Завещание сподвижника Абуд-Дарды


Для Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,Всевышний Аллах избрал наилучших людей в качестве сподвижников. Онпредопределил им родиться и жить в такое время, когда будет житьПророк, да благословит его Аллах и приветствует. Именно сподвижникиизучили религию и в сохранности передали ее следующим поколениям.Именно от них об Исламе узнали люди из самых разных стран и различныхнациональностей. Школа сподвижников – это такая школа, знания в которойполучили имамы предыдущих веков и продолжают получать мусульмане нашеговремени. Именно в этой школе получили воспитание все достойные иправедные люди нашей огромной исламской уммы.
  Всевышний Аллах о своемотношении к сподвижникам сказал следующие слова: «Доволен остался Аллахтеми верующими, которые присягали тебе (о Пророк) на верность…» (48:18).
  И среди множества сподвижников были и такие, кто заслужил особоеуважение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и особенныйавторитет для остальных мусульман. Так, одного из сподвижников ПророкМухаммад выделил особо и назвал его «мудрейшим человеком этой общины».Такого эпитета удостоился Абуд-Дарда. Он был из числа ансаров исчитался одним из уважаемых людей своего племени. Также Абуд-Дарда ещепри жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заучилнаизусть весь Коран. Абу Дарда принимал участие во всех важных военныхсражениях, в том числе – и в битве при Бадре. А за его проницательныйум и мудрость халиф Умар ибн аль-Хаттаб назначил его верховным судьей(кади) в Дамаске. На этом посту он работал до конца своей жизни, аскончался он в последние годы правления халифа Усмана.
  Абу Дарда умел своим словом и мудрым советом влиять на людей ипризывать их к справедливости. Многие люди встали на праведный путьпосле его проповедей. И некоторые из его высказываний были подостоинству оценены и сохранены потомками. Сами сподвижники любилипередавать высказывания Абу Дарды даже после его смерти. Об этом мыможем узнать со слов такого видного сподвижника, как Абдуллах ибн Умар.Известно, что он говорил своим товарищам: «Есть ли среди вас тот, ктопомнит наставления двух умных людей?» Окружающие спрашивали: «Что этоза двое умных людей?», - и тот говорил: «Это Муаз ибн Джабаль и АбуДарда». Поэтому не будет случайным, если мы сегодня упомянем некоторыеиз наставлений Абу Дарды.
 
  Итак, вот его первое наставление: «Требуйте знания! А если у вас нетдля этого возможности, то уважайте обладателей знания. Если и этого неможете, то хотя бы не держите на них злобы».
 Обратите внимание, что первым, с чего начал Абу Дарда, был призыв ктребованию знаний. Если же у человека нет для этого сил, здоровья илидругих возможностей, то пусть проявляет уважение к обладателям знания,к которым относятся знающие религию люди, ученые, преподаватели, имамы,муфтии. Если же человек не может полюбить кого-то из ученых, например,когда у того есть ошибки или когда человек не согласен с его выводамиили какими-то качествами характера и т.д., то, как минимум, он недолжен держать на него злобу, питать к нему ненависть. Иученые-богословы подчеркивают, что данное наставление Абу Дардыкасается всей исламской уммы, относится к каждому мусульманину, ибосамое почетное место в Исламе занимает знание об Аллахе и Его религии.Все мы знаем, что первым, с чего началась религия, было веление«Читай!», то есть это был призыв к познанию.
 Мусульманские ученые, а также все, кто занят приобретением религиозногознания и его распространением, являются обыкновенными людьми, а потомуони не застрахованы от ошибок и заблуждений. И увидев в ком-то из нихнечто нехорошее, нам не нужно распространяться об этом и стремитьсясделать из этого некую сенсацию. Причина этого в том, что мы должнысохранять уважение к знанию, которое есть в этом человеке. Ведь если мыстанем прилюдно ругать его и скверно о нем отзываться, менее грамотныемусульмане потеряют уважение не только к этому ученому, но и к знаниювообще, а это намного хуже! И какие бы правильные слова ни говорил этотученый в дальнейшем, никто не станет прислушиваться к ним, потому что влюдях будет подорвано уважение к знанию и его обладателям. Если религиюбрать не от ученых, то от кого же тогда простые люди смогут перенятьеё? Именно поэтому так важно нам помнить упоминавшееся наставление АбуДарды.
 
  Давайте посмотрим еще на одно наставление этого сподвижника. Абу Дардасказал: «Я призываю вас к хорошему. Но далеко не все, что разъясняю, ясам могу исполнять. И все-таки я жду от Аллаха награды хотя бы за то,что рассказал вам». Это очень ценное признание от сподвижника.Подтверждая его слова, более поздние имамы говорили о себе: «Далеко невсе, что разъясняем, мы в силах исполнить. И если бы рассказывалитолько о том, что сами делаем, то смогли бы призвать вас лишь к оченьмалому количеству дел». С этих слов мы понимаем, что ученые, взяв насебя ответственность за распространение Ислама, рассказывают об этойрелигии все, что знают. Но они такие же люди, как и все остальные, ипотому они не могут быть совершенными, пребывая все время в богоугодныхделах и избегая неправильного. Ведь наша религия широка, и в ней многоразличных желательных и рекомендуемых действий, успеть совершитькоторые сложно успеть любому человеку: либо не хватает времени, либоздоровье не позволяет и т.д. Несмотря на это, все мусульмане должнысовершать обязательные действия и сторониться запретного.

 Третье наставление Абу Дарды. Однажды он проходил мимо группы людей иуслышал, как те ругают одного из них. Оказалось, тот совершил какой-топлохой проступок и поэтому снискал гнев своих товарищей. Абу Дардаподошел к ним, но не стал никого осуждать, а просто сказал: «Если бы выувидели своего товарища попавшим в беду, стали бы вы пытаться помочьему?» И те ответили: «Конечно, мы будем спасать наших друзей из беды».Сподвижник продолжил: «Так возблагодарите Аллаха за то, что васминовали беды, доставшиеся вашему товарищу, и перестаньте ругать его».
 Обратите внимание, как сподвижник удержал тех людей от продолженияругани. Ведь по Исламу мы не должны ругать людей и, тем более, недолжны стремиться делать этого прилюдно. Увидев же ошибки в ком-либо,нам нужно подойти к этому человеку и ему одному указать на егозаблуждения.
 Кроме того, мусульманам следует остерегаться участвовать в пересудах,когда люди обсуждают кого-то и, зачастую, клевещут о нем. Наш Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, так сказал об этом поступке:«Если человек рассказывает другим людям все, что слышит сам (имеется ввиду то, что он даже не стремится проверить достоверность услышанныхсообщений), то является одним из лжецов».
 Этот хадис и упоминавшиеся наставления касаются и нашего времени. Ониучат нас тому, что не нужно прилюдно осуждать ученых и обладателейзнания, в том числе – преподавателей религии, имамов, муфтиев ибогословов. Кроме того, услышав, как другие люди обсуждают недостаткитого или иного представителя религии, не нужно участвовать в этихразговорах и не следует их поддерживать. Вред от таких разговоровогромен: так теряется уважение к религии, люди начинают считатьдозволенным совершение многих осуждаемых поступков. Я ни в коем случаене стараюсь умалить недостатки тех представителей Ислама, в комдействительно есть ошибки и заблуждения, и не стремлюсь выступать ихзащитником. Но я хочу призвать к тому, чтобы мы больше вниманияобращали на те слова, которые говорим. И если наши речи будутзатрагивать представителей религии и обладателей знания, то не стоит ихпревращать в предмет всеобщего обсуждения, дабы не нанести урон самойрелигии.


Источник: Дом Ислама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика