души. Свет раба поднимает его дела и слова к Всевышнему Аллаху. К Всевышнему поднимается из речей, только хорошее, свет, источник которого свет. Из дел — только праведное. Из душ — лишь хорошие, души верующих, которые озарены светом, что ниспослан на посланника, и ангелы, созданные из света. В «Достоверном сборнике» Муслима от Аишы приводится следующий хадис пророка, мир ему: «Ангелы созданы из света, бесы — из огня, человек — из того, что было уже описано вам»[5].

Ангелы поднимаются к Всевышнему Аллаху, так как они созданы из света. Душа верующего, очищенная, благая, ослепительно лучистая, после смерти тоже понимается к Нему вместе с ангелами. Ему открывается дверь первого неба, второго, третьего, четвертого и так пока он не долетает до седьмого неба и останавливается перед Аллахом. После этого Он приказывает занести его книгу к обитателям «Иллиуна».

Темным, скверным и грязным душам не открывается врата небес, они не способны подняться к Всевышнему. Они возвращаются в этот тленный мир, к своей основе, так как она сама по себе земная, низменная, в отличие от первой, которая относится к возвышенным, небесным душам. Каждая душа возвращается к основе, к тому из чего она состоит. Все это объясняется в длинном хадисе пророка от Бара ибн А'зиба, который передали Имам Ахмад, Абу А'уана Исфарини в своем сборники достоверных хадисов, Хаким и многие другие. Хадис достоверен[6].

Суть дела в том, что к Всевышнему из дел, слов и душ поднимаются только те, от которых идет свет. Самое лучезарное создание — наиближайшее к Нему и наилюбимейшее для Него.

В «Муснаде» приводится хадис Абдуллы ибн А'мра от пророка, мир ему: «Поистине, Всевышний Аллах создал творения во тьме и бросил на них Свой свет. Тот, в кого Он попал из этого света, пошел по верному пути, в кого нет — заблудился. Поэтому говорю я вам: чернила высохли в Знание Всевышнего Аллаха!»[7].

Этот великий хадис — одна из основ веры, которая открывает одну из главнейших врат таинства предопределения и его мудрости. Да поможет нам Аллах. Этот свет Он бросил на них, это оживило и повело их по верному пути. Фитра, тоже получила часть этого света, однако из-за того, что она полностью не заполнилась им, Всевышний добавил к ней Дух, который Он ниспослал своим посланникам, мир им, то есть то, что внушил им в откровениях. И фитра полностью вернулась в свое первоначальное состояние, стало таким, каким она была в день, когда был брошен свет. Луч откровения и пророчества соединился со светом фитры. Свет на свете, которыми озарились сердца, осветились лица, ожили души, добровольно, по своему желанию покорились органы тела для подчинения, прибавилась жизненность души.

Потом этот свет указал на более величественный и славный свет. Свет высочайших атрибутов, перед которым меркнут все остальные. Когда сердце полно уверенности и реалии веры открыты для него, она начинает видеть их очами веры, точно так же как мы видим окружающие вещи глазами. Она как бы видит трон Милостивого воочию, как Он Возвысился над ним, так, как сообщил нам Всевышний в своей Книге и Его посланник.


[1] Из золота и серебра.

[2] Из железа, меди и свинца. Это толкование Муджахида.

[3] Сура «Гром», 19 аят.

[4] Сура «Гром», 20 аят.

[5] Приводится у Муслима (2996), Ахмад (6/158, 168).

[6] Приводится у Ахмада в «Муснаде» (4/287, 288, 295, 296), Абу Дауд (4753), Насаи (4/101), Хаким (1/37-45).

[7] Приводится у Ахмада а «Муснаде» (2/176, 198), Тирмизи (2144), Хаким (1/31). Он сказал, что хадис достоверен, Захаби согласился с ним. Шейх Албани того же мнения насчет этого, смотрите его книгу «Сборник достоверных хадисов», (1760).

 

 

Ибн Кайим аль-Джаузий

БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬПРЕКРАСНЫХ СЛОВ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика