ГИБЕЛЬ МУКХТААРА ИБН АБИ ‘УБЕЙДА

Image

Пятница, 28 декабря 2007 г. = 19 Зуль-Хиджжа 1428 х.г.

аль-Хамду-Лилляахи Раббиль-'Ааламиин уас-Саляату уас-Саляаму 'аляа Ашрафиль-Анбийяа'и уаль-Мурсалиин, уа ба'д:

ГИБЕЛЬ МУКХТААРА ИБН АБИ ‘УБЕЙДА
История пятьдесят третья

Мукхтаар ас-Са?афи из племени Хаджжааджа ибн Йуусуфа по прозвищу «лжец». Он казнил убийц Хусейна и был тем, про которого Посланник Аллааха сказал: «В (племени) Са?ыифбудет лжец и душегуб» (приводится у имаама Муслима). Этот человек вначале своего пути принадлежал к секте «наа?ыби», которые ненавидятимама ‘Али и обвиняют его в неверии. Но затем он поменял свои взгляды ивступил в секту шиитов раафиди, которые превозносят ‘Али ибн Аби Таалибанад всеми сподвижниками и даже пророками. После он объявил охоту навсех, кто был в Карбале в момент, когда был убит Хусейн. Этой охотой онуспокоил свою душу, думая, что рассчитался со всеми врагами иинакомыслящими.

Но этот человек был лжецом: он утверждал, что ангел Джибриил продолжаетпередавать откровения, и на сей раз ему. Имаам Ахмад привёл историю отРифа‘а аль-Куббани: «Однажды я вошёл к Мукхтаару, и он бросил мнеподушку, сказав: «Если бы мой брат Джибриил не встал с неё, то я бы недал её тебе». Ибн ‘Умару рассказали про Мукхтаара и его утверждения отом, что ему ниспосылаются откровения. Ибн ‘Умар сказал: «Да, онговорит правду, ибо Аллаах сказал: «Воистину, шайаатыин (дьяволы) внушают своим друзьям (из человечества), чтобы препираться с вами...».

(Суура «Аль-Ана’аам / Скот» 6:121 - интерпретация значения)

Ибн Аби Хаатим привёл слова ‘Икримы, который сказал: «Я был уМукхтаара, который оказал мне почести и оставил у себя переночевать. Вэтот же день он попросил меня выйти к людям и поговорить с ними. Явышел и встретил человека, который спросил: «Что ты говоришь про ???«уахии» (откровения, внушения)?» И я сказал, что откровения бывают двухвидов, ибо Аллаах сказал: «Мырассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе воткровении этот Кур'аан, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего неведал об этом» (Суура «Йуусуф» 12:3 - интерпретация значения); и также сказал: «Такимобразом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числалюдей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Еслибы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе сих измышлениями» (Суура «Аль-Ана’аам / Скот» 6:112 -интерпретация значения). Этот человек бросился на меня, но я егоостановил, сказав: «Что с вами? Я – ваш гость, который лишь ответил навопрос». Приведя эти аяты, ‘Икрима хотел показать, что Мукхтаар лишьлжец, к которому нисходят откровения от шайтанов.

Имаам атт-Табараани от Анисы, дочери Зейда ибн аль-Аркама, приводит, что её отец вошёл к Мукхтаару ибн Аби ‘Убейду, и тот сказал ему: «Еслибы я захотел, ты бы увидел Джибриля и Микаиля». Но Зейд ответил: «Ты –потерпевший убыток, ничтожный человек. Ты недостоин перед Аллаахом, чтобы Он послал тебе что-то из откровений. Ты – лжец, который врёт на Аллааха и Пророка!»

Учёные сообщили, что Мукхтаар открыто проповедовал свои шиитскиеубеждения, скрывая колдовство, и только приближённым говорил про то,что ему ниспосылаются откровения. У него также был трон, покрытыйшёлком, который возвеличивали и почитали как иудейский Ковчег Завета.

Ибн Джариир привёл историю про этот трон, сказав: «Туфейль ибн Джа’даибн Хубейра рассказал, что он однажды проходил мимо дома своего соседаи увидел у него в доме трон, весь испачканный грязью. Туфейль сказал:«Я задумался над этим троном и затем попросил соседа отдать его мне. Яотправился к Мукхтаару и сказал, что скрывал от него одну вещь, носейчас мне кажется, что я должен сказать об этом. И я сказал ему, что уменя есть трон, на котором сидел сам Джа’ада ибн Хубейра, и посредствомнего ему передавались знание. Он воскликнул: «Хвала Аллааху!Но почему ты скрывал это от меня до сих пор? Отправь его мне». Явернулся домой и отправил этот трон Мукхтаару, предварительно обмывего, почистив дерево и умастив маслом. Мукхтаар передал мне за этоттрон двенадцать тысяч дирхамов, а сам созвал людей на коллективныйсбор. Когда все собрались вокруг него, он прочитал проповедь, послечего сказал:

«В предыдущих общинах не было такой вещи, чьё подобие не существовалобы у нас. Знайте, что у иудеев был Ковчег Завета, с которым иудеиодерживали победы, и это (он указал на трон) – его подобие». Послеэтого поднялся Ша’ас ибн Руб’и, негодуя, отверг подобное заявление иедва не обвинил в неверии того, кто будет возвеличивать этот трон. Онприказал вытащить его из мечети, сломать и выбросить, но его никто непослушал. После этого в городе распространилась весть о том, чтоприближаются войска ‘Убейдуллы ибн Зийаада, и Мукхтаар отправил противних своего наместника Ибн Аштара, поручив ему и этот трон, которыйоблачили в шелка и поставили на четырнадцать мулов. После того, как онипобедили Ибн Зийаада, убив его самого и разогнав войска, они уверовалив этот «ковчег» настолько, что, возвеличив его, совершили неверие.Туфейль, увидев плоды своего поступка, горько пожалел о содеянном. Этипримеры показывают слабоумие Мукхтаара и его ложь в стремление скрытьИстину и привлечь к себе большее количество последователей.

После этого Мукхтаару удалось повлиять на крайних шиитов настолько, чтоони провозгласили его величайшим доказательством правоты Ислама длясвоего времени. Он и среди них объявил себя пророком, заверив, чтополучает откровения с небес. Но жители Куфы выступили против него, кактолько распознали в нём колдуна. Тогда он объединился с крайнимишиитами и рабами Куфы, пообещав, что они получат имущество своих хозяевпосле победы над ними. Их сборище одержало победу над жителями Куфы,они перебили множество людей и многие попали в плен к Мукхтаару. Средипленных был человек по имени Сурака ибн Мардас аль-Барики, которыйбоялся за свою жизнь настолько, что сказал Мукхтаару, когда его подвелик нему: «Это не вы пленили нас и не вы разбили наши войска – это сделали ангелы на белых конях, которых мы видели над вашим лагерем».Мукхтаар настолько удивился его словам, что приказал отпустить его, иСурака присоединился к войскам Му?‘аба ибн Зубейра в Басре. Будучивдали от Мукхтаара, он написал ему послание в стихах, в которых сказал,что видел тех ангелов лишь в своём воображении, и пообещал Аллааху сражаться с Мукхтаарам до самой смерти.

Но заблуждениям Мукхтаара не было предела, и когда после поражения отвойск Масаба ибн Зубейра люди обвинили его во лжи по причине того, чтоАллаах не дал им обещанную победу, Мукхтаар заявил: «Да, Аллаах пообещал мне победу, но это только показалось Ему». Послеэтого Мукхтаар лично повёл войска против Му?‘аба ибн Зубейра, и наокраинах Куфы между ними завязался ожесточённый бой. В ходе битвыМукхтаару удалось убить Мухаммада ибн аль-Аш’аси аль-Канди, после чегоон произнёс: «Лишь после его смертимоя душа нашла покой, ибо он был последний из убийц Хусейна. И сейчас япрезираю смерть и готов встретить её». Его слова подтвердил Аллаах,и в этом сражении победу одержали войска Му?‘аба ибн Зубейра. СамМукхтаар по совету своих подельников занял оборону в своём замке, ивойска Ибн Зубейра осадили крепость Мукхтаара и жалкие остатки от егоармии лжи. Осада продолжалась, Мукхтаар со своими людьми умирал отжажды, так как противник отрезал ему все пути к воде. Он и девятнадцатьверных ему сподвижников потеряли надежду на успех и стали обсуждать насовете, как им быть дальше. Они пришли к выводу, что необходимовооружиться всем, что есть и дать последний бой в жизни. Сам Мукхтаарпоклялся в том, что не сойдёт со своего коня и будет сражаться на нёмдо самой смерти. Он сдержал своё обещание, и Аллаахпомог ему в этом: на выходе из дворца он столкнулся с двумябратьями-богатырями, сыновьями Абдуллы ибн Даджаджа из племени Ханифа.Господь миров предопределил Мукхтаару найти свою гибель на острияхмечей этих братьев, и они прикончили его, выбив из седла. После этогоони отрезали ему голову и положили перед Му?‘абом ибн Зубейром. Такимже образом перед Ибн Зийаадом положили голову Хусейна, голову ИбнЗийаада перед Мукхтааром, а голову Мукхтаара перед Му?‘абом ибнЗубейром, чья голова вскоре также оказалась перед кхалиифом‘Абдуль-Маликом ибн Маруаном.

Тело и душа Мукхтаара отправились в могилу вкушать все муки еёнаказания, а имя выброшено на помойку истории. И если бы не хадиисПосланника Аллааха (?алл Алл?ху ‘Алейхи уа Саллям) о Мукхтааре, он сгинул бы так же, как и все лжепророки до и после него, чьи имена помнят лишь труды историков.

По материалам книги шейкха Хани аль-Хаджа "100 историй о кончине несправедливых" (перевод Саида абу Саада)

Подготовили сёстры Умм Саад, Раяна и Марйам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика