Следуйте, а не измышляйте

 

Хутба первая

Хвала Аллаху, Который завершил для нас нашу религию, довёл до конца Свою милость к нам и одобрил для нас ислам в качестве религии. Я восхваляю Его и благодарю. Он ниспослал Книгу, ставшую Ясным светом, посредством которого Аллах ведёт тех, кто стремится снискать Его довольство, путями мира, выводит их из мрака к свету и наставляет на прямой путь. Это путь, ведущий к Нему. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад – Его раб и Посланник, которого Он направил к людям с верным руководством и истинной религией, и он донёс до них послание Господа, исполнил возложенную на него миссию и наставлял свою общину. Он оставил нас на пути, который сияет ослепительной белизной и днём, и ночью, и уклоняется от этого пути только пропащий.
Да благословит Аллах и приветствует его самого, пречистых членов его семьи и его сподвижников, поднявших знамёна Сунны и уничтоживших нововведения, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии и шёл путём до самого Судного дня.
Бойтесь Аллаха, о верующие, и держитесь за надёжную рукоять ислама. Следуйте Сунне вашего Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и придерживайтесь её. И остерегайтесь новоизобретённого, ибо всё новоизобретённое является нововведением, каждое нововведение – заблуждение, а каждое заблуждение ведёт в Огонь.

О верующие! Всевышний Аллах сделал ислам совершенным, одобрил его в качестве религии для нас и довёл до конца Свою милость к нам посредством него.
Всевышний сделал совершенной и полной Свою Книгу и Сунну Своего Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не оставив людям предлога для того, чтобы вносить в религию свои мнения и свои законы, и кто придерживается религии Всевышнего должным образом, тот ухватился за надёжную рукоять и обрёл двойное благо – благо мира этого и благо мира вечного.
Всевышний Аллах сказал:

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии» (5:3).

Всевышний также сказал:

«Таков Мой прямой путь. Следуйте ему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6:153).

А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я (разъяснил и) повелел вам делать всё, что приближает вас к Аллаху, и запретил вам делать всё, что отдаляет вас от Аллаха» (Ат-Табарани; хадис с безупречным иснадом).
Поклонение должно согласовываться с велениями и запретами Всевышнего и совершаться в точности так, как велит Шариат, и как поклонялся Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Любое поклонение, не соответствующее этим условиям, не будет принято Всевышним. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто сделает нечто, не соответствующее нашему делу, оно будет отвергнуто. И кто внесёт в это наше дело то, что к нему не относится, это будет отвергнуто». Этот хадис достоверен.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал о Сунне: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и правители мусульман после него оставили сунны. Следование им – свидетельство веры в Книгу Аллаха, покорности Аллаху и приверженности Его религии. Никто не имеет права вносить в них изменения, и не должно рассматриваться мнение, противоречащее им. Кто следует этим суннам, тот на верном пути, а кто противоречит им, тот следует не путём мусульман, и Аллах направит его туда, куда он направился, и оставит его гореть в Аду, и тяжкой будет его участь!».
О верующие! Следующий любым путём, кроме пути мусульман, сталкивается с прихотями, страстями и заблуждениями, отклоняется от Истины, выходит из повиновения Всевышнему и откалывается от общины. Всевышний сказал:

«…и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115).

Шариат узаконил определённые способы поклонения и исполнения религиозных обязанностей, определив точное место, время и число совершаемых действий, велев людям соблюдать установленный порядок и запретив нарушать его. Тем, кто соблюдает этот порядок, Всевышний обещал благо и награду, а тем, кто противоречит ему, Он обещал наказание. Аллах разъяснил нам, что соблюдение установленного Им порядка – благо, а нарушение его – зло.
Всевышний сказал:

«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Однако вам может быть неприятно то, в чём благо для вас, и вам может нравиться то, в чём зло для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

Всевышний направил к людям посланников, которые передали им послание их Господа и были воплощением Его Шариата. Они и есть прямой путь, а кто считает, что есть иной путь, ведущий к Аллаху, Господу миров, или поклоняется Ему так, как сам считает нужным, тот сомневается в совершенстве ислама и противоречит тому, с чем пришёл к нам избранный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Поступающий так как будто видит в Шариате «пустоты», которые необходимо заполнить.
Всевышний Аллах сказал:

«Мы ничего не упустили в Писании» (6:38).

Ибн аль-Маджшун сказал: «Я слышал, как Малик (да помилует его Аллах) сказал: “Кто привнёс в ислам нововведение, считая его хорошим, тот как будто считает, что Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, поступил вероломно, не передав Послание Всевышнего полностью, потому что Всевышний Аллах сказал: ‹Сегодня Я завершил для вас вашу религию› – и что тогда не было частью религии, то и сегодня не может стать её частью”».
Нововведения и изыскание новых способов поклонения – противоречие Шариату и следование своим страстям. Есть только два пути: путь Шариата и путь прихотей и страстей.
Всевышний Аллах сказал:

«Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто впал в большее заблуждение, чем тот, кто потакает своим желаниям и не приемлет верного руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (28:50).

Из аята следует, что перед нами всего два пути: путь следования Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и путь следования своим страстям.
Любое нововведение есть следование страстям, потому что придумавший его потакал при этом своим желаниям и прихотям, и это нововведение согласуется с его прихотями и склонностями и не имеет отношения к Шариату, его нормам и доказательствам.
Возможно, поэтому придумывающий какое-либо нововведение проявляет особое усердие и активность в поклонении. Он делает это с лёгкостью, потому что придуманное им соответствует его желаниям и пристрастиям.
Христианские монахи отрешались от мира, уединяясь в кельях и монастырях, отклонившись таким образом от истинного пути. Всевышний сказал:

«Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены» (88:2-3).

Всевышний также сказал:

«Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в наибольшем убытке из-за своих деяний? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, а они считали, что поступают хорошо?» (18:103-104).

Всевышний также сказал:

«Разве тот, кому его злодеяние представляется прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путём? Поистине, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведёт прямым путём того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Поистине, Аллах знает о том, что они творят» (35:8).

Умеренное следование Сунне лучше усердия в совершении нововведений.
Из-за нововведений и тех, кто их придумывает, умножаются споры, и начинаются разногласия между верующими. Всевышний Аллах сказал:

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним пришли ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105).

Катада сказал, что речь идёт о тех, кто придумывает нововведения.
Один учёный сказал: «Любой вопрос, который появился в исламе и вызвал разногласия среди людей, однако эти разногласия не привели к вражде, ненависти и расколу, относится к вопросам ислама. А любой вопрос, который возник и вызвал вражду, ненависть, козни и разрыв отношений между верующими, не имеет никакого отношения к религии».
Приверженцы нововведений следуют иносказательному и искажают смысл аятов, давая им необоснованные и неподтверждённые толкования, поэтому некоторые учёные сказали, что в аяте:

«Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами» (3:7)

– речь идёт о приверженцах нововведений и тех, кто следует за своими страстями.
А когда противники третейского суда сказали ‘Али (да помилует его Аллах):

«Решение принимает только Аллах» (6:57)

,
– он сказал: «Слово Истины, в которое вкладывается ложный смысл!».
В предании упоминается о том, что когда возникают нововведения, умирает, то есть предаётся забвению, Сунна.
Так бойтесь же Аллаха, о верующие, и знайте, что нововведения стирают собой Сунну. Счастлив тот, кто придерживается Сунны, неуклонно следует ей, оживляя её, призывает к ней, терпеливо соблюдает, и не преступает установленные Всевышним границы, вводя в религию то, на что Аллах не давал Своего дозволения, чего не приносил его Посланник, и что не было обычаем его преемников – праведных халифов. А кто вносит в религию нечто новое, тот возводит ложь на Аллаха и Его Посланника и создаёт свои законы при том, что единственным Законодателем по праву является Всевышний.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) написал ‘Ади ибн Арта по поводу некоторых кадаритов: «Я наказываю тебе бояться Аллаха, исполнять Его веления, следовать Сунне Его Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и оставлять то, что внесли в религию приверженцы нововведений, и что не соответствует Сунне. Следуй Сунне, ибо Сунну принёс нам человек, знающий, что противоречие ей – ошибка и глупость. Соблюдающие Сунну являются опередившими, поскольку они говорят и делают достаточно, и больше от них ничего не требуется. Те же, кто делает меньше, делают упущения, а кто делает больше, тот выбивается из сил. Одни делают упущения, другие преувеличивают, а если бы они придерживались “золотой середины” между тем и этим, они оказались бы на прямом пути».
Всевышний Аллах сказал:

«У верующего мужчины и верующей женщины нет выбора, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

Я говорю то, что вы сейчас слышали, и прошу прощения у Всевышнего, просите же и вы у Него прощения, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

 

http://ummahweb.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика