Пение и игра на бубнах.

Пение и игра на бубнах.

На свадьбе присутствующие женщины могут возвещать о заключении брака ударами в бубен и пением – но только в том случае, если при этом не воспевается красота человеческого тела, а в словах не содержится намеков на непристойности. На этот счет имеется несколько хадисов.

 

Первый хадис ? со слов ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аууиз. Она рассказывала:

«Когда меня выдавали замуж, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошел и присел недалеко от меня ? вот так, как сидишь рядом ты (эти слова адресованы слушателю, передававшему этот рассказ со слов ар-Рубаййи‘). Наши девчушки стали бить в бубны и петь, воспевая моих дядьев, погибших в день Бадра. Вдруг одна из них пропела такие слова: Среди нас Пророк, который ведает о том, что станется завтра. И тут Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Ты это брось. Лучше пой о том, о чем пела раньше»[1].

Второй хадис ? со слов Аиши. Она рассказывала, как однажды была дружкой на свадьбе некой девушки и одного ансара. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил Аишу:

«Эй, Аиша! А какая у вас была музыка – воистину, ансарам музыка по душе?»[2]

В другом варианте хадиса:

«Он спросил: А вы приставили к ней девушку, которая била бы в бубен и пела? Я поинтересовалась: Пела что? Он сказал:

А вот и мы, а вот и мы.

Встречайте нас – мы к вам пришли.

Не дадите червонного злата

Не видать вам пастбищ богатых.

Не дадите зрелой пшеницы

Не будут дородными ваши девицы»[3].

Третий хадис ? также со слов Аиши. Она рассказывала:

Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, услышал, что какие-то люди распевали на свадьбе такие слова:

Отведу к ней лучшего барашка

Серого, живущего в достатке.

Суженый твой здесь, он знает,

Что со всеми нами будет завтра.

В другой передаче:

Муж твой здесь, он знает,

Что со всеми нами будет завтра.

И далее: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал об этом так:

Только Аллах, хвала Ему, знает, что станется завтра»[4].

Четвертый хадис ? со слов Амира ибн Са‘да аль-Баджли. Он рассказывал:

«Как-то раз я зашел к Карзе ибн Ка‘бу и Абу Мас‘уду – с ними был кто-то третий, а кто – не помню. Наложницы били в бубны и пели. Я спросил: Это так вы встречаете гостя, вы – асхабы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует!? Но они возразили: Он дал нам разрешение на празднование свадеб и причитания, если станется горе. В другой передаче хадиса:

«А также на оплакивание усопшего, помимо причитаний»[5].

Пятый хадис – со слов Абу Балджа Йахйи ибн Сулайма. Он рассказывал:

«Однажды я сказал Мухаммаду ибн Хатыбу: я женился на двух женщинах и на свадьбе с одной из них звучала музыка ? били в бубны. Мухаммад, да будет доволен им Аллах, заметил: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил:

Граница между дозволенным и запрещенным – это игра на бубнах»[6].

Шестой хадис: «Возглашайте о бракосочетании»[7].


[1] Этот хадис приводят аль-Бухари (2 / 352, 9 / 166?167), аль-Байхаки (7 / 288?289), Ахмад (6 / 359?360), аль-Махамили в Салят аль-‘идайн (номер 139) и другие авторы.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари (9 / 184?185), аль-Хаким (2 / 184), а со его слов – аль-Байхаки (7 / 288).

[3] Ат-Табарани приводит этот хадис в Зава’ид (1 / 167 / 1), но умалчивает о нем в аль-Фатх  – значит, у него были основания полагать, что этот хадис слабый!

Позднее я обнаружил другой путь передачи этого сообщения ? также со слов Аиши. Как я пояснил в аль-Ирва’ (1995), он укрепляет хадис в первой передаче.

Этот хадис приводится также в аль-Муснад (6 / 269) ? в разделе, где собраны хадисы со слов Аиши. Здесь все передатчики хадиса надежны, за исключением Исхака ибн Сахля ибн Абу Хантамы. Это имя встречается в аль-Джарх , но каких-либо сведений об этом передатчике там не приводится.

[4] Этот хадис приводят ат-Табарани в ас-Сагир (с. 69) – номер 830 в моей нумерации, аль-Хаким (2 / 183?185), а также аль-Байхаки (7 / 289). Аль-Хаким по поводу этого хадиса заметил:

«Он достоверный по условию Муслима». С ним согласился аз-Захаби.

По мнению аль-Хафиза (9 / 167), тот же хадис, приведенный ат-Табарани в аль-Аусат , имеет хороший иснад.

[5] Этот хадис передают аль-Хаким, аль-Байхаки – хадис и приведенный здесь вариант даются в его изложении, а также ан-Наса’и (2 / 93) и ат-Тайалиси (номер 1221).

[6] Этот хадис приводят ан-Наса’и (2 / 91), ат-Тирмизи (2 / 170) – он признал его хорошим, а также Ибн Маджа, аль-Хаким – хадис приводится в его редакции, аль-Байхаки (7 / 289), Ахмад (3 / 418) и Абу Али ат-Туси в Мухтасар аль-ахкям (1 / 109?110). Аль-Хаким по поводу хадиса заметил:

“У него надежный иснад”. С ним согласен аз-Захаби.

Полагаю, что иснад данного хадиса может считаться хорошим, – свои соображения по этому поводу я изложил в аль-Ирва’ (1994).

[7] Этот хадис в форме марфу‘ со слов Абдаллаха ибн аль-Асвада со слов Амира ибн Абдаллаха ибн аз-Зубайра со слов Абдаллаха ибн аз-Зубайра приводят Ибн Хиббан (1285), ат-Табарани (69 / 1 / 1) в аль-Аусат (1 / 167 / 2 ? дополнения), аль-Мухлис в аль-Мунтака мин хадис (12 / 64 / 2) и ад-Дыйа’ аль-Макдиси в аль-Мухтара (150 / 1).

Иснад этого хадиса хороший, а все его передатчики надежны – исключение составляет один лишь Ибн аль-Асвад. Абу Хатим сказал об Ибн аль-Асваде так: “Это шайх”. Его имя приводится также у Ибн Хиббана ? в ас-Сикат (2 / 145). Аль-Хаким признал этот хадис достоверным. Такого же мнения Ибн Дакык аль-‘Ид – он приводит этот хадис в аль-Ильмам би-ахадис аль-ахкям (122 / 1), а в предисловии к своему сочинению указывает, что собрал в нем лишь те хадисы, которые относятся к числу достоверных.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика