Примеры из жизни имама Абу Ханифа


abu_hanifa.jpgАль-Муваффакприводит слова Дирара бин Сурада, передавшего, что он слышал, как Йазидбин аль-Кумайт, которого Дирар считал одним из лучших людей, сказал:
  - Абу Ханифа очень боялся Аллаха. Однажды во время вечерней молитвымуаззин ‘Али бин аль-Хасан, позади которого находился Абу Ханифа,прочитал нам суру, в которой сказано: “Когда сотрясена будет земля … ” (“Землетрясение”, 1).Когда мы закончили молиться и люди разошлись, я взглянул на Абу Ханифу,который сидел на своём месте, размышляя и вздыхая, и сказал: “Уйду-кая, чтобы не отвлекать его”. Уходя, я оставил там светильник, в которомбыло только немного масла, а, когда вернулся незадолго до зари, увидел,что он стоит, держась за свою бороду и произнося такие слова: “О Тот,Кто воздаст благом за совершение благого весом с пылинку и воздастдурным за совершение дурного весом с пылинку, защити раба Твоегоан-Ну‘мана от огня и того дурного, что приближает к огню, и окажи емумилость Твою!”
  После этого я произнёс словаазана и увидел, что светильник горит, а он стоит, а когда я вошёлвнутрь, он спросил меня: “Ты хочешь забрать светильник?” Я сказал: “Яуже призвал на утреннюю молитву”. Он попросил: “Никому не рассказывай отом, что ты видел”, после чего совершил добровольную молитву в двараката и сидел, пока я не объявил о начале молитвы обязательной,которую Абу Ханифа, совершивший предыдущее омовение в начале ночи1, совершил вместе с нами”.

 Имам Абу Ханифа сказал своему лучшему ученику Абу Йусуфу, да помилуетАллах Всевышний их обоих: “Прежде всего займись поисками знания, затем- приобретением дозволенного богатства, а затем - поисками жены, ибо,поистине, если сначала ты вместо поисков знания займёшься приобретениембогатства, то не сможешь искать знание. Богатство будет побуждать тебяпокупать рабынь и невольников, и ты погрязнешь в делах мира дольнего”.Затем имам сказал ему: “А когда ты приобретёшь богатство, займисьделами брака и обращайся со своей женой так, как я тебе говорил. Крометого, тебе следует страшиться Аллаха Всевышнего, возвращать доверенное,проявлять искренность по отношению ко всем людям2 и неотноситься к ним с пренебрежением. Уважай их, поменьше общайся с ними,если только сами они не будут стремиться к общению с тобой, а привстречах с ними разбирай вопросы фикха, и тогда интересующиеся этимзаймутся постижением знания, а те, которые этим не интересуются, станутчуждаться тебя и при этом они не будут ни сердиться на тебя, ниокружать тебя”.

  Сообщается, что Йахйа бин Шайбан, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
 - Однажды Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, увидевший, чтоего сын Хаммад ведёт с некоторыми из учеников имама спор по вопросамкалама, запретил им заниматься этим, а когда они сказали ему: “Мывидели, как сам ты вёл такие споры, которые запрещаешь вести нам”,имам, да помилует его Аллах Всевышний, ответил: “Мы вели споры такосторожно, будто на головах у нас сидели птицы, ибо боялись, что наштоварищ допустит ошибку, а вы ведёте споры, желая, чтобы ваш товарищошибся, а тот, кто желает этого, желает, чтобы товарищ его впал вневерие”.

  Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний,увещевал своих учеников лишь время от времени, опасаясь, что егонаставления могут наскучить им. Сообщается, что Мусавир бин аль-Варраксказал:
  - Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: “Неговори о фикхе с тем, кто не желает постичь его, ибо в противном случаеты только доставишь мучения и этому человеку, и другим своимсобеседникам. Не возвращайся к разговору с тем, кто станет перебиватьтебя, ибо такой человек лишён любви к знанию и маловоспитан”. И имамчасто говорил: “Коран есть слово Аллаха, выше которого тебе неподняться”.

  Сообщается, что Фадль бин Ганим сказал:
  -Когда Абу Йусуф заболел, имам неоднократно навещал его. Как-то раз,увидев, что больной находится в тяжёлом состоянии, Абу Ханифа сказал:“Я надеялся, что после моей смерти ты заменишь меня для мусульман, и,поистине, с твоей смертью исчезнет из мира много знания!” После этого,выздоровевший Абу Йусуф стал придерживаться очень высокого мнения осебе и собрал в своей мечети кружок людей, которые записывали егослова. Узнав об этом, имам послал к нему человека и велел ему спроситьАбу Йусуфа: “Что ты скажешь о белильщике тканей, который сначала нежелает признавать, что какая-либо вещь принадлежит другому, а потомприносит отбеленную вещь владельцу и требует плату?” И имам сказал: «Иесли он ответит: “Ему следует заплатить”, скажи: “Ты ошибся”, если жеон ответит: “Не следует”, тоже скажи: “Ты ошибся”.» Этот человек всётак и сделал, после чего Абу Йусуф немедленно явился к Абу Ханифе,который сказал ему: “Ты пришёл не иначе как из-за вопроса о белильщике.Преславен Аллах! Человек, который говорит о религии и собираетучеников, но не может правильно ответить на один из вопросов,касающихся оплаты, достоин удивления!” Тогда Абу Йусуф попросил: “Научименя”, а Абу Ханифа сказал: “Если он отбеливал до отказа, заплатитьследует, потому что он отбеливал для владельца, если же он отбеливалпосле, то платить не следует, потому что он делал это для себя”. Затемимам сказал: “Пусть оплакивает себя человек, считающий, что ему большенечему учиться”.

  Сообщается, что Шакик бин Ибрахим сказал:
 - Как-то раз Абу Ханифа сказал Ибрахиму бин Адхаму: “О Ибрахим, тебебыла дарована способность заниматься поклонением, так не забывай же ознании, ибо, поистине, знание стоит во главе поклонения и является егоосновой”.

  Сообщается, что Мухаммад бин Шуджа‘ аль-Марвази сказал:
 - Однажды, когда аль-Фадль находился у Абу Ханифы, имам спросил его: “Ккому ходит твой сын Мухаммад?” Тот ответил: “Он ходит к разныммухаддисам и записывает то, что они говорят”. Абу Ханифа сказал:“Приведи его ко мне, чтобы я посмотрел, чего он достиг”. Когдааль-Фадль привёл сына, Абу Ханифа стал мягко говорить с ним, велел емуподойти поближе и спросил: “О Мухаммад, к кому ты ходишь и чьи словазаписываешь?” Тот ответил на вопрос имама, который увидел у него книгуи сказал: “Дай мне её”, и юноша сделал это. Имам открыл её, увидел, чтона первой странице там написано: “Ребёнок, рождённый вне брака,является наихудшим из троих”, и спросил: «О Мухаммад, что означаютслова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Ребёнок, рождённый вне брака, является наихудшим из троих”?»Тот ответил: “Он таков, как сказано об этом в хадисе”. Услышав это,имам воскликнул: “Поистине, мы принадлежим Аллаху! Ты приписал Пророку,да благословит его Аллах и приветствует, нечто недопустимое инепозволительное, ибо эти слова противоречат Книге Аллаха Всевышнего исунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и являютсянесправедливыми! Аллах Всевышний сказал: “Каждый человек (станет) заложником того, что он приобретал” (“Завернувшийся”, 38).  Всевышний также ска-зал: “ … чтобы воздал Он творившим дурное за то, что они делали … ” (“Звезда”, 31).  Всевышний также сказал: “ … и (награда достанется) человеку лишь за то, что он делал … ” (“Звезда”, 39).  Всевышний также сказал: “И обнаружат они (там записи обо всём), что они делали, и никого не обидит Господь твой” (“Пещера”, 49).  Всевышний также сказал: “И установим Мы справедливые весы в День воскресения, и не будет обижен никто и ни в чём … ” (“Пророки”, 47).  Всевышний также сказал: “Мы не поступали с ними несправедливо, - это они были несправедливы3 (к самим себе)” (“Украшения”, 76).  Всевышний также сказал: “Ему (уготована награда за) то, что он приобрёл4, и против него (обернётся) то, что он приобрёл5(“Корова”, 286).  Всевышний также сказал: “Если творите вы добро, то творите его для себя, а если совершаете дурное, то (во вред) себе же” (“Ночное путешествие”, 7).  Всевышний также сказал: “ … и никто не понесёт бремени (грехов) другого” (“Скот”, 164),и можно привести другие подобные аяты, а сказавший то, что повторил ты,идёт наперекор сказанному в Коране и говорит об обязательностинаказания за грех, совершённый другим, но слова его несправедливы!”Тогда аль-Фадль спросил его: “Так что же это означает, да помилует тебяАллах?” В ответ ему Абу Ханифа сказал: “Мы считаем, что касается этолишь такого внебрачного ребёнка, который станет совершать не толькопрелюбодеяния, как и его родители, но и другие дурные дела наподобиеубийства, воровства и так далее. Говорят также, что будет он худшим изтроих в том случае, если совершённое его родителями ограничится толькопрелюбодеянием, а он впадёт в неверие. И поскольку неверие хужепрелюбодеяния, то говорят, что он является худшим из троих”. Выслушавего аль-Фадль бин ‘Атийа сказал: “Это и есть знание!” - а потом спросилсвоего сына Мухаммада: “Ты слышал?” Что же касается Абу Ханифы, то онсказал: “О Мухаммад, если человек хочет изучать хадисы, но не стремитсяк изучению их толкования и познанию их смысла, усилия его пропадутдаром и это принесёт ему вред”, и после этого Мухаммад бин аль-Фадльстал часто приходить к Абу Ханифе.

  Аллах Всевышний сказал: “И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!” (“Ночное путешествие”, 36).
    Сообщается, что одному человеку разбили голову, а когда во сне у негопроизошла полюция, его товарищи посоветовали ему совершить полноеомовение, и он совершил его и умер. Узнав об этом, Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: “Они погубили его,да поразит их Аллах! Почему же они не спросили, если сами не знали?Поистине, средство исцеления болезни можно найти с помощью вопросов”.
 Абу Ханифа сказал: «Пренебрегает самим собой и своей религией тот, ктоговорит о знании, считая, что Аллах Всевышний не спросит его: “Что жеговорил ты о религии Аллаха Всевышнего?”»
_______________________

 1 Имеется в виду, что всё это время Абу Ханифа оставался в состоянии ритуальной чистоты.
 2 Это должно выражаться в указании им пути к тому, что соответствует их интересам в мире вечном и в земной жизни.
 3 Имеется в виду, что, совершая при жизни грехи, люди проявляли несправедливость по отношению к себе самим.


Из книги Вахби Сулейман Гавиджи "Великий имам Абу Ханифа ан-Ну'ман"
Перевод: Владимир Абдулла Нирша

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика