О правдивости (сыдк)
Глава 4: О правдивости (сыдк)
Аллах Всемогущий и Великий сказал:
«О вы, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!» («Покаяние», 119).
Аллах Всевышний также сказал:
«Для... правдивых мужчин и женщин... приготовил Аллах для них прощение и награду великую». («Сонмы», 35).
Аллах Всевышний также сказал:
«...конечно, было бы лучше для них, если бы они были правдивы с Аллахом». («Мухаммад», 21).
54 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, правдивость приводит к благочестию и, поистине, благочестие приводит к Раю, и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, лживость приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к Огню и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец. (Аль-Бухари; Муслим)
55 Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб,[1] да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я запомнил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда это спокойствие, а ложь - сомнение». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Достоверный хадис».)
Это означает: откажись от того, в дозволенности чего у тебя есть сомнения, и обратись к тому, что сомнений тебе не внушает.
56 Со слов Абу Суфйана Сахра бин Харба, да будет доволен им Аллах, передается длинный хадис, в котором рассказывается об Ираклии.[2] (В этом хадисе сообщается, что) Ираклий спросил:
«Что он велит вам (делать)?», - имея в виду Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Абу Суфйан сказал:
Я ответил: «Он говорит: «Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше ничему наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки», - и еще он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать родственные связи». (Аль-Бухари; Муслим)
57 Передают, что участник битвы при Бадре Абу Сабит (сообщается также, что кунья[3]его - Абу Са'ид, и сообщается также, что кунья его - Абу-ль-Валид) Сахль Ибн Хунайф, да будет доволен им Аллах, сказал:
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Того, кто обратится к Аллаху Всевышнему с искренней просьбой (дать ему возможность) погибнуть в сражении за веру, Аллах возвысит до положения павших за веру, даже если он умрет в своей постели». (Муслим)
58 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Отправляясь в военный поход, один из пророков,[4] благословения и мир им, сказал своим соплеменникам: «Пусть не следует за мной тот, кто женился на женщине и желает войти к ней, но еще не вошел, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или верблюдиц и ожидает приплода от них», - после чего он двинулся в поход. Подойдя к этому городу[5] ко времени послеполуденной молитвы или примерно в это время, он сказал солнцу: «Ты подвластно (Аллаху) и я подвластен, о Аллах, останови его для нас!», - и (солнце не заходило) до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу. После этого он собрал военную добычу, и (с небес) сошел огонь, чтобы уничтожить это,[6] однако (этот огонь) не тронул (собранного). Тогда (этот пророк) сказал (своим воинам): «Поистине, среди вас (кто-то пошел на) обман, пусть же принесет мне клятву один человек из каждого племени!»[7] (Они так и сделали,) и рука одного из них прилипла к его руке. Тогда он сказал: «Поистине (пошедший на) обман находится среди вас, пусть же все твои соплеменники принесут мне клятву!» И (на этот раз) к его руке прилипли руки двоих или троих из них, и он сказал: «Это вы (пошли на) обман!», - после чего они принесли сделанную из золота голову наподобие коровьей головы и положили ее, и тогда сошедший (с неба) огонь уничтожил (всю эту добычу), ибо военная добыча не была дозволена никому из живших до нас,[8] а потом Аллах разрешил нам (брать) ее. Он разрешил нам (брать) ее, когда увидел нашу слабость и неспособность.[9] (Аль-Бухари; Муслим)
59 Сообщается, что Абу Халид Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, принявший Ислам в год победы[10]и являвшийся сыном одного из предводителей курайшитов во времена джахилиййи и в Исламе, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе,[11] до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли,[12] то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено». (Аль-Бухари; Муслим)
[1] Старший внук Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, родившийся в 625 году.
[2] Имеется в виду Гераклий, или же Ираклий 1, византийский император, правивший с 610 по 641 год. В хадисе рассказывается о встрече с ним Абу Суфйана во время его поездки в Византию по торговым делам.
[3] Кунья - почетное произвище (так, например, Абу Сабит переводится как «отец Сабита»).
[4] Здесь имеется в виду Йуша ' бин Нун (Иисус Навин).
[5] То есть: к тому городу, который был целью его похода.
[6] Пророки собирали военную добычу, после чего Аллах посылал с небес огонь, и если она сгорала, это означало, что жертвоприношение принято и никто из участников сражения ничего не присвоил.
[7] Человек, приносивший клятву, должен был пожать руку этому пророку, мир ему.
[8] Имеются в виду прежние пророки и их последователи.
[9] То есть: неспособность удержаться от нарушения запрета.
[10] То есть: в 630 году, когда мусульмане овладели Меккой.
[11] Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя.
[12] Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель - на условия и сроки оплаты.
Сады праведных
Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави
Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша