ПРИНЯТО МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО БЛАГОЕ И ДОЗВОЛЕННОЕ


  Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:"Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям,сказал:
  "О люди! Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кромеблагого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он ипосланникам, и Всевышний сказал: "O посланники! Вкушайтеблагое и совершайте праведные дела." (верующие"51.)
   Всевышний также сказал: "Oте, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделиливас...""Корова", 172.
  А потом пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, упомянул о покрытом пыльючеловеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в путии воздевает свои руки к небу(повторяя): "О Господь, о Господь!", -однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна,и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?""Муслим и ат-Тирмизи."

ВАЖНОСТЬ ЭТОГОХАДИСА

  Данныйхадисотносится к числу таких хадисов, которые лежат в основе ислама иего установлений, и на него следует опираться, принимая дозволенное иотстраняясь от запретного. Какую всестороннюю и великую пользу приноситэтот хадис в деле создания общества верующих, в котором каждый будетжелать брату своему того же, чего желает и самому себе, и не захочетдля него того же, чего не хочет себе, и не станет преступать границ,установленных шариатом, довольствуясь благословенным и благимдозволенным, и, подобно другим, будет жить в покое иблагоденствии!

ПОНИМАНИЕ ЭТОГОХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОННАПРАВЛЯЕТ"!

  1. Благое, которое будет принято

  Слова пророка, салляллаху‘алейхи уа саллям:
  "О люди, поистине, Аллах Всевышний - Благой, и Он не принимает ничего,кроме благого...", - имеют отношение к делам, материальным ценностям,словам и убеждениям.
  Аллах Всевышний, слава Ему, примет только благие и свободные от всегодурного, например, от стремления к показному и от самолюбованиядела.
   И Он примет только благие идозволенные материальные средства.Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, побуждал людей подавать милостынюиз тех средств, которые являются дозволенными и благоприобретёнными, ипоэтому он сказал:
  ".. .и Аллахне примет ничего, кромеблагого..."
  Это значит, что изподаваемого в качестве милостыни Аллах примет только благое идозволенное.И не дойдёт до Него из слов ничего, кроме благого, ведь Аллах Всевышнийсказал:
  "К Нему восходит благоеслово, а возносит его праведноедело" "создатель", 10.
  И Аллах Всевышний разделил слова на благие и мерзкие. Аллах, слава Ему,сказал:
  "Разве ты не видишь, какАллах в качестве притчи приводит благое слово, подобное благомудереву...?"
  Аллах Всевышнийтакже сказал:
  "А слово скверноеподобно скверному дереву...""Ибрахим",26.
  И не преуспеет предВсемогущим и Великим никто, кроме верующих и чистых, ведь Всевышнийсказал:
  "...которых ангелы забирают чистыми..." "пчелы"
  И когда они будут входить в рай, ангелыстанут приветствовать таких людей,говоря:
  "Мир вам! Вы были чисты,войдите же (в рай) навечно!" "Толпы",73.
   Об общем смысле слов пророка,салляллаху ‘алейхи уа саллям:"...и (Аллах) не примет ничего,кроме благого...", - Ибн Раджаб сказалтак:
  "Если говорить о верующем в целом, то чистыми являются егo сердце, языки тело, ибо в сердце его живёт вера, язык его поминает Аллаха, а прочиечасти тела заняты праведными делами, которые являются плодами веры иотносятся к числу её составные частей ".
  2. Каким образом дела могут стать принятыми и благими?
  Для того, чтобы дела верующегостали благими и могли быть приняты,прежде всего необходимо, чтобы пища его была благой и дозволенной. Вэтом хадисе имеется указание на то, чтo дела человека будут принятылишь в том случае, если он питается дозволенным, и на то, что запретноепортит дела и препятствует тому, чтобы они принимались. И в самом деле,ведь сначала пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,говорит:
  "О люди, поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего,кроме благого", - а потомговорит:
  "И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он ипосланникам, и Всевышний сказал:
  " O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела"
"Верующие", 51.
  И Всевышний также сказал:
  "О те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мынаделили вас." "Кoрова" 172.
  Это означает, что посланникам Аллаха и тем, к кому они направлялись,было велено питаться благим или же дозволенным и совершать праведныедела. И дела будут праведными до тех пор, пока дозволенной будет пища,если же пища является запретной, то как могут быть принятыдела?
  Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими,сказал:
  "Однажды в присутствии посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям,я прочёл аят, в котором говорится: " O люди! Вкушайте из того, что естьна земле, дозволенное, благое...""корова",168.
   - после чегo (сo своегоместа) поднялся Са'д бин Абу Ваккас,сказавший: "О посланник Аллаха, попроси Аллаха сделать так, чтобы моимольбы принимались. "
  Тогда пророк,салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
  "О Са 'д, пусть пища твоя будет благой, и тогда твои мольбы будутуслышаны. Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммеда, если раб Аллахапроглотит один запретный кусок, Аллах не будет принимать его дела втечение сорока дней, а плоть любого раба, образовавшаяся, из того, чтоявляется запретным, более всего достойна огня!"(Ат-Табарани.)
  Абу Йахйа аль-Каттат передал со слов Муджахида, что Ибн Аббас, да будетдоволен Аллах ими обоими, сказал:
  "Аллах не принимает молитву того человека, в утробе которого находитсячто-нибудь запретное ".
   3.Неприемлемость
  В некоторых хадисах пророка,салляллаху ‘алейхи уа саллям, слова отом, что де не будет принято, иногда могут указывать на неправильноеего совершения. В пример можно привести тот хадис, в которой приводятсяслова посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уасаллям,:
  "Аллах не примет молитвы ни одного осквернившегося из вас дотех пор, пока он не совершитомовения".
  Здесь достижение желаемого от молитвы связывается с чиcтотой, а подтем, что дело будет принято, подразумевается выполнениеобязанности.
  Во многих других хадисах то, что дело не будет принято, может означатьи отрицание возможности получения награды Аллаха за его совершение.Так, например, в одном хадисе говорится:
  "Молитва той женщины, муж которой гневается на неё, и молитвапришедшего к прорицателю и молитва человека, выпившего вина, не будутприниматься в течение сорока дней"
  В рассматриваемом нами хадисесказано:
  ".. .и Он не принимаетничего, кроме благого..."
  Вдругом хадисе говорится:
  "Не будет принята молитва человека, который совершил ее водежде (,купленной) за десять дирхемов (, если дирхемы эти были)запретными".
  Здесь отрицается наличие совершенства, которое делает заслуженнойнаграду за эти дела. Имеется в виду отсутствие того совершенства вделах, за которое человек обязательно получит награду, несмотря на то,что вышеупомянутые дела и так будут приняты в результате выполнениячеловеком своей обязанности. Что же касается неприемлемости в обоихрассматриваемых случаях, то различать их следует по внешнимуказаниям.
   4 - Каким, образом,мусульманин может освободиться отзапретного?
  Если мусульманин не в состоянии узнать, кто является хозяином запретныхденег, оказавшихся в его руках, или не имеет возможности найти этогочеловека, он может освободиться от них, раздав эти деньги в качествемилостыни, награда же за это достанется иххозяину.
  Сообщается, что Малик бин Динар сказал:
  "(Как-то раз) я задал Ата бин Абу Рабаху вопрос о человеке, завладевшемзапретными деньгами, не знавшем, кому они принадлежат и желавшем от нихизбавиться.
  Он сказал: "Ему следуетраздать их в качестве милостыни, и я не скажу, что за это он получитнаграду ".
  Известно также и мнение аш-Шафи'и, да помилует его Аллах Всевышний,относительно запретных денег. Он считал, что их следует не раздавать, ахранить до тех пор, пока не выяснится, кто имеет на нихправо.
  Что же касается Ибн Раджаба, то онсказал:
  "Правильно же будет раздать их в качестве милостыни, так как уничтожатьи расточать деньги запретно, а хранить их бесконечно всё равно чтоуничтожить их и дать завладеть ими притеснителям. Они являются не чеминым как милостыней, раздаваемой за их владельца, чтобы эти деньгипринесли ему пользу в мире вечном, поскольку воспользоваться ими в этоммире он не в состоянии''.
  5. Некоторые причины ответа на мольбу
  а - Долгоепутешествие:
  Путешествие уже само по себе является причиной ответа намольбу.
   Передают со слов Абу Хурайры, чтопророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,сказал:
  " Нет сомнения в том, чтоуслышаны будут три мольбы: мольба притесняемого, мольба странника имольба отца за своих детей".
  Если путешествие продолжается долго, вероятность того, что мольба будетуслышана, увеличивается, так как в подобных обстоятельствах душастановится покорной из-за тоски по родным местам и перенесениятрудностей, покорность же является одной из основных причин того, чтона мольбу даётся ответ.
  6 - Воздевание рук кнебу.
  Это относится к числу правил приличия при обращении мольбами. Передаютсо слов Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, что пророк,салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
  "Поистине, Аллах Всевышний стыдлив и шедр, и Ему будет стыдно,есличеловек, воздевший к Нему руки свои, опустит их, а надежды его неоправдаются". Ахмад, Абу Дауд иат-Тирмизи.
  Во время молений о ниспослании дождя пророк, салляллаху ‘алейхи уасаллям, всегда воздевал руки к небу настолько, что становилась виднабeлизна его подмышек, а обращаясь к Аллаху за помощью противмногобожников в день битвы при Бадре, он поднял их так высоко, что сплеч его упала накидка.
  в - Настойчивые обращения с мольбами к Всемогущему ВеликомуАллаху.
  В данном случае речь идёт о многократном поминании Аллaха Всевышнего,слава Ему, как Господа, что относится к числу важнейших средств, спомощью которых добиваются ответа намольбу.
  Аль-Баззар приводит передаваемый со слов Аиши, да будет доволен еюАллах, хадис, в котором сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уасаллям, сказал:
  "Послетого, как раб (Аллаха) четырежды скажет: "О Господь!", - Аллах говорит:"Я слышу тебя, о раб Мой, проси, и тебе будет дано это!"
   6. Что препятствуетответу на мольбу?
  В этомхадисе пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, указывает, чтоиспользование запретной пищи, питья и одежды препятствует ответу намольбу. Слова пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, в форме вопроса"... так как же может быть дан ему ответ?"выражают удивление и свидетельствуют о том, что спрашивающий считаетподобное маловероятным, однако не говорят о полной невозможностиэтого.
  7. Мольба есть сутьпоклонения
  Дело в том, что человек обращается с мольбами к Аллаху в тех случаях,когда ни на кого больше не надеется. В этом и состоит истинная сутьединобожия и искренности, и нет ни одного вида поклонения вышеэтого.
  8. Этот хадис указывает на необходимость побуждения красходованию дозволенного и удержанию от расходования всего иного.
  9. Тому, кто желает обратитьсяк Аллаху с мольбой, необходимопитаться только дозволенным и носить только дозволенную одежду, чтобымольба его была принята.
  10. Аллах принимает от верующих то, что они расходуют изблагого, приумножает это и благословляет их вэтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика