О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ДОСТОВЕРНЫХ ХАДИСОВ И ПОВИНОВЕНИЯ ПРОРОКУ МУХАММАДУ

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ДОСТОВЕРНЫХ ХАДИСОВ И ПОВИНОВЕНИЯ ПРОРОКУ МУХАММАДУ
(да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир)

Хвала Аллаху, который послал к нам Мухаммада Своим проповедником, доверенным в передаче Своего откровения, последним пророком, разъяснившим людям Ислам, имамом и примером для подражания для всех мусульман!

Данная статья содержит коранические доказательства, аргументирующее необходимость повиновения посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир).

Прежде всего, нам необходимо разъяснить качества пророка Мухаммада, приведенные в Священном Коране, чтобы узнать его положение у Всевышнего Аллаха. Испрашивая помощи Аллаха постараемся привести следующие из них:

- Пророк Мухаммад является человеком и обладает всеми особенностями и качествами людей; однако наряду с этим он обладает превосходством над всеми людьми, благодаря тому, что ему было ниспослано откровение Аллаха, которое Он послал на языке его народа. Всевышний Аллах сказал: “Скажи: “Я ведь - всего лишь человек, подобный вам, [однако] ниспослано мне откровение...” (аль-Кахф 18:110).

Посланник Аллаха был человеком, которому Аллах открыл смысл его миссии и обязал донести ее до всего человечества.

- Вместе с тем, что он был всего лишь человеком, Аллах наделил его особыми достоинствами, с которыми была связана его великая миссия. Аллах сотворил его в совершенном сложении и наделил совершенным нравом. В поклонении своему Господу и выполнении обязательств перед Ним Мухаммад был самым лучшим из всех людей. Всевышний Аллах сказал: “Хвала Тому, кто перенес ночью Своего раба из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, землю вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему Наши знамения (чудеса). Поистине, Он - Всеслышащий, Всевидящий!” (аль-Исра 17:1).

- Вместе с тем, что он был всего лишь человеком, Всевышний Аллах одарил его особыми чудесами, такими как ночной перенос из Мекки в Иерусалим, вознесение на небеса, увеличение пищи, находящейся перед ним, разговор с ним камней, деревьев и животных, исцеление больных после его молитвы, сообщение ему некоторых знаний о Сокровенном, о чем сказал Всевышний Аллах: “Ведающий Сокровенное... И не дает Он узнать Сокровенное у Него никому, кроме тех, к кому Он соблаговолил из посланников, и тогда Он ведет перед ним и позади его наблюдателя” (аль-Джинн 72:26-27).

Однако пророк Мухаммад не ведал всего Сокровенного: Аллах соблаговолил поведать ему лишь некоторые простые знания о Сокровенном, которые пророк сообщил нам во многих достоверных хадисах - о признаках воскресения, о наказании в могиле, об описании моста, по которому в День воскресения пройдут все люди, о месте их сбора перед Аллахом и многом другом, о чем не говорится в Священном Коране. Всевышний Аллах сказал: “Или они скажут: “Измыслил его он!” Нет, они не веруют! Пусть же приведут рассказ, подобный этому, если они правдивы!” (ат-Тур 52:33-34).

- Пророк Мухаммад является избранником Аллаха, о чем сказал Всевышний: “Аллах избирает посланников как из ангелов, так и из людей” (аль-Хаджж 22:75).

Подобная честь является милостью Аллаха, которой Он одаряет пророков и посланников; и они получают ее не благодаря своим стараниям и усердию.

Вместе с тем, что пророчество является божественным даром, Аллах выбирает для него только тех людей, которые отличаются и превосходят других такими своими качествами, которых не имеют другие люди. Поэтому посланники являются самыми совершенными людьми по сложению и нравственным качествам. Всевышний Аллах сказал: “Поистине, ты - великого нрава” (аль-Калам 68:4).

Они также являются самыми мудрыми из людей, имеют самые чистые сердца, о чем сказал Всевышний Аллах: “Разве Мы не раскрыли твою грудь и не сняли с тебя твою ношу..?” (аль-Инширах 94:1-2).

Аллах уберег Своего посланника от грехов и ошибок, а также людей, которые могли ввести его в заблуждение. Всевышний Аллах сказал: “...Аллах защитит тебя от людей...” (аль-Ма’ида 5:67).

Он также уберег его от лжи и утаивания истины. Всевышний Аллах сказал: “Не сбился ваш товарищ с пути и не заблудился. И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое внушается...” (ан-Наджм 53:2-4).

Аллах оказал ему великую честь, ниспослав ему откровение. Он сказал: “И так Мы внушили тебе дух от Нашего веления: ты не знал ранее, что такое Книга и вера, однако Мы сделали его (Коран) светом, которым ведем кого Нам угодно из Наших рабов. И поистине, ты ведешь к прямому пути” (аш-Шура 42:52).

Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только посланником Аллаха и печатью пророков (последним пророком). Аллах знает про всякую вещь!” (аль-Ахзаб 33:40).

Поэтому Аллах обязал нас любить его, и сделал любовь к нему частью веры. Он упомянул любовь к нему в одном ряду с любовью к Всевышнему Аллаху и предписал любить его сильнее, чем кого бы то ни было, будь то собственная душа, имущество, семья или дети. Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваша семья, или имущество, которое вы приобрели, торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока не придет Аллах со Своим повелением. Ведь Аллах не ведет людей нечестивых!” (ат-Тауба 9:24).

Поэтому пророк Мухаммад должен быть дороже для нас, чем наши собственные души, и мы обязаны любить его сильнее, чем самих себя. Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Пророк дороже для верующих, чем они сами...” (аль-Ахзаб 33:6).

Мы должны отдавать предпочтение его словам перед собственными словами, его делам перед собственными делами, о чем сказал Всевышний Аллах: “О те, которые уверовали! Не устремляйтесь вперед перед Аллахом и Его посланником..!” (аль-Худжурат 49:1).

Мы должны отдавать предпочтение его решениям перед собственными решениями, брать с него пример во всех наших делах и подчиняться его повелениям, как сказал Всевышний Аллах: “Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что есть спорного между ними, и потом не найдут в самих себе стеснения о том, что ты решил, и подчинятся полностью” (ан-Ниса 4:65).

В этом благородном аяте Аллах поклялся Самим Собой, сказав, что Его рабы не станут верующими до тех пор, пока не сделают Его посланника судьей во всех спорных вопросах, как в мелких, так и в крупных. Однако Аллах не удовлетворился только этим, добавив, что для того, чтобы стать истинным верующим, недостаточно всего лишь обращения к суду пророка: люди опять же не уверуют, пока в их сердцах не исчезнут стеснение и неудовлетворенность его судом и решением и пока они не подчинятся и не покорятся полностью. Всевышний Аллах также сказал: “Не бывает ни для верующего, ни для верующей выбора в деле, когда его решили Аллах и Его посланник. А кто ослушивается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение” (аль-Ахзаб 33:36).

Почему? Потому что Всевышний Аллах сделал Своего посланника примером для нас в поклонении и приближении к Всевышнему Аллаху. Он сказал: “Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример - для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха” (аль-Ахзаб 33:21).

Этот аят является великим аргументом для доказательства необходимости следования примеру посланника Аллаха в речи и деяниях. Поэтому Всевышний и Благословенный Аллах повелел людям брать пример с пророка в день сражения у рва - пример терпения, стойкости, борьбы, ожидания победы от своего Великого и Всемогущего Господа.

Следование примеру пророка требует от нас, чтобы мы поступали так, как он поступал, и делали это именно так, как это делал он. В этом и состоит смысл свидетельства “Мухаммад - посланник Аллаха”. Без этого мусульманин собственно и не станет мусульманином. Посланник Аллаха - это эталон, по которому оцениваются деяния людей, их речь, вероубеждения и иные дела. Для истинного же следования примеру пророка необходимо иметь твердые знания о его наставлениях, его жизни, его хадисах во всех областях религии и действовать согласно им.

Поэтому Всевышний Аллах обязал нас помогать ему и почитать его. Он сказал: “Мы послали тебя свидетелем, вестником и увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его посланника, и помогали ему, и почитали его, и прославляли Его утром и вечером” (аль-Фатх 48:8-9).

Всевышний повелел нам уважать его, и наше отношение к нему должно отличаться от отношения к остальным людям, ибо он является проповедником велений Аллаха, не говорит ни слова и не совершает никакого деяния без изволения Аллаха. Всевышний Аллах сказал: “Верующие - только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, и когда они бывают вместе с ним в общем деле, то не уходят, пока не попросят у него позволения...” (ан-Нур 24:62). Он также сказал: “Не обращайтесь к посланнику между собой так же, как вы обращаетесь друг к другу” (ан-Нур 24:63).

Если же мы разногласим о чем-то, то за судом мы должны вернуться опять же к нему. Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу” (ан-Ниса 4:59).

Поразмысли над этим высказыванием Аллаха. “Повинуйтесь Аллаху” означает следуйте Его Книге, “повинуйтесь посланнику” - придерживайтесь его Сунны (дороги), а “обладателям власти среди вас” - повинуйтесь им, когда они повелевают подчиняться Аллаху, но ни в коем случае не в неповиновении Ему. Ибо повиновение творению в ослушание Творца абсолютно недопустимо.

Всевышний также предостерег нас от противоречия любому повелению посланника, даже если оно и не упоминается в Коране, потому что Аллах уберег его от вздорных разговоров и лжи: он говорил и приказывал только по повелению Аллаха, говорил и делал только согласно откровению Аллаха. Аллах назначил его имамом и примером для всех нас. Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Пусть берегутся те, кто нарушает его (пророка) повеление, чтобы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное” (ан-Нур 24:63).

Всевышний повелел нам обращаться за судом к пророку, и всякий, кто обращается за судом не к божественному откровению - Корану и достоверным хадисам посланника Аллаха - тот обращается за судом к тагуту (ложному божеству), подобно тем, кто ищет суда разума, основанного на греческой логике, как то делают философы, либо суда склонностей, страстей и чувств, как поступают многие суфии и те, кто отказывается от того, с чем был послан посланник, и от деяний, которые он совершал. В этом и состоит смысл уклонения от учения пророка. Всевышний Аллах указал на состояние тех, кто уклоняется от следования дорогой посланника и его суда, и разъяснил, что так поступают только лицемеры. Давай послушаем вместе высказывание Всевышнего Аллаха: “Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, однако желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отказаться от него? Шайтан хочет сбить их с пути в далекое заблуждение! Когда же им скажут: “Идите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику”, - ты видишь, как лицемеры стремительно от тебя отвращаются” (ан-Ниса 4:60-61).

Всевышний Аллах послал его как милость мирам, как сказал Он: “Мы послали тебя только как милость мирам” (аль-Анбийа 21:107).

Аллах сделал его милосердным к верующим. Всевышний сказал: “К вам пришел посланник из среды вашей. Ему тягостны ваши трудности, он заботлив о вас, к верующим он - мягок, милосерден” (ат-Тауба 9:128).

Он наставил их на прямой путь, разъяснил им смысл Книги Аллаха, указал им на самый легкий путь, ведущий к довольству Аллаха и Его милости. Поэтому недопустимо делать различия между Аллахом и Его посланником в утверждении законов шариата. Тот, кто любит Аллаха, будет любить и Его посланника, а тот, кто подчиняется Аллаху, будет подчиняться и Его посланнику, как сказал Всевышний Аллах: “Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху” (ан-Ниса 4:80).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика